Фильм о Зое Космодемьянской. Сделать пожертвование

Фильм о Зое Космодемьянской

Пожертвовать

Интервью

«Чтобы история Зои попала в сердце». Как защитить легендарный подвиг от осквернения?

Избивали фашисты и мучили,
Выгоняли босой на мороз,
Были руки веревками скручены,
Пять часов продолжался допрос.
На лице твоем шрамы и ссадины,
Но молчанье ответом врагу.
Деревянный помост с перекладиной,
Ты босая стоишь на снегу.

Юный голос звучит над пожарищем,
Над молчаньем морозного дня:
- Умирать мне не страшно, товарищи,
Мой народ отомстит за меня!

Агния Барто

20 декабря 2018 года при поддержке Российского военно-исторического общества (РВИО) в селе Осино-Гай Тамбовской области откроется обновленный музей Зои Космодемьянской. Уроженка этих мест, Зоя была повешена фашистами 29 ноября 1941 года. Несмотря на многочасовые зверские пытки и издевательства, враги не выудили из нее ни слова, и даже имя, которым она назвалась на допросе было не ее. «Таня» - первый очерк Петра Лидова, опубликованный в газете «Правда» о казни девушки-диверсанта. Тогда из уст очевидцев о ней было известно только это вымышленное имя и страшные обстоятельства гибели, а также опубликованная фотография: изувеченное женское тело с веревкой на шее. Одновременно с публикацией в «Правде» в «Комсомольской правде» был опубликован материал Сергея Любимова «Мы не забудем тебя, Таня».

Ее подвиг стал легендой. Зоя Космодемьянская первой из женщин удостоена звания Герой Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Ее имя стало символом героической истории русского народа — народа-победителя.

К годовщине гибели Зои Космодемьянской мы решили не только еще раз напомнить о подвиге ее несокрушимого духа, но и обсудить актуальные темы, связанные с восприятием этого подвига в нашей общественной жизни.

Как к проявленному героизму Зои сегодня относится молодежь? Почему ее великое имя подвергают уничижению некоторые псевдоисторики и журналисты? Какие методы борьбы с фальсификацией исторических событий доступны в наших условиях? Корреспондент портала «История.РФ» поговорил с начальником научного отдела РВИО Юрием Александровичем Никифоровым и его заместителем Викторией Игоревной Петраковой.

- Подвиг Зои Космодемьянской стал одним из ключевых символов Великой Отечественной войны и примером для целого поколения. Сегодня молодёжь во многом ориентируется на другие идеалы и ценности. Как Вы считаете, какое значение несет история Зои для современных людей сейчас? Насколько актуальна эта тема?

В.И. Петракова: Тема любви к своей Родине, верности воинскому долгу, взаимовыручки, товарищества будет актуальна в любое время. И на самом деле я не совсем согласна с тем, что у молодого поколения сегодня другие ценности. Время меняется, конечно. Но, например, когда мы проводили уроки мужества, читали лекции о героизме советских людей на фронте, всегда присутствовала заинтересованность детей и студентов. Когда показываешь фотографию Зои Космодемьянской, дети ее узнают, и вместе с нами охотно анализируют истоки ее подвига, восхищаются им и понимают, почему она так поступила. По их глазам, по вопросам, которые они задают, видно, что в душе есть отклик. Ее жизненный, боевой путь никого не оставляет равнодушным до сих пор.

Ю.А. Никифоров: Во время войны советские солдаты, читая в газетах о судьбе Зое, давали клятву отомстить фашистским оккупантам. Что касается молодежи, то мне трудно давать какие-то оценки. Тем не менее хочется выразить надежду, что уважение к героям Великой Отечественной войны, бережное отношение к памяти павших живо не только среди старших поколений, но и среди современных молодых людей. В русском «пантеоне героев» – сакральных имен, объединяющих народ символов – имя Зои Анатольевны Космодемьянской занимает особое место. Большинство из нас, ныне живущих – слабые люди, нам трудно поверить, что мы сами способны на подвиг. Некоторым вообще трудно пожертвовать своими мелкими корыстными интересами ради чего-то более высокого, каких-то общих смыслов или общего дела. Тем не менее, благодаря сохранению памяти о Зое и других героях войны в том числе, современное российское общество сохраняет способность противостоять «размыванию» традиционных для России ценностей, сохраняет систему мировоззренческих координат, в которой невозможно спутать местами черное и белое, низменное и возвышенное, подвиг и предательство, подлость и патриотизм.

