Россия. Военная история

Бой в Корейском проливе: как «Рюрик» стал вторым «Варягом»

14 августа 1904 года русские моряки Владивостокского отряда крейсеров вступили в неравную схватку с японскими броненосцами

В истории Русско-японской войны 1904-1905 годов особняком стоят два морских сражения, ставшие символом стойкости и мужества русских моряков. Одно из них известно, пожалуй, каждому — это бой близ города-порта Чемульпо с участием крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Другой бой прославлен не так широко, но для военных моряков является таким же символичным, как и первый. Это так называемый бой в Корейском проливе, или, как его еще называют, морской бой с участием Владивостокского отряда крейсеров, в который входили крейсера «Рюрик», «Россия» и «Громобой».

Итоги этого морского сражения, произошедшего 14 (1 по ст. ст.) августа 1904 года, неутешительны для Андреевского флага. Из трех крейсеров, принимавших в нем участие, один – броненосный крейсер первого ранга «Рюрик» – погиб, затопленный экипажем, а два других с тяжелыми повреждениями вернулись во Владивосток. Однако это сражение оттянуло на себя часть сил японского флота, что пусть немного, но все-таки облегчило положение русского флота, сражавшегося на подступах к Порт-Артуру.

Крейсера спешат на помощь

Владивостокский отряд крейсеров насчитывал пять кораблей: помимо броненосных «Рюрика», «России» и «Громобоя», в него также входили бронепалубный крейсер «Богатырь» и вспомогательный крейсер «Лена». Идея создания такого отряда родилась в марте 1901 года, когда решено было выделить часть крейсеров 1-й Тихоокеанской эскадры и разместить их во Владивостоке, чтобы оттуда они могли осуществлять крейсерские операции на Тихом океане.

Контр-адмирал Карл Иессен, командовавший Владивостокским отрядом крейсеров во время боя в Корейском проливе 14 августа (1 ст.ст.) 1904 года

Контр-адмирал Карл Иессен, командовавший Владивостокским отрядом крейсеров во время боя в Корейском проливе 14 августа (1 ст.ст.) 1904 года

Источник: wiki.wargaming.net


Выбор кораблей для отряда был очевиден: это были крейсера, которые по своим конструктивным особенностям и боевым возможностям были гораздо лучше предназначены к самостоятельным крейсерским действиям, а не к эскадренному бою. Они были быстроходными и имели очень большую дальность хода, но достигалось все это за счет снижения бронирования и облегчения артиллерийского вооружения. И именно это обстоятельство сыграло роковую роль во время боя в Корейском проливе. Японские крейсера, которые противостояли русским, были гораздо менее быстроходными и хуже подходили для крейсерства, зато обладали мощным бронированием и вооружением. По сути, японские корабли были уже не столько крейсерами, сколько броненосцами, и это дало им колоссальное преимущество во время боя 14 августа 1904 года.

Впрочем, у русских моряков не было выбора – вступать в схватку или уклониться от нее. Три крейсера (остальные не смогли отправиться в поход, поскольку не были готовы к выходу в море) спешили на помощь своим товарищам из состава эскадры, незадолго до этого вышедшей из осажденного Порт-Артура и стремившейся прорваться во Владивосток. Этим кораблям, атакованным существенно превосходящими силами японцев, требовалась помощь, причем любая, какую только мог оказать русский флот. И потому на «Рюрике», «России» и «Громобое» не смотрели на то, насколько и в чем они уступают или превосходят японцев, важным было только то, чтобы помощь товарищам подоспела вовремя.

Адмирал Хиконодзе Камимура, командующий отрядом японских броненосцев во время боя в Корейском проливе 14 (1 ст.ст.) августа 1904 года

Адмирал Хиконодзе Камимура, командующий отрядом японских броненосцев во время боя в Корейском проливе 14 (1 ст.ст.) августа 1904 года

Источник: wiki.wargaming.net


Но командовавший тройкой русских крейсеров контр-адмирал Карл Иессен не знал, что к тому моменту, когда 12 августа (30 июля по ст. ст.) отряд вышел из Владивостока, порт-артурская эскадра уже проиграла сражение в Желтом море и частично рассеялась, а частично вернулась в Порт-Артур. И встретить в Корейском проливе русские моряки могли теперь только японские корабли…

Встреча в проливе

Инструкции, полученные командиром отряда контр-адмиралом Иессеном, предусматривали, что в Корейский пролив Владивостокский отряд крейсеров должен войти на рассвете 14 августа. Это указание, отданное командующим флота в Тихом океане адмиралом Николаем Скрыдловым, сыграло еще одну роковую роль в событиях. Назначенный командующим после гибели адмирала Степана Макарова 31 марта 1904 года, Скрыдлов не успел попасть в Порт-Артур после начавшейся осады и командовал флотом из Владивостока, вынужденный принимать решения на основе телеграмм, попадавших туда с опозданием.

