Как высиживают проблемы. К годовщине чрезвычайного положения в Чечне
9 ноября 1991 года президент России Борис Ельцин издал указ о введении чрезвычайного положения на территории Чечено-Ингушской республики (ЧИР).
Этот указ стал результатом молниеносного развёртывания политического кризиса в республике. В августе 1991 года правительство и парламент республики поддержали ГКЧП, в начале сентября Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН) во главе с генералом Джохаром Дудаевым низложил власти республики. Помню сообщения СМИ о перевороте и телевизионные сюжеты с водящими хороводы старейшинами…
Был создан Временный высший совет (ВВС), который, однако, в свою очередь был отстранён исполкомом ОКЧН. Верховный Совет (ВС) РСФСР признал легитимной властью ВВС ЧИР (в его создании принимал участие Руслан Хасбулатов) и оказался в немного дурацком положении, когда 27 сентября президентом Чечни был избран Дудаев.
Указ Ельцина, однако, проследовал в ответ на издание Дудаевым указа о суверенитете Чечни 1 ноября. Однако, из двух указов был реализован именно указ Дудаева – Ельцин не получил поддержки со стороны Верховного Совета (11 ноября он не подтвердил указ), силовые структуры были дезориентированы, зато Дудаева в противостоянии с Москвой поддержала даже оппозиция. Уже летом 1992 года армия покинула Чечню, оставив огромное количество военной техники.
Ну а завтра была война…
К чеченской трагедии привел целый комплекс причин.
В первую очередь – государственный переворот в Грозном совпал с государственным переворотом во всём СССР. Потому чеченские события не воспринимались как нечто принципиально отличное от того, что, например, происходило в Москве или в Киеве. Между тем разница была: Чечня (точнее, на тот момент, Чечено-Ингушская АССР) была субъектом не СССР, а РСФСР. Но российское руководство эту особенность проигнорировало, тем более, что аналогичные процессы наблюдались в Грузии, Азербайджане, Украине и т.п.
Москва изначально приняла участие в разборках на местном уровне в качестве партнёра одной из политических сил (ВВС), а не в качестве высшей инстанции, к которой могли бы апеллировать все стороны внутреннего конфликта. Теоретически, наверное, вмешательство Хасбулатова могло иметь позитивные последствия, но – не сложилось. Впрочем, учитывая сложную клановую структуру чеченского общества, Руслан Имранович, наверное, и не имел такой возможности. Возможно, лучшим переговорщиком был бы славянин, но… достаточно авторитетного славянина для переговоров не нашлось. Да, похоже, его и не искали – боюсь, Хасбулатов был занят реализацией собственных задач.
Наконец, тема Чечни оказалась заложником конфликта между президентом и парламентом России. В этих условиях, понятно, она была разменной монетой, а решать проблему никто и не собирался. Пока Ельцин и Хасбулатов делили власть, на Кавказе шли столкновения между чеченцами, ингушами, осетинами. Жертвами криминального беспредела (если не геноцида) стали тысячи славян, а сотни тысяч вынуждены были бежать.
Собственно к решению проблемы Чечни власть смогла приступить только после переворота 1993 года.
Во-первых, прекратился конфликт между президентом и парламентом.
Во-вторых, у центральной власти появилось понимание и готовность проливать кровь сограждан, а главное – возможность её проливать (армия показала способность выполнять приказы).
В-третьих, никакого стабильного политического режима Дудаеву создать не удалось – Чечня пребывала в состоянии перманентной гражданской войны между сторонниками и противниками президента. Кстати, если бы не этот фактор, то не факт, что чеченский конфликт в принципе удалось бы разрешить силой – Россия и так испытывала сильнейшее давление со стороны «мирового сообщества». А что было бы, если бы суверенитет Чечни признали пара монархий Аравийского полуострова? Представить себе способы дипломатического урегулирования этого конфликта мне сложно.
Кстати, опыт в целом успешного «сидения на берегу реки», до сих пор учитывается российской элитой и используется, например, в молдавском и украинском конфликте – если бросить проблему на 20 или 100 лет и ничего не делать, то проблема, вроде бы, сама по себе решится. Но проблема Чечни сама по себе отнюдь не решилась – впереди все равно были еще две войны и тысячи жертв…
Была ли возможность изначально не допустить «горячего» конфликта? Вероятно, да, но для этого нужен был совсем другой уровень политической ответственности московской элиты. Но для этого президент и руководство парламента в 1991 году должны были исходить из безусловной целостности России как суверенного государства. Четверть века назад к этому готовы не были.
Новое
Видео
курс "История за 1 минуту" о Генералиссимусах
Генералиссимусы
Политическая карта мира на пороге Второй Мировой войны
Политическая карта мира на пороге Второй Мировой войны
28 мая 1918 год День пограничника
28 мая 1918 года учреждена Пограничная охрана РСФСР, в которую перешли офицеры корпуса погранстражи. День пограничника установлен «в целях возрождения ...