Императорский мораторий на смертную казнь

7 мая 1744 года императрица Елизавета Петровна повелела никому из приговоренных к смерти «экзекуций не чинить»
В современной России с 1997 года высшей мерой наказания является пожизненное заключение: смертные приговоры не выносятся и не могут быть вынесены. Формально при определенных условиях подсудимым может грозить такое страшное наказание, но в действительности, отменить мораторий можно, изменив действующую конституцию страны.
История России последних трех столетий часто воспринимается как время, когда к смертной казни мог быть приговорен любой преступник, уголовный или политический. Но в действительности положение было другим. На протяжении последних 275 лет наша страна последовательно отказывалась от смертной казни, хотя и были периоды, когда к ней прибегали гораздо чаще обычного.
А начало процессу гуманизации российской системы уголовных наказаний положила императрица Елизавета Петровна, дочь царя-реформатора Петра I. Именно по ее настоянию 7 мая (по ст. ст.) 1744 года был принят сенатский указ, согласно которому все смертные приговоры приостанавливались до рассмотрения обстоятельств преступления в Сенате.
Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны работы художника Луи Каравака, 1750-е.
Источник: https://pinterest.com
Строгие законы Алексея Михайловича
Если обернуться к далекому прошлому, ко времени создания русского государства и формирования уголовного права, то не составит труда заметить, что с началом становления Московского царства устрашающие наказания за совершенные преступления были явлением. На это одним из первых обратил внимание знаменитый русский историк права, профессор и ректор Императорского Казанского университета Николай Загоскин.
С развитием правовой системы преследование преступлений становится делом «царским», публичным, государственным, в силу чего самосуд (в смысле остатка древнего института мести и возможности частного примирения с преступником) объявляется невозможным, запрещенным, возводимым в самостоятельное преступление».
Но самый суровый период с точки зрения присуждения смертельного наказания за многие виды преступлений начинается после того, как принимается знаменитое Соборное уложение 1649 года. Нормы Уложения предусматривали 60 преступлений, за которые в качестве наказания могла назначаться смертная казнь. Достаточно обширным был и список вариантов наказания, чаще всего оглашались приговоры: повесить, отсечь голову, четвертовать, сжечь. Впрочем, практиковались и другие методы казни. Суровость приговора зависела и от вида преступления. Например, посажение на кол и колесование применялись чаще всего к обвиненным в преступлениях против власти.
Что касается времени правления Петра I, то, по мнению Николая Загоскина, «уголовные законы Петра I облечены суровою, железною силою, вполне соответствующей железной воле преобразователя России». По мнению Николая Загоскина, Петром I двигало стремление заставить подданных безусловно повиноваться царской воле, царскому приказанию. Надо добавить, что петровский Воинский устав 1716 года, который фактически был единым для всей России того времени уголовно-процессуальным законом, предусматривал 122 (!) повода для применения смертной казни. И применялись эти нормы и при Петре I, и при всех его преемниках вплоть до Анны Иоанновны. И лишь правление Елизаветы Петровны положило начало смягчению этой традиции.
Зарок будущей императрицы
Самое распространенное объяснение внезапного, как считается, решения императрицы Елизаветы Петровны отменить смертную казнь — зарок, якобы данный ею перед началом дворцового переворота, который привел ее на трон. Дескать, понимая всю тяжесть поступка, на который она решилась, будущая императрица пообещала Всевышнему, что с этого дня никто более в России по ее воле не умрет насильственной смертью. Такой версии придерживался, например, русский просветитель и историк XVIII века князь Михаил Щербатов, писавший, что свое обещание дочь Петра I дала, «идучи на свержения с престола Иоанна III (Иоанна VI Антоновича), где крайняя её опасность представлялась».
Из 36 приговоренных к смертной казни декабристов на эшафот 25 июля 1826 года
взошли только пятеро наиболее высокопоставленных организаторов выступления на Сенатской площади.
Картина «Декабристы» художника С. Левенкова, 1950-е. Источник: https://commons.wikimedia.org
Но уже столетие спустя более распространенной стала точка зрения, что к смягчению российской системы уголовных наказаний, прежде всего в той ее части, которая касалась смертной казни, Елизавета Петровна пришла не случайно, а вполне последовательно. Именно с началом ее царствования в России, как принято считать, начинается эпоха российского Просвещения, и стремление царицы смягчить систему наказаний в стране вполне укладывается в эту тенденцию.
Впрочем, понятна и причина появления легенды о зароке императрицы. Наверняка для всех современников только-только взошедшей на престол Елизаветы Петровны было крайне неожиданным решение отменить смертную казнь для противников ее воцарения, в частности, для графа Остермана и фельдмаршала Миниха. Обошлась она с ними чрезвычайно мягко: вместо четвертования, колесования и обезглавливания, которые предусматривали вынесенные приговоры, эти люди получили приказ отправиться в ссылку. Хотя нужный эффект все-таки был достигнут, поскольку повеление это им зачитали, когда они уже взошли на эшафот.
Вскоре выяснилось, что внезапное решение императрицы было не разовой акцией, а первым проявлением системного подхода. С того момента она не утвердила ни одного смертного приговора, которые поступали к ней на подпись. А три года спустя впервые в русской истории Елизавета Петровна выступила с инициативой, как выразились бы сегодня, введения моратория на смертную казнь.
Сенатский указ от 7 мая 1744 года начинается примечательными словами: «В правительствующем Сенате усмотрено, что в губерниях, також и в войске, и в прочих местах Российской Империи смертные казни и политическую смерть чинят не по надлежащим винам, а другим и безвинно». Это была не просто констатация факта, а констатация тяжелейшего положения, сложившегося в российской уголовной системе того времени, прибегавшей «ради пользы государевой» во всех более-менее подходящих случаях к назначению как можно более тяжелого наказания. Причем нередко возможность приговорить обвиняемого к смерти была еще и шансом для выносящих приговор избежать грядущего наказания за заведомо неправосудное решение.
Майский указ Елизаветы Петровны кардинально менял систему вынесения смертных приговоров. Теперь, как следует из документа, «для лучшего о том усмотрения из всех коллегий и канцелярий, губерний и провинций и команд о таких осужденных к смертной казни, или политической смерти колодниках» нужно было присылать в Сенат «обстоятельные и перечневые выписки». И до того как Сенатом будет вынесено обоснованное решение по делу, «экзекуций не чинить» ни по уже рассмотренным делам, ни по тем, которые могли быть рассмотрены в будущем.
Участники покушения на Александра II народовольцы Софья Перовская, Андрей Желябов,
Николай Кибальчич, Николай Рысаков и Тимофей Михайлов были казнены 3 апреля 1881 года.
Картина «Казнь заговорщиков в России» художника В. Верещагина, 1884 год. Источник: https://artchive.ru
Казнить нельзя помиловать
В полном смысле слова отменой смертной казни это решение Елизаветы Петровны не было, оно лишь приостанавливало ее применение. Но на деле приостановка получилась более чем долгой: вплоть до декабря 1761 года, до момента смерти императрицы, эта мера наказания ею ни разу не была утверждена или применена. Другое дело, что на местах к нововведению отнеслись более чем прохладно, предпочитая по старинке не доводить дело до Сената, а, как это было, например, в прибалтийских губерниях или в Запорожской Сечи, решать дела «по силе их древних правильных поведений». Этим и объясняется появление на свет в течение десяти лет, с 1744 по 1754 годы, нескольких сенатских указов, подтверждающих приостановку смертной казни.
Несмотря на то, что в губерниях, особенно наиболее отдаленных от Санкт-Петербурга, смертные приговоры приводились в исполнение и после грозных указов императрицы, тот первый, майский указ все-таки сыграл колоссальную роль в истории отмены смертной казни в России. Ни наследовавший затем трон коротким своим правлением император Петр III, ни свергнувшая его Екатерина Великая не стали пересматривать этой нормы.
Хотя в то же время не стали и совершенно отказываться от наказания смертью — но лишь для особо опасных государственных преступников. Так, в екатерининские времена к смерти были приговорены Емельян Пугачев и многие его сторонники, причем в полном соответствии с тем, какое наказание предусматривали для «злоумышлявших на царство» Соборное уложение 1649 года и Воинский устав 1716 года. А император Павел I, например, сумел распространить запрет на осуществление смертной казни на все земли, вновь присоединенные к России в период его царствования.
Заложенная Елизаветой Петровной и продолженная ее преемниками в XVIII веке традиция была поддержана и русскими императорами, правившими в XIX столетии. При Александре I, например, за все время его царствования были казнены 24 человека. Причем большинство из них расстались с жизнью за преступления, совершенные во время Отечественной войны 1812 года. И это стало еще одной традицией: в военное время в России действовали гораздо более жесткие законы. А вот, например, Николай I был вынужден начать свое царствование с решения о том, что делать с декабристами, большинство руководителей которых по закону заслуживали смертной казни. Итог этих размышлений известен: из 36 приговоренных к смерти получили ее только пятеро, а остальные отправились на каторгу, которая, правда, для многих стала пожизненной.
Политическая нестабильность в России, нараставшая с 1860-х годов, стала причиной постепенного роста числа казненных. Если, скажем, в период с 1866 по 1895 годы к смерти были приговорены 137 человек, а реально расстались с жизнью на эшафоте всего 44 человека, то уже с 1905 по 1913 годы в России был казнен 2891 человек. Дальше, увы, ситуация продолжала ухудшаться. Начавшаяся Первая мировая война ввела в действие законы военного времени, а грянувшая вслед за ней Гражданская и вовсе стала временем, когда законы практически не действовали, так что число казненных в России в период с 1918 по 1922 годы неизвестно и вряд ли когда-нибудь будет известно.
В годы Гражданской войны на всей территории бывшей Российской империи смертные приговоры
зачастую приводились в исполнение без всякого суда. Картина «Расстрел 26 бакинских комиссаров»
художника И. Бродского, 1925 год. Источник: https://commons.wikimedia.org
Смертная казнь существовала и в СССР, хотя советская юстиция постепенно уменьшала число причин для применения «высшей меры социалистической защиты», доведя их число в Уголовном кодексе 1960 года до 33 статей, из которых больше половины составляли воинские преступления и преступления в военное время. А после распада Советского Союза встал вопрос о полной отмене смертной казни в России, дискуссия по которому закончилась введением в 1996 году моратория на этот вид уголовного наказания. С тех пор высшей мерой наказания, предусмотренной российским законом, является пожизненное лишение свободы.
Обложка: Казнь Емельяна Пугачева и его сторонников стала одним из немногих случаев приведения в исполнение смертного приговора во времена царствования Екатерины Великой. Картина «Казнь Пугачева» художника В. Маторина, 2000 год. Источник: https://pinterest.com
Новое
Видео
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.
Александр Фадеев. Настоящий пролетарский писатель.
Александр Фадеев. Настоящий пролетарский писатель.
Россия — Япония: история и современность
Лекторий "Исторические субботы"