«Белая лилия Сталинграда» Лидия Литвяк
18 августа 1921 года в Москве родилась Лидия Владимировна Литвяк –легендарная летчица-истребитель времен Великой Отечественной войны
Лидия Литвяк прожила короткую, но яркую, героическую, наполненную любовью к родине и друзьям жизнь. Её судьба, как и у всех советских девушек и парней, оказалась разделена на два периода самым страшным словом – «война».
Девочка, мечтавшая о небе
О детстве Лидии известно немного. Однако есть несколько фактов, которые, возможно, предрешили её выбор связать свою жизнь с небом.
Прежде всего стоит сказать, что родилась Лидия 18 августа – в день Всесоюзной авиации (такое вот вышло совпадение).
С детства она мечтала об авиации и самолетах. В то время в Советском Союзе шла большая пропаганда авиаспорта и освоения неба. Страна дала юной мечтательнице такую возможность. Первый раз в небо Лидия поднялась уже в 14 лет. За время учебы в аэроклубах Москвы, Херсона и Калинина она отлично освоила технику пилотирования. Более того, она сама стала авиаинструктором и подготовила свыше 40 пилотов, будущих воздушных бойцов.
Её очень вдохновлял пример первых советских героинь неба Марины Расковой, Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко. Лидия не знала, что скоро ей суждено встретиться с Мариной Расковой, – только случится это на войне и в качестве подчиненной.
Война в небе
С началом Великой Отечественной войны Лидия всячески пыталась попасть на фронт: обивала пороги военкоматов, писала письма. Ей все время отказывали. Не мог поверить военный комиссар, что невысокая, хрупкая и белокурая девушка сможет перенести суровые фронтовые условия.
В одной из газет она прочла короткую заметку о том, что Марина Раскова, её герой, собирает женский авиаполк, чтобы бить врага. Лидия приписала себе недостающие 100 часов налета и смогла уговорить военного комиссара Коминтерновского РВК города Москвы взять её в армию.
Так начался её короткий, но славный боевой путь. Сначала была боевая учеба. Лидия в короткий срок смогла освоить истребитель Як-1, по признанию ветеранов, довольно сложный самолет в пилотировании, особенно модели ранних модификаций.
В 586 «женском» ИАП, куда она попала, произошел с ней и первый «залет». Как вспоминала старший сержант И. Паспортникова, которая была техником самолета Лидии Литвяк:
«В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью...»
Её даже подвергли наказанию на гауптвахте. Все удивлялись, как эта маленькая девушка будет воевать. Но с первым же боевым вылетом в августе 1942 года, она в группе со своей новой подругой Катей Будановой отправила к земле вражеский бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88. В полку заметили молодую лётчицу, а её боевой счет стал только расти. Именно в этот момент на борту своего самолета Лидия попросила нарисовать белую лилию. Тогда же за ней закрепился и позывной «лилия-44». Так и расцвела «белая лилия Сталинграда».
Следующим стал «мессер», а за ним и ещё один «бомбовоз». Лидию с подругой вскоре зачислили в 9-й ГВИАП, где она продолжала воевать в паре с Катей Будановой.
В день Красной Армии 23 февраля 1943 года Лидия получает первую награду – орден Красной Звезды. А к маю стала кавалером ордена Красного знамени.
Наша героиня была дважды ранена. Один раз с прострелянной ногой сумела посадить машину на аэродром. А через два месяца снова была в полку. В другой раз на подбитом Яке приземлилась на вражеской территории. Оттуда её вывезли боевые товарищи-штурмовики на своём Ил-2. Мастерство и везение этой хрупкой девушки были известны всему фронту.
Пропала без вести, но не забыта
В полку Лидия вела себя скромно, не отвечала на ухаживания мужчин. Всё из-за того, что она была влюблена, а затем и вышла замуж за своего единственного. Избранником оказался капитан Алексей Соломатин, тоже истребитель.
К большому сожалению, он погиб прямо на её глазах. Затем в бою была сбита и погибла Катя Буданова. Гибли и другие её друзья. В те дни она сама признавала, что чувствует приближение смерти. Лидия всегда повторяла: «Только бы не пропасть без вести».
Злой рок настиг её 1 августа 1943 года во время тяжелейших боев над фронтом у реки Миус, на земле, где шел прорыв немецкой обороны, солдаты нуждались в поддержке с воздуха. Лидия совершила три вылета, а из четвертого её самолет не вернулся. Её долго искали, но так и не смогли выяснить судьбу летчицы. На тот момент на боевом счету Лидии Литвяк за 168 боевых вылетов было 12 уничтоженных самолётов противника лично и 4 – в группе. По традиции, установившейся с Первой Мировой войны, асом считался пилот, одержавший 5 побед.
Тело Лидии Литвяк было найдено поисковиками лишь в 1969 году у хутора Кожевня, через год её опознали. Министерство обороны СССР внесло изменения в документы, свидетельствующие о том, что Лидия Литвяк не пропала без вести, а погибла при выполнении боевого задания. А 5 мая 1990 года ей были посмертно присвоены звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта.
Обложка: warhistoryonline.com
Новое
Видео
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
18 апреля 1242 год Ледовое побоище
18 апреля 1242 года – День воинской славы России. На льду Чудского озера русские воины новгородского князя Александра Невского одержали победу над немецкими рыцарями Ливонского ордена. Вырвавшиеся из окружения немцы бежали на запад, часть из них провалилась под лёд
Россия и Китай. Друзья вопреки?
Россия и Китай. Друзья вопреки?