История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи
…Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»
…Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи
Преемники Петра оказались совершенно не готовы продолжать дело императора. Задавленное поборами население решительно уклонялось от уплаты налогов: люди бежали с тех мест, где их внесли в ревизские «сказки», либо попросту не платили. На «национальных окраинах» вспыхивали восстания, которые угрожали не просто центральной власти, но и самой империи. Организованная в экстренных условиях налоговая система остро нуждалась в реформировании.
Велика Россия, всё не соберёшь…
Наследники Петра I столкнулись с двумя главными проблемами имперской налоговой системы – недоимками и бегством податных. Для поиска беглых применяли даже войска, что напоминало «облаву на народ» (В.О. Ключевский). Но настоящей проблемой стали недоимки. Новая ревизия (перепись населения) прошла в 1742-1747 годах, после чего было решено проводить их раз в 15 лет. Впрочем, и это проблему не решило.
Власти были вынуждены искать новые источники доходов. В этом особо преуспел граф Пётр Иванович Шувалов, который не только восстановил соляную и винную монополии государства, но и поставил под контроль торговлю табаком. Серьезные перемены произошли и в системе таможенных пошлин. По предложению Шувалова внутренние таможенные пошлины были отменены, а сами внутренние таможни упразднены. Так здравый смысл победил алчность. По мнению Шувалова, развитая внутренняя торговля могла принести больший доход казне. Одновременно вводился 13-процентный сбор на импортные и экспортные товары для защиты российской промышленности.
Новые веяния просветителей и физиократов практически не повлияли на российскую налоговую систему. Единственным исключением стал новый налог с капитала, которым облагались купцы с 1775 года. Величина капитала определяла принадлежность купца к одной из трёх гильдий. Окончательный порядок обложения купцов выявляла екатерининская «Жалованная грамота городам». В остальном вплоть до Александра I налоговая система в России не претерпела серьёзных изменений.
Ускоренное развитие страны и активная внешняя политика, как и прежние времена, отрицательно сказывались на российской налоговой системе. Власти просто не успевали проводить продуманные реформы, предпочитая пользоваться неплохо зарекомендовавшими себя чрезвычайными мерами.
Как сбалансировать бюджет, если чиновники воруют: фискальная наука Егора Канкрина
С учреждением министерств Александром I (1801-1825) контроль за сбором налогов сосредоточило Министерство финансов, но это никак не повлияло на механизм взимания налогов. По-прежнему подавляющее большинство жителей империи платило подушную подать. Неудачным оказался «План финансов» М.М. Сперанского, который привёл лишь к очередному росту налогов. Отечественная война 1812 года окончательно похоронила либеральные идеи Сперанского, спровоцировав очередной скачок налоговых поборов.
Столь нелюбимый либералами Николай I (1825-1855) оказался достаточно мудрым финансистом и неплохо умел подбирать кадры. Новый этап финансовых реформ связан с деятельностью выдающегося министра финансов Канкрина. Экономный Егор Францевич стремился сократить расходы государства: «В государственном, как и в частном быту, необходимо помнить, что разориться можно не столько от капитальных расходов, как от ежедневных мелочных издержек. Первые делаются не вдруг, по зрелом размышлении, а на последние не обращаешь внимания, между тем копейки растут в рубли». Этот принцип лёг в основу политики Канкрина, которая была нацелена исключительно на упорядочение и рационализацию государственных финансов.
В очередной раз были повышены ввозные пошлины, отменена не оправдавшая себя система казенного управления питейными сборами и восстановлена система откупов, а также введен табачный акциз. С 1840 года по указу Николая I все расчёты стали проводить в серебре. В высоких таможенных пошлинах министр финансов видел не только способ покровительства российской промышленности, но и средство пополнения казны за счет привилегированных сословий, которые и были основными потребителями импортных товаров.
Коснулась реформа и «земских повинностей», которые не вносились в государственный бюджет и не имели четкой системы. На них содержались школы, больницы, местная полиция, ремонтировались дороги, обслуживались проезжие чиновники. Суть реформы состояла в переложении части общегосударственных расходов на земские средства.
Как солдаты коллекторами стали
Отличился Канкрин и «выбиванием» недоимок. Именно министр финансов предложил использовать солдат в качестве коллекторов. Военные люди использовались не для поиска беглых налогоплательщиков, а для устрашения должников. Однако за время экзекуций накопление недоимок лишь увеличилось. Когда нечего отдавать, то и солдат не страшен.
