Константин Чернявский: В Америке нет героизма. А у нас герои – весь народ

9/25/2018

Известный скульптор в интервью рассказал порталу «История.РФ», как создавался памятник легендарным подольским курсантам.

Скоро в Московской области состоится открытие памятника знаменитым подольским курсантам, установленного при участии Российского военно-исторического общества. Корреспондент портала «История.РФ» встретился с его автором, членом Московского союза художников Константином Чернявским и выяснил, как скульптор готовится к созданию исторических монументов, существуют ли жесткие каноны работы над ними, что уникального в судьбе командира подольских курсантов Афанасия Алешкина и чем российский героизм отличается от американского.

Хранить любовь до последнего

– С чего вы начинаете работу над историческим памятником?

– Сначала, конечно, изучаю материалы, общаюсь с историками, при необходимости – езжу в исторические клубы. В случае с подольскими курсантами мне повезло: я познакомился с внучкой их командира лейтенанта Афанасия Алешкина, Ириной Владимировной Бабаковой. Надо обязательно встречаться с родственниками тех, над чьим памятником ты работаешь (если есть такая возможность, конечно). Кто еще лучше расскажет о подвиге своих родных? Ирина Владимировна рассказала мне, какими были ее дедушка и бабушка, показала совместные фотографии Алешкина и его жены – и это совершенно другое впечатление. От этих фотографий исходила такая радость, такое счастье! Когда Алешкин уходил с курсантами на защиту Москвы, у него с супругой, Елизаветой Николаевной, только родился ребенок. Она умоляла мужа беречь себя ради сына. А он ответил ей: «Ты понимаешь, у меня детей много. Мои курсанты смотрят на меня как на отца. Я должен о них заботиться». Потом уже, когда могила Алешкина была обнаружена, Елизавета Николаевна каждую весну приезжала туда возложить тюльпаны. Это были любимые цветы ее мужа, он часто дарил их ей.

Константин Чернявский: В Америке нет героизма. А у нас герои – весь народ

Эта история стала отправной точкой, дала идею памятника?

– Да, совершенно верно. Основная идея такая: он, офицер, ушедший на войну, остается в вечности. И его жена вечно ждет его с фронта. Так что открывающийся памятник посвящен не только воинам, но и их супругам, хранившим любовь до последнего. Рабочее название: «Нерушимая стена».

Что остановит любое зло

– Помимо тюльпанов в руке Елизаветы Николаевны, есть еще одна интересная деталь – гильзы, лежащие в ногах супругов. Их нет в рабочей модели.

– Когда приняли глиняную модель, решили внести изменения. Почему гильзы? Дело в том, что Алешкин до последнего мгновения вел битву, уничтожил чуть ли не последний танк, который на них шел, и только потому, что рискнул выйти к этому танку, был убит. То есть Алешкин настолько продуманно организовал защиту, что его дот невозможно было обнаружить. Когда его убили, тело перенесли и похоронили, чтобы фашисты не надругались над трупом. Мы специально ездили посмотреть на дот Алешкина. Это маленькое помещение, и можно представить себе, как пол во время боя был усыпан израсходованными гильзами. Мы решили добавить эту деталь.

Константин Чернявский: В Америке нет героизма. А у нас герои – весь народ

– Насколько я понимаю, портреты – это основная область ваших интересов. Что для вас важнее всего было выразить в памятнике, какую главную черту Алешкина и его жены проявить?

– Видите, Афанасий Иванович и Елизавета Николаевна держатся за руки, но не смотрят друг на друга. Они повернуты лицом к Западу, откуда к нам пришла беда. Суть в том, что любое зло могут остановить любовь и верность. Это ведущий мотив памятника. Вот смотришь на Алешкина и его жену: у них простые русские лица. Но когда вспоминаешь, как они любили друг друга, как их разлучила война, начинаешь видеть в этих лицах невероятную красоту. Поэтому я старался передать и портретное сходство, и светящуюся изнутри любовь.

– Очень необычная работа получилась: в других памятниках подольским курсантам нет главного героя. В этом уникальность вашей работы, ее отличие от остальных?

– Пожалуй. Вот, например, в памятнике в Подольске больше движения, больше монументальности и абстрактности. Но там стояли другие задачи перед скульптором. А здесь хотелось бы, чтобы экскурсовод не просто проходил с группой мимо, а рассказывал историю Алешкина в деталях: почему тюльпаны, почему бинокль, почему лейтенантская форма без погон (только в 1943 году появились погоны). Кстати, в такой форме и дед мой погиб.

– То есть для вас история Алешкина – отчасти личная?

– Конечно! Мой дедушка прошел Первую мировую и стал полным георгиевским кавалером, а погиб на Второй мировой войне. Но у меня, к сожалению, нет фотографий, где он вместе с бабушкой, как Алешкин с женой.

Константин Чернявский: В Америке нет героизма. А у нас герои – весь народ

Как создаются памятники героям

– Сколько времени занимает подготовительный этап работы, от изучения материалов до рабочей модели? 

– Зависит от тематики. Например, когда я работал над памятником атаману Платову, там оставалось только освежить знания – сам я из казачьей семьи, хорошо знаю историю казачества. В итоге на рабочую модель ушел месяц: 31 декабря начал, 31 января закончил. А вот другой пример с проектом памятника гусару. С этой темой я знаком хуже. Поэтому работа над моделью (хотя она меньше, чем предыдущая) заняла у меня месяца два. Я обращался в исторические клубы, там мне объясняли, что такое, например, ментик или ташка.

– А при работе над памятником подольским курсантам вы тоже пользовались помощью научных специалистов?

– Да. Мне помогали специалисты Благотворительного фонда имени Подольских курсантов, специалисты научного отдела Российского военно-исторического общества. Кроме того, мы ездили в подольский музей, рассматривали военную форму, щупали ее, разбирались с мельчайшими деталями, вплоть до того, какой должен быть ремешок револьвера. Кроме того, я смотрел военные фильмы того времени, например «В шесть часов вечера после войны».

– Есть ли определенные каноны, по которым создаются памятники героям военного времени? Или вы ориентируетесь на свои собственные критерии?

– Четких канонов нет. Прежде всего работа должна быть профессиональной и исторически верной. А вот, например, при создании памятников священнослужителям и святым есть определенные критерии. Например, когда я работал над памятником Петру и Февронии в Сочи, нельзя было, чтобы они касались друг друга: герои стоят в монашеской одежде, а, как известно, монахи не могут дотрагиваться до человека противоположного пола.

Константин Чернявский: В Америке нет героизма. А у нас герои – весь народ

– Должны ли современные молодые люди равняться отчасти на подольских курсантов и почему?

– Думаю, что да. Когда начали поднимать документы, стало ясно, что они проявили потрясающий героизм – а ведь совсем молодые были ребята – и командиры очень достойно себя вели, стояли до последнего. Это как раз пример того массового героизма, о котором мы слышим с детства. Вот в Америке его нет, там есть просто герои. А у нас во время Великой Отечественной войны героем был весь народ.