Кнут независимости. Равнодушие и невмешательство России как средство против недружелюбных лимитрофов
В публикациях на нашем портале мы постоянно с одобрением и оптимизмом отмечаем идеологию проекта мироустройства (во многом – интуитивную), которую Россия предлагает современному миру. Это идеология «взаимного суверенитета» – то есть мы признаём за каждым своим партнёром безусловное право самостоятельно решать свою судьбу и выстраиваем диалог именно с этих взаимоуважительных позиций.
Однако вот ведь какая штука с этим суверенитетом: он не только право, но и обязанность. Не только пряник но и кнут. И кнут этот может очень больно ударить.
Вот коллеги недавно рассуждали о том, что сознательная суверенизация «национальных окраин» (или лимитрофов, попросту говоря) – это объективная историческая традиция России, которая в нынешнем веке из разряда «доброй воли» или «рациональной необходимости» перешла в разряд геополитического принципа. Но принцип этот не для всех одинаково полезен.
***
Дежурным поводом для написания данного текста стала очередная статья в очередном прибалтийском СМИ с привычной мантрой «русские идут». Недосуг искать конкретный первоисточник, простите – если не лень, сами можете зайти на любой домен этого региона. Если лень – просто поверьте на слово. Собственно, этой теме посвящена существенная часть публикаций и выступлений СМИ в странах, расположенных по западной границе России.
В государствах Прибалтики модно причитать о двух типах опасностей. Первое причитание – и пользующееся наибольшей популярностью – вангует о непосредственно военной угрозе и неизбежном скором въезде русских на узкие улочки средневековых прибалтийских городов на танках и ездовых медведях (если, разумеется, не предпринять срочных оборонительных мер).
Второе причитание – и исповедующие его гордятся своей адекватностью – обещает, что Кремль использует пресловутую «мягкую силу», чтобы вернуть прибалтийские государства в сферу своего влияния. Речь идёт о банальной покупке политиков и чиновников вплоть до победы на выборах пророссийских политических сил (тем более, что в общественном мнении и впрямь наблюдаются тревожные в этом отношении подвижки).
Однако на самом деле все эти алармисты гораздо более здравы и реалистичны, чем следует из их причитаний. Правда в том, что этими текстами они пытаются предупредить или хотя бы «заговорить», настоящую угрозу, которая исходит от России их странам. А таковой угрозой является полное равнодушие и игнорирование.
***
По сути, последнее десятилетие в региональной (евразийской) политике России неспешно, но последовательно и неуклонно выстраивается качественно новое отношение страны к своим соседям.
Исторически (и по сей день на самом деле) Россия одержима собственной безопасностью, а также решением геополитических задач по доступу страны к тем или иным ключевым для нас регионам мира. За предыдущие столетия российским государством был выработан классический и всем известный алгоритм решения данной задачи – территориальная экспансия. Россия упорно, не считаясь с затратами и потерями, веками расширяла свою территорию, как можно дальше отодвигая границы от столицы (вернее, столиц) и сердцевинных территорий.
Если в самом этом процессе нет ничего из ряда вон выходящего (все остальные государства действовали аналогично, просто успехи в большинстве случаев были куда меньше), то у России экспансия сопровождалась специфическим, если не сказать уникальным феноменом. Мы активно вкладывались с развитие окраин – и культурно, и экономически. Причём зачастую ускоряли это развитие за счёт сердцевинных русских территорий – особенно по части развития экономического.
О причинах такого подхода – духовность это наша уникальная или же трезвый расчёт, что кормить и развивать дешевле, нежели принуждать, – можно долго спорить.
Как бы то ни было, после нескольких веков такой политики, которая достигла своего апофеоза в советские времена, это привело к вполне закономерному результату: у пограничных территорий – особенно по ключевым направлениям (Запад и Юг) – сформировалось устойчивое ощущение своей незаменимости и запредельной значимости для России. Следствием стало известное всем пренебрежительное, а то и презрительное отношение к России, вылившееся в политику шантажа и выкручивания рук, которую можно было наблюдать все 1990-е и 2000-е.
В итоге это привело к тому, что Россия кардинально сменила стратегию действий в отношении соседей.
Поначалу, в первые путинские годы (да даже и до совсем недавних пор), это было почти незаметно, и в адрес руководства страны сыпалась жёсткая критика: мол, оно «сюсюкает» с русофобскими режимами на наших границах. Пока вдруг в последнее время не выяснилось, что негромкие и вроде незначительные отдельные шаги на протяжении многих лет вдруг обернулись действительно масштабными последствиями. И вот уже прибалтийский бизнес криком кричит и заламывает руки, поскольку широкий поток транзита, двадцать лет щедро питавший экономику этих стран, ныне превратился в тоненький ручеёк, который, того и гляди, совсем пересохнет.
Так что же произошло?
