Артисты народного звания
6 сентября 1936 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР № 47 было учреждено почетное звание «Народный артист СССР», которое затем 55 лет присваивалось выдающимся деятелям искусства.
Триумфальная импровизация
Официально звание народного артиста появилось еще в 1919 году, задолго до образования СССР. Нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский сочувствовал артистам, разделившим с народом все тяготы Гражданской войны, и задумал ввести почетное звание, отличное от званий, существовавших в царской России. Однажды, осенью 1918 года, в Мариинском театре Луначарский, выступая со вступительным словом, стал восхвалять талант знаменитого оперного исполнителя Федора Шаляпина. Артиста тут же пригласили на сцену, и тут нарком просвещения объявил о присвоении ему звания народного артиста. Это была блестящая импровизация Луначарского, он попал в яблочко! Уже в эмиграции Шаляпин вспоминал: «…этот подарок – звание народного артиста – мне всех подарков дороже, потому что он гораздо ближе к моему сердцу человека из народа».
А.В. Луначарский
Первые 13
В 1936 году советское государство взялось за почетные звания с особым размахом. Хотя партия и стремилась контролировать все процессы в искусстве, к самим творческим деятелям она относилась бережливо – ведь они формировали идеологический фон, от которого зависело настроение трудящихся. 6 сентября 1936 года вместе с Постановлением ЦИК СССР № 47 вышло постановление о присвоении звания народного артиста первым 13 гражданам. Все – деятели театра, все – беспартийные, большинство – мастера с дореволюционным прошлым. В их числе люди, не нуждающиеся в представлении: Станиславский, Немирович-Данченко, Щукин (еще не успевший блеснуть в роли Ленина) и другие.
Б.В. Щукин в роли В.И. Ленина
«Розыгрыш» звезды «Тихого Дона»
За 55 лет народными артистами стали 1006 человек, причем встречались и курьезы. Так, Петра Глебова, исполнителя роли Григория Мелехова в «Тихом Доне», наградили спустя почти 25 лет после выхода фильма по личному велению Леонида Ильича Брежнева. Генсек был так впечатлен игрой, что тут же позвонил заведующему отделом культуры ЦК и спросил, есть ли у Глебова звание. Услышав в ответ, что есть звание «Народный артист РСФСР», Брежнев приказал немедленно присвоить звание «Народный артист СССР». А когда генсек просмотрел дело Глебова, оказалось, что он еще и фронтовик, оборонявший Москву. И случилось небывалое – вышло сразу два указа Президиума Верховного совета СССР: о присвоении Петру Глебову звания народного артиста и о награждении орденом Ленина! Это было настолько необычно и неожиданно, что сам актер был уверен: его разыгрывают. Последним, 21 декабря 1991 года, за пять дней до распада СССР, звания «народного» был удостоен Олег Янковский.
П.П. Глебов в роли Григория Мелехова
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России
2 февраля 1943 год Победа в Сталинградской битве
2 февраля 1943 года – День воинской славы России. Красная Армия завершила разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Грандиозное сражение продолжалось 200 дней и ночей
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.