Права человека в США и странах Европы: история возникновения и развития
Права человека – великое достижение Нового времени, без которого невозможно представить современный мир. Права на свободу совести, неприкосновенность частной жизни или на место проживания, как и многие другие, гарантированы конституциями, декларациями, хартиями, биллями, но так было далеко не всегда. Представления о правах человека эволюционировали, права завоёвывались в войнах и революциях и лишь постепенно становились частью нашей повседневной жизни.
Права человека в древности и средневековье
Истоки человеческих прав по убеждению большинства философов и правоведов коренятся в самой природе человека. Представления о справедливости, достоинстве, свободе, что бы под ними не понималось в разные эпохи, существовали всегда. Рассуждения о Золотом веке, Эдеме и всеобщем равенстве сопровождали человечество на большей части его истории. Самым древним правовым кодексом, известным на сегодняшний день, являются законы царя Хаммурапи, созданные около 1750 года до н.э. «Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость», – говорится в прологе свода законов. Среди его 282 статей вавилонский правитель нашёл место и для гарантии прав личной собственности и здоровья, честного судебного разбирательства и т.д. Однако такие права получали только авилумы – полноправные члены общины. Неполноправные (мушкенум) и рабы (вардум) не могли рассчитывать на благосклонность закона.
В Древней Греции, где зародились демократические институты, идеи свобод и равноправия имели широкое хождение, но, как и во времена Хаммурапи, главенствовал статус человека (в данном случае, гражданин полиса), а не человеческая личность как таковая. Схожий характер отношения к правам человека наблюдался и в Древнем Риме. Тем не менее, именно в Риме нашла обоснование идея разделения ветвей власти и получила развитие классическая юриспруденция, идеалом которой считалась высшая справедливость при вынесении приговора.
Христианство впервые явственно провозгласило самоценность любого человека как существа, обладающего душой, через которую он связан с Богом. В то же время, декларируемая бренность человеческого пути, полного страданий, заставляла сосредоточиться на будущей жизни, а не на сиюминутных правах – ведь церковь и так провозглашала всеобщее братство людей во Христе и их равенство перед Богом.
Политический аспект прав и свобод в средневековой Европе более всего отстаивался горожанами и феодалами. Обладая организованной силой и ресурсами, они старались по мере возможности ограничить верховную власть и «вернуть древние свободы». 15 июня 1215 года английский король Иоанн Безземельный подписал «Великую хартию вольностей», ставшую первым конституционным актом современной Европы. Хартия оказала важнейшее влияние на развитие политических взглядов о правовом государстве.
Права человека в Новое время и век Просвещения
Эпоха Возрождения и Реформации – поворотный момент в зарождении учения о правах человека. Объявив человека высшей ценностью, гуманисты говорили о человеческом достоинстве и индивидуальной свободе духовных исканий. Вожди Реформации, в свою очередь, опирались на Библию и обосновывали концепцию естественного права и равенства всех людей. Наибольший вклад в развитие нового взгляда на человеческие права внесли Эразм Роттердамский, Лоренцо Валла, Мартин Лютер и Жан Кальвин.
Выдающийся мыслитель XVII века Джон Локк сформулировал основные положения естественных прав человека, к которым он относил жизнь, свободу и собственность. Согласно его учению, для их осуществления необходимо было создание государства путём общественного договора с разделением властей на три ветви – законодательную, исполнительную, федеративную, с правом народа на восстание. По мнению философа, только такое государство способно гарантировать неотчуждаемые естественные права человека. Политические трактаты Локка получили большое признание. На их основе зародились взгляды Вольтера о праве на свободу совести, памфлеты Томаса Пейна, «Дух законов» Шарля-Луи Монтескье, теория народного суверенитета Жан-Жака Руссо, и, в итоге, состоялись две великие революции XVIII века – Американская и Французская.
Независимость США и Великая Французская революция
Основополагающие акты Американской и Французской революций – соответственно, Декларация независимости 1776 года и Декларация прав человека и гражданина 1789 года – сформировали ту программу взглядов и убеждений относительно прав человека, что стали путеводной нитью для борцов за свободу народа в разных частях земного шара в следующие 200 лет.
В этих документах, подготовленных Томасом Джефферсоном и Бенджамином Франклином в США, и Оноре Мирабо и Эмманюэлем Жозефом Сьейесом во Франции, говорилось о равенстве всех людей перед законом, о неотъемлемом праве на «жизнь, свободу и стремление к счастью», о том, что забвение прав человека и пренебрежение ими являются причинами общественных бедствий, о сопротивлении угнетению. Лозунг Французской революции «Свобода, равенство, братство» воплотил в себе основные требования эпохи.
Борьба за права человека в XIX веке
В XIX веке борьба за права и свободы шла по всем фронтам – в публицистической сфере, в законодательном поле, на баррикадах. Завоевания буржуазных революций – личные свободы граждан и их политические права – считались уже недостаточными. Формировалось второе поколение прав человека – социально-экономические требования к государству. Они включали в себя правовое регулирование труда, включая сокращение рабочего дня до восьми часов, право на достойную оплату, забастовку и медицинское страхование, гарантии беднейшим слоям населения и т.д.
