История художественной мысли. XVIII век. Часть 1

2/6/2023

Рубеж XVII-XVIII веков стал переломным в жизни всего российского государства. Исторический поворот, к которому привели реформы Петра Великого, проявился во всех сферах общественной жизни. На мировой политической карте в вихрях кровавых сражений появлялось новое могучее государство – Российская империя. В прошлое уходили те времена, когда продвижение вверх требовало в большей степени родовитости, нежели таланта или личной отваги. Эпоха выдвигала вперёд людей образованных, активных, одарённых. Всё это нашло своё отражение и в культурной жизни страны.

Кроме того, важную роль в новом этапе развития русского искусства сыграла церковная реформа Петра – упразднив пост патриарха, он по сути превратил церковь в государственное учреждение. Соответственно, в культуре стали утверждаться светские начала, подкреплённые европейским влиянием.

Довершило культурный поворот петровских времён основание Академии художеств. И, хотя «Академией» при нём называлась всего лишь рисовальная школа, работавшая на базе типографии в Санкт-Петербурге. Пётр даже основал практику пансионерства, начав отправлять талантливых художников и архитекторов за границу, перенимать передовой опыт. Любимый механик Петра Андрей Нартов создал проект «Академии разных художеств», которую планировалось открыть на Васильевском острове неподалёку от Меншиковского дворца. Смерть императора в 1725 году сорвала эти планы, но полностью они не исчезли.

Заложение Санкт-Петербургской крепости 1703 г. (репродукция с рис. А. Шарлеманя). Изд. 1862-1865 гг. В. Генкеля (СПб).

Самое явное культурное наследие петровской эпохи – архитектурные шедевры. Строительство новой столицы, затеянное первым императором, потребовало настоящих специалистов, которых в России тогда не было. Строили в допетровскую эпоху всё больше на глазок, бессистемно, что Петра совершенно не устраивало. Именно при нём в Россию стали приезжать западные архитекторы, особенно итальянские. Первый из таких знаменитых «гастролёров» - Доминико Трезини (или, как его называли в России, Андрей Трезин), автор Петропавловского собора и здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

Петропавловский собор. Фото: Dennis Jarvis CC BY-SA 2.0

Петербург одновременно строился как военный и торговый порт, крепость и жилой город. Тщательно спроектированные города – редкость по тем временам, недаром северную столицу называли «самым умышленным городом на свете». При этом в дело вступили не только иностранцы, но и русские зодчие. Наиболее известные среди них – Михаил Земцов (Аничков дворец, Спасо-Преображенский собор) и Иван Коробов (Адмиралтейство). Стоит упомянуть также Петра Еропкина, талантливого архитектора с трагической судьбой, создателя первого генерального плана застройки Петербурга, разработчика планировки первых столичных районов. Появляются новые строения и в Москве. Наиболее известные архитектурные сооружения петровской эпохи – Арсенал в Московском Кремле и Меншикова башня.

Карта Петербурга 1737 года Петра Еропкина. Гравер Г.И. Унферцахт Петербургская Академия Наук

Приглашённые в Россию Петром мастера создали особое направление художественной мысли своего времени, вошедшее в историю как россика. В ту пору в наибольшей чести был жанр портрета. Выдающимися мастерами на этом поприще проявили себя француз Луи Каравак, голландец Георг Кристоф Гроот, саксонец Иоганн Готфрид Таннауэр. Брат Георга Гроота, Иоганн Фридрих Гроот, творил в более разнообразной манере – в его творческом багаже были и анималистические работы, и натюрморты, и пейзажи. А вообще россика прожила примерно до середины XIX века.

Гроот Георг Христоф (Кристоф). Портрет А. Н. Демидова, до 1745 года. Из собрания Третьяковской галереи

Из русских живописцев петровской эпохи можно отметить Андрея Матвеева, а также братьев Романа и Ивана Никитина. Именно они были наиболее успешными пансионерами, которые добились больших высот для своего времени.

И.Н. Никитин. Портрет графа Г.И. Головкина, 1720-е гг. Из собрания Третьяковской галереи

Пётр I, как человек любознательный, очень любил гравюру и миниатюру на эмали – главным образом императора привлекал процесс создания. За первую четверть XVIII века книг с иллюстрацию отпечатали больше, чем за всё предыдущее столетие. Признанным мастером гравюр стал Алексей Зубов, а мастера-эмальеры – Андрей Овсов и Григорий Мусикийский, вышедшие из среды мастеровых Оружейной палаты.

После смерти первого императора Россия вступила в эпоху дворцовых переворотов. Власть имущие всё больше интриговали и грызлись между собой, и до культурной сферы дело доходило нечасто. Обделённые вниманием и финансированием, некоторые мастера уехали искать счастья в другие страны, а свежеприглашаемые надолго не задерживались. Тем не менее, и они оставили немало работ, запечатлевших на холстах ту бурную эпоху. Среди них наиболее известны Пьетро Ротари и Луи Токе.

Ротари Пьетро деи. Портрет княгини А.А. Голицыной, 1759 год. Из собрания Третьяковской галереи

Прекратилась практика пансионерства, художники учились исключительно дома, знакомясь с европейскими достижениями в искусстве только по собраниям работ. Центральной фигурой в отечественной портретистике в ту пору стал Иван Вишняков, ученик Андрея Матвеева. Он сформировался исключительно как русский мастер, за что его недолюбливали придворные живописцы-иностранцы. По сути, именно с него пошла традиция отечественного портрета, хотя им одним не ограничивались творческие интересы живописца. Росписи Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов выполнял он совместно со своими учениками, в том числе с теми, которые потом приумножат славу своего учителя – Алексеем Антроповым, братьями Бельскими, Иваном Фирсовым и другими.

И.Я. Вишняков. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1743 год. Из собрания Третьяковской галереи

Пределом мечты архитектора в ту эпоху было получить заказ на проектировку дворца или церкви, но такой чести, конечно, удостаивались немногие. И большая часть дошедших до нас архитектурных произведений второй четверти XVIII века – это или богатые дворцы, или не менее богатые храмы. Среди наиболее известных – Никольский собор Саввы Чевакинского, колокольня Троице-Сергиевой лавры Дмитрия Ухтомского, и, конечно, целая плеяда выдающихся произведений Бартоломео Франческо Растрелли: Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе, Смольный монастырь, Рундальский дворец в Прибалтике.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге, вид со Стрелки Васильевского острова. Фото Alex 'Florstein' Fedorov CC BY-SA 4.0

Так Россия вступила во вторую половину XVIII века. Приближались новые грозные и великие события, и художественная мысль не могла остаться от них в стороне. Об этом – во второй части нашего рассказа.

Обложка: Я. Ф. Алексеев «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794 год. Из собрания Третьяковской галереи

Источник: https://my.tretyakov.ru