Как родились наши застолья?
Отгремели новогодние праздники, все встретили Новый год, отметили Рождество и старый Новый год. Все это сопровождалось застольями, посиделками в кругу семьи и друзей, гуляньями. Настало время поговорить о том, откуда вообще пошла традиция застолий и пиров, приемов гостей и походов к ним.
Что такое застолье?
В архаических, традиционных, да и современных культурах есть общий архетипический смысл застолья. Например, древнегреческий поэт Гомер (ок. IX–VIII веков до н. э.) в поэме «Одиссея», описывая застолье, показывает обряд перехода. А именно: для странника (Одиссея) свинопас Эвмей устраивает застолье, для того чтобы тот был принят в общество. Поскольку Одиссей чужак, то он находится вне правового поля и социальных связей данного социума, пребывает в состоянии неопределенности. В данном конкретном случае это не просто застолье, оно сопровождается жертвоприношением. То, что Эвмей организует трапезу, показывает, что чужестранцу доверяют и принимают за своего; это снимает страх, исключает возможные непредвиденные и нежелательные происшествия.
В этом сходство славянского и, в частности, греческого гостеприимства, которое отметил еще историк, собиратель русского фольклора Александр Афанасьев. В славянской традиции чужестранец или просто гость, вошедший в дом и севший возле очага, оказывался под защитой его хозяина. Обидеть гостя означало проявление неуважения к очагу, являвшемуся в представлении славян святыней. За обиду, причиненную гостю, можно было поплатиться общественной местью: дом обидчика сжигали. У греков такое неподобающее поведение хозяина дома расценивалось и как оскорбление богов.
Еще Зигмунд Фрейд обратил внимание на такую сторону трапезы, описывая доисторические архетипы. Например, у бедуинов есть обычай, согласно которому человек, разделивший с ними пищу в пустыне, не должен бояться их как врага и даже может рассчитывать на защиту и помощь оных, пока пища сохраняется в теле. Таким образом понимается соединение сотрапезников.
В целом подобные традиции гостеприимства были отмечены у североамериканских индейцев, народов Кавказа и других.
Кстати, славянское слово «жрать» связано корнем со словами «жертва», «пожирать» и «жрец», процессом приношения жертвенной пищи богам и поедания части ее за общей трапезой.
Почему нужны застолья?
Обратимся к самой банальной, до сих пор существующей в большинстве современных семей практике – семейному застолью. Оно служит консолидации, благодаря регулярному повторению создает впечатление, что именно в процессе семейного застолья жизнь семьи достигает апогея.
Званый обед служит укреплению дружбы, кристаллизации простых эмоциональных связей между хозяином стола и приглашенными. За общим столом человек способен испытать очарование всех своих сотрапезников или ощутить, что некоторые из них – не такие плохие люди, как казалось раньше. За столом собираются по случаю праздников или горестных событий (в наше время – поминки), а также для простого поддержания социальных связей или восстановления таковых со старым другом, которого давно не видели.
Примером того, что совместная трапеза и в древности служила поддержанию единства человеческого коллектива, может быть Древний Рим и Древняя Русь. В Риме существовал обычай, согласно которому местный богатей мог пожертвовать крупную сумму для организации народных гуляний с жертвоприношениями, на которых могли бы бесплатно поесть бедняки. Так подчеркивалось единство различных слоев населения в рамках римской общности. На Руси времен до и после князя Владимира воспетые в былинах пиры являлись формой общения княжеской власти с народом и укрепления ее престижа.
Конечно, за общим столом нередко возникали и возникают споры, ссоры, драки и убийства. А в старые времена общее застолье служило соблазном к отравлению противника или врага. Однако это не было правилом и относились к таким эксцессам по-особому. Отравить гостя на пиру или просто человека, разделившего с тобой пищу в пустыне, – дело бесчестное. А вот ссора или даже драка «за пивом» на Руси не каралась при условии, что ее участники помирятся до того, как покинут пиршество, или после того, как протрезвеют.
Итак, исследователи считают, что история становления общности человеческих коллективов разворачивается параллельно истории застолья и в его формах. Традиции застолья развиваются, сохраняя следы изменения человека от животного к культурному состоянию.