Краткий курс истории. Главный храм России
27 июля 1836 года (также, по разным данным, в августе 1837 или 1839 года) в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года был заложен храм Христа Спасителя в Москве. Судьба этого памятника и православной святыни богата, интересна, трагична. В 19 веке его долго не могли начать строить; в 1931 году большевики решили построить на его месте Дворец Советов, и храм взорвали. С 1960 по 1994 год на его месте функционировал бассейн «Москва», после чего храм решили восстановить. Однако сегодня мы расскажем о том, как начиналась жизнь главного храма России.
Возобновляя традиции
Сама идея строительства храма-памятника была предложена ветераном Отечественной войны 1812 года генералом Кикиным и передана Александру I. Кикин, по-видимому, решил возродить традицию, существовавшую ещё в домонгольские времена, когда на Руси строились храмы-памятники в знак благодарности за победу и вечной памяти о погибших. Император идею одобрил и подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Первопрестольном граде Москве.
Конкурс архитекторов
В 1814 году был выдвинут уточнённый план строительства кафедрального собора (главный городской храм, в котором богослужение возглавляет епископ) во имя Христа Спасителя. В том же году был объявлен международный конкурс архитекторов. Неожиданно победил лютеранин по вероисповеданию, член масонской ложи и даже не архитектор, а художник Карл Витберг. Согласно его проекту храм должен был быть в три раза больше нынешнего, высотой 240 метров, с колоннадой из 600 трофейных французских пушек, а также включал памятники монархам, выдающимся полководцам и пантеон погибших. Строить решили на Воробьёвых горах, там, где когда-то находилась загородная резиденция царей.
Ненадёжная почва. Проект № 2
Первый камень был заложен в 1817 году в годовщину ухода французов из Москвы. Поначалу строительство велось бодро, но очень скоро темпы упали. Витберг не обладал организаторскими способностями, подрядчики расхищали средства. По итогам семи лет строительства не была закончена даже инженерная подготовка местности под постройку. Проект пришлось заморозить, официально – в связи с недостаточной надёжностью почвы. Новый проект был утверждён уже Николаем I в 1831 году. Архитектора, Константина Тона (автор русско-византийского стиля храмовой архитектуры), а также новое место под строительство в Москве, на Чертолье (ныне ул. Пречистенка), определил сам царь. Торжественное освящение состоялось в 1883 году – в начале эпохи правления внука Николая I Александра III.
Обложка: Храм Христа Спасителя. Источник: https://commons.wikimedia.org
Новое
Видео
Крымская наступательная операция Красной Армии в 1944 году: начало «стратегии сокрушения»
Крымская наступательная операция Красной Армии в 1944 году: начало «стратегии сокрушения»
Памятные даты военной истории России
Победа у мыса Тендра. Памятные даты военной истории России
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.