Уже в 1868 году на госпредприятиях в США был установлен 8-часовой рабочий день, а в 1881 году немецкие рабочие добились единой системы социального обеспечения. В авангарде этого движения находился пролетариат – от чартистского движения в Англии до социал-демократических партий, вдохновлённых учением марксизма. Апогеем этой волны стала Октябрьская революция 1917 года в России.
Другой линией борьбы стало движение за всеобщую отмену рабства, особенно процветавшего на юге США, на Кубе и в Бразилии. Чернокожие рабы плохо сочетались с декларациями о равенстве и свободе, но прекрасно вписывались в экономику плантаций. Поэтому борьба принимала нередко самые жёсткие формы, особенно во время Гражданской войны 1861–1865 гг. в Соединённых Штатах Америки. В итоге рабство запретили: в США в 1865 году, на Кубе в 1886 году, в Бразилии в 1888 году. Ненамного раньше – в 1861 году – отменили крепостное право в России. Отголоском рабства в США более века оставалась сегрегация – раздельное обучение черных и белых, запрет на межрасовые браки и т.д.
К концу XIX – началу XX вв. в Великобритании и США приобрело влияние движение женщин за свои политические права – суфражизм. Лидером суфражистского движения стала англичанка Эммелин Панкхёрст. Суфражистки добивались избирательного права наравне с мужчинами, причём они хотели не только избирать, но и избираться. Этой цели женщины добились после увеличения своей роли в общественной жизни после начала Первой мировой войны. В 1917 году это произошло в России, Польше и Нидерландах, в 1918 году – в Великобритании и Германии, в 1920 году – в США. Некоторые развитые страны ввели женское избирательное право несколько позже: Франция – в 1944 году, Япония – в 1945 году, Швейцария – в 1971 году.
Права человека после Второй мировой войны
После окончания Второй мировой войны со всеми её ужасами, пережитыми человечеством, назрела насущная потребность в глобальном договоре о правах человека. Специальная комиссия из юристов-международников из 18 государств, включая СССР, США, Китай, Индию, Францию, Великобританию и др., в течение полугода разрабатывала всеобъемлющий документ, анализируя все мировые конституции, нормы права и философско-юридические трактаты.
Более года ушло на правки, уточнения, дебаты. Наконец, 10 декабря 1948 года на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в Париже этот документ из 30 статей под именем Всеобщей декларации прав человека был принят. Из 58 представителей тогдашних членов ООН 48 проголосовали «за», восемь воздержались, а два не участвовали в заседании. Среди воздержавшихся находились СССР, БССР и УССР. В частности, советская делегация возражала против посягательств Декларации на государственный суверенитет, сетовала на неудовлетворительность 3-й статьи (основные права), на ложную трактовку 19-й и 20-й статей (о свободе слова и собраний), на недочёты 21-й статьи (о праве на управление) и т.д.
Данная декларация заложила фундамент международного правозащитного движения. Появились неправительственные общественные организации Amnesty International (англ. «Международная амнистия», 1961 год) и Human Rights Watch (англ. «Дозор прав человека», 1978 год), осуществляющие мониторинг и документирование нарушений прав человека по всему миру. Права человека обрели столь первостепенное значение, что уже в XXI веке о них заговорили как о «новой религии человечества».
Критики подчёркивали, что права человека составляют идеологический каркас глобализации, а не желающие им следовать по тем или иным (культурным, религиозным, ментальным) причинам записываются в «варвары». Права человека стали проецироваться на нации и национальные меньшинства, давая им права на самоопределение, что приходило в противоречие с принципом государственного суверенитета. Новые страны в Азии и Африке, появившиеся после 1945 года, апеллировали к этим правам, когда создавали свои политические образования. Однако этот принцип, известный в политологии как права человека третьего поколения, на практике привёл к череде этнических чисток, геноциду и появлению целого ряда «несостоявшихся государств» (англ. failed state).
Права человека в XXI веке
В наше время борьба за права человека получила новое продолжение. Всевозможные активисты – преимущественно из Европы и США – ставят на повестку дня вопросы расы, гендера, полового разнообразия, требуют бесчисленных прав, многие из которых идут вразрез с устоявшимися традициями и моральными канонами общества. Люди в разных странах с удивлением замечают, что возник парадоксальный диктат прав человека, при котором меньшинство, играя на чистых чувствах, навязывает неприемлемые стандарты поведения и эксплуатирует высшие ценности ради своекорыстных выгод, что критика в их адрес чревата крахом карьеры и обструкцией в средствах массовой информации.
В этом плане весьма показателен «эффект Греты Тунберг». Недоучившаяся шведская школьница, объявившая себя экологической активисткой, внезапно получила большую популярность в молодёжной среде, что позволило ей давать абсурдные советы главам крупнейших государств и кидаться абстрактными обвинениями с трибуны ООН. При этом такие видные мировые политики, как канцлер Германии Ангела Меркель или президент США Барак Обама, рассыпались в похвалах девочке, а в 2019 году журнал «Тайм» объявил 16-летнюю Грету человеком года. Для прежних борцов за права человека подобное признание выглядело бы издевательством над их взглядами и убеждениями, и вызвало бы горькое сожаление, что их благородные порывы так превратно истолкованы.
Тем не менее, несмотря на то, что борьба за права человека в наши дни порой приобретает гротескные формы, стоит надеяться, что человечество найдёт разумный баланс, а личностные свободы не превратятся в новое рабство.
Источник обложки: ООН