«В солдаты взять со всех городов и уездов». Как в России появились рекруты
20 февраля 1705 года царь Петр I подписал указ о наборе рекрутов изо всех сословий русского общества.
Современная армия России даже при постоянно растущем числе военнослужащих-контрактников немыслима без солдат, служащих по призыву. Впрочем, это касается и многих армий других государств. До сих пор те страны, которые заботятся о готовности своих граждан к защите Родины, поддерживают призыв на минимально необходимом уровне, чтобы в случае необходимости иметь серьезный резерв обученных военнослужащих.
Но так было далеко не всегда. Долгое время европейские армии формировались по принципу обязательной службы дворян, а нехватка набранного такими образом войска компенсировалась за счет наемников. Схожим образом формировалась и армия Русского государства в допетровские времена. Однако масштабные преобразования страны, которые затеял царь-реформатор, требовали перехода к иной системе. И поскольку тратить казну на наемные войска у государя Петра Алексеевича возможности не было, он пошел по пути воинского призыва.
Впервые набирать «даточных людей» (так с XVII века называли ратников, которых в государево войско поставляла община) в солдатчину по принципу призыва рекрутов начали еще в 1699 году, но далеко не из всех сословий русского общества. И только 20 февраля (3 марта по н. ст.) 1705 года император издал отдельный указ, который вводил в стране рекрутскую повинность. Но если для дворян она оставалась личной повинностью, то для остальных сословий вводилась общинная рекрутская повинность – прообраз всеобщей воинской повинности, введенной позднее и сохранявшейся в той или иной форме до самой Октябрьской революции.
«О наборе рекрут, с 20 дворов по человеку»
Указ, который утверждал обязанность всего населения России поставлять новобранцев для русской армии, назывался «О наборе рекрут, с 20 дворов по человеку, от 15 до 20 лет возраста» (здесь и далее сохраняется пунктуация и орфография оригинала с поправкой на исключенные буквы русского алфавита). Указ был именной и объявлялся от императорского имени Поместному приказу, то есть государственному учреждению, ведавшему практически всем служилым землевладением в стране, и в том числе составлением писцовых и переписных книг. В том, что реализацию первого рекрутского набора Петр I возложил именно на эту структуру, не было ничего удивительного. Документальной основой, по которой велся расчет числа рекрутов, тем же указом были объявлены переписные книги 1677 года (в указе дословно — «186 года», то есть 7186 года по старому русскому летоисчислению), то есть сфера ответственности именно Поместного приказа.
Начинался указ строго и сразу определял характер именно всеобщей воинской повинности: «В солдаты взять со всех городов и уездов, которые ведомы в Розряде, в Ингерманландской Канцелярии, в Польском, в Новгородском, в Адмиралтейском, в Поместном, в Сибирском и в иных приказах, с посадов и с дворцовых волостей и с конюшенных слобод, и с Святейшего Патриарха и властей и монастырей и церквей и Иммеретинскаго Царя и Царевича и Бояр и Окольничьих и Думных и Ближних людей и всяких чинов помещиков и вотчинников и вдов и недорослей, с крестьянских и бобыльских и с задворников и деловых, по переписным книгам 186 года, даточных с двадцати дворов человека и человечных, с пятнадцати до двадцати лет холостых, а ниже пятнадцати и выше двадцати лет не имать». Иными словами, призыву подлежали холостые юноши всех сословий, включая дворянское. А понятие «даточные люди» долго существовало наравне с понятием «рекрут», заимствованным Петром I из французского языка.
Любопытно, что первоначальное обучение воинскому делу указ предполагал проводить не в полках, а на станциях и посадах, где надлежало собирать рекрутов числом «по 500 и до 1000 и больше, и учить их военному солдатскому строю по артикулу». При этом за первоначальное вещевое довольствие, в которое указ включал «кафтаны серые и шубы, и шапки, и кушаки, и чулки, и черики (дешевая обувь из необработанной кожи. – Прим. авт.)», отвечали те же общины, которые поставляли рекрутов.
Определял указ и правило возмещения нехватки рекрутов, которая могла возникнуть из-за высокой смертности или побегов. Как говорилось в документе, «а буде из тех даточных… кто умрет или убьют или со службы или станции сбежит: и вместо тех имать в солдаты с тех же людей, с которых будут взяты, чтобы всегда те солдаты были сполна, к Его Государевой службе во всякой готовности».
«Безо всякия пощады»
За попытку сбежать с государевой службы указ предусматривал только один вид наказания – «учинена будет смертная казнь, безо всякия пощады». Причем отвечать за поимку беглых даточных людей должны были не только их непосредственные начальники, но и местные власти всех уровней. Кстати, такое же суровое наказание полагалось и тем, как говорилось в указе, «кто таких беглецов станет укрывать у себя, или ведая, про них не известит».
