«Автострадные танки-агрессоры». О заблуждениях искренних инженерных и злонамеренных пропагандистских
История колёсно-гусеничных танков была короткой, но яркой. И это, безусловно, была история ошибок и заблуждений.
Разумеется, первое, что вспоминается – творчество Виктора Резуна (Суворова), с его ужасно агрессивными «автострадными танками». Это, кстати, для меня был первый тест на лживость самой концепции – зачем так нагло врать? Ведь автор, гордящийся знанием того, что танк Pz-38Т не весил 38 тонн, должен был догадаться, что чисто гусеничный А-32 (будущий Т-34) ну никак не «автострадный». Но – не догадался. Задачи такой перед ним не стояло.
Впрочем, я сейчас не про целенаправленную ложь профессионального провокатора, а про чистосердечные заблуждения военных теоретиков и конструкторов.
Откуда есть пошли колёсно-гусеничные танки?
Ну, уж точно не из соображений «агрессивности», поскольку первый танк такой схемы был построен в 1919 году во Франции. Были такие машины и в столь «изначально агрессивных» странах как Чехословакия и Швеция, а советские быстроходные танки восходят к американскому образцу (который был также принят на вооружение в армиях США и Польши).
На самом деле было четыре причины появления танков с колесно-гусеничной ходовой частью.
1. Гусеница. Собственно говоря, изначально не было предопределено, что танк должен быть непременно гусеничной боевой машиной. Были проекты и колёсных машин (например, танк Лебеденко с 9-метровыми колесами).
Танк инженера Николая Лебеденко, разработан в 1914-1915 гг. Известен также как «Царь-танк», «Нетопырь», «Летучая мышь», иногда также встречается вариант «Мамонт» или «Мастодонт».
Хотя использование гусеницы («бесконечных рельсов», по терминологии начала прошлого века) давало значительные преимущества, были у него и недостатки – низкая живучесть самой гусеницы и её способность превращать дорогу в бездорожье. Потому танки надо было буквально на руках доносить к самому полю боя – чтобы досрочно не покалечить технику и дороги.
2. Скорость на марше. Первые танки были тихоходные. Вторые – тоже. Переброска же к району боевых действий должна была осуществляться быстро, независимо от задач: в случае наступления желательно было завершить сосредоточение в максимально короткие сроки, чтобы противник ничего не заподозрил; в случае нанесения контрудара оперативность тем более нужна.
Кстати, «Вездеход» Пороховщикова тоже был колесно-гусеничным – передний барабан единственной ленты на дороге поднимался, и машина становилась трехколесной (два направляющих колеса и задний барабан с приводом от мотора).
«Вездеход» на испытаниях, 1915 г. Слева Александр Пороховщиков.
3. Скорость на поле боя. На раннем этапе военные теоретики сочли, что высокая скорость на поле боя – дополнительная опция выживаемости. Быстро порхающие танки малоуязвимы для полевой артиллерии – её просто не успевают наводить.
Именно поэтому, кстати, советские танкисты так повелись на быстроходную конструкцию Кристи, хотя для его машины места в системе автобронетанкового вооружения РККА не было (потому, кстати, было выбрано «атипичное» название БТ).
4. Надёжность на поле боя. Танк, потерявший гусеницу, теряет ход. Колёсно-гусеничный танк, потерявший гусеницу, сбрасывает вторую и продолжает бой в качестве колесного бронеавтомобиля.
Не так сталося, як гадалося
Благодаря комбинированному движителю действительно удалось продлить ресурс гусеничных лент и обеспечить высокую скорость танков (особенно – советских БТ), но цена этого оказалась чрезмерной.
Система смены движителя была громоздкой и ненадежной. Даже в случае с системой Кристи, который отказался от подвижных конструкций (подъём колёс или опускание гусениц), всё равно оставалось две передачи – на задний ведущий каток и на заднее ведущее колесо. А это – дополнительный вес и дополнительный заброневой объём. В результате колёсно-гусеничный танк всегда имел худшее вооружение и броню, чем чисто гусеничный, что и показало «соревнование» А-20 и А-32. Впрочем, делались попытки ставить на ходовую часть Кристи даже средние танки – так появился Т-29 (линейный трёхбашенный Т-28 поставленный на новую ходовую часть весил почти на четыре тонны больше).
Эталонный образец Т-29 (1937 г.).
Естественно, ниже была и надёжность механизмов, а ремонт – сложнее, что свело на нет преимущества от возможности перехода на колёсный ход. Особенно ярко это проявилось во время Освободительного похода 1939 года и начального периода войны на западном направлении. Кстати, наибольшие потери танки понесли от механических поломок в ходе маршей, чем обесценили сравнительно высокую скорость переброски танковых подразделений. Причём проблема была связана с низкой живучестью не только ходовой части, но и конструкции в целом – ресурс механизмов танка, работающих на предельных режимах, намного ниже, чем, например, тракторных.
Отдельной проблемой оказалась проходимость – одной ведущей оси для движения вне дорог было мало. Потому провели работы по увеличению числа ведущих колёс с двух до шести (что было реализовано в машинах БТ-ИС, Т-29 и А-20). Проходимость увеличилась, масса – тоже, надёжность конструкции, по мнению военных, осталась на приемлемом уровне. Возможность улучшения вооружения и бронирования была исключена – масса около 30 тонн была предельной для колёсного хода.
Ну а преимущества быстроходного танка на поле боя оказались фикцией по целому ряду причин:
- появилась лёгкая и скорострельная противотанковая артиллерия, которая успевала быстро переносить огонь;
- в реальных боевых условиях танки не должны отрываться от пехоты и огня прикрывающей атаку артиллерии, что ограничивает реальную скорость 10-15 км/ч;
- при отсутствии стабилизации вооружения вести прицельный огонь на ходу оказалось нереально (вообще в советских танковых войсках практиковалась стрельба с места или с коротких остановок).
В общем, проще оказалось увеличить ресурс гусениц, что и было сделано к началу войны.
Правда, на сегодняшний день танки и другая гусеничная техника (БТР, БМП, инженерные машины) остаются немного «колёсно-гусеничными» – к районам сосредоточения их доставляют на трейлерах.
Новое
Видео
Российская Федерация в 1992-1993 годы
Российская Федерация в 1992-1993 годы
11 ноября 1918 год Конец Первой Мировой войны
11 ноября 1918 года капитуляцией Германии окончилась Первая Мировая война
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)