Чумаки: кто они такие?
История вряд ли точно скажет, когда начали добывать соль из крымских озер и лиманов. Крымская соль была объектом торговли через Херсонес Таврический со многими древними городами. Боспорское царство снабжало солью скифов, генуэзцы везли ее к берегам Кавказа, Малой Азии, Эгейского и Мраморного морей.
В XVI–XIX веках существовала категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и юге России и занимавшаяся торгово-перевозным промыслом. Смелые люди из вольных казаков, мещан и зажиточных крестьян везли из степных районов хлеб и деревянные изделия на юг, в Черноморье, а назад возвращались с солью и соленой рыбой. Соль доставляли на Кубань, Кавказ, довозили до Курска, Харькова, Белгорода, Полтавы и Киева.
Людей, занимавшихся этим промыслом, и называли чумаками. По степям было проложено несколько дорог – чумацких шляхов, самые известные из них – Черный, Муравский, Молдавский, Кучманский и Бакаев. Возили товары на больших деревянных возах, в которые запрягали двух или четырех волов. На каждый воз нагружали до 60 пудов (около тонны) соли.
Времена были сложные – чумаки постоянно были готовы отразить нападения лихих людей, боевых отрядов кочевников, поэтому обозы формировались большими – от 100 до 300 возов. Во главе каждого обоза стоял выборный атаман, и дисциплина в обозе была полувоенная. Иногда для охраны обозов нанимались отряды казаков.
Чумацкие обозы уходили ранней весной и возвращались поздней осенью. Некоторые очень оборотистые чумаки успевали за сезон осуществить 3–4 ездки.
Расцвет чумацкой деятельности приходится на время, когда открывались морские порты на Черноморском побережье. Тогда на чумацких обозах в порты доставляли 25–40 миллионов пудов зерна, а обратно привозили 2–3 миллиона пудов соли и 1 миллион пудов рыбы. В этот период чумаки обслуживали и основные ярмарки на Украине, в России, Польше и Белоруссии. С развитием железнодорожного транспорта роль чумаков в общем товарообороте начинает снижаться, и к началу ХХ века чумаки практически исчезают…