- Мы живем в эпоху непрерывного информационного противостояния, что особенно сказывается на отношении к нашей истории. Постоянно возникают новые альтернативные версии прошлого, находятся все более оригинальные «критики» исторического прошлого нашей страны. Подвиг Зои Космодемьянской клеветники также не обошли стороной… 

Ю.А. Никифоров: Я догадываюсь, какой именно случай вы имеете в виду, когда вспоминаете о клеветниках. Мне кажется, что периодически «вбрасываемые» в публичное пространство альтернативные истории и версии по поводу гибели Зои следует рассматривать как проявление информационной агрессии против нашей страны и народа. Такого рода «вбросы» можно трактовать как приемы из области спецпропаганды, нацеленные на осмеяние ключевых символов нашей истории и культуры, подрыв самосознания народа, издевательство над чувствами миллионов людей. Объектом манипуляций в рамках ведущейся информационной войны против России может стать любая историческая фигура. То есть, я хочу сказать, что программа «десакрализации» весьма масштабна: трудно вспомнить кого-то из выдающихся исторических деятелей российской истории, о ком бы в рамках ведущейся десятилетиями соответствующей информационной кампании не говорилось бы в уничижительном тоне. Поэтому нет смысла делать акцент именно на судьбе Зои Анатольевны, - она разделяет в данном случае судьбу очень многих героев русской истории. Подвиг Зои пытались дискредитировать не какие-то ее персональные клеветники – это все те же, выражаясь словами А.С. Пушкина, клеветники России.

- Как, на ваш взгляд, можно бороться с подобными фальсификационными заявлениями в наших условиях?

В.И. Петракова: Я думаю, что самый основной инструмент борьбы с подобными версиями и мифами, с очернением собственной истории и обесцениванием подвигов наших героев – это знание исторических фактов. Чтобы дискредитировать величие подвига Зои кто-то утверждал, что ее молчание и невероятная стойкость была проявлена на фоне психического расстройства. Совершенная ложь. Ее подвиг был осознанным, она прекрасно знала, что служба в этой части будет очень опасна и боевое задание будет непростым. Существует также много свидетельств о том, что она не молчала, что в момент казни, за несколько минут до повешенья, она обращалась к деревенским жителям и врагам. Ее слова разлетелись на цитаты, вошли в историю. Она сказала: «Это счастье - умереть за свой народ» и «Нас 170 миллионов. Всех не перевешаете». Девушка действительно мученический путь прошла. Я уверена, что выбор в пользу того, чтобы умереть, но не предать своих боевых товарищей, не выдать их местоположение, не рассказать о боевом задании был осознанным. Надо отметить, что ей было всего 18 лет - вчерашняя школьница. И конечно, даже когда сегодня подростки, студенты соотносят себя с ней, они понимают, что она была ненамного старше их, а для кого-то ровесница, это накладывает на них еще большее впечатление, возвращаясь к вопросу о современной молодежи. Тем выше и значительнее для нас, для современной молодежи ее подвиг.

Когда клевещут на живых, есть возможность законно защититься, обратившись в суд, другое дело герои прошлого. Как вы бы отнеслись к инициативе о введении уголовной ответственности за клевету в отношении исторических личностей?

Ю.А. Никифоров: Эта идея не бесспорна. По примеру ряда других стран, защищающих свою национальную память, свою идентичность, мы могли бы ввести какие-нибудь ограничительные меры, привлекая к ответственности тех, кто клевещет на нашу страну, в том числе ее прошлое. В то же время, уповать исключительно на государство в этом вопросе – не самый лучший вариант. Ведущиеся в информационном пространстве «войны памяти» пробуждают в социуме некие защитные механизмы, побуждают людей к отстаиванию своих ценностей, того что нам дорого. И это лучше, чем забвение и равнодушие. Хуже, когда в обществе настолько ослабевает интерес к прошлому, что никто уже и не хочет защищать память своих предков, противодействовать нападкам на них, когда люди просто не понимают, о чем вообще спор, кто эти исторические имена? Так что запретить, наказать, ввести уголовную ответственность – не означает решить проблему. Сохранение и передача культурного наследия – это всегда коллективное творчество, здесь нужны усилия всего общества: на уровне семейной культуры, на уровне системы образования, на всех этажах, где культура существует и воспроизводится. Когда оказывается, что в защите культурного наследия стоит уповать только на запретительные меры со стороны органов государственной власти или, еще хуже, силовых структур, то ситуация выглядит уже безнадежной. Поэтому однозначно поддержать идею об уголовном преследовании тех, кто клевещет и оскорбляет героев нашей истории, я не могу. Общественный суд, моральное осуждение гораздо эффективнее, чем работа административной или, не дай Бог, репрессивной государственной машины.