Броненосный крейсер «Громобой» во Владивостоке, зима 1903-1904 годов

Броненосный крейсер «Громобой» во Владивостоке, зима 1903-1904 годов

Источник: navsource.narod.ru


Так случилось и на этот раз: к утру 14 августа, когда владивостокские крейсера, как им и было предписано, входили в Корейский пролив, в нем уже крейсировали корабли японской эскадры адмирала Хиконодзе Камимуры, состоявшей из четырех броненосных крейсеров «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате». Их главной задачей было отрезать пути к Владивостоку для прорвавшихся кораблей порт-артурской эскадры, а на деле они стали главными противниками отряда контр-адмирала Иессена.

В предрассветной темноте две эскадры разминулись друг с другом, и Владивостокский отряд крейсеров вошел в пролив, уверенный, что он пока чист от кораблей противника. То, что это не так, стало понятно ближе к пяти часам утра, когда русские крейсеры повернули на запад и вскоре разглядели в рассветных лучах японские броненосцы, идущие им наперерез.

Броненосный крейсер «Россия» во Владивостоке, осень 1904 года

Броненосный крейсер «Россия» во Владивостоке, осень 1904 года

Источник: tsushima.su


В этот момент контр-адмирал Иессен допустил ошибку, которая стала залогом будущего поражения. Вместо того, чтобы подойти к японским кораблям на короткую дистанцию, при которой смогла бы эффективно действовать вся артиллерия русских крейсеров, в том числе и малокалиберная, он отдал приказ поворачивать на восток, а потом и еще южнее. Тем самым корабли Владивостокского отряда оказались стоящими бортом к японцам, подставив орудиям противника свои самые уязвимые места. И противник не замедлил воспользоваться столь удачной позицией.

На параллельных курсах

Первые же залпы с японских броненосцев начали наносить существенный ущерб русским кораблям. Прежде всего потери понесли экипажи. По боевому расписанию все расчеты корабельных орудий, в том числе и совершенно бесполезных в эскадренном бою малокалиберных, имевших слабую защиту, должны были находиться на своих местах. Именно эти комендоры и несли самые существенные потери, будучи лишенными даже возможности ответить огнем на огонь. Избежать этого удалось только на «Громобое», командир которого отдал распоряжение комендорам малокалиберных пушек укрыться в казематах: за их счет пополнялись расчеты крупнокалиберной корабельной артиллерии, которые тоже несли потери.

Броненосный крейсер «Рюрик» во Владивостоке, начало ХХ века

Броненосный крейсер «Рюрик» во Владивостоке, начало ХХ века

Источник: tsushima.su


Ответный огонь русских крейсеров оказался поначалу весьма результативным. Один из снарядов, выпущенных комендорами «Рюрика», угодил прямиком в крышу каземата крупнокалиберного орудия японского крейсера «Ивате». Боезапас детонировал, и из строя вышли сразу три пушки, а потери от этого попадания составили 40 человек, 31 из которых погиб на месте (тела многих так и не удалось обнаружить).

Но это оказалась самая большая удача русских кораблей: больше такой результативности огня им достичь не удалось. Да, японские корабли, на помощь которым пришли крейсеры «Нанива» и «Такачихо» из отряда вице-адмирала Сокотики Уриу, получили в общей сложности 40 попаданий русских снарядов, но кроме того, единственного, выпущенного «Рюриком», остальные не нанесли им серьезного ущерба. В то же время русские крейсеры получили по три с лишним десятка попаданий каждый, и для «Рюрика» многие из них стали роковыми.

