Редакция

Голосование по конкурсу детского рисунка историческая Арт-эстафета "Лента времени"

Уважаемые эксперты портала!
Завершена публикация работ, поступивших на конкурс детского рисунка историческая Арт-эстафета юных художников "Лента времени".
Опубликовано 7380 рисунков http://histrf.ru/ru/lyuboznatelnim/atr-relay/works из более 10 000 поступивших на конкурс.
 
Принято решение сформировать из экспертов портала Общественное Жюри конкурса. Вы можете предложить свои кандидатуры в победители в младшей (6-9 лет), средней (9-12 лет) и старшей (13-17 лет) возрастных группах. Будем учитывать только мнения, высказанные на портале и аргументированно. Надеемся, что вы оцените труды ребят и их наставников! Участников конкурса от голосования просим воздержатся. Свои  предложения вы можете вносить до 16 февраля. 
 

 


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 46
15 Комментариев

Федорчук Ирина Отчество

Удивительные рисунки детей, наблюдается определенный интерес к темам патриотическим. Все дети очень талантливы. Конечно, нужно смотреть сами работы, на экране компьютера не всегда всё понятно. Просмотрев рисунки, я решила руководствоваться следубщими критериями: оригинальность темы (сюжет самостоятелен, не использованы, не скопированы известные работы), общая композиция, настроение. По этим критериям захотелось выделить такие работы:
1) в младшей группе рисунок Михаила Козлова "Победа". Очень выразительный участник войны, Мише удалось передать радость, ликование, гордость.
И ещё отметила бы работу Артемия Калугина "Пчела, ты нам мёду принесла?", посвященную мирной тематике. Рисунок создает настроение умиротворения, мальчик в таком возрасте умело работает цветом, удачная композиция.
2) В средней группе запоминается работа Анны Замоевой "Сон историка". Многие дети писали портрет историка, а Аня попыталась показать то, что интересует и волнует нас и наших коллег. Приятно, что в этот круг попали не только выдающиеся правители, но и деятели культуры.
3) В старшей группе выделяется рисунок Юлии Жук "Россия 90-х". Очень интересное видение общественной ситуации, отражение двойственности и противоречивости процессов. "Новые русские" и уголовники, предпринимательство и криминал в одном лице.

Скобликова Анна Станиславовна

Хотела бы сказать огромное спасибо всем участникам конкурса! Представленные рисунки и поделки великолепны каждая по-своему. При просмотре работ получаешь истинное наслаждение, улыбка не сходит с лица. Хочется отметить буквально каждую работу, ведь в них всех вложена душа и масса стараний. Я не художник, не человек искусства, хотя его люблю, так что выделить особые работы было очень трудной задачей, но по моему усмотрению и чувству я всё же укажу некоторые из них:
Младшая возрастная группа:
«На Руси», Сорока Виктор. Поразительная атмосфера древнего государства. Ты будто стоишь на берегу и чувствуешь лёгкий ветер с реки, запах природы, смешанный с запахом воды. И ощущаешь взгляд проплывающего мимо человека. Его статность и уверенность во всей фигуре прямо отражают силу русского человека, его богатырскую натуру, которую не увидишь снаружи, но почувствуешь в его душе.
Средняя возрастная группа:
«Семилуки», Кудрявцева Анна. Прекрасный пейзаж города Семилуки. Захватывающие дух пейзажи - одна из черт всей России в любой её исторический период. И данный рисунок отражает притягательность русского пейзажа, его распаханных полей и широких рек, небольших лесочков и бесконечного горизонта. Смотря на рисунок понимаешь, что это маленькая часть огромной страны, с присущими ей красками (золотисто-коричневыми, сочно-зелёными и сине-голубыми красками) и с широкой душой.
«Война 1812», Фадеева Дарья. Славная война 1812 года, навечно оставшаяся в памяти русского народа. С рисунка на тебя смотрит дуло пушки, и ты застываешь в оцепенении. Русские на сдадутся - ясная мысль, мелькающая при этом в голове. Рисунок будто выхватил частичку этой войны. Каждый занят своим делом. Но все вместе на рисунке люди составляют единый организм, настроенный решительно на победу.
«Спасение раненого товарища», Корнышев Евгений. Сначала осматриваешь суматоху вокруг двух боевых товарищей: все несутся навстречу войне. Точно стоит ужасный грохот, взрываются бомбы. Оставляя в земле огромные раны. Но вот переводишь взгляд на двух товарищей, и время застывает. Сгорбленная от тяжести фигура и горечь в каждой черте лица здорового соратника передают его боль. Ты чувствуешь её. Переживаешь, хочется крикнуть ему, что нельзя сдаваться. И хочется спрятаться от всей суматохи войны.
Старшая возрастная группа:
«Преподобный Сергий Радонежский», Вершинина Арина. Сказка! Настоящая сказка. Чувства от этого рисунка действительно дивные. Мудрый старец и его верный сказочный медведь, традиционно ассоциируемый с Русью. Святой словно наслаждается природой, задумался о вечных вопросах, а через некоторое время поведает самую поразительную историю в твоей жизни. Он расскажет обо всех русских традициях, поверьях и русском быте. В рисунке отражено всё: культура страны, её вера и её природа.
«На память потомкам», Фёдоров Дима. Несмотря на то, что на рисунке есть фотограф, который вот-вот запечатлеет частицу жизни двух людей, картина уже является фотографией. Когда человек совсем из другого времени смотрит на этот рисунок, он начинает предаваться истории, упиваться прошедшими годами. В душе любого русского человека живёт история, и, глядя на данное произведение, оно с новой силой воскрешается внутри него.
«Чаепитие под покровом Богоматери», Петренко Анастасия. И снова быт русского человека. Бублики, баранки, нагретый самовар и горячий чай с сахаром вприкуску, икона и свеча - абсолютной цельная картина. Сядешь за накрытый стол, помолишься, и тебя наполнит необъяснимое счастье.
«VIVAT! Россия!», Сапожников Даня. Балтийский флот Петра I. Величайшее и далеко не последнее достижение русского императора. Бурный водный поток, от которого веет уже не лёгким ветерком, а мощным морским ветром, уносит победоносный флот навстречу новой битве. Тёмные цвета композиции придают обстановке угнетённости.
«Защитник Брестской крепости», Кострыкина Евгения. Сила, мужественность, стойкость и уверенность. Этому человеку, пусть он и незнаком тебе, доверишься сразу. Пойдёшь за ним и будешь защищать крепость до последней капли крови. Волевой взгляд передаёт всю его решимость тебе.
«Портрет С.М. Соловьёва», Давыдова Софья. Один лишь взгляд - и вот он перед тобой, прославленный русский историк Сергей Михайлович Соловьёв. Хочется глубже заглянуть в его ясные глаза и увидеть в них отражение всей истории России. Замечательный портрет, передающий мельчайшие черты С.М.Соловьева.