В последнее время появилось много художественных фильмов исторической тематики, которые умышленно искажают реальность и транслируют смыслы, порочащие нашу историю. В РВИО решили бороться с этим явлением в его же плоскости? На сайте общества объявлен сбор народных пожертвовании на фильм о подвиге Зои. В поддержку этого фильма высказались многие известные люди России. 

Ю.А. Никифоров: Если говорить о проекте создания фильма о подвиге Зои, то, я думаю, здесь главная идея не в том, чтобы кому-то противостоять или использовать фильм как средство ПВО: враги запускают какие-то фейковые истории, версии, а мы должны их «сбивать», разоблачать. Нет, в данном случае идея другая - снять фильм, показав величие подвига Зои Космодемьянской, значимость ее символической фигуры, - а значит, правдиво рассказать саму историю, с верностью фактам и документам. Без домыслов, «придумок» и украшательств. Большинство людей воспринимают Зою на уровне иконографического образа, слабо представляя себе, что происходило осенью 41-го года под Москвой, как трудно защитникам Москвы и, в целом, нашим предкам пришлось в суровую осень. Оценить по-настоящему заслуги героического поколения тех лет можно только с опорой на достоверное знание. Условный зритель, возможно, молодой человек, после просмотра фильма навсегда запомнит не только обстоятельства гибели Зои Анатольевны, но сможет представить себе и войну, какой она была – ее особый, «священный» характер. Воспроизведение в кино истинных смыслов происходивших во время Великой Отечественной войны событий должно способствовать выработке иммунитета к всяким клеветническим, фейковым заявлениям или даже историческим «теориям».

РВИО не только привлекает людей к проблеме дискредитации наших Героев, но и защищает их светлую память от надругательств. Говоря о фильме, посвященном подвигу Зои, хотелось узнать ваше мнение, как вы считаете, этот способ борьбы с фальсификацией исторических фактов действенный?

В.И. Петракова: Я думаю, что он очень действенный, потому что сейчас наше информационное пространство максимально расширенно, и молодежь не испытывает дефицита в поступлении любой информации. Конечно кинофильм - одно из средств консолидирования и эффективного донесения до общества событий прошлого. Сюжет фильма, который снимается при активной поддержке РВИО, безусловно, основан на достоверных исторических документах, привлечены профессиональные историки. Все факты проверены. Когда он выйдет на большие экраны, его посмотрит большое количество зрителей, это сыграет важную роль в деле сохранения памяти о Зое и донесения до людей мысли о том, насколько велик был ее подвиг. Как мне кажется, самый главный посыл фильма в том, чтобы история Зои попала в сердце. Говоря о примере восприятия, можно снова обратится к подросткам: они не всегда усваивают информацию на уровне обычных фактов, а когда задействованы чувства и эмоции, а кино, как раз с этим отлично справляется, появляется глубокий осознанный интерес к своей истории, к своим героям. Поэтому я уверена, что такой фильм – дело благое, и очень надеюсь, что мы все очень скоро его увидим.

- Некоторые сравнивают историю Зои с библейским сюжетом. Как вы можете прокомментировать это сравнение?

Ю.А. Никифоров: Конечно, определенные параллели можно провести. Но они будут связаны не Библией как таковой, а с пониманием, что в русской культуре, православной по своим духовным корням, не может подлинно почитаемой фигурой стать кто-то вроде супермена из голливудского боевика. Образ Зои, ее история, сам факт того, что она прочно вошла в пантеон наших героев, обусловлено особенностями российской цивилизационной матрицы, архетипами русской культуры. Это очень интересное обстоятельство. Во время войны в каждую газету регулярно помещали очерки о том, как бойцы Красной армии, танкисты, артиллеристы, летчики совершают мужественные, героические поступки, сокрушая врага, истребляя его технику и живую силу. Листаешь эти старые страницы и встречаешь огромное количество таких историй. Многие герои награждались высокими правительственными наградами. Но народное бессознательное чувство, коллективная память выбрала именно Зою, чтобы хранить и бережно лелеять память о ней и ее подвиге.

