Фильм о Зое Космодемьянской. Сделать пожертвование

Фильм о Зое Космодемьянской

Пожертвовать

Комментарий

Актуальные вопросы развития музейной отрасли в России

Российские музеи сегодня – одна из наиболее доступных и динамично развивающихся общественных институций, выполняющих функции по сохранению, пополнению, изучению и представлению культурного наследия. Музеи – это важный и по-своему уникальный ресурс укрепления культурной идентичности народов России и единства российского общества.

В России насчитывается около 3000 государственных музеев федерального, регионального и муниципального уровня. Как директор Департамента музеев я отвечаю, в первую очередь, за развитие федеральных музеев, находящихся в непосредственном ведении Министерства культуры. Таких у нас в настоящее время 64.  В большинстве случаев это крупнейшие учреждения, имеющие широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако хочу подчеркнуть, что вопросы развития региональных, муниципальных и частных музеев также включены в нашу повестку дня. 

Работа музеев имеет вполне определенные количественные критерии оценкиВ первую очередь, мне бы хотелось обратить внимание на объективные данные, в этом свете поговорить об итогах работы музеев за минувший года также коснуться ряда актуальных проблем отрасли и возможных путей их решения.

С нашей точки зрения, одним из важнейших, хотя далеко и не единственным, индикатором состояния дел в отрасли является динамика посещаемости. Этот показатель демонстрируетстабильный рост на протяжении всех последних лет, несмотря на кризисные проявления в экономике и сокращение, в ряде случаев, бюджетного финансирования. Рост посещаемости – это главный ресурс роста музейной экономики даже в непростых экономических условиях.

В 2017 году общее число посетителей российских всех музеев составило порядка 125 млн человек, прирост по сравнению с 2012 годом составил 51%. За этот же период доходы федеральных музеев от предоставления платных услуг выросли на 123%. Подобная успешная динамика стала возможной как следствие последовательной линии работы на расширение спектра функций музея. В рамках этой работы Министерство постоянно ориентирует музеи на внедрение новой модели взаимоотношений «музей-посетитель», в том числе на расширение спектра предлагаемых услуг.  

Самыми посещаемыми федеральными музеями по итогам минувшего года стали Государственный музей-заповедник «Петергоф» (5,3 млн посетителей), Государственный Эрмитаж (4,2 млн посетителей), Государственный музей-заповедник «Царское село» (3,8 млн посетителей).

Хочу отметить, что ряд музеев в высокий сезон достигает практически предельного для себя уровня посещаемости, но, разумеется, по отрасли в целом в этом направлении предстоит еще сделать очень многое. Считаем, что эта работа должна вестись сразу на нескольких «фронтах»: интенсификациявзаимодействия с базовыми аудиториями, информационное подключение новых социальныхгрупп, предоставление более широкого спектра сопутствующих услуг посетителям, образовательные программы, «квесты», фестивали и так далее. Говоря другими словами, должен использоваться весь инструментарий современных маркетинговых технологий.

Мы должны стремиться к тому, чтобы посетителю хотелось как можно больше времени проводить в стенах музея, должны создавать для этого все условия. В свою очередь, это станет важной предпосылкой для обеспечения роставнебюджетных доходов. Мы убеждены, что планомерная работа в этом направлении позволит и впредь постепенно снижать зависимость музейных учреждений от бюджетного финансирования. При этом мы в последнее время стремимся применять индивидуальный подход, учитывать при формировании целевых ориентиров показатели прошлых лет.  

Несколько слов о выставочной деятельности. Только в 2017 году федеральными музеямипроведено 3558 выставок. При этом прирост по сравнению с 2016 годом составил 4,9%, а по сравнению с 2011 годом – 74,6%. В рамках этих цифр федеральными музеями организовано 1418 внешних выставок, увеличение по сравнению с 2011 годом составило 107,6%.

Одним из важных показателей работы музеев в новых условиях стало увеличение количества передвижных выставочных проектов, в том числе в регионах. Так, только в 2017 году музеями, подведомственными Минкультуры России, реализовано в субъектах Российской Федерации 676 выставок, прирост по сравнению с 2011 годом составил 31,2%.

Продолжился количественный рост передвижного выставочного фонда российских музеев. В 2017 году общее число музейных предметов, показанных на выставках, достигло 8 млн единиц, что соответствует росту на 21,2% к уровню предыдущего года. 

При этом, разумеется, было бы неправильно ограничиться исключительно победными реляциями. Мониторинг выставочных проектов показывает все еще слабую материально-техническую и ресурснуюоснащенность площадок, труднодоступность многих населенных пунктов, недостаточное финансирование региональных музеев. Все это ограничивает возможность экспонирования в малых городах и сельских поселениях оригинальных произведений и вынуждает зачастую оставаться в рамках копийныхи фотографических выставок.

