En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
novosti-mobilnogo-prilozheniya
В закладки

Краткий курс истории. Дело «салемских ведьм»

1 марта 1692 года в маленьком новоанглийском городе Салем (северо-восток США) власти обвинили трех женщин в колдовстве. Начавшиеся после этого события вошли в историю под названием «салемская охота на ведьм». Особый процесс Среди прочих процессов над ведьмами эпохи Средневековья, а также Нового времени, когда эти процессы получили более широкое распространение, дело «салемских ведьм» выделяют особенно. Первая причина в том, что суд над «салемскими ведьмами» достаточно хорошо задокументирован, а вторая – что события развивались в пределах маленького и, что важно, американского городка. Так что исследователи получили хорошо обозримый контекст событий. Охота В 1692 году жители Салема заподозрили в поведении двух девочек,...

1 марта 1692 года в маленьком новоанглийском городе Салем (северо-восток США) власти обвинили трех женщин в колдовстве. Начавшиеся после этого события вошли в историю под названием «салемская охота на ведьм».

Особый процесс

Вопреки расхожему мнению, колдовские процессы были совсем не средневековым явлением. Они стали признаком Нового времени, особенно ярко проявившись в общинах протестантов. Там, где католическая церковь более не была властна над умами и сердцами людей, народный гнев брал правосудие в свои руки и карал любое инакомыслие и отличие от принятых норм. Протестанты, избравшие путь отказа от любого авторитета, кроме святого Писания и проповедей своих пасторов, с особой яростью преследовали тех, кого считали «врагами Бога».

На этом фоне процесс «салемских ведьм», развернувшийся в конце XVII века (во временя Декарта и Ньютона!) в северной Америке, выделяется особенно. Первая причина состоит в том, что суд над «салемскими ведьмами» достаточно хорошо задокументирован, а вторая – что события развивались в пределах маленького и, что важно, американского городка. Так что исследователи получили хорошо обозримый контекст событий.

Охота

Начались все беды с того, что в 1692 году жители Салема заподозрили в поведении двух девочек, 9 и 11 лет, одержимость дьяволом. Те отказывались слушаться взрослых, после призывов к порядку впадали в истерику, жаловались на видения и уколы булавками, страдали от сильного жара. После того как младшая из девочек, дочь пастора Сэмюэла Пэрриса Элизабет обвинила в колдовстве рабыню Титубу, те же симптомы «одержимости» проявились и у других детей. Титуба, родом из Южной Америки, территории современной Колумбии, оказалась на Барбадосе, где ее купил протестантский священник Сэмюэл Пэррис. Он и привез невольницу в Салем. У Титубы был муж, по происхождению коренной американец, возможно также родом из южной Америки.

Помимо Титубы, в колдовстве обвинили еще двух женщин: Сару Гуд и Сару Осборн. Вскоре жителей охватила паранойя – тут и там в городе начали сыпаться обвинения в колдовстве. История Салемских процессов завершилась арестом более 150 человек (женщин и мужчин), 19 из которых были приговорены к смертной казни.

 

Что же случилось?

В наше время существуют различные медицинские объяснения такому странному поведению тех двух девочек. Они могли просто устроить взрослым «спектакль», могли страдать истерическим расстройством и даже отравиться хлебом, приготовленным из зараженного спорыньей зерна. Что заставило жителей Салема подобным образом интерпретировать поведенческое расстройство двух детей – вопрос из области социологии. Анализируя Салемское дело и сопоставляя со схожими проявлениями массовой паранойи, исследователи выявили шаблон в американской истории, получивший название «охота на ведьм». Также характерно, что «охотой на ведьм» называли преследования коммунистов в США в 1950–1957 годах.

Когда охота на ведьм в Салеме была в самом разгаре, рабыня Титуба превратилась из обвиняемой в обвинителя: она начала указывать суду на тех, кто по ее мнению был замешан в колдовстве и так спасла свою жизнь и даже репутацию.

Впоследствии Титуба даже дала большое интервью для книги «Больше чудес невидимого мира: рассказ об испытаниях нескольких ведьм, недавно казненных в Новой Англии», где подтвердила, что ее бывший хозяин, священник Пэррис, сперва выбил из нее признание, а затем обучил тому, что и как сказать на первом допросе, таким образом запустив цепь трагических событий, приведших к гибели людей.

Желание священника проявить себя и вероятнее всего, захватить власть над умами горожан, а также полное отсутствие у протестантов Новой Англии высших авторитетов в виде церковных иерархов, стали главной причиной такого масштаба трагедии.

Теги:
XVII векИстория нового времениИстория религии и церкви
19203

Поделиться

Соцсети

Новое

Сеничев Вадим Евгеньевич

Военная революция начала Нового времени: швейцарская пехота

Ночная прогулка по средневековому городу

Тамбовская земля — Родина Героев

Сеничев Вадим Евгеньевич

Двуручный меч на полях сражений Нового времени

Митин Сергей Герасимович

Расследование через 200 лет. Аракчеев, Минкина и восстание декабристов

Методические рекомендации. Десантная операция по освобождению острова Шумшу. 

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России

Видео

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

8 сентября 1812 года – День воинской славы России. Кутузов дал генеральное сражение «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве у села Бородино

Видео

Памятные даты военной истории России

Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте