Россия. Военная история

Двести потерянных лет: история самого северного флота России

Официальным днем основания Краснознаменного Северного флота считается 1 июня 1933 года

Краснознаменный Северный флот занимает особое место в структуре современного Военно-морского флота России. В отличие от всех остальных флотов, он является скорее военным округом, точнее, объединенным стратегическим командованием (ОСК) «Северный флот», одной из пяти подобных структур и самой молодой из них, поскольку создана она 15 декабря 2014 года.

Определение «самый молодой» вообще присуще Северному флоту: его годовой праздник приходится на 1 июня в память о том, что в первый день лета в 1933 году вышел циркуляр Главного штаба РККА о формировании Северной военной флотилии. И хотя в том же 2014 году незадолго до появления ОСК «Северный флот» командующий флотом подписал приказ о том, что годом основания СФ нужно считать 1733-й, официальная его история по-прежнему на две сотни лет короче.


Крейсер «Варяг» во время перехода из Владивостока в Романов-на-Мурмане в 1916 году.
Источник: https://commons.wikimedia.org

«Некоторая эскадра для диверсий»

Путаница в исторических корнях Северного флота – прямое следствие того, что свое современное положение «главного» флота России он приобрел только в ХХ столетии. По сути, именно как серьезный океанский флот, способный выполнять задачи в Мировом океане, он действительно складывается только после 1933 года. А если уж смотреть на это совсем строго, то даже после Победы, когда именно на северных рубежах стал формироваться основной морской ракетно-ядерный щит страны.

Но формальная история военно-морского присутствия России в северных морях, конечно, начинается гораздо раньше. Иной раз можно встретить упоминание о том, что стоило бы взять за точку отсчета 1693 год, когда царь Петр I на здесь же построенной яхте «Святой Петр» вышел из Архангельска в свой первый морской поход. Годом позже, кроме «Святого Петра», из Двинской губы на сопровождение английского купеческого каравана из восьми судов вышли еще два корабля – «Святой Павел» и «Святое пророчество», но и это еще не было флотом. И даже то, что в том же 1693 году повелением Петра I там же, под Архангельском, на острове Соломбала заложили одну из первых государственных верфей, тоже не определило появление Северного флота. Корабли, построенные на Соломбальской верфи, отправлялись сухим путем, волоком на Балтику – туда, где они в тот момент были гораздо нужнее. А в Архангельске даже не существовало военного порта, а как считают военные моряки, если нет базы, значит, нет и флота.


Подводная лодка «Святой Георгий» в Средиземном море во время перехода из Генуи в Мурманск, 1917 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Именно поэтому и издал командующий Северным флотом свой приказ о том, чтобы отсчитывать флотскую историю с 15 марта 1733 года. В этот день по указу императрицы Анны Иоанновны на Севере появилась основа основ флота — его военно-морская база. Ею должен был стать закладывавшийся по высочайшему повелению Архангельский военный порт, командиром которого императрица назначила контр-адмирала Петра Бредаля, норвежца по происхождению, он был отмечен как отличный моряк еще самим Петром Алексеевичем. Вскоре вышло указание «из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать». Можно считать, с этого момента и появился первый в России Северный флот.

Флотилия Северного Ледовитого океана

«Эскадра для диверсий» со временем выросла в достаточно солидный морской отряд, охранявший морские интересы России на довольно обширном пространстве северных морей. В зону ответственности Архангельской эскадры вошли Белое море и побережье Кольского полуострова, для чего выделялись специальные отряды судов, а кроме того, пусть и немногочисленные, но имевшиеся в составе эскадры крейсера получили задачу крейсировать в открытом море. Для того чтобы флот мог действовать на этом просторе свободно, а базы на берегу чувствовали себя уверенно, в радиусе действия эскадры заложили дополнительные пункты базирования, основали береговые батареи и стали устанавливать береговые навигационные знаки.


Эсминцы «Рыков» и «Урицкий» в Кронштадте перед отходом в Мурманск, 1933 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Архангельская эскадра просуществовала достаточно долго – 132 года. По иронии судьбы, решение о закрытии Архангельского морского порта было принято через два дня после очередного его дня рождения – 17 марта 1862 года. Формально поводом к столь радикальной мере стало отсутствие военной угрозы интересам России в северных морях. А кроме того, стране требовалось укреплять флоты на Балтике и Черном море, развивать военный флот на Дальнем Востоке, и на все это требовались средства, которые можно было сэкономить на северной флотилии.

И только Первая Мировая война, существенно ограничившая мореплавание в балтийских и черноморских водах, вновь поставила на повестку дня вопрос о военном обеспечении мореплавания на Севере. Именно этот путь становился самым безопасным для сообщения с российскими союзниками по Антанте, прежде всего с Великобританией. Для решения этой задачи 30 января 1916 года указом царствующего императора Николая II был сформирован отряд обороны Кольского залива, в его состав корабли – два вспомогательных крейсера, минный заградитель, тральщик и транспорт. Через полгода, 2 июля началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана, местом базирования которой определили основанный 6 июля самый северный незамерзающий порт России — Романов-на-Мурмане, будущий Мурманск.


Буксиры сопровождают корабли отряда ЭОН-1 по пути к Мурманску, 1933 год.
Источник: http://kolanews.ru

Вскоре эта флотилия насчитывала уже 89 боевых и вспомогательных судов. Были среди них и настоящие легенды: первая русская подводная лодка «Дельфин», переброшенная на Север с Дальнего Востока, возвращенный японцами крейсер «Варяг» и совершившая первый в истории российского флота океанский переход из Италии в Романов-на-Мурмане подлодка «Святой Георгий». Кроме того, во флотилии числились и два крайне необходимых в суровых северных условиях военных ледокола – «Святогор» (будущий «Красин», один из самых знаменитых отечественных ледоколов) и «Микула Селянинович».

От Северной морской флотилии до Северного флота

Гражданская война и интервенция на Севере нанесли тяжелый удар по флотилии Северного Ледовитого океана. Основная часть кораблей и судов была потеряна, причем зачастую просто потому, что не хватало сил и средств содержать их надлежащим образом. Так, например, подлодка «Дельфин», ржавевшая у причала, в конце концов во время шторма получила течь через сальник гребного винта и попросту затонула.


Лидер эсминцев Северного флота «Баку» выходит в море, 1943 год.
Источник: http://waralbum.ru

Тем не менее, поначалу правительство Советской России нашло возможность из кораблей, сохранившихся в Мурманске, сформировать в 1920 году Морские силы Северного моря. Но просуществовали они только два года: в 1922-м это соединение расформировали в ходе общего сокращения советских вооруженных сил. И неизвестно, сколько бы еще времени русский Север оставался без военного прикрытия, если бы не угроза со стороны Японии, которая стала совершенно очевидной к началу 1930-х годов. Чтобы обезопасить дальневосточные моря, Советскому Союзу требовался сильный Тихоокеанский флот. Для этого нужно было отправить на Дальний Восток новые боевые корабли в дополнение к небольшой флотилии, существовавшей там, а наиболее удобным был Северный Морской путь. Но использовать для подготовки и снабжения военных караванов базы торгового флота было проблематично, значит, нужно было воссоздавать в Мурманске военно-морскую базу. А если уж до этого дошло дело, было бы странно не использовать ее постоянно, для чего создать при ней хотя бы небольшой отряд кораблей.

Такой отряд появился в Мурманске с 1 июня 1933 года, согласно циркуляру Главного штаба РККА, а первые корабли, которые вошли в состав новообразованной Северной военной флотилии, вошли в Мурманский залив только 5 августа. Это были заложенные еще в царской России эсминцы «Урицкий» и «Рыков», а также построенные уже в советские годы сторожевики «Ураган» и «Смерч», первые послереволюционные подводные лодки Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». До прихода к месту базирования этот отряд носил название первой Экспедиции особого назначения (ЭОН-1), а командовал им флагман 1 ранга Захар Закупнев, бывший унтер-офицер и комендор Балтийского флота. Он же стал и первым командующим Северной военной флотилии после того, как ее корабли через Неву, Ладогу, Онегу и только что построенные Беломорско-Балтийский канал дошли до своей новой базы.


Эсминец Северного флота «Громкий» в охранении союзного конвоя транспортных судов,
следующих в Мурманск. Источник: http://waralbum.ru

Северная военная флотилия превратилась в Северный флот 11 мая 1937 года, когда приказ об этом издал нарком обороны Климент Ворошилов. Вскоре моряки-североморцы приняли и боевое крещение, приняв участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов: советские корабли заняли порты Лиинахамари и Петсамо, отрезав Финляндию от получения помощи с севера и обеспечив безопасный путь снабжения наступавшим в этом районе советским войскам. Но главной проверкой боеготовности и мужества моряков Северного флота стала Великая Отечественная война. Северный путь стал важнейшим маршрутом, по которому в Советский Союз приходили морские караваны союзников, и именно обеспечение их безопасности стало главной задачей североморцев. Надводные корабли принимали союзнические конвои и охраняли их, а подводные лодки охотились на фашистские корабли и субмарины, стремясь не подпустить их к караванам, а еще лучше — запереть в портах базирования.

Став активно действующим флотом в составе советского ВМФ, имеющим выход на оперативный простор, Северный флот быстро наращивал силы. Достаточно сказать, что на 22 июня 1941 года в его составе было всего 30 боевых кораблей и подлодок, а к середине 1945-го – уже 255! Двенадцать кораблей, частей и соединений Северного флота в годы войны получили звание гвардейских, 47 стали орденоносными. В год 20-летия Победы Краснознаменным стал и сам флот, доказав, что в суровых северных морях военные моряки и через десятки лет могут завоевать такую же славу, как их товарищи в более теплых широтах.


Подводная лодка Д-2 «Народоволец», пришедшая в Мурманск в числе первых девяти кораблей Северного флота,
на постаменте в Санкт-Петербурге. Источник: http://www.etovidel.net

Обложка: https://www.reddit.com


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 5215
1 Комментарий

Андосов Андрей

Автор, объясни мне суть данной темы? Давай честно как мужик мужику а не говно которому платят о том что еще при царе был северный флот. Ты еще вспомни что на ладьях поморы в Америку плавали и большая часть штатов это русская территория. Мне вот интересно неужели лишняя миска супа стоит того что бы перекраивать историю? А почему бы тебе не написать статью что после развала могучей страны советов началось грубо говоря блядство и не только на северном флоте. Что мы год за годом теряли корабли которые резали в утиль. Теряем атомоходы ледоколы потому как не обновляют данный вид флота а мы еще не так давно были в глобальных лидерах в данном флоте а теперь катастрофически уступаем шаг за шагом и в этом флоте. Автор тебе твоя лишняя чашка миски за чушь поперек горла не встает?? Нет не встает если ты мулюешь такие статейки. Стыдно автор должно быть за такое просто как мужику стыдно. Но не тебе ты же безликий и безличный кусок дерьма за миску супчика поешь как соловей.

Длинный Нос

Давайте лучше похрюкаем.