Активно осуществляется международная выставочная деятельность. В результате налаженного многоуровневого взаимодействия с МИД России, посольствами и Российскими центрами науки и культуры за рубежом, зарубежными органами координации культурной политики удалось эффективно использовать российские музеи в качестве одного из существенных факторов национальной культурной политики. Всего в 2017 году удалось реализовать 257 выставочных проектов в 45 странах мира, рост по сравнению с 2011 годом составил 53%.

Среди наиболее знаковых международных мероприятий 2017 года можно выделить выставочный проект Музеев Московского Кремля «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», выставку Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России»российско-итальянский проектРоссийского национального музея музыки «Миф Страдивари».

Большое значение мы придаем обеспечению открытости музея посетителю на всех уровнях его деятельности: от внедрения инклюзивных программ до пересмотра концепции экспозиционно-выставочной деятельности. 

В 2017 году выросло в два раза количество мероприятий в рамках акции «Ночь музеев»соответственно увеличилось и число их участников. Всего во всех субъектах Российской Федерациипрошло 2324 таких мероприятия (для сравненияв 2016 году – 1499 мероприятий в 80 регионах). Только в Москве участниками акции стало более 450 тыс. человек, в г. Санкт-Петербурге – 81 тыс. человек, музеи Татарстана посетило около 70 тыс. человек. 

Отмечу также, что в 2017 году на территории ВДНХ принял первых посетителей вновь открывшийся Музей кино.

Если говорить о задачах отрасли, то приоритетными направлениями мы считаем расширение доступа к культурным ценностям, в том числе путем информатизации отрасли; укрепление материально-технической и ресурсной базы государственных музеев как центров сохранения уникальных образцов российской и мировой культуры; активизацию просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности; совершенствование постоянно действующих экспозиций; увеличение выставочных проектов, в том числе вне музеев в регионах Российской Федерации и за рубежом; реализацию передвижных выставочных проектов в малых и средних городах; развитие сотрудничества музеев с творческими индустриями, интеграцию музеев в систему культурно-познавательного туризма;  а также утверждение «Практических рекомендаций по развитию музейного дела».

При этом, несмотря на все усилия по увеличению посещаемости и росту доли внебюджетных доходов, музей должен оставаться доступным и привлекательным для самой юной аудитории. Как известно, с января 2015 года все федеральные музеи, подведомственные Минкультуры России, открыты для бесплатного посещения детьми до 16 лет, детьми-инвалидами, сиротами, находящимися в детских домах и школах-интернатах в любой день недели и вне зависимости от гражданстваК концу 2017 года подобная норма действовала либо была запланирована к введению в ближайшее время в 69 субъектах Российской Федерации

2 декабря 2017 г. состоялась Всероссийская акция «Музей для всех! День инклюзии», в рамках которой в подведомственных Минкультуры России музеях была проведена серия мероприятий для посетителей с инвалидностью, их семей, друзей и всех желающих. Организатором акции, которая объединила музеи в 56 регионах страны, стал ИКОМ России. 

В числе других подобных проектов отмечу программу ГМИИ им. А.С. Пушкина для семей с усыновленными детьми: «Пушкинский музей – воспитанникам детских домов», акции «Я покажу тебе музей», «Ночь музеев», а также акцию «Летом взрослеем вместе с музеем», прошедшую в День защиты детей.

Сотрудниками Детского центра Музеев Московского Кремля при ставшей уже традиционной поддержке со стороны ПАО «ЛУКОЙЛ» реализованы культурно-образовательные программы «Мир морских приключений» для детей особой категории, воспитанников социальных учреждений. В течение недели в программах приняли участие около 200 детей в возрасте от 5 до 23 лет.

Проект Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Масленичные гуляния в Суздале» удостоен статуса «Национальное событие года»25 декабря 2017 г. Музей провёл акцию «С мамой в музей!», приуроченную к Всероссийскому Дню матери: более 20 экспозиций во Владимире были открыты для свободного посещения, число участников составило 1531 человек. 

24 ноября 2017 г. в выставочном зале Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» (г. Петрозаводск) открылась детская интерактивная выставка «Кижская азбука, или Остров Кижи от А до Я», которая в увлекательной форме знакомит детей с музеем, историей, этнографией и культурой Заонежья.

Государственный Военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» в рамках Всероссийской акции «Музей для всех» провел конкурс творческих работ детей-инвалидов «Я автор» и интерактивную программу «Традиции русского чаепития». 