Войтов Николай Владимирович

Должен признать, что я получил удовольствие от просмотра этого калейдоскопа рисунков на различные исторические темы. Но, к сожалению, количество работ-победителей ограничено. Сразу скажу, что критерии, которыми я руководствовался при оценке данных работ, следующие: оригинальность, непосредственность, актуальность, содержательность. Иными словами, порой, технической исполнение для меня не играло никакой роли, даже больше: порой техника рисунка была далека от совершенства, но идея, заключенная в работе, меня покоряла. Также добавлю, что некоторые мои оценочные суждения могут иметь спорный характер, например, по причине того, что в своем комментарии я указываю больше, чем хотел передать автор данной работы. Тем не менее, вот список:

"Первый салют." Автор: Беркун Мария, 11 лет.
Эта работа впечатлила меня, в первую очередь, цветовой гаммой: холодные цвета придают еще более звонкое звучание ярким краскам первого салюта, причем не только в прямом смысле. Также обращенность девочки спиной к зрителю создает ощущение непреодолимой тоски.

"Башня Дона." Автор: Петров Ярослав, 6 лет.
Эта работа подкупила меня своей техникой: легкие мазки создают небывалое ощущение легкости и целостности. Более того, они даже усиливают эти ощущения, заставляя зрителя задуматься над тем, как из фрагментов может сложиться целое.

"Россия в 90 –х." Автор: Жук Юлия, 10 класс, 16 лет.
Это одна из тех работ, где концепт, идея, намного ярче заявляет о себе, чем техническая сторона. Можно даже сказать о том, что подобная техника позволяет еще сильнее раскрыть социальное противоречие того времени, которое, увы, не исчез и по сей день.

"Россия православная." Автор: Иванова Ксения, 16 лет.
Эта работа сильно мне импонирует - я всегда восхищался архитектурой храмов. К тому же довольно лаконичная композиция дает почувствовать многое зрителю через аллегоричные образы, призывает остановиться и подумать.

"Пётр и Феврония." Автор: Романченко Оксана, 6 лет.
Чрезвычайно прекрасная и наивная, на мой взгляд, работа. Но несколько деталей заслуживают отдельного внимания: первое - это отсутствие меча в руках Петра, есть только щит; второе - дорога под ногами героев является символом Пути. Образность работы впечатляет.

"Семилуки." Автор: Кудрявцева Анна, 10 лет.
Эта картина прекрасна и в своем исполнении и в своем содержании. Меня всегда покорял вид просторов, которые можно только лишь запечатлеть в памяти. Однако автор сумел доказать, что чувство необъятности передать можно.

"Белые КамАЗы." Автор: Филиппов Ярослав, 6 лет.
Мне хотелось бы, чтобы все увидели в этих белых машинах ровно то же, что увидел и автор - руку помощи, оставив в стороне политический контекст.

"Александр Невский." Автор: Ирина Логинова, 17 лет.
Сдержанность в средствах изображения и в самом изображении - это то, что обострили и вывели наружу содержание. Черты лица превратились в черты характера, а сам характер работы - в суть той Руси.

"Преподобный Сергий Радонежский." Автор: Черванёв Климент, 15 лет.
В этой работе спокойные тона тесно вплетаются в сам её характер - благоговение и умиротворение. Аскеза интерьера избы передает мудрость Сергия, а покорная поза Дмитрия - его готовность стоять за свое дело.

"Дом Есенина." Автор: Колядова Анастасия Александровна, 9 лет.
Оружие поэта - слово, дом слова - образ. А эта работа богата на образы, с помощью них написано целое стихотворение, которое очень легко и приятно!

