Сергей Уваров: главный русский монархист

9/5/2017

5 сентября (25 августа по ст. с.) 1786 года родился граф Сергей Семенович Уваров – русский государственный деятель, ученый, министр народного просвещения, президент Императорской Академии наук. Однако наибольшую известность Уваров получил как автор идеологической концепции «Православие, Самодержавие, Народность».

Дворянин-вундеркинд

Выходец из дворянской семьи, Сергей Семенович еще в юношестве заинтересовался классической античностью и вскоре опубликовал ряд работ, посвященных археологии и древнегреческой литературе. Эти доклады принесли молодому ученому общеевропейскую известность, знакомство с немецким поэтом-философом Гёте и четой немецких ученых Гумбольдтов. И в возрасте 32 лет молодой, но уже знаменитый ученый Уваров был назначен президентом Императорской Академии наук. Этот пост он занимал до самой смерти в 1855 году.

Сергей Уваров: главный русский монархист

С.С. Уваров

Министр-патриот

Основной период деятельности Уварова пришелся на эпоху правления Николая I, чье вступление на престол в 1825 году омрачило восстание декабристов. Николай запомнил это событие на всю жизнь – ему постоянно мерещились тайные общества, бунты… Тем более в российском обществе в те годы действительно шел процесс формирования различных навеянных Западом идей. В качестве альтернативы этому «вольнодумству» и «смутьянству» Уваров при вступлении в должность министра народного просвещения в 1833 году предложил свою теорию официальной народности. Ее столпами являлась триада «Православие, Самодержавие, Народность» – сжатое воплощение русской монархической идеологии. Фактически этот девиз был антитезисом девиза Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство».

Сергей Уваров: главный русский монархист

Николай I

Скрытый смысл «народности»

Триада Уварова не так однозначна для понимания, как может показаться. Историки до сих пор не пришли к единому пониманию этого девиза. Все дело в том, что в эпоху Николая I девиз трактовался одним образом, а, например, при Александре II – другим... Сам Уваров, судя по оставленным им запискам, вкладывал в свою формулу следующий смысл. Православие и самодержавие понимались утилитарно. Самодержавие – как консервативный инструмент управления, без которого Российская империя развалилась бы. Православие – как традиционная, народная и господствующая религия, которую государство обязано защищать; при этом речь не только о православии, а о всякой религии (будь то ислам или протестантизм), господствующей традиционно в той или иной области России. Наиболее расплывчато было понятие «народность», ведь даже сам Уваров весьма уклончиво отвечал на вопросы, что же он подразумевал. Однако в тех текстах Уварова, которые были написаны им на популярном в те годы французском языке, «народность» фигурирует как nationalité, то есть национальность. Вероятно, имелось в виду единство народов Российской империи и ориентация деятельности самодержца на народное благоденствие. Таким образом, Уваров обозначил себя как ключевую фигуру в развитии русского национализма в 30–40-е годы XIX века.