В такой суровости не было ничего удивительного, ведь главной задачей указа и самой идеи рекрутской повинности было срочное пополнение русской армии, которая буквально истекала кровью в Северной войне. Ей не хватило тех 30 с небольшим тысяч рекрутов, которых удалось набрать после первого рекрутского указа 1699 года. И неудивительно, что столь же сурово карал царь Петр Алексеевич и за неправильное или хуже того, заведомо противозаконное обращение с новобранцами. Известен, скажем, такой случай: сговорившийся со служащими Московской губернской канцелярии некий прапорщик Зверев потерял по пути в Санкт-Петербург умершими 121 рекрута из 400, и еще 26 человек бежали от командира, который банально перепродал их вещевое и котловое довольствие. Когда все это вскрылось, прапорщика Зверева и одного из его унтер-офицеров, прославившегося наиболее жестоким обращением с солдатами, Киндякова, приговорили к смерти. Причем приговор привели в исполнение перед той самой Московской губернской канцелярией, колесовав двух бывших военных под ее окнами, на глазах всех дьяков и подьячих, среди которых наверняка были и подельники приговоренных.
Вне зависимости от вероисповедания
Несмотря даже на такие драконовские меры, в среднем каждая команда рекрутов, пока добиралась до места своей пожизненной службы, теряла до 10% призванных. Но все равно способ пополнения армии, найденный Петром I, был гораздо более эффективным и дешевым, чем попытки набрать нужное число наемников. Всего за шесть первых рекрутских наборов русская армия пополнилась на 160 тысяч человек. И хотя далеко не каждый из них стал тем легендарным «русским чудо-богатырем», которых позднее прославил фельдмаршал Александр Суворов, такое масштабное пополнение принесло свои результаты. В 1709 году Петру Алексеевичу удалось одержать победу под Полтавой, что ознаменовало кардинальный перелом в ходе Северной войны со Швецией. После этого потери русской армии стали меньше, боевые возможности начали расти, и рекрутские наборы начали сокращать.
По традиции, набор рекрутов по указу от 20 февраля 1705 года стал именоваться первым, и счет остальным велся именно от него. Шестой набор 1710 года стал последним массовым, когда одного рекрута брали, как предусматривал указ, от 20 дворов. Постепенно пропорция стала снижаться, и один рекрут приходился уже на четыре-пять десятков дворов, а порой и на 75!
Правда, изменился и принцип распространения рекрутчины: постепенно воинская повинность охватывала все новые социальные слои. Например, если первые наборы проводились исключительно среди православного населения России (включая, правда, Кавказ и Ингерманландию), то с 1720 года ей стали подлежать, например, финны, затем — марийцы и мордва.
От пожизненной до трехлетней
Первые рекруты служили в императорской армии пожизненно, пока позволяли силы и здоровье, но постепенно сроки службы начали сокращать. Под самый конец царствования императрицы Екатерины Великой, с 1793 года рекруты стали служить по 25 лет, еще через полвека им полагалось служить два десятка лет и еще пять лет пребывать в запасе. Чуть позже срок службы снизили до 15 лет, в том числе три года в запасе, потом рекруты стали уходить в пятилетний запас после десятилетней ратной службы.
По мере того, как сокращались сроки службы, снижалось и сословное разнообразие рекрутов: к концу третьей четверти XIX века ими были только крестьяне и мещане. Кроме того, опыт Крымской войны ясно показал, что рекрутская повинность не дает государству возможности иметь в запасе достаточное количество людей, имеющих военный опыт и способных в короткие сроки пополнить ряды воюющей армии. Все эти соображения вынудили императора Александра II в 1874 году ввести новый порядок комплектования русской армии, который назывался «Устав о воинской повинности».
В предисловии к нему прямо отмечалось, что «по действовавшим доныне узаконениям повинность эта возлагалась лишь на сословия крестьян и мещан», и «такой порядок не удовлетворяет настоящим военным требованиям».
Новый устав распространил всеобщую воинскую повинность вновь на все сословия и определил новые сроки службы: в сухопутных войсках – шесть лет действительной и девять лет в запасе, на флоте – семь и три соответственно. Правда, был и серьезный список льготных категорий. Скажем, те, кто окончил курс заведения первого разряда или шесть классов гимназии, служили всего два года. А были и те, кто не подлежал призыву вовсе: помимо «совершенно неспособных носить оружие», в эту категорию попадали, например, единственные сыновья в семье или те, чей старший брат уже служил в армии.
Еще раз сроки службы в сухопутных войсках изменили в 1888 году, в царствование императора Александра III (пять лет в войсках и 13 лет в запасе), а затем при Николае II в 1906 году, когда в пехоте и пешей артиллерии служили три года, в других войсках – четыре, а на флоте – пять лет, с последующим пребыванием в запасе сначала первого, а затем второго разряда. И только Октябрьская революция в 1917 году вообще отменила в России всеобщую воинскую повинность. Но ненадолго: уже в 1918 году Красная Армия перешла от добровольного принципа комплектования к призывному, и не просто призывному, а мобилизационному. И с тех пор в СССР и постсоветской России воинская служба по призыву сохраняется, в том числе и как мера по поддержанию в стране постоянного резерва обученных солдат.
Обложка: И.Е. Репин. Проводы новобранца. 1870 г. Источник: https://ru.wikipedia.org
Читайте также:
Как царь Иван Грозный пограничные войска создал
Военное строительство: чему можно научиться у Петра I
Идейные основы империи Петра I
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России
Освобождение Красной Армией Прибалтики осенью 1944 года: от Риги до Курляндии
Освобождение Красной Армией Прибалтики осенью 1944 года: от Риги до Курляндии
Советский человек на войне (фронтовая повседневность и героизм).
Советский человек на войне (фронтовая повседневность и героизм).