Пушик Маргарита

Огромнейшее спасибо всем участникам за представленные работы, я получила массу удовольствие, просматривая рисунки ребят. Выбирать было неимоверно сложно, так как видно, что все ребята старались и была проделана огромная работа. Но я бы выделила следующих участников:
1) Боярыня Морозова. Автор: Хавроничева Екатерина 10 лет Ямальская школа- интернат ЯНАО с . Яр- Сале. Руководитель: Фадеева Надежда Александровна
Когда смотришь на этот рисунок, даже неясно, о ком идет речь. Неужели это действительно та суровая и мрачная боярыня Морозова, изображенная Суриковым на своем известном полотне? Именно необычным, свежим взглядом на всем известный сюжет примечательна эта работа. Екатерине удалось в довольно-таки невеселом персонаже разглядеть и яркие краски.
2) Время. Автор: Дурницина София. 16 лет, МБОУ ДОД "Ревдинская детская художественная школа". г. Ревда. Руководитель: Куренкова Анна Михайловна
Этот рисунок поистине завораживает. Когда смотришь на него, действительно чувствуется течение времени. Играя на противоположностях, София своей работой заставляет нас задуматься, а чем же по себе является время? Пожалуй, это самая необычная из всех работ, представленных в этом конкурсе.
3) Поединок. Автор: Политова Софья, 15 лет, МБОУ ДОД ДХШ городского округа, г. Камышин. Руководитель: Чегодаев Сергей Михайлович
Знаменитый сюжет битвы русского богатыря Пересвета с Челубеем на данном рисунке заиграл новыми красками. С помощью ярких оттенков Софья передает важность момента, его решающее значение. Русский богатырь излучает свет, татарин же написан темными, мрачными красками, как олицетворение нечистых сил, угрожающих нашей Родине. Тучи на горизонте предвещают кровавое сражение, которое ценой огромных жертв было русскими выиграно.
4) Поехали!!! Автор: Бутькова Валентина, 14 лет, МКУК "КДЦ" Северного района Новосибирской области. Руководитель: Почёпкина Ксения Александровна
Этот рисунок передает всю скорость и мощь, с которой ракета отрывается от земли, чтобы устремиться прямиком в открытый космос, через слои атмосферы к звездам. От работы Валентины так и веет радостью и гордостью за свою страну, которая первая во всем мире отправила человека в космос.
5) Весна 1945 года. Берлин. Автор: Никитина Александра,12 лет. МБОУ ДОД Демиховская ДШИ, д.Демихово, Московская область. Руководитель: Куликова Анна Львовна
Несмотря на то, что молодые девушки-летчицы прошли через тяжелейшие испытания, их лица все равно сияют счастьем: ведь они победительницы. Они освободили не только свою Родину от фашистских захватчиков, но и освободили всю Европу, дойдя до самого Берлина. И сейчас, стоя перед Бранденбургскими воротами, они наконец-то могут предаться веселью после мрачных лет войны. Именно эту радость, это облегченье как нельзя лучше удалось передать Александре в своей работе.
6) Покорение севера. Автор: Шехавцова Вероника, 10 лет, г. Волгодонск, МОУ лицей "Политэк". Руководитель: Овсянникова Светлана Ивановна
Россия славится красотой до самых северных своих пределов. Доказательством этому является и рисунок Вероники. Вопреки тяжелым климатическим условиям, льдам, морозам, северный край невероятно прекрасен. И мы должны быть благодарны первопроходцам, которые открыли всему миру невероятные красоты Арктики.
7) Ай да Пушкин! Автор: Величенкова Марина, 14 лет, МБОУДОД "Гагаринская ДХШ", г. гагарин. Руководитель: Антоненкова Елена Владимировна
Изображенный на рисунке Великий русский поэт совсем еще молод, он устремил взгляд куда-то вдаль, предавшись вдохновению. Может быть, именно сейчас он сочиняет что-то великое, одно из своих бессмертных произведений, которыми мы взахлеб зачитываемся и сегодня. На мой взгляд, Марине очень хорошо удалось показать Пушкина за своим писательским трудом.
8) В окопе. Женская доля. Автор: Стебливец Александр 12 лет. МБОУ ДОД "ДШИ ст. Холмской". Руководитель: Стебливец Наталия Васильевна
Война не щадит никого, ни женщин, ни детей… Даже прекрасной половине человечества в годы войны приходилось с оружием в руках защищать свою родную землю от захватчиков. Но ничто так не поднимает боевой дух, не укрепляет веру в победу, как надежный товарищ, готовый поддержать тебя в любую минуту. Именно дружеские отношения стали сюжетной линией работы Александра, которому удалось донести до зрителя искреннюю и теплую дружбу двух девушек, чья молодость пришлась на трудные военные годы.
9) Истоки Урала. Моя малая Родина - деревня Смехуновка. Автор: Балакина Екатерина, 15 лет. ДШИ г. Красноуральск. Руководитель: Николаева Елена Валерьевна.
Данная работа выделяется на общем фоне необычной техникой, которой был выполнен рисунок. Он производит очень необычное и в то же время сильное впечатление. А описание, оставленное рядом с работой Екатерины, передает ее теплое отношение к истории своей малой Родины, что также чувствуется и в самом рисунке.
10) По Дону гуляет. Автор: Афонина Рита, 11 лет, ДШИ г. Батайск. Руководитель: Калашникова Людмила Ивановна.
Дон имеет сакральное значение для всего русского казачества, которое на протяжении многих веков верой и правдой служило России и которое на своем веку пережило немало драматических событий. А Дон, как молчаливый свидетель, все продолжает течь, несмотря ни на что. Мне кажется, что работа Риты создает ностальгическое настроение по былым временам, по былой казачьей вольнице.

Коток Мария

Хотелось бы поблагодарить всех участников конкурса детских рисунков «Лента времени». Каждая работа уникальна и представляет собой собственное видение детей на историю Отечества. Приятно видеть то, что подрастающее поколение интересуется различными периодами истории России. Я выделила несколько работ, которые произвели на меня наибольшее впечатление. Сразу хочу отметить, что мой выбор основывался на личном отношении к тому или иному периоду истории нашего государства. Другие работы участников конкурса тоже хороши , заслуживают внимания и хороших оценок.
В младшей группе я выделила 3 работы:
«Юрий Гагарин»(Автор: Ткачев Егор). На данном рисунке изображен Юрий Алексеевич Гагарин, великий советский космонавт, подвиг которого приобрел мировое значение для космонавтики в целом. Мне понравилась подпись под рисунком. Автор- шестилетний мальчик, пишет о том, что мечтает стать космонавтом как и Юрий Алексеевич Гагарин. Это хорошие ориентиры для подрастающего поколения.
«Партизаны» (автор: Висаитов Роман). В Великой Отечественной Войне было широко развито партизанское движение, объединившее в своих рядах различные слои общества, как по социальному положению, так и по возрасту с единой целью помочь Советской армии в борьбе с фашистским агрессором. На данном рисунке показаны бойцы партизанского отряда, ведущие бой с врагом.
«Екатерина Великая»( Автор: Жудро Мария). На данном рисунке изображена великая императрица России - Екатерина 2. Правительница находится во дворце, на балу в красивом бордовом платье, которое подчеркивает ее статность, величие. С другой стороны, она держит в руке цветок, который напоминает о ее женской натуре. Эта женщина-немка по происхождению - сумела стать настоящей русской императрицей, любимицей народа, проводившей грамотную внутреннюю и внешнюю политику.
В средней возрастной группе я также отметила 3 работы.
«Вечная память»(Автор: Челнокова Екатерина). Автор изобразил Вечный огонь у Кремлевской стены, у которого встречаются 2 военных: один - ветеран Великой Отечественной Войны, другой- молодой солдат. Автор хочет сказать этим рисунком, что существует преемственность поколений, «Ничто не забыто, и никто не забыт». Также тема данного рисунка актуальна в нынешнее время как никогда в связи с празднованием в этом году 70-летия Великой Победы и попыткой пересмотреть роль Советского Союза и советских солдат во Второй мировой войне.
«Медвежонок – символ Олимпиады 1980 г. в Москве»( Автор: Пурнемцова Варвара) . Мне понравился этот рисунок тем, что, посмотрев на этого медвежонка, я сразу улыбаюсь. Олимпиада 1980 г. проходила в сложных внешнеполитических условиях в связи с вводом советских войск в Афганистан и бойкотированием Олимпийских игр в Москве. Несмотря на это она объединила миллионы людей со всего мира, а этот медвежонок остался у них в сердцах, что и подтвердила и Олимпиада в Сочи 2014 г.
«Крещение Руси» (автор: Новикова Мария). Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. оказало огромное влияние на ход русской истории, культурное развитие Руси. Рисунок нарисован светлыми красками, отражающими личное видение автора на процесс Крещения Руси.
В старшей возрастной категории я выделила 4 работы.
«Дипломатический визит»(Автор: Щербинина Дарья). 860 г. ознаменовался походом руссов на Константинополь и заключением после него мира, который обозначил дипломатическое признание Руси. Данное событие было очень значимо для формирования Древнерусского государства. На рисунке изображена ладья с тремя русскими войнами, они улыбаются, возвращаясь на Родину. Картина очень яркая и светлая.
«М.И. Кутузов и русское воинство» (Автор: Гелдаш Александра). На рисунке изображен великий русский полководец- М.И. Кутузов и российское войско. Кутузов, улыбаясь, проезжает мимо солдат, отдавая им честь, тем самым он подбадривал воинов перед предстоящей битвой. Фигура Кутузова занимает особое положение в российской истории. Благодаря Михаилу Илларионовичу и храбрости российских солдат удалось изгнать французских захватчиков с территории страны и одержать блистательную победу над Наполеоном.
«Ярослав Мудрый»( Автор: Булгакова Ольга». На рисунке представлен великий киевский князь Ярослав Мудрый, в правление которого Киевская Русь достигла своего расцвета. Князь изображен на рисунке с «Русской Правдой»-первым письменным сводом законов, создание которого заложило основы древнерусской правовой системы.
«Княгиня Ольга» (автор: Шурыгина Мария). Я много читала о княгине Ольге, о ее роли в зарождении Древнерусского государства, поэтому отображенный в рисунке образ мне близок и понятен. Речь идет о женщине, отождествляющей в себе силу, красоту, ее приверженность к христианству. Мне понравилась идея автора показать её святость через символ веры и голубя.

