Как делают настоящих русских творцов. К годовщине поездки Пушкина на Кавказ
13 мая 1829 года Пушкин выехал на кавказский театр боевых действий русско-турецкой войны 1828-1829 гг.
Давайте-ка подумаем и вспомним, когда в последний раз мы читали/смотрели/слушали нечто искренне пронзительное. Мы не про песни об исторической боли, которые отправляются за престижным европейским призом, ранее доставшимся женщине с бородой и уже не доставшимся голому белорусскому мужику. Мы про настоящее.
…Есть мнение, что причина простая: сегодняшних творцов за редким исключением из столицы кнутом не выгонишь. Сегодня, в годовщину отъезда Пушкина на Кавказ (где в то время шла война с турками) стоит поговорить о том, что наша русская литература – она во многом оттого, что мы много воевали. В том числе наши писатели и поэты.
Галопирующий Пушкин
Конфликты с Турцией в XVIII-XIX веках – дело довольно обычное: 8 военных кампаний за два столетия. Фактически по войне на каждое поколение. По итогам конкретно этой войны Россия закрепилась в Бессарабии, завоевала территории в нынешних Грузии и Армении, на побережье Чёрного моря – в общем, продолжила отгрызать у Турции Причерноморье.
И вдруг посреди всего этого – Пушкин. Что он там делал? Сложно сказать наверняка. Сам Пушкин писал, что ехал повидаться с братом. Сделанное им в тот же день предложение Наталье Гончаровой, оставшееся без определённого ответа, наводит на мысль, что личная жизнь также могла быть поводом к отъезду. Однако на самом деле это не столь уж важно. Не к цыганам же уехал гулять в конце концов.
Никаких монументальных поэтических произведений по итогам поездки не появилось, за что поэта потом долго попрекали. Зато вышло «Путешествие в Арзрум» (сегодня Эрзурум) – дневниковые записи о поездке: «...Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка подымала нас на заре. Сон в палатке удивительно здоров. За обедом запивали мы азиатский шашлык английским пивом и шампанским, застывшим в снегах таврийских. Общество наше было разнообразно. В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика».
Вроде бы: поехал барчук проветриться, так? Однако есть свидетельства современников, которые несколько меняют угол зрения: «...14 июня Паскевич стал лагерем на вершине Соганлуга в 8 верстах от позиции Гагки-паши. Здесь удалось Пушкину осуществить свое желание подраться с турками. После полудня, когда утомлённые ночным 30-вёрстным переходом войска предавались послеобеденному отдыху, значительная партия курдов и дели, посланная Гагки-пашей, внезапно атаковала и потеснила нашу передовую цепь казаков. По словам М.И. Пущина, поэт, услыхав выстрелы в цепи, вскочил на коня и исчез с глаз своих друзей. Семичев и Пущин отправились на поиски и увидели его скачущего с саблею наголо против турецких наездников. К счастью, приближение улан с Юзефовичем, прискакавшим на выручку, заставило турок удалиться. Пушкину не удалось попробовать своей сабли на турецкой голове, но зато и свою удержал он на плечах».
Самому о таком, понятное дело, писать не с руки. Хотя даже без этого образ поэта явно меняется: это уже не привычный нам салонный Пушкин, и ехал он посмотреть на войну, которую вёл победоносный фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич. Ехал смотреть не на поражение, а на победу. Война в конечном счёте – всегда война, даже с шашлыками и шампанским. Немного находится людей, которые по своей воле едут в зону боевых действий, даже если в основном проводят там время за приятными беседами на пикниках. Да и не только в войне дело. Поездов в 1829 году не было. Добраться на Кавказ – в карете либо верхом, целое предприятие.
Другие достойные люди
Пушкин, разумеется, такой не один. Добровольцами на войну 1812 года отправились Пётр Вяземский и Василий Жуковский. Первый принимал участие в Бородинской битве — и считается, что его рассказы о ней использовал Лев Толстой для написания «Войны и мира».