***
А произошла очень простая вещь. Россия действительно сменила стратегию взаимоотношений с соседями, да и со всем остальными «международными партнёрами», к слову. На место традиционной политики большого количества «пряников» с редкими «кнутами» пришла политика симметрии. Мол, раз уж вы нас так ненавидите, то и мы считаем некорректным лезть к вам со своей любовью и предлагающимися к ней выгодами.
Конечно, поначалу гражданское общество даже собственно в России пребывает по этому поводу в расстройстве: кто-то недополучает любимых рижских шпрот, кто-то переживает, что тбилисские родственники остались без работы («Путин предал соотечественников!»). А кое-кто и вовсе теряет прибыли со многими нулями в нерусских деньгах.
Этому всему можно по-человечески посочувствовать.
Но есть и другой эффект.
У кого в России нет шпрот и прибылей – от таких «кнутов» испытывают чувство справедливости. А потерпевшие соседи со временем понимают: любой антироссийский шаг, даже незначительный и отыгранный впоследствии, при симметричном ответе России влечёт за собой долговременное системное ухудшение для недружелюбной страны.
Классикой можно считать запрет на поставки грузинских вин в Россию. Когда это произошло, грузинские вина занимали доминирующие позиции на российском рынке. Запрет снят уже более трёх лет, но грузинская винная отрасль так и не оправилась, похоже надолго, если не навсегда потеряв позиции на своем некогда главном рынке, приносившем колоссальные прибыли. И это стало результатом всего лишь одного административного решения российского государства десятилетней давности. Обратите внимание: сама Россия от этого, в общем, ничего не потеряла – от недоперепою никто из наших граждан не умер, обошлись винами южноамериканскими, южноафриканскими, европейскими да кубанскими и крымскими.
В наиболее жёстком виде этот феномен ныне проявляется в политике России на Украине. Текущий разрыв экономических связей гарантирует, что Украине не поднять свою промышленность, даже если там через какое-то время сменится режим на пророссийский. У России вовсю запускаются предприятия, замещающие бывших украинских поставщиков. Индустрия Украины обречена на деградацию и умирание – с соответствующими последствиями для страны.
Ведь в условиях взаимопризнания суверенитета и в условиях современных демократических процедур про- или антироссийскость режима – величина сиюминутная. Вот, допустим, на следующих выборах в какой-нибудь Латвии победят пророссийские силы – и что? Это, увы, никак не повлияет на дальнейшее экономическое угасание и депопуляцию этой территории – потому что стратегические решения уже приняты и реализованы. Россия развивает собственную портовую инфраструктуру на Балтике и создаёт новые логистические маршруты. Вкладываться в возвращение к старым даже при изменении политического климата никто не будет. Текущие негативные тренды для конкретного государства продолжатся.
Фактически прямо сейчас сразу очень многие страны получают важный урок – кто на личном опыте, кто наблюдая за другими: даже один антироссийский шаг, который вызовет ответ России, может повлечь собой негативные последствия, которые будут длиться даже не годы, а десятилетия, даже после возвращения добрых отношений с Россией. Улучшения возможны, но ситуация больше никогда не будет так хороша, как была прежде.
Кое-кто уже явно усвоил полученный урок. Во всяком случае, взвешенная политика Грузии последних лет внушает сдержанный оптимизм.
Однако вряд ли стоит рассчитывать на повсеместное и постоянное здравомыслие постсоветских и постсоциалистических элит. А значит с неизбежностью то там, то тут будут совершаться антироссийские выпады, а за ними будут следовать ответ России, в который будет заложен долговременный негативный эффект.
***
В результате уже через несколько десятилетий Россия окажется окружена поясом бедных, обезлюдевших, никому (в первую очередь ей самой) геополитически не интересных государств. А как показал украинский кризис, то, что в этом регионе не интересно России, теряет свою привлекательность для её геополитических конкурентов.
В результате главный вопрос российской государственности – вопрос о национальной безопасности – в этом аспекте решится сам собой.
А если нет разницы, зачем платить больше?
От редакции. При этом надо понимать, что речь идёт только о ближайшем, первом шаге, на котором история не заканчивается. Уже на втором шаге неизбежная деградация государственности недружелюбных лимитрофов становится для сердцевинной России источником разных гуманитарных угроз – от вынужденной миграции до банального терроризма. Современная Украина – показательный тому пример. Так что рано или поздно нам опять придётся заниматься обустройством, а то и заселением обезлюдевших и обнищавших территорий по периметру исторической России. Но это будет уже следующая эпоха.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Невская битва. Памятные даты военной истории России
Грюнвальдская битва. Памятные даты военной истории России
15 июля 1410 года русские войска и их союзники - литовцы, чехи и поляки - одержали победу над немецкими рыцарями в Грюнвальдской битве. Поражение рыца ...
курс "История за 1 минуту" о правителях России
Правители