Давидян Арина

Для начала хотелось бы сказать, что сама по себе идея Арт-эстафеты замечательная. Я и сама люблю историю, люблю рисовать, очень приятно видеть, что множество детей и подростков разделяют эти интересы со мной и друг с другом.
Все работы по-своему хороши и достойны победы, но я постаралась выбрать те, которые по-моему мнению сильно выделяются на фоне остальных либо тематикой, либо исполнением.

1) Где я сейчас хожу, ходили динозавры. Автор: Геворг Гайкович Гаспарян, 12 лет, п. Трудармейский Прокопьевского района Кемеровской обл. Руководитель: Верман Светлана Николаевна
Больше всего в этом рисунке мне понравилось... Его название. Рисунок можно было бы назвать просто "Динозавры", или как-то иначе, но автор особенно выделил, что когда-то эти существа жили на нашей планете, они являются частью богатой истории Земли, а значит, и каждого из нас. Отличная работа!

2) Маяковский-футурист. Автор: Погорелова Вика, 16 лет, МБОУ СОШ №4, г. Сальск. Руководитель: Алла Михайловна Шибилова
Мне очень понравилось исполнение рисунка, а особенно механизм, который является частью головы поэта. Он как бы отбивает четкий ритм, с которым мы спускаемся по строчкам лесенки стихов Маяковского.

3) Рюрик. Автор: Кутергина Снежана, 12 лет. МАОУ СОШ №42, г. Томск, Томская область. Руководитель: Часовских Арина Сергеевна
Мы не знаем, как выглядел легендарный Рюрик, так что автору приходилось опираться лишь на свои фантазию и талант, что, несомненно, заслуживает похвалы

4) Сон историка. Автор: Замоева Анна, 9 лет. Учебное заведение: лице № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга Творческий руководитель: Тилинина Маргарита Николаевна
Этот рисунок понравился мне двумя деталями: во-первых, лицо спящего историка, который, улыбаясь, мечтает о всех тех событиях и личностях, которые захватывают его воображения. Во-вторых, документы на его столе, написанные на разных языках (насколько я понимаю, там египетские иероглифы, арабский и японский)

5) "Покушение на Николая II в Японии". Автор: Полищук Александра, 14 лет, ДХШ, г. Уссурийск. Преподаватель: Кочегарова В.А.
По-моему, среди всех изображений Николая II, выставленных на конкурс, это является наиболее привлекающим внимание, как своим сюжетом, так и буйством красок.

6) Выход в открытый космос. Автор: Антиликаторова Лиза. 12 лет. Краснодарский край, Лабинский район, Ст. Вознесенская, ДШИ. Руководитель: Булатова Светлана Павловна.
Эта работа привлекла меня свои описанием. Меня также, как и автора, интересуют тайны космоса и я тоже нахожу это сложным представить, как чувствовал себя первый человек в открытом космосе. Смею предположить, что переливами цветов, которые выделяются на фоне черной пустоты, Антиликаторова Лиза хотела передать эмоции, обуревающие космонавта.

7) Через тернии к звездам. Автор: Гатилова Лилия, 17 лет, Детская школа искусств №3 г. Калуга. Руководитель: Белова Елена Валентиновна
«Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно оставаться в колыбели» — К. Э. Циолковский. Наверно, именно это фразу он произносит на рисунке, указывая пальцем наверх. Хорошее исполнение, интересное изображение великого ученого, как "вулкана" идей и мечтаний.

8) Как горели церкви.. Автор: Моклакова София, 9 лет, город Кострома, 3 класс 25 гимназии. Руководитель: Эделева Ольга.
Рисунок рассказывает нам историю одной костромской церкви, этим он и привлек мое внимание - это не абстрактное изображение уничтожения церквей, а отображение конкретного исторического события,

9) Священный кедр. Автор: Попова Виктория, 16 лет. Колледж Культуры и Искусства им. Г.И. Чорос-Гуркина, г. Горно-Алтайск, Республики Алтай. Руководитель: Садаков А.В.
Простой, но очень красивый и приятный глазу рисунок. Мне нравится, как он выделяется среди изображений войн, боев и исторических деятелей. Ведь то же самое происходит и в жизни: один Священный кедр растет и стоит полтора века, пока исторические события и личности сменяются одна за другой.

10) ХХ век начинается. Автор: Колодей Илона, 17 лет, МБОУДОД ДХШ г.Североморск Мурманской области. Руководитель: Абарина Светлана Эрнестовна
Очень красивая работа, атмосферная и чарующая, как начало нового века.

Кумелашвили Дарья Теймуразовна

Мне хотелось бы выразить благодарность всем участникам этого замечательного конкурса! Я испытала истинное наслаждение и настоящие эмоции от просмотра детских работ, каждая из которых по-своему уникальна и выполнена с душой и нескрываемым интересом к истории нашей страны. Я выбрала десять работ, которые, на мой взгляд, выделяются на фоне других и которые произвели на меня наибольшее впечатление.


