Краткий курс истории. Отец русской авиации
17 января (н. ст.) 1847 года родился Николай Егорович Жуковский, русский ученый, основоположник аэродинамики и аэромеханики как наук.
Вызов воздуху
23 сентября 1910 года на всероссийском празднике воздухоплавания на борт самолета впервые ступила нога пассажира, им стал Петр Столыпин. Однако желающих повторить опыт Столыпина уже на следующий день почти не оказалось. Дело в том, что летчик, или, как тогда говорили, «летун», Лев Мациевич, только-только катавший Столыпина, разбился на своем аэроплане. Причиной тому было банальное несовершенство техники – ведь никто в мире в те годы не понимал, за счет чего тяжелые аппараты вообще держатся в воздухе. Вызов этому несовершенству бросил Николай Жуковский.
Человек может летать!
Жуковский заинтересовался полетами еще в 1880-е годы. На тот момент он был уже признанным ученым, читал лекции по механике в лучших вузах страны. Николай Егорович стал много времени уделять исследованию динамики полета птиц, и наконец в 1892 году он понял, что удерживает птиц в воздухе, и доказал, что человек, используя специальный летательный аппарат, может и сам летать. Результатом его исследований стал научный труд «О парении птиц». В нем он описывал возможности виражей и мертвых петель (и это притом, что ни одного самолета не было построено!). Но в те времена соотечественники ухватились лишь за одну фразу Жуковского, гласившую, что человек может летать.
Подъемная сила крыла
В 1905 году на заседании Московского математического общества Жуковский зачитал доклад. В нем он представил формулу подъемной силы крыла аэроплана, по которой можно было начать строить безопасные для полетов аэропланы. Так родилась наука аэродинамика. Однако крыло – это не весь самолет. На спонсорские деньги российского предпринимателя Павла Рябушинского был построен Аэродинамический институт в Кучино (ныне в составе подмосковного города Железнодорожного) – настоящий подарок судьбы для Жуковского. Там была возведена галерея для протока воздуха – первая в Европе аэродинамическая труба. В институте также велись различные исследования в области метеорологии, гидродинамики, физики атмосферы. В целом перу Жуковского принадлежит более 200 научных работ. При этом Жуковский был не только теоретиком, но и практиком. Существует любопытная преемственность: Жуковский был дипломным руководителем Андрея Туполева, а тот стал научным руководителем Сергея Королёва. Отца русской авиации не стало 17 марта 1921 года. Многотысячная толпа собралась у стен Технического училища, отпевал Николая Егоровича его же ученик – отец Павел Флоренский.
Новое
Видео
«Битвы и сражения: Брусиловский прорыв» (короткометражка)
«Битвы и сражения: Брусиловский прорыв» (короткометражка)
Российская геральдика
Лекция А.П. Черных, к.и.н., руководителя Центра гербоведческих исследований Института всеобщей истории Российской академии наук.
Советская военная форма.
Советская военная форма.