Как формировалось русское имя
Что есть имя для человека современного? То – что используется для обращения к нему; то – что необходимо для его регистрации как гражданина государства... Между тем в древности имя носило еще и сакральный характер. И сколь странным это ни могло бы показаться, имена исторических персонажей для историков и филологов являются такими же важными историческими источниками, как и любые другие.
Имя собственное
Летописец, фиксируя историю, мог отстоять от описываемых им событий на 100, 200, 300 и более лет. Разумеется, его повествование в таком случае носило вполне литературный характер, многое могло быть искажено. Но имена собственные всегда или почти всегда оставались неизменными.
Особая ситуация здесь возникает в связи с великокняжескими династическими именами. Так, первое поколение потомков Рюрика, управлявшее русскими землями, носило явно скандинавские имена. Рюрик – Хлодрик, Игорь – Ингвар, Ольга – Хельга и т. д.
И вдруг появляется наследник власти – князь Святослав – с вполне славянским именем. Вероятно, этот момент можно считать поворотным, так как правящая варяжская семья начала жить с оглядкой на культуру местности, которой она управляла. Словом, произошла переориентация ценностей. Данный факт любопытен еще и тем, что имя Святослав было весьма редким и у самих славян. Кстати, для правящих варягов не было разницы между именами собственно скандинавскими и славянскими. То есть процесс имянаречения не был связан с этническим происхождением имени. Скандинавские имена вообще быстро ассимилировались на Руси, приживались и становились традиционными для данной местности.
Немаловажную роль сыграл процесс поздней христианизации Скандинавии и Руси. И тут были различия. Если на Руси церковь требовала, чтобы христианин получал при крещении имя из христианских святцев (что приводило к наличию у одного человека двух имен: династического и христианского), то в Скандинавии такого требования не было.
Тем не менее из Скандинавии на Русь были перенесены (но не просто заимствованы) некоторые принципы имянаречения. Замечательный российский филолог, историк и специалист по антропонимике Федор Борисович Успенский выделяет два таких базовых принципа.
Имя предка
Первый принцип, существовавший у Рюриковичей крайне долго (исчез только во времена татаро-монгольского нашествия), состоял в том, чтобы давать имя наследнику в честь умершего прямого предка. Причем эта традиция отличалась от подобной армянской или арабской тем, что вела за собой запрет на наречение, например, сына именем живого отца. В скандинавских сагах совпадающие имя и отчество человека указывают на то, что этот человек родился уже после смерти отца. Вероятно, этот принцип восходит к архаичным представлениям о переселении духа предка в потомка. По этой причине среди русских князей нельзя найти человека с тавтологическим именем. Имя также демонстрировало принадлежность к определенной группе, правящему или не правящему роду. То есть нельзя встретить Мстислава или Ярополка среди, например, новгородских бояр, равно как нельзя встретить среди правящей династии имена представителей новгородского боярства.
Народная традиция давать имя в честь погибшего предка или ближайшего старшего родственника значительно проявилась в нашей стране в годы Великой Отечественной войны. В русских деревнях отказывались называть новорожденного именем пропавшего без вести (ведь его судьба была неизвестна) и нарекали именем родственника, только если были уверены в его гибели.
Отчество
Вероятно, от скандинавов пришла на Русь традиция именовать человека с отчеством, показывая таким образом престижность его социального статуса. И это второй принцип имянаречения в Древней Руси. Не ко всякому свободному человеку на Руси (в отличие от Скандинавии) обращались по имени и отчеству, лишь к представителю элиты, будь то князь или боярин. Любопытно, что эту традицию русские князья перенесли со временем на половцев, выделяя для себя представителей половецкой кочевой элиты, с которыми можно было вести переговоры. В нашей современной традиции это отчасти сохраняется. Ребенка всерьез никто не станет называть по имени и отчеству, но такое обращение является знаком уважения к человеку, добившемуся определенного социального статуса. Более того, настолько развитой и уникальной системы отчеств нет нигде, кроме как в русской традиции. Нечто схожее есть у исландцев, но у них это обусловлено отсутствием фамилий. Кстати, идея фамилий появилась как у скандинавов, так и у русских только в Новое время.
Новое
Видео
Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе
Лекция посвящена истории расцвета и постепенного упадка древнерусского государства. Лекция охватывает события с момента гибели князя Святослава в 972 г. до распада древнерусского государства после смерти великого князя Мстислава Владимировича в 1132 г. Внутри этого времени выделены следующие этапы развития государства Русь: междоусобие Святославичей, "героический век" - княжение Владимира I (980-1015), междоусобие Владимировичей (1015-1019), расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054), постепенный упадок центральной власти при сыновьях и внуке Святополке II Ярослава Мудрого Х в., последнее временное усиление авторитета великокняжеской власти в княжение в Киеве Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). В лекции разобраны вопросы о формировании территории государства Русь, развитии русского колонизационного процесса, становлении древнерусской народности, тенденции в развитии центрального и местного государственного управления Руси в конце Х - начале XII вв. Становление и развитие письменного права ("Русская Правда"). Основные направления и события внешней политики и международного положения Руси. Поднят вопрос о причинах и значении крещения Руси и развитии новой христианской культуры древнерусского народа. Рассмотрены причины упадка центральной власти во второй половине XI в., в частности роль в данном вопросе затухания международной торговли по пути "Из варяг в греки". Анализируются отношения Руси с Великой Степью. Даны характеристики ряда древнерусских князей, в особенности - Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.
Внутренняя жизнь России во второй половине царствования Ивана Грозного
В лекции рассматривается вторая половина царствования Ивана IV, когда он превращается в Ивана Грозного, а характер царской власти приобретает черты деспотии. В лекции представлена политика государственного террора в период Опричнины (1565-1572 гг.) Осмысляются ее причины, подводятся ее негативные итоги для развития российского хозяйства, общества, политической системы, нравственной атмосферы в стране. Проанализирована внешняя политика России в 1560-1584 гг. В частности, рассмотрен завершающий период Ливонской войны, не принесшей России победы. Показано начало покорения Сибири, поход дружины Ермака. Анализируется внутренняя жизнь России в 1572-1584 гг., в том числе причины роста закрепостительных тенденций. Приводится рассказ о последнем дне жизни Грозного царя, итогах его царствования для внутреннего состояния России.
17 декабря 1788 год Взятие крепости Оча́ков
17 декабря 1788 года русские войска князя Потёмкина взяли турецкую крепость Очаков на побережье Чёрного моря. Россия окончательно утвердится в Новороссии