1. "Портрет Петра Первого". Автор: Субботин Александр.
Работа носит символический характер, так как в ней отражён смысл жизни Петра. Царь изображён на фоне Санкт-Петербурга, им возведенного, и флагманского корабля флота России, и это не зря. И страна и флот в дальнейшем станут сильнейшими и лучшими в мире.

2. "Мать солдата". Автор: Сюрдюкова Аня.
Очень впечатлила работа Ани. Картина передает чувства матери, которая ждёт своего сына с фронта. Наполненные грустью глаза смотрят то на дорогу, то на портрет любимого сына. Сквозь пелену слёз порой ей кажется, что он войдёт во двор...Черно-белый цвет передает драматизм происходящего.

3. "Масленица". Автор: Подольская Елизавета.
Яркая, жизнерадостная картина по-настоящему передаёт настроение, удаль, веселье праздника. Динамика участников, живость лиц, блины, хоровод, чучело - все атрибуты настоящей масленицы. Буйство красок в рисунке поднимает настроение.

4. "Выход в открытый космос". Автор: Антиликаторова Лиза
Впечатлила необычная техника, в которой написана картина. Чёрный космос, цветовые блики, орбитальная станция, человек в скафандре - всё это в рисунке дополняет друг друга и оставляет иллюзию присутствия в космическом пространстве.

5. "Бородинский бой". Автор: Пралиев Сергей
Замечательная работа Сергея как панорама показывает масштабность сражения, смешались кони и люди. Очень красиво нарисованы лошади в различных движениях, а цветовая гамма рисунка подчеркивает ужас войны.

6. "Гоголь за работой". Автор: Щуплова Настя.
Очень понравилась цветовая передача, использованная автором. Работа выполнена в красном, безумном цвете. Понравилась идея автора изобразить героев из различных произведений Гоголя в виде теней. Остекленевшие глаза писателя выдают его странную натуру и наполняют картину драматизмом.

7. "Кавалерист атакует". Недоступ Николай.
Рисунок впечатлил меня своей динамикой, с точностью передано движение всадника, видно, как лошадь приостановилась перед препятствием, а всадник приподнялся на ножнах для нанесения сокрушительного удара по врагу.

8. "Святые благоверные Пётр и Февронья Муромские". Автор: Егор Нечаев.
Поразила своей красотой яркая картина, на которой изображены святые мученики, пожертвовавшие жизнью ради любви к друг другу. Понравился использованный автором свет, передающий святость Петра и Февроньи.

9. "Прогулка императрицы по Петербургу". Автор: Пинчук Таня.
В этой картине мне нравятся прямые, ровные линии северного города. Глядя на картину, ощущаешь холодный балтийский ветер, а глядя на печальную женщину на фоне Спаса-на-Крови, понимаешь, что приходит конец династии Романовых...

10. "Портрет царя Николая Второго". Автор: Разуева Сабрина.
Очень понравился портрет последнего самодержца России, нарисованный Сабриной карандашом. Автору удалось передать портретное сходство. Мастерски выполнено лицо, волосы и глаза, наполненные печалью и болью за будущее России. Очень чётко прорисованы детали.

Шишов Артём Алексеевич

Участника конкурса огромные молодцы!
Просматривая работы, понимаешь, как старались ребята изобразить страницы своей истории. Некоторые рисунки и правда заставляют перенестись на пару, а то и тысячу лет назад, прочувствовать дух истории.
Стоит отметить, что ребята не только смогли нарисовать, но и также подобрать нужные слова под свою картину.
Из всех работ произвели особое впечатление:
1. Не отступать. Автор: Москаленко Илья, 13 лет, г. Воронеж, ДШИ №7. Руководитель: Москаленко И.М.
2. Бородинский бой. Автор: Пралиев Сергей, 14 лет, ученик ГБОУДОД г. Москвы ДХШ им. В.А.Серова , г. Москва. Руководитель: Трусевич Юрий Алексеевич
3. «Любой из нас – ну чем не чародей?!» Автор: Валиева Айра, 15 лет. МБОУ ДОД ДХШ г.Славянск-на-Кубани. Руководитель: Артюхова Наталья Владимировна
4. Олимпийский мишка. Автор: Рамазанова Айгюль,13 лет,МОУ "СОШ с.Мизино-Лапшиновка" Татищевского района Саратовской области. Руководитель: Хусаинова Илина Магомедовна
5. Долгожданная победа в 1945 году. Автор: Гусева Анастасия Андреевна, 13 лет, МБОУ гимназия №2 г.Сальска Ростовской области.
6. Россия. Автор: Олыфир Элина, 11 лет . МБОУ ДОД ДШИ г. Пионерск, Калининградская область. Руководитель: Ким Н.В.
7. Морское сражение. Автор: Чиргун Александр, 15 лет, МБОУДОД ДШИ №3 г. Воронеж, руководитель: Курочкина Юлия Анатольевна.
8.Защитник Брестской крепости. Автор: Кострыкина Евгения, 15 лет, МБОУДОД «Детская школа искусств № 11 г.Астрахани». Руководитель: Кашина Елена Аркадьевна
9. Перед боем. Первая мировая война. Автор: Никишова Марта, 14 лет. ДХШ "Солнцево", Москва. Руководитель: Коринец Екатерина Юрьевна
10. Все течет, все меняется… Автор: Герасимов Дмитрий, 8 лет. 2 «А», МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина. Руководитель: Петренко Л.В.
Необходимо отметить, что эти работы отличаются не только своим профессионализмом, но и умением автора оценить роль изображенного события в отечественной истории.
Очень порадовало, что ребята помнят исторические юбилеи 2014-15 годов - Первая мировая война, Олимпиада 80, Крымская война, первый выход в открытый космос, Невская битва.

Турсунов Дмитрий

Большое спасибо организаторам Арт-Этафеты за предоставленную возможность посмотреть на то, как воспринимает поколение, выросшее после распада СССР, историю своей страны. А участников хочу поблагодарить за доставленное эстетическое удовольствие и чувство гордости за вас. Работ хороших было много, все молодцы, но хотелось бы особо выделить:

1) Великий Александр Невский. Автор: Присич Семён, 16 лет, МКОУ Митрофановская СОШ Кантемировского района Воронежской области. Руководитель: Варёнова Н.Л.
Очень сильная картина в плане художественного изображения и смыслового содержания. Художник показал того самого Александра Невского, великого и мудрого. Особенно хотелось бы отметить умение автора работать с цветом. К тому же, автор создал одно из самых интересных описаний к картине.

