Андрей Коробцов о фильме «Страсти по Зое»: «Человек, который жертвует собой – большая загадка»

12/25/2017

Известный скульптор в интервью порталу «История.РФ» – о том, почему военными героями легко восхищаться, но так сложно их понять…

Каждый творец, будь то художник, музыкант или режиссер, всегда ставит перед собой интересную, но очень непростую задачу. Такой человек не просто несет в мир красоту и наполняет его новыми смыслами, но всякий раз играет роль посредника между искусством и человеком. Главная цель творца – не только воплотить свою идею в жизнь, а сделать так, чтобы она стала понятна каждому и чтобы каждый, кто прикоснулся к ней, смог ее прочувствовать. Пускай по-своему, не так, как задумал создатель произведения, но чтобы он непременно мог уловить суть.

Этот процесс значительно усложняется, если на мысленном холсте вашего сознания – портрет великой личности. Как передать всю красоту и отвагу человека невымышленного, который жил, любил и дышал, как и все мы, но который сумел отказаться от всего ради других?

Вопрос этот очень трудный, и каждый отвечает на него по-своему. Скульптор Андрей Коробцов знаком с муками творчества не понаслышке: на его счету ряд крупных памятников известным деятелям, установленных как в России, так и за рубежом. К каждой своей работе Андрей подходит с душой и особым вниманием, и тема героизма, подвига ему очень близка.

Недавно Андрей пожертвовал крупную сумму на съемки фильма «Страсти по Зое», который готовят Российское военно-историческое общество и Министерство культуры Российской Федерации. Хватило пары минут разговора, чтобы понять: Коробцов – один из тех, кто действительно загорелся идеей создания этой картины.

 – Андрей, прежде всего хочется поблагодарить вас за этот ценный вклад. Скажите, почему вы решили поддержать фильм о Космодемьянской?

– Меня как скульптора очень тревожит и трогает за душу тема героизма, я всегда в своих работах стараюсь ее отыскать. Большинство работ на патриотическую тематику – это скульптуры героев, которые пожертвовали собой ради блага своего народа и будущего своей страны. Основная задача скульптора во время работы – вжиться в образ и постараться передать психологическое состояние персонажа. И поэтому я постоянно стараюсь поставить себя на место этих героев и часто не могу решить: смог бы я на их месте поступить так же? Что происходит с человеком в тот момент, когда он решает пожертвовать собой? Для меня это большая загадка. Ведь это же противоестественно – пойти против природы. Я считаю, что художник должен служить своему народу. И если есть такая инициатива – снять фильм про героя, который пожертвовал собой, – я думаю, что нужно всем народом поддерживать такой проект.

– Вы правы, задача скульптора, как и любого художника, – понять и почувствовать своих героев, а затем донести это до аудитории. Точно такая же задача стоит перед режиссером, особенно когда он берется за съемки фильма на военно-патриотическую тематику. Как вы думаете, каким должно быть кино про Зою Космодемьянскую, чтобы смотреть его в наши дни было не просто важно и полезно, но и интересно?

– Поскольку я все-таки не режиссер, мне сложно дать здесь какую-то оценку. Но мне кажется, здесь важная задача стоит еще и перед заказчиком. Он должен подобрать (на роль режиссера. – Прим. ред.) такого человека, который бы со всей душой подошел к этому персонажу, вжился в образ. Мне кажется, что тема патриотизма сейчас является в каком-то плане мейнстримом, все понемножку пытаются снимать патриотическое кино. Но такие фильмы нужно делать красиво, со вкусом. Насколько я знаю, в Российском военно-историческом обществе, где председателем является министр культуры РФ Владимир Мединский, над этим всегда скрупулезно и ответственно работает целый научный отдел. Допустим, фильм «28 панфиловцев» получился прекрасным. Он показывает современный взгляд на проблему и лишен какого-то советского духа. Когда смотришь советское кино, там в каждом кадре чувствуется пелена времени. А в «28 панфиловцах» есть современный взгляд на те события, более динамичные, современные ракурсы. В этом фильме все прекрасно сочетается, чувствуется и дух, и состояние главных героев. Так вот к фильму о Зое нужно подойти так же – талантливо.

– Для съемок «28 панфиловцев», кстати, тоже был организован сбор пожертвований. Раньше такое кино снималось в основном за счет государства, но теперь мы видим, что и обычные люди готовы вкладываться в фильмы о героях войны. Как вы думаете, это хороший знак и хорошая тактика?

– У меня отношение к этому очень положительное. Я считаю, что если картина народу не нужна, то на нее не будут идти пожертвования. И это хороший способ проверить, нужен данный фильм людям или нет. Мне кажется, это очень здорово, что люди жертвуют средства, пусть даже по 100 рублей – кто сколько может. Если человек готов от себя оторвать эту сумму, пусть и небольшую, но все равно, если он готов положить ее в общее дело, это значит, что картина нужна.

Если вы тоже согласны с тем, что фильм о Зое Космодемьянской нужен современной России, вносите посильный вклад в создание картины «Страсти по Зое» на сайте ДАР.ИСТОРИЯ.РФ. Имена всех жертвователей можно будет увидеть в титрах фильма.