В.И. Петракова: Конечно, во многом очень похоже, если взять в пример, допустим, великомучеников, которые погибали за Христа, а значит, за истину, за правду. Зоя тоже погибла за правду. Она погибла за свободу своего народа и мирное небо над нашей Родиной, за доброе дело, причем это была именно мученическая смерть. Несмотря на то, что в Петрищево, в этой деревне, где ее казнили, не было эсэсовских дивизий, славящихся своей жестокостью, стоял обыкновенный пехотный немецкий полк, но то зверство, которое они совершили в ноябре 41-го года, первой военной осенью, поражает сознание. Они прекрасно знали, что перед ними совсем еще молодая девушка, но переступили через все моральные принципы. Ее поймали вечером 28-го ноября, 29-го ее казнили. Сохранился дом семьи Кулик, где она провела последнюю ночь перед казнью. На допросе ей дали более двухсот ударов ремнями, она просила воды, ей вместо воды поднесли открытую керосиновую лампу, когда эксгумировали ее тело, увидели что у нее на пальцах не было ногтей. Мы можем только представлять каким испытаниям она подверглась и действительно приняла мученическую смерть, не предав никого.

- РВИО прикладывает все усилия, чтобы память о подвиге Зои сохранилась в веках: в 2016-м в селе Петрищево Рузского района Московской области был отреставрирован дом семьи Кулик, где Зоя провела последнюю ночь перед казнью. Там же РВИО участвует в создании совершенно нового музея. Виктория Игоревна, как мне известно, вы один из авторов его концепции, расскажите, пожалуйста, о том, как шла реализация проекта? Какова главная идея?

В.И. Петракова: Музей и сам дом - это разные вещи. В деревни Петрищево есть музей, построенный еще в советское время, где собраны личные вещи Зои, исторические документы, свидетельства ее жизненного пути. Дом семьи Кулик, в котором она провела последнюю ночь, был восстановлен РВИО и открыт к посещению в конце ноября 2016 года. Помимо этого, в деревне есть место, где она была казнена, там находится памятный обелиск. РВИО разрабатывало научную концепцию нового музея. Главная идея: проследить, как обычная советская девушка воспитывалась, какими идеалами она жила, как формировался ее характер. В характере Зои сказывалась любовь к чтению, она прочитала большое количество книг, также влияние оказало обучение в школе, люди, которые ее окружали. Важно показать людям целостную картину ее становления и, как мученический венец, казнь в ноябре 1941 года. Мы надеемся, что в новом музее будут учтены все эти принципиальные для нас моменты. 

- Расскажите о других проектах, направленных на увековечивание подвига Зои Космодемьянской?

В.И. Петракова: В самом скором времени в Тамбовской области, в селе Осино-Гай, будет открыт Музей в память о трех Героях Советского Союза – Зои и Александра Космодемьянских и Степана Перекальского. Музей на базе Осино-гайской школы №1 существовал давно, не сейчас проведена его масштабная реэкспозиция, будет сделан акцент на краеведческий контекст, поскольку именно Осино-Гай – малая Родина героев. Основой для создания экспозиции музея служат подлинные предметы, принадлежавшие Героям Советского союза и их семьям, а также предметы, отражающие эпоху, копии архивных документов.

Также Российским военно-историческим обществом были установлены памятные доски Зое в селе Осино-Гай и в Москве на здании Школы №201, где она училась.

Кроме этого, под эгидой РВИО прошла Всероссийская интернет-акция памяти #ЗояГерой, которую поддержали не только все регионы России, но и за рубежом. Участникам акции предложили разместить фото с портретом Зои Космодемьянской, информацией о ее подвиге и хэштегом #ЗояГерой в социальных сетях. Также мы регулярно проводим уроки мужества в школах, посвященные ее памяти.

В 2013 году к 90-летию со дня рождения Зои Космодемьянской близ места ее подвига и трагической гибели, в городе Руза Московской области, РВИО установило памятник - бронзовую скульптурную композицию работы Зураба Церетели.

Наша самая главная задача – утвердить образ Зои Космодемьянской в качестве важнейшего символа жертвенного подвига советского народа во имя Победы над фашизмом в 1941-1945 годах.

Подробнее о биографии Зои Косможемьянской и о событиях тех страшных последних дней ее жизни - 28 и 29 ноября, проведённых в деревни Петрищево Московской области, можно узнать из ранее опубликованных материалов на портале «История.РФ».


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 318
1 Комментарий

Karpov Anatoli / кандидат технических наук, ст.научный сотрудник

[Сообщение ожидает модерации]