Пять фактов из истории учебного барка «Товарищ»

6/8/2022

Как парусник оказался в советском флоте, из чего для него сшили алые паруса и каким тяжелым оказалось его возвращение на родину

Советский флот имел три знаменитых учебных парусника, бороздивших океаны и не раз бравших первые призы в международных регатах: «Крузенштерн», «Седов» и «Товарищ». Первые два и сегодня остаются в строю и готовятся отмечать свои вековые юбилеи. Третий, к сожалению, давно перестал выходить в море и последние годы служит судном-музеем у себя на родине, в Германии. Но прежде чем встать на прикол, «Товарищ» прожил долгую наполненную событиями жизнь, о некоторых фактах из которой и пойдет речь ниже.

Плавучая парта для Кригсмарине

Немецкий учебный барк Gorch Fock, вторая половина 1930-х годов

Этот трехмачтовый барк заложили 19 января 1933 года на гамбургской верфи Blohm und Voß под именем Gorch Fock как будущий учебный корабль Кригсмарине. Всего через 100 дней, 3 мая парусник спустили на воду, а в 1934 году барк отправился в свое первое учебное плавание. Имя кораблю дали в память о писателе-маринисте Гансе Кинау, подписывавшем свои книги псевдонимом Горьх Фок. Вплоть до начала Второй мировой войны судно служило в качестве учебного, а потом использовалось в основном в качестве канцелярии и казармы, как и многие другие учебные суда военного флота гитлеровской Германии. И как для многих из них, судьба его была незавидной: 30 апреля 1945 года «Горьх Фок» был подорван и затоплен у места своей последней стоянки – балтийского острова Рюген. К счастью, парусник не ушел под воду полностью, и когда правительство СССР в рамках репараций потребовало передать вместе с другими учебными парусными судами и «Горьх Фок», поднять его и привести в порядок не составило большого труда.

Под красным флагом и алыми парусами

Учебный барк «Товарищ» в роли парусника «Секрет». Кадр из фильма «Алые паруса» (1961 год)

В 1949 году на паруснике подняли советский флаг и повесили судовую рынду с надписью «Товарищ» – один из главных корабельных символов. А в сентябре 1951 года барк прибыл к месту своей новой приписки в порт Херсон и стал учебным судном Херсонского мореходного училища имени Шмидта. За сорок лет своей службы под советским флагом барк прошел свыше 600 000 миль, посетив 102 порта в 87 странах и дав путевку в жизнь пятнадцати тысячам курсантов. Кроме того, в СССР барк «Товарищ» неоднократно снимался в кино, в том числе в знаменитой ленте «Алые паруса». Для того чтобы превратить учебный барк в парусник «Секрет», пришлось сшить паруса из материала, который шел на пионерские галстуки, причем потребовалось около трех тысяч квадратных метров ткани! Кроме того, «Товарищ» снимался в фильмах «Остров сокровищ», «Максимка», «Капитан Немо», «Мятежный «Орион» и «Граф Монте-Кристо».

«Товарищ», сменивший «Товарища»

Учебный клипер «Товарищ» в порту Одессы, 1930-е годы

Трехмачтовый барк «Товарищ» стал вторым учебным парусным судном с таким именем в советском флоте. Первым был четырехмачтовый клипер, построенный в Великобритании в 1892 году и спущенный на воду под именем «Лористон». Во время Первой мировой войны судно поменяло владельца: англичане продали его Российской империи в качестве буксируемой баржи, на которой перевозили железнодорожные рельсы, а потом использовали как угольный лихтер. Только в 1923 году клипер после серьезного ремонта сделали учебным судном: на нем проходили практику курсанты Ленинградского морского техникума. А через пять лет «Товарищ» (первый) перешел на Черное море, где вплоть до начала Великой Отечественной войны служил в том же качестве. Осенью 1941 года судно попало в руки немцев, оккупировавших Мариуполь, и затонуло в 1943 году.

Встреча с наследником

Немецкий учебный парусный корабль Gorch Fock-II, 2017 год

Как и другие советские учебные парусные суда, барк «Товарищ» активно участвовал в международных регатах, не раз получал престижные призы. В частности, в 1974 году он стал победителем Балтийской регаты, приуроченной к 30-летию освобождения Польши от немецко-фашистских захватчиков. «Товарищ» почти на 17 часов опередил в гонке своего ближайшего преследователя – немецкий учебный парусник Gorch Fock-II. Этот барк был построен по тому же проекту, что и его старший тезка, но только в 1958 году. Причем в проект были внесены заметные доработки; в частности, корпус был сделал сварным, а не клепаным, как у «Товарища», что снижало его сопротивление в воде. И тем не менее советский парусник сумел обойти своего «наследника», в очередной раз доказав, что на парусниках очень многое зависит от тех, кто управляется с рулем и парусами.

Возвращение на родину

Барк «Товарищ» в плавучем доке во время перехода в Штральзунд, 2003 год

В 1991 году при разделе имущества СССР учебный парусник «Товарищ» сменил советский флаг на украинский и попал на баланс Министерства образования новой независимой республики. По очевидным причинам очень скоро судно, требующее постоянного ухода и поддержания в ходовом состоянии, начало приходить в упадок, поскольку средства на его обслуживание перестали выделяться. Например, деньги на то, чтобы заменить вышедший из строя главный дизель, были собраны в Германии по подписке. В 1995 году «Товарищ» дошел до верфи в английском Ньюкасле, где обследование показало, что его состояние стало катастрофическим и требует долгого дорогостоящего ремонта. Денег на него Украина в очередной раз найти не смогла. В итоге в 2003 году парусник был выкуплен у нее и в плавучем доке доставлен в порт своей первой приписки – Штральзунд, где ему вернули прежнее имя Gorch Fock и превратили в корабль-музей.