С Лермонтовым тем более понятно. Внушительная часть его творчества – Кавказ, где он служил в 1838 и 1840-1841 гг. «Валерик» – стихотворение о сражении на реке Валерик, в котором Лермонтов принимал участие, во многом автобиографичный «Герой нашего времени»). Кавказ успел застать и Лев Толстой, хотя более он знаменит участием в обороне Севастополя («Севастопольские рассказы»).
В Первой мировой войне принимали участие символист Валерий Брюсов (военный корреспондент), Николай Гумилёв, который и до войны не сидел на месте, успев совершить две экспедиции в Эфиопию, ушёл служить в лейб-гвардию Её Величества, дослужился до унтер офицера, дважды был награждён Георгиевским крестом.
Гражданская подарила биографии людям по обе стороны фронта: и Багрицкому, и Шварцу, и Булгакову, и Катаеву.
Ну, и, разумеется, советское время: Твардовский, Симонов, Шолохов, Самойлов, Васильев, — десятки фамилий, благодаря которым мы знаем Великую Отечественную не только в хронологии и перечне битв, но и как нашу общую боль, трагедию и Победу.
Нетрудно заметить, что мы перечислили писателей и поэтов, входящих в первую линию нашего культурного слоя, передний край русской литературы. Они оказались там лишь потому, что побывали на какой-либо войне? Нет, конечно. Но и поэтому тоже.
Война как зеркало эпохи
Всякая война не только становится значимым событием своей эпохи, она часто и является этой эпохой – в усечённом, спрессованном, максимально жестоком и доступном виде. Тот, кто пишет о войне, идёт наиболее простым и эффективным путём, позволяющим донести до читателя суть эпохи. Так произошло с упомянутым выше Жуковским, чей «Певец во стане русских воинов» принёс ему большую известность, чем всё предыдущее творчество. И неудивительно: в 1812 году не было темы более актуальной, чем война с Наполеоном, а стихотворение Жуковского было, с известной долей условности, рифмованной военной корреспонденцией.
Коварный вопрос: были ли упомянутые здесь литераторы талантливы безотносительно тематики своих произведений, или же просто писали о том, что находило отклик в сердцах современников? Пожалуй, оставим его без ответа. Во-первых, есть «невоенное» творчество, можно сравнить. Во-вторых, постановка вопроса спекулятивна. Наверное, можно постараться написать действительно талантливо о чём-либо неизмеримо скучном. Только зачем, если вот она – жизнь и биение истории. И правда, жирная, как чернозём, которой не научат ни в одном литературном институте.
– Знаете ли вы, что такое любовь?
– Знаю.
– До войны я тоже считал, что знаю. Я любил женщину, я испытал страсть, но это ничто в сравнении с любовью, которая возникает в бою. На войне, в бою, рождается самая сильная любовь и самая сильная ненависть, о которой люди, этого не пережившие, не имеют представления. А понимаете ли вы, что такое внутренняя борьба, что такое совесть?
– Понимаю, – менее уверенно ответил я.
– Нет, вы этого не понимаете. Вы не знаете, как дерутся, борются два чувства: страх и совесть. Самые свирепые звери не способны так жестоко бороться, как эти два чувства. Вам известна совесть труженика, совесть мужа, но вы не знаете совести солдата. Вы бросали когда-нибудь гранату во вражеский блиндаж?
– Нет.
– Тогда как же вы будете писать о совести?
Спрашивающего зовут Бауыржан Момыш-улы, он панфиловец. Его собеседник – писатель Александр Бек, написавший о Бауыржане книгу.
Иногда задача писателя – не придумывать. Не надо придумывать. Нужно лишь найти и точно записать. Правда для этого приходится если не оборонять Севастополь, как Толстой, или зарабатывать кресты, как Гумилёв, то хотя бы съездить проветриться в сторону линии фронта. Как Пушкин. Тем более, что дефицита мест для подобных поездок никогда не наблюдалось.