2) "Лента времени". Автор: Михайлова Татьяна. 13 лет. МОУДОД ДШИ №2, пос. Октябрьский, Московской области. Руководитель: Харченко Лариса Николаевна
Автор представил нам очень интересную картину о своём понимании времени. Мне понравилась эта картина из-за её художественного выполнения и авторской задумки. Она заставила погрузиться меня во время. Рассматривать её одно удовольствие!

3) Героические дни Москвы. Автор: Корабликова Юлия Константиновна, 15 лет, МБОУ ДОД ДШИ №10, г.Ижевск. Руководитель: Сальникова И.В.
Автор показал в необычном формате историческую преемственность российского государства в одном рисунке. Работа интересна с точки зрения авторской задумки и художественного исполнения. Мне показалось, что в этой картине есть что-то от Пикассо.

4) Любимое село. Автор: Клейменова Ангелина, 6 лет, МБОУ СОШ с.Стегаловка Липецкой области. Руководитель: Родионова Людмила Михайловна
Очень милая картина, в которой маленький художник рассказал нам о своём селе. Приятно, что дети с такого раннего возраста начинают любить свою малую родину. Ёще мне было интересно узнать про историю села из описания, составленного автором этой картины.

5) Тайное оружие Святослава. Автор: Борисова Анастасия, 16 лет, 11 класс МОУ СОШ №9 г. Сердобска Пензенской области. Руководитель: Елена Петровна Мичкасова
Рисунок очень красив. Более того, он собрал воедино множество образов. По сути, художнику удалось сформировать мировосприятие человека эпохи Святослава. Именно верой, по мнению автора, Святослав обязан теми великими деяниями, которыми он уставил свой достойный след в истории. Автору в полной мере удалось донести свою мысль.

6) Атака сибиряков. Автор:Булгаков Павел, 14 лет. Омская область, Муромцевская ДШИ - школа ремесел. Руководитель: Зеленев Д.И.
Юный художник яркими красками изобразил подвиг своих земляков в Сталинградской битве. Картина мне понравилась тем, что её автору удалось передать ту самую мужественность русского народа, которая помогла выстоять в Великой Отечественной Войне.

7) Житие Серафима Вырицкого. Автор: Тома Наталья, 15 лет, МОУ "СОШ №3" г. Всеволожск, Ленинградская обл. Руководитель: Рылова Е.С.
Автор в одной картинке сумел пересказать целое произведение автобиографического характера. Работа выполнена в интересном формате. Также дано хорошее описание к рисунку.

8) Преподобный Сергий Радонежский. Автор: Вершинина Арина, 13 лет, МБОУ ДОД "Детская школа искусств №5" г. Дзержинск Нижегородской обл. Руководитель: Арсеева А.Н.
Картина произвела на меня хорошее впечатление. Понравилось, как автор поработал со цветом и изобразил преподробного Сергия Радонежского. Этот рисунок содержит в себе, на мой взгляд, большую смысловую нагрузку. Мне было очень приятно рассматривать это произведение.

9) Ямал – удивительный край! Автор: Сидоренко Валерия, 6 лет. МАДОУ Детский сад «Русалочка», г. Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ. Руководитель: Киселёва Елена Ивановна
В этом рисунке и комментарии я увидел искреннее восхищение своим краем, а также уважительное отношение к коренным народам Крайнего Севера, их истории, традициям, нравам, культуре и обычаям.

10) "Талалихин". Автор: Шеремянкин Максим, 6 лет, МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 182", город Воронеж. Руководитель: Шедько Анна Николаевна
Очень приятно, что дети уже в детском саду знают про подвиг Талалихина. Рисунок заставляет почувствовать ужас и страх той войны. Удивительно, что такому маленькому художнику удалось создать такое большое впечатление.

Салоид Александра Евгеньевна

Спасибо большое всем участникам конкурса детских рисунков! По-настоящему прекрасно видеть, что дети не только проявляют интерес к истории своей страны, но и имеют свое особенное восприятие, которое они так ярко выразили в своих работах! Непросто было выделить нескольких участников, так как, я считаю, что каждый, абсолютно каждый участник очень талантлив и достоин победы.

1.Так закалялась Русь. Автор: Лелаева Ксения, 13 лет, г. Воронеж, ДШИ №7
Эта работа кажется мне очень интересной. Живая, яркая, динамичная картинка, интерьер и костюмы соответствуют эпохе. Очень точно переданы основные занятия людей того времени, инструменты, которые они использовали в каждодневной тяжелой работе. Смотришь на эту картину и будто бы переносишься в те далекие времена, когда каждый день необходимо было преодолевать множество испытаний, чтобы встретить следующий рассвет.
2.А завтра снова в бой. Автор: Калинина Надежда, 13 лет, г. Воронеж, ДШИ №7
Чудесно передана атмосфера Отечественной войны. Костюмы, оружие, время года - все продумано до мелочей. Картинка пропитана патриотическим духом, уважением к подвигу наших предков. Сейчас нам нельзя забывать о таких славных страницах нашей великой истории, нельзя забывать об единении перед лицом любой опасности.

3.Масленица. Автор: Подольская Елизавета, 14 лет, ГБОУДОД г. Москвы ДХШ им. В.А. Серова, г. Москва.
Очень яркие цвета, красивая работа, интересно проработанные костюмы. Художник уловил дух праздника, пришедшего к нам из глубины веков и имеющего языческие корни. Солнце - символ этого праздника, что нам так удачно показал художник, используя яркие краски.

4.Россия единая. Автор: Горьковая Анастасия, 15 лет
Замечательный рисунок, отличное отражение праздничной атмосферы. В небе салют, праздничная атмосфера, глубокие цвета.
5.Поле Куликово. Автор Женя Лопухин, 12 лет, Детская школа искусств р. п. Посевная Черепановского района
Эта картина посвящена одному из важнейших эпизодов истории Руси - великой битве 1380 года, битве, которая положила начало успешной борьбе против татаро-монгольского ига и сыграла огромную роль в окончательном освобождении от него. На рисунке запечатлен легендарный момент борьбы богатырей Пересвета и Челубея, который предшествовал началу сражения. Рисунок очень яркий, на нем - большое войско, все элементы детально прорисованы, большое внимание уделяется костюмам: мы четко видим доспехи, кольчугу, похожие на те, что действительно защищали воинов в той великой битве. С одной стороны мы видим элементы костюма воинов монгольского войска(шлемы), с другой стороны видим русское войско - художник очень хорошо это передал. Чувствуется атмосфера этого сражения - воины вскинули шпаги, подбадривают своих богатырей. Прекрасный рисунок.
6.Масленица. Автор: Казовская Анастасия, 13 лет, ДШИ "Надежда" г. Москвы.
Мне очень понравилась эта работа и комментарий, который прикреплена к этой картинке. В ней юная художница рассказывает историю своего района Хорошево-Мневники, а на картинке она пытается изобразить Масленицу в этом районе 150 лет назад. Очень интересная идея, замечательное воплощение. Особенно восхищает тот факт, что девочке небезразлична история ее района, что она исследует ее, хорошо знает историю места, в котором живет. Это заслуживает уважения, так как немногие сейчас могут похвастаться знанием истории своего района, знанием происхождения топонимов и т.д. Эта любознательность должна поощряться, с этой девочки нужно брать пример.