И всё же реформа налоговой системы дала положительные результаты. Когда уже тяжело больной Егор Францевич попросил императора об отставке, Николай I ответил: «Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я». Безупречный министр пробудет на посту с 1823 по 1844 год и уйдёт в отставку лишь незадолго до своей смерти в 1845-м и не увидит того крымского позора, который свёл в могилу российского императора.
При всем радикализме налоговой реформы Канкрин смог лишь ненадолго поправить положение дел в финансах Российской империи.
Для налогов не должно быть исключений
Поражение России в Крымской войне открыло глаза власти на плачевное положение дел в стране. Касалось это и налоговой системы. Великие реформы Александра II (1855-1881) обещали не менее великое будущее России, но для этого нужно было упорядочить налоги и разобраться с запутанными финансами. Занялся этим министр финансов в 1862-1878 годах Михаил Христофорович Рейтерн, которому для ознакомления с бюджетным делом пришлось поездить по заграницам.
Рейтерн отменил подушную подать с мещан, заменив её специальным налогом на городские недвижимые имущества, и ввёл в 1875 году государственный поземельный налог. Теперь налогом облагались все земли, кроме казённых. Главные же нововведения были в области косвенных налогов: винные откупа заменили акцизом, вводился новый устав о гербовом сборе и сбор со страхований, с пассажирских билетов и грузов большой скорости.
Однако либеральные «опыты» с налоговой системой продолжались ровно столько, сколько правил император Александр II. 1 марта 1881 года 20-летие Великих реформ оборвал взрыв на Екатерининском канале, в результате которого царь-освободитель скончался.
Налоги платят все
Александр III (1881-1894) был не только менее лояльным в отношении к либералам, но и более твёрдым в реализации своих целей. Парадоксально, но для российских финансов именно период так называемых «контрреформ» стал временем преобразований.
Главной реформой стала отмена подушной подати и ликвидация сословности налогообложения. Министр финансов в 1882-1886 годах Николай Христианович Бунге уничтожил не только стержень российской налоговой системы со времён Петра, но и фискальную базу для сословного деления российского общества. Теперь в России не должно было остаться привилегированных слоёв. Отныне платить были обязаны все. Постоянным стал налог на наследство, в 1885 году был введён новый налог с денежных капиталов. Одновременно правительство увеличило обложение торговых и промышленных предприятий и повысило таможенные пошлины.
Затронула реформа систему сбора податей и учёта объектов налогообложения. Бунге добился введения в России должности податных инспекторов в количестве 500 человек, которые должны были контролировать налоговые поступления.
Уничтожение сословной налоговой системы и привилегированных сословий, а также отмена крепостного права окончательно поставили Россию на путь модернизации.
Пусть платит бизнес
Министры Иван Алексеевич Вышнеградский (1887-1892) и Сергей Юльевич Витте (1892-1903) продолжили политику Бунге: в России был введен квартирный налог и вновь восстановлена винная монополия. Кроме того, Витте ввёл золотое обращение. С его деятельностью связан новый этап усиления налогового бремени. Министр был уверен, что сдержанность имеет свои пределы и в итоге может угрожать «серьезными затруднениями нормальному развитию экономической жизни страны». Поэтому Витте выступил за последовательное повышение косвенных налогов: на 50 % повысили налог с пива и табачный сбор, вдвое подняли ставки налога со спичек, был повышен налог с недвижимого имущества.
Не чужда была Витте и идея прогрессивного налогообложения. Он был уверен, что фискальная политика должна строиться на принципе подоходности налогообложения. Впервые этот принцип был применён в промысловом обложении. Теперь плата за право торговли и промыслов превратилась в имущественный налог, который зависел от разряда предприятия. Стоит сказать, что предприниматели ответили Витте «тройной бухгалтерией» и утаиванием прибылей. Тем не менее именно Сергей Юльевич стал последним крупным реформатором налоговой и финансовой системы Российской империи.
Конец XIX века оказался наиболее благоприятным для налоговых преобразований. Последовавшие в начале ХХ в. обострение международной обстановки, русско-японская война, первая русская революция и, наконец, Первая мировая война положили конец всяким начинаниям в налоговой сфере.
Читайте также:
История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»
История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи
История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть
Литература:
Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.
Новое
Видео
800-летие Москвы (1947 год): великий праздник после Великой Победы (Лекция Антона Махнырёва)
800-летие Москвы (1947 год): великий праздник после Великой Победы (Лекция Антона Махнырёва)
Немцы нацеливаются на Россию (видеоблог Петра Романова)
Немцы нацеливаются на Россию (видеоблог Петра Романова)
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)