Почему Петр I запрещал необразованным жениться

20 января 1714 года Петр I своим указом запретил жениться дворянским детям, не получившим государственного образования.
Период реформ царя Петра I знаменит не только появлением у России передовых на тот момент армии и флота, коренной перестройкой государственного аппарата. Важнейшим механизмом, который позволил первому российскому императору добиться своих целей, стало прикрепление дворян, выполнявших роль служилого сословия, к воинской и гражданской службе: это определял изданный в 1701 году царский указ о пожизненной службе. Но одного прикрепления было мало, еще нужно было, чтобы служилые люди получили достаточное образование. И это тоже стало одной из главных целей царя-реформатора. Он желал добиться, чтобы каждый молодой дворянин в России получил хотя бы минимально необходимое образование. Решение именно этой задачи и преследовал царский указ от 20 (31 по н. ст.) января 1714 года, который запретил дворянским детям жениться, если они не обучены арифметике и геометрии.
«Невольно будет жениться»
Официально этот указ назывался «О посылке во все губернии из школ математических по несколько человек для учения дворянского чина детей арифметике и геометрии». Текст этого документа был коротким, всего два предложения. Первое требовало «послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцев, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». Если перевести на современный русский язык тяжеловесные обороты начала XVIII столетия, получится следующее. Царский указ требовал, чтобы учителя были отправлены в каждую из восьми существовавших тогда губерний России — то есть таких учителей было как минимум два десятка. Этим преподавателям предстояло учить не только детей дворян, но и «приказных людей», то есть неродовитых подданных, которые несли государственную службу в разного рода учреждениях (приказах). Что касается однодворцев, то это было особенное сословие, которое и без того находилось на государевой службе. Именно однодворцы обеспечивали безопасность южных границ страны: несли военизированную охрану на так называемой Украинской линии, прикрывавшей южную Россию от атак крымских татар, и на Северном Кавказе.
Второе предложение знаменитого царского указа требовало «для того о том к архиереям послать, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны». Это значит, что без разрешения школьных учителей, отправленных в губернии, архиереи не могли выдавать особые документы — венечные (венчальные) памяти, они же указы о повенчании. Эти бумаги в петровские времена были обязательным условием для венчания, поскольку именно в них тому или иному приходскому священнику предписывалось произвести венчальный обряд над конкретной парой. Тем самым для молодых дворян и приказных людей возможность завести семью открывалась лишь после завершения обучения или достижения в нем таких успехов, которые гарантировали, что они будут пригодны для воинской или государственной службы.
Рубль за разрешение венчаться
Петровский указ неслучайно ограничивал число предметов, которым молодые дворяне и приказные люди должны были научиться до поступления на обязательную службу. Как правило, грамоте и элементарному счету недорослей учили дома. А арифметика и геометрия требовались в то время, чтобы освоить любую воинскую науку, прежде всего артиллерийское и инженерное дело, равно как и тонкости морского дела. Нужны они были и на государственной гражданской службе, прежде всего в сфере гражданского строительства, а также внешней и внутренней торговли, переживавших в петровские времена быстрый расцвет.
Через полтора месяца, 28 февраля (11 марта по н. ст.) 1714 года, появился еще один царский указ, касающийся обучения дворянских и приказных детей — «Об обучении дворян приказного чина, дьячих и подьяческих детей арифметике и геометрии, о посылке для того в губернии учеников из математических школ и об учреждении училищ при архиерейских домах и монастырях». Этот документ расширил категории молодых людей, которые обязаны были получить образование, и определил их возраст — от 10 до 15 лет, а с 16 лет начиналась дворянская служба. Кроме того, указ уточнял, что школы для недорослей должны открываться «в архиерейских домах и монастырях», а их учителя трудились исключительно за казенный счет. Брать деньги с учеников они могли только однажды: когда преподаватель собственноручно подписывал письмо, свидетельствующее, что недоросль «науку выучил совершенно», он приобретал право получить с каждого выпускника по одному рублю. Кстати, эти же подписанные учителями письма были единственным документом, дававшим право ученикам жениться и разрешал выдавать им «венечные памяти».
Обложка: https://www.culture.ru
Смотрите также:
Воинский устав Петра I: все об армии и уголовном праве
«В солдаты взять со всех городов и уездов». Как в России появились рекруты
Особый закон для любителей бороды: налог и спецодежда от Петра I
Орден Святого апостола Андрея Первозванного: награда в честь святого покровителя Руси
Как Петр I взял шведов на абордаж: первый триумф русского флота
Новое
Видео
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
8 сентября 1812 года – День воинской славы России. Кутузов дал генеральное сражение «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве у села Бородино
Внешняя политика России второй половины XIX столетия
В лекции, посвященной внешней политики России второй половины XIX ст., показывается, что после заключения Парижского мирного договора главным направлением внешнеполитической деятельности российского дипломатического корпуса стала борьба за пересмотр отдельных условий договора. Отказ в одностороннем порядке от нейтрализации Черного моря был закреплен решениями Лондонской конференции 1871 г. Россия получила право военного укрепления Черноморского побережья, расширения южной морской торговли и хозяйственного освоения южных губерний. Но уже по результатам Берлинского конгресса 1879 г., который пересматривал условия Сан-Стефанского мирного договора после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Россия оказалась отброшенной назад в решении восточного вопроса. Европейские державы в очередной раз не только сорвали проект разрешения застарелой проблемы, но заложили предпосылки конфликта, приведшего в начале XX в. к Первой мировой войне. Период правления Александра II стал временем геополитического надлома в истории России. Впервые после многих десятилетий непрерывного территориального расширения Российская империя утратила ряд территорий. Особенно показательным шагом в этом отношении стала продажа Аляски, которая не могла быть удержана за недостатком людских, управленческих и материальных ресурсов. Вместе с тем, ввиду угрозы британской экспансии, было продолжено геополитическое расширение пределов империи в среднеазиатском направлении. В состав России была включена территория Кокандского ханства, под ее протекторатом оказались Бухарский эмират и Хивинское ханство. Переориентация при Александре III с "Союза трех императоров" на сближение с Францией, продиктованное общностью военно-стратегических интересов, обеспечило мир в Европе, вследствие чего российский император получил наименование Миротворца. Союз с Францией 1890-х гг. был направлен против Англии, тогда как в отношении Германии в это время Россия придерживалась умеренной политики, ограничиваясь дипломатической войной. В связи с новым союзом, русское правительство переориентировало свою позицию на Балканах, отказавшись в этом регионе от активных действий и приступив к активной политике на Дальнем Востоке.
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)