Удивительное дело, на носу новогодние праздники, время отдыха и развлечений, а разговоры сплошь только о российском кино. Не в каком платье появилась та или иная актриса на публике, а что идет в кинотеатрах и на что идут люди. Одно время постоянно шли разговоры о квотах минимум 50 % российского кино, запрете показывать те или иные фильмы... Пока до этого не дошло, а российское кино прямо-таки на коне. Чудеса!
Сейчас в прокат выходит многообещающий фильм о советской сборной по баскетболу «Движение вверх». Тут же новая часть уже знакомых «Ёлок». Перед этим вышла «Легенда о Коловрате», до него – «Последний богатырь» (фильм, если честно, так себе, но по сравнению с «Книгой мастеров» – гигантский скачок вверх и голливудскую «Темную башню» легко обойдет). Ранее – «Салют-7», там же «Время первых», кроме этого – «Притяжение» и другие фильмы. А что такого действительно хорошего за последнее время вышло у конкурентов на Западе? «Снеговик» – муть и скукота. «Звездные войны» – провал года. «Тор» и «Пираты Карибского моря» держатся за счет успехов франшизы. Хорошие, интересные фильмы теперь редкость, большинство – чисто для того, чтобы убить время. Мне даже интересно, что номинируют на «Оскар», выбирать не из чего. И не говорите, что не согласны со мной.
Кадр из фильма «Время первых»
При этом если посмотреть на последние 27 лет, то развитие отечественного кино напоминает кардиограмму умирающего. Теплилась небольшая жизнь в середине – конце 90-х, когда вышло несколько неплохих и хороших фильмов в духе суровой действительности: «Брат», «Бумер», «Война», «В августе 44-го», также ряд комедий, а затем – всё. В лучшем случае один заметный фильм в год, и то на пиратском DVD. Вот они, успехи. Любая, даже самая тупая, американская комедия тогда выглядела в разы привлекательнее. На этом умирающего можно было отключить от аппаратов искусственного поддержания жизни и продолжать качать нефть и газ. Но в последние годы в бренном теле вновь затеплилась жизнь. Новый виток пошел примерно 3–5 лет назад, о российском кино заговорили и стали смотреть! Сначала были мультики про богатырей, потом новогодние фильмы, а затем и остальные жанры подтянулись.
Причем даже критика тех или иных фильмов свидетельствует о том, что наш кинематограф ожил. Ведь раньше было все плохо, и ругать даже смысла не было, а теперь гомерический смех вызывают единичные провалы фильмов типа «Взломать блогеров», «Защитников» и, как говорят, «Матильды». Да, бюджеты еще не те, много подражаний, мало звезд, но ход и динамика есть. Сказать, что импульс был дан Годом кино, я не могу, началось все раньше. Если кому и говорить спасибо, то, несомненно, министру культуры РФ Мединскому. Сначала все шумели, ругались и высмеивали его: типа, ничего он не понимает, зачем нам российское, давай больше «Мстителей». А теперь и «Мстители» не те, и посмотреть что-то и у себя можно. Конечно, Мединский не сам фильмы создает, но зато раздает деньги на них и определяет государственную политику. И если прошлые десятилетия деньги также раздавались, а толку не было, то сейчас он появился. Что же все эти критики, которые громко шумели в 2012-м, сейчас не признаются, что были неправы? Или они с теми фильмами, которые финансирование получали, а успеха не имели? Сейчас не всем деньги дают. А таланта снять кино на коммерческой основе у этих «личностей» нет!
В.Р. Мединский и К.Г. Шахназаров
Вспомните шум вокруг фильма «Милый Ханс, дорогой Петр»! Наград он собрал, но вы его видели или что-то слышали о нем? В 2015 году вышел – и сразу канул в Лету. А еще раньше был скандал, когда мультипликатор Гарри Бардин просрочил все сроки по мультфильму «Три мелодии». Тогда тоже шумели: великий режиссер, гений, а какой-то Мединский не может ему простить срыв госконтракта. Ну и где этот мультфильм? Его хоть кто-то видел? Вот такая занимательная история. Не знаю, в чем секрет Мединского, но российское кино действительно стало лучше, значит, за эти годы была создана необходимая основа, которая и дала рост.