***
Дефицит хорошей современной литературы (а уж тем более кино) вызван как раз тем, что для нынешних творцов подвиг – выбраться за пределы МКАДа. Не говоря уж о том, чтобы верхом добраться на Кавказ, а затем атаковать там турецкую конницу.
Читайте также:
Борис Юлин, Дмитрий Пучков. Закономерности истории: о развале СССР и национальной идее
Иван Зацарин. Из кого и зачем делают евромайданы. К 90-летию переворота в Польше
Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны, часть 5: «великое отступление» 1915-го, и чем оно отличается от 1941-го
Андрей Смирнов. Реформы и просчёты Ивана Грозного: что о них пишут в школьных учебниках
Иван Зацарин. Как перестали убивать их и взялись за нас. К 138-летию покушения на императора Германии
Иван Зацарин, Виктор Мараховский. Почему они ничего не придумали. К 110-летию начала работы первой Думы
Клим Жуков, Дмитрий Пучков. Чем защищали Родину в средние века: булавы, копья, мечи, топоры
Андрей Сорокин. Связанные одной лентой. Новая жизнь Дня Победы и современный национальный символ
Владимир Мединский. Зачем миру нужны русские победы. О концерте Мариинки в Пальмире
Виктор Мараховский. Защитники бесконечности. Ретро-рецензия на х/ф «Офицеры»
Новое
Видео
Внешняя политика России второй половины XIX столетия
В лекции, посвященной внешней политики России второй половины XIX ст., показывается, что после заключения Парижского мирного договора главным направлением внешнеполитической деятельности российского дипломатического корпуса стала борьба за пересмотр отдельных условий договора. Отказ в одностороннем порядке от нейтрализации Черного моря был закреплен решениями Лондонской конференции 1871 г. Россия получила право военного укрепления Черноморского побережья, расширения южной морской торговли и хозяйственного освоения южных губерний. Но уже по результатам Берлинского конгресса 1879 г., который пересматривал условия Сан-Стефанского мирного договора после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Россия оказалась отброшенной назад в решении восточного вопроса. Европейские державы в очередной раз не только сорвали проект разрешения застарелой проблемы, но заложили предпосылки конфликта, приведшего в начале XX в. к Первой мировой войне. Период правления Александра II стал временем геополитического надлома в истории России. Впервые после многих десятилетий непрерывного территориального расширения Российская империя утратила ряд территорий. Особенно показательным шагом в этом отношении стала продажа Аляски, которая не могла быть удержана за недостатком людских, управленческих и материальных ресурсов. Вместе с тем, ввиду угрозы британской экспансии, было продолжено геополитическое расширение пределов империи в среднеазиатском направлении. В состав России была включена территория Кокандского ханства, под ее протекторатом оказались Бухарский эмират и Хивинское ханство. Переориентация при Александре III с "Союза трех императоров" на сближение с Францией, продиктованное общностью военно-стратегических интересов, обеспечило мир в Европе, вследствие чего российский император получил наименование Миротворца. Союз с Францией 1890-х гг. был направлен против Англии, тогда как в отношении Германии в это время Россия придерживалась умеренной политики, ограничиваясь дипломатической войной. В связи с новым союзом, русское правительство переориентировало свою позицию на Балканах, отказавшись в этом регионе от активных действий и приступив к активной политике на Дальнем Востоке.
28 мая 1918 год День пограничника
28 мая 1918 года учреждена Пограничная охрана РСФСР, в которую перешли офицеры корпуса погранстражи. День пограничника установлен «в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск»
18 апреля 1242 год Ледовое побоище
18 апреля 1242 года – День воинской славы России. На льду Чудского озера русские воины новгородского князя Александра Невского одержали победу над немецкими рыцарями Ливонского ордена. Вырвавшиеся из окружения немцы бежали на запад, часть из них провалилась под лёд