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» в 2017 году осуществил 6 выставочных проектов, ориентированных на стимулирование семейного посещения музеев и иных культурных учреждений, в том числе организовал историко-документальную выставку «Битва за Арктику» в недавно открывшемся Национальном парке«Зарядье» в Москве.

Развитие семейного посещения учреждений культуры также входит в число приоритетных направлений развития музейной отрасли, при этом главным залогом привлекательности музеев для семей и посетителей с детьми является, с одной стороны, расширение перечня предлагаемых услуг, а с другой  совершенствование системы льгот для семей при получении платных образовательных услуг.

Одной из важнейших задач государственной культурной политики является использование информационных технологий, в том числе для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания. 

Использование информационных технологий в музейной сфере предоставляет широкие возможности для преодоления неравенства в степени доступности культурных благ, вызванного географическими особенностями страны и факторами экономического характера. Широкое внедрение новых технологических решений, повышение доступности культурных благ позволяют сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в XXI веке.

В 2017 году продолжилось развитие и совершенствование автоматизированной информационной системы «Учет продажи билетов» (АИС УПБ). Данная информационная система позволяет автоматически получать сведения о деятельности учреждений культуры, подведомственных Минкультуры России, без дополнительных ручных операций со стороны сотрудников ведомства и подведомственных учреждений на основе данных билетных систем, установленных в учреждениях культуры. В 2017 году к АИС УБП было подключено 56 из 64 подведомственных Минкультуры России музеев, то есть практически все, располагающие соответствующей технической возможностью.

В целях объективизации управления, обеспечения оперативного доступа ко всему многообразию сведений о состоянии отрасли культуры Министерство инициировало в 2016 году создание Единой аналитической системы. В настоящее время в системе предоставляется возможность мгновенного доступа к разнообразным сведениям о деятельности подведомственных Министерству учреждений культуры, а также показателям состояния отрасли культуры в субъектах Российской Федерации. 

Всем учреждениям культуры Российской Федерации предоставлена возможность размещения и актуализации информации о своей деятельности, а также анонсов проводимых мероприятий на портале «Культура.РФ» через личный кабинет в информационной системе «Единое информационное пространство в сфере культуры». 

Системный характер имеет разработка платформенных решений, которыми могут воспользоваться все учреждения культуры. Примером такого решения является «Артефакт» — мобильный мультимедийный гид по музеям с применением технологии дополненной реальности. Важным фактором успешной реализации проекта является то, что «Артефакт» представляет собой платформу, на которой музеи могут создавать собственные проекты без дополнительных затрат на привлечение дорогостоящих специалистов в области дополненной реальности. Публичный запуск проекта состоялся на фестивале «Интермузей» в мае 2017 года.

Активно развивается сотрудничество музеев с общественными институциями и некоммерческим сектором. Специально хочу кратко остановиться насовместных проектах музеев с общероссийской общественно-государственной организацией «Российское военно-историческое общество». В числе примеров – строительство мемориала «Расстрел» и масштабной выставки по истории российско-польских отношений в филиале «Катынский мемориал» Государственного центрального музея современной истории России, военно-исторический лагерь «Бородино» в одноименном музее-заповеднике, выставочные проекты в сотрудничестве с Музеем Победы, Государственным историческим музеем, участие в программе бесплатного экскурсионного обслуживания учащихся «Дороги Победы», и др.  

В заключение хочу сказать несколько слов о ходе работы по подготовке рекомендаций музеям, которую, как вы знаетекоординирует Союз Музеев России. Мы знаем, что существуют разные подходыпо ряду позиций, поэтому работа идет, может быть, несколько медленнее, чем мы изначально планировали. С другой стороны, мы хотим получить не просто бумагу и отчет о выполнении поручения, а работающий, действенный инструмент, полезный для всей отрасли.

Нашим музеям необходимо компактное руководство к действию, отражающее существующие и, между прочим, достаточно быстро меняющиеся реалии, а именно  что нужно делать,чтобы гражданам было интереснее ходить в музеи, а музейным работником было интереснее и плодотворнее работать, чтобы росла посещаемость музеев, росли внебюджетные доходы и внимание государства при этом не ослабевало, а наоборот, еще больше усиливалось.

Предварительный вариант этого документа, который мы получили на прошлой неделе, является, на наш взгляд, пока далеким от совершенства. Однако Минкультуры России готово к дискуссиям по этому вопросу, готово оказать содействие в его доработке. 

Еще раз хочу поблагодарить за возможность выступить перед вами и надеюсь на заинтересованное и продуктивное обсуждение поднятых мной вопросов.

Благодарю за внимание!


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 103
0 Комментариев