7.Балерина. Автор: Шунихина Настя, 6 лет, ГБОУ гимназия 1538 г.Москва. Балет - неотъемлемая часть русской культуры, недаром говорят, что самый лучший в мире балет -у нас. Сергей Павлович Дягилев в 1911 году показал миру русский балет, чем несказанно повлиял на мировую культуру. Прекрасный рисунок, замечательный костюм, отличная работа!

8.Возвращение с фронта. Автор: Галанова Арина Батуевна, 15 лет, 6 Гимназия № 18 г. Томск.
По-настоящему трогательная картинка, запечатлевшая одну из самых грустных страниц нашей истории. Расставания, разлученные семьи - это все неизбежно во время войны. Художница очень хорошо уловила этот момент, отлично изобразила эмоции. Жена встретила мужа с фронта, она несказанно рада, что ее герой жив. По костюмам мы можем с уверенностью сказать, что это середина 20 века, великая отечественная война. Этот рисунок очень актуальный, так как в этом году отмечают юбилей победы над врагом, юбилей Великой победы, юбилей Подвига наших дедов и прадедов.

Семёнов Кирилл Александрович

В первую очередь, я хотел бы поблагодарить за предоставленную возможность принять участие в Арт-эстафете «Лента времени» и оценить работы самых талантливых, самых заинтересованных и неравнодушных детей со всех уголков нашей страны. Честно признаться, я приятно удивлен таким количеством работ: дети разных возрастов видят мир по-разному, отличается и их видение истории, поэтому было особенно любопытно просматривать столь широкий калейдоскоп десткого творчества. Без сомнения, каждый из участников заслуживает отдельного внимания, но каждое мнение субъективно, и мне бы хотелось отметить несколько работ, которые, по моему мнению, оказались наиболее интересными в плане композиции, замысла, цвета.
1. Россия православная. Автор: Иванова Ксения, 16 лет. ГКООУЛО «Лужская санаторная школа-интернат», г. Луга, Ленинградская область. Руководитель: Бурцева О.Б.
Эта картина привлекает внимание абсолютно мгновенно, невозможно не остановиться перед ней и не задуматься. Конечно же, главная черта этого произведения – его образность в сочетании с лаконичностью. Сдержанные, почти пастельные цвета, воздушность храма Христа Спасителя - все это довершает тот образ, который с трепетом можно назвать «Русь православная».
2. Мои истоки. Автор: Веретёхина Валерия, 13 лет, МБОУ ДОД "ДШИ с. Б.Уча". Руководитель: Кирсанова Евгения Александровна.
Все мы, без исключения, любим послушать бабушкины сказки. Но не каждый посмотрит на это с другой стороны, как сделал автор этой картины. Веретёхина Валерия в своем описании призывает бережно хранить традиции и культуру своего народа.
3. Связь времён. Автор: Луцко Виктория 14 лет, МБОУ ДОД "Детская школа искусств УГО". Руководитель: Версткина Светлана Юрьевна.
Церковь и современное многоэтажное здание, прошлое и настоящее. На этой картине эти два понятия не противопоставлены, а только дополняют друг другу, делая задумку автора более реальной.
4. День Победы. Автор: Половко Анастасия, 10 лет. МАОУДОД "ДШИ г.Белоярский". Руководитель: Степаненко Т.А.
Уже 70 лет назад отгремела Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней солдат, чьих-то сыновей и отцом, дочерей и сестер. Но память до сих пор жива, и также явно встает перед глазами образ той маленькой, хрупкой девочки, обнимающий своего отца. Мне хочется верить, что в этой девочке с красными бантиками также отразится та благодарность и любовь нынешнего поколения к героям войны.
5. Святой старец. Автор: Потолова Анна, 13 лет, г. Воронеж, ДШИ №7. Руководитель: Москаленко И.М.
Первое, что сразу поражает в это картине, - это цвета. Теплые лучи солнца, разливающиеся по небосклону, тихое течение реки, изумрудный цвет травы – все это дарит зрителю чувство спокойствия и умиротворения, те чувства, которые несли людям святые.
6. Так закалялась Русь. Автор: Лелаева Ксения, 13 лет, г. Воронеж, ДШИ №7. Руководитель: Москаленко И.М.
На картине изображена эпоха Петра Великого. В этой небольшой деревенской кузнице отражена вся суть преобразовательной деятельности первого российского императора, благодаря которой трудом всего народа удалось удалось достигнуть небывалого подъема.
7. Россия. Автор: Олыфир Элина, 11 лет . МБОУ ДОД ДШИ г. Пионерск, Калининградская область. Руководитель: Ким Н.В.
На мой взгляд, одна из самых интересных задумок на этом конкурсе детского творчества. Эта картина наиболее полно раскрывает название самой арт-эстафеты «Лента времени». Автор этого замечательного произведения сумел показать всю историю России на одном полотне, изобразив символы разных эпох, народные костюмы, сюжеты из сказок.
8. Мой любимый спутник. Автор: Плотникова Олеся, 15 лет. МАОУ СОШ №42, г. Томск, Томская область. Руководитель: Часовских Арина Сергеевна
Как мне кажется, сейчас не уделяется особое внимание достояниям Советского Союза, да, было много черных пятен в истории СССР, но несомненно он привнес нам и такие достижения, которыми сможет гордиться еще не одного поколения россиян. Эта картина тому подтверждение, так нежно названная «Мой Любимый спутник».
9. Мать солдата. Автор: Сердюкова Аня, 15 лет, МБОУ ДОД ДХШ Пожарского МР, пгт Лучегорск, Приморского края. Руководитель: Порубай Анна Владимировна
Еще одна картина, посвященная Великой Отечественной войне. Автор картины обращается не к событиям великих сражений, а к тем переживаниям, которые испытывает мать, отправившая сына на фронт. Вся картина выдержана в темно-серой гамме, что задает тон и настроение всей картине.
10. Мы разные и мы вместе. Автор: Бузунова Ирина, 17 лет, 11 А класс МБОУ "СОШ №4" г. Касимов, Рязанская область. Руководитель: Вьюгина Наталья Юрьевна
Хотелось бы закончить именно этой картиной, где люди разных национальностей едины. Ведь именно такой посыл должен быть заложен в нынешнем поколении.
Еще раз хотел бы поблагодарить участников этого замечательного конкурса, все дети - огромные молодцы! Я действительно получил эстетическое удовольствие от просмотра этих работ.