Андреевский флаг броненосного крейсера «Громобой» после боя в Корейском проливе, 16 (3 ст. ст.) августа

Андреевский флаг броненосного крейсера «Громобой» после боя в Корейском проливе, 16 (3 ст. ст.) августа

Источник: navsource.narod.ru


Сражение продолжалось пять с лишним часов и довольно быстро превратилось в погоню японских кораблей за русскими крейсерами, постоянно менявшими курс так, чтобы «Россия» и «Громобой» прикрывали собой «Рюрик». Этот корабль имел самое слабое бронирование и в самом начале боя лишился управления. Причем лишился во всех смыслах: командир корабля был убит одним из первых попаданий, затем была повреждена система управления рулями, корабль мог менять курс, только работая машинами. К тому же очень скоро крейсер получил пробоину ниже ватерлинии и начал оседать на корму, теряя ход.

Последний бой «Рюрика»

Когда стало очевидно, что русские корабли проигрывают бой, контр-адмирал Иессен отдал приказ «России» и «Громобою» идти на прорыв во Владивосток. Он рассчитывал, что таким маневром ему удастся отвлечь основные силы японцев от сильно поврежденного «Рюрика». И это действительно удалось, но не до конца. В погоню за двумя русскими крейсерами бросились четыре японских броненосца отряда адмирала Камимуры, но два более легких остались и продолжали обстреливать «Рюрик».

Повреждения, полученные японским броненосным крейсером «Ивате» во время боя в Корейском проливе после попадания снаряда с крейсера «Рюрик»

Повреждения, полученные японским броненосным крейсером «Ивате» во время боя в Корейском проливе после попадания снаряда с крейсера «Рюрик»

Источник: warspot.ru


В конце концов сильно поредевший экипаж, командовать которым в этот момент пришлось одному из младших офицеров — лейтенанту Константину Иванову, принял решение затопить «Рюрик». Корабль с открытыми кингстонами отправился ко дну на глазах японских моряков с крейсеров «Нанива» и «Такачихо», которые и подобрали оставшихся в живых членов экипажа русского крейсера. Из-за того, что все шлюпки были разбиты, моряки держались на воде только за счет спасательных жилетов и деревянных обломков судна.

Крейсерам «Россия» и «Громобой» к вечеру того же дня удалось оторваться от японских броненосцев: те повернули назад, чтобы не оставлять без прикрытия Корейский пролив на случай, если кому-то из кораблей порт-артурской эскадры удастся прорваться на север. Несмотря на тяжелые повреждения, 16 августа они дошли своим ходом до Владивостока и встали на ремонт, который затем длился почти до конца войны.

Вид на полуют броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Вид на полуют броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Источник: tsushima.su


Результаты боя в Корейском проливе были неутешительными: Владивостокский отряд потерял один из крейсеров, 329 русских моряков были убиты и 617 ранены, еще около шестисот человек попали в плен. Японские корабли почти не получили тяжелых повреждений (не считая «Ивате»), а человеческие потери японцев были на порядок меньше: 44 убитых и 71 раненый. Такое соотношение определялось тем самым лучшим бронированием японских кораблей и неприспособленностью русских крейсеров к эскадренному бою.

Но поражение в этом бою не умаляет мужества и стойкости русских моряков, которые в течение пяти с лишним часов противостояли гораздо более сильному противнику и сумели достаточно потрепать его. К тому же свою главную задачу — связать боем корабли эскадры адмирала Камимуры — Владивостокский отряд крейсеров выполнил, и не его вина, что это случилось тогда, когда практический смысл такой схватки был невелик.

Повреждения броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Повреждения броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Источник: tsushima.su


Обложка: www.prizyv.ru


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 18440
2 Комментария

Виктор Веселков

главное это тип и качество снарядов. Медленный 2 капсюльный взрыватель системы Бринка в бронебойных и фугасных снарядах придуман для того что бы пробив броню или преграду снаряд должен разрываться внутри поражая технику и людей но попадая в тонкий борт они не успевали разрываться и улетали за борт а если разрывались то из за малого содержания взрывчатки не могли наносить существенный ущерб. Даже гибель Рюрика не смогли рассеять заблуждение о превосходстве русских снарядов над японскими. Многочисленные аккуратные круглые отверстия от попадания снарядов японцы заделывали пробками. Только Цусимская катастрофа дала Иессену К.П смелости провести стрельбы для испытания всех действующих на тот момент типов снарядов. Испытания подтвердили худшие подозрения. Пришли к осознанию бесполезности множества 47 и 75 мм пушек и приняли решение добавить по 4 - 152 мм но на это нужны время

Туманов Никита

"Варяг" даже близко к "Рюрику" по героизму не стоял. Хотя бы сравниваем количество погибших и раненых офицеров. Но вот так сложилось, что в тот момент газеты уже не искали героев...