Чхаидзе Тамара

Я наверно не самый лучший писатель, но и мне хотелось бы высказаться. Выражаю благодарность талантливым ребятам, которые действительно скрасили своими творениями мой вечер - ощущения, как от похода на реальную выставку! Некоторые работы заставляли задуматься, вспомнить тяжелые времена нашей истории, другие - вызывали искреннюю улыбку. Ну что же, лично мне хотелось бы обратить внимание на следующие работы :

Первый салют. Автор: Беркун Мария, 11 лет
Эту работу я приметила сразу. Выбранные цвета нельзя назвать праздничными, но лично мне кажется, что картина несет в себе "положительный" призыв, надежду на всеобщую радость и установление мира. Глядя на нее, я чувствую успокоение.

Воспоминания. Автор: Шамратова Алина, 15 лет
Несмотря на то, что картина представляет собой "перерыв" между, возможно, изнурительными боями, она настолько полна гармонии, душевной теплоты, что действительно, кажется что этот душевный привал не может оказаться последним.

Нашествие Батыя на Русь. Автор: Сазыкина Анастасия Владимировна, 17 лет
В этой картине меня скорее привлекает колорит, ежели сам сюжет. Цвета выбраны настолько искусно, что завораживают с первого взгляда, и можно даже не вдаваться в том, что происходит на картине, она все равно не может не обратить на себя должного внимания.

Князь Святослав. Автор: Сердюкова Евгения, 11 лет
Поистине достойное изображение Александра Македонского восточной Европы! Княжеское одеяние, умиротворенный взгляд, гармоничный фон - вот он, защитник своей земли!

Поехали!!! Автор: Бутькова Валентина, 14 лет
Глядя на эту работу, я чувствую неописуемый восторг, цвета выбраны абсолютно волшебным образом, передана динамика момента, насколько же все-таки это великий момент в жизни каждого землянина!

Юрий Гагарин. Автор: Ткачев Егор, 6 лет
Очень впечатляющая работа! Приятно видеть таких молодых ребят, у которых с детства сформированы достойные идеалы!

Сон историка. Автор: Замоева Анна, 9 лет
Похоже, изображенный историк, это тот человек, которому повезло, который смог найти дело своей жизни, оно вдохновляет его и толкает к саморазвитию. Идеально переданное попадание!

Истоки Урала. Моя малая Родина - деревня Смехуновка. Автор: Балакина Екатерина, 15 лет
Одна из тех работ, в которой даже не так важно Что изображено, а то, Как оно изображено. Безусловно, эти цвета и простота исполнения, все-таки несут в себе некоторую обеспокоенность, связанную со столько трагическим событием...

Губаз Анастасия Баталовна

Хотелось бы поблагодарить организаторов и участников конкурса за уникальную возможность взглянуть на исторические рисунки детей и подростков со всей страны - для меня это воистину открытие. К сожалению, пришлось выбрать только десять победителей, что было отнюдь не так легко - слишком уж много было чудесных работ. Итак, мой список:

"Бородинский бой". Автор: Пралиев Сергей, 14 лет.
Работа привлекла мое внимание в первую очередь необычной цветовой гаммой. Выполненная в разных оттенках коричневого, работа ничуть не уступает своим соперницам в выразительности, не говоря уж о том, насколько она детальна и интересна. В своем стремлении создать общую картину происходившего, Сергей создал рисунок, очень точно передающий не только видимое глазу действо, но и сопровождающие его чувства: тревогу, страх.

"Александр Невский". Автор: Захарова Ольга, 15 лет.
В комментарии к своей работе автор пояснила, что хотела изобразить Александра Невского отважным и решительным. И ей это, несомненно, удалось - равно как ей удалось изобразить его не только как воина и защитника, но и как человека, неравнодушного к судьбе своей страны. Сложно не заметить выразительность его взгляда, выражение его лица. Мне кажется, автору удалось очень точно передать свое видение выбранной ей исторической личности.

"Морские фантазии". Автор: Батуева Алена, 15 лет.
В данной работе вдохновением автору послужила античность, о которой современному человечеству известно так много и так мало. Здесь воистину есть простор, где можно разгуляться воображению - и творение Алены выше всяких похвал. Особенно приятно осознавать, что таким образом она решила по-новому взглянуть на историю своего города, не столько опираясь на исторические факты, изложенные в учебниках, сколько пытаясь оценить значение природы, моря в истории родного города.

"Россия". Автор: Олыфир Элина, 11 лет.
Чудесная работа, в которой Элина попыталась изобразить все, чем славилась на протяжение своего существования Россия, и надо признать, ей удалось объединить все эти элементы в красивую, порой относящиеся к совершенно разным эпохам в красивую органичную картину. Особенно хочется отметить любовь к Родине, которой пропитана данная работа.

"Этот день мы приближали, как могли". Автор: Лисецкая Алина, 13 лет.
Поразительная работа. Во-первых, поразительна она своей красотой. Нельзя не отметить, как тонко Алина прочувствовала торжество и трагичность, причудливо переплетающиеся в этом празднике - 9 мая. Даже красочному фейерверку, освещающее небо над Москвой в этот день, не затмить страдания, ставшие ценой этой победы.

"Пушкин А.С. в Царском Селе". Автор: Яковлева Екатерина, 16 лет.
Приятно осознавать, что в сознании подрастающего поколения искусство, его история и его деятели являются не менее важными аспектами истории, чем правители и завоеватели. На рисунке изображен Александр Сергеевич Пушкин в свои счастливые юношеские годы, проведенные в Царском Селе, где он и его товарищи получили возможность раскрыть свой потенциал и явить миру свой талант, что в дальнейшем сильно повлияло на судьбу Российской империи в те времена.

"Бал". Автор: Ларионова Мария, 13 лет.
Еще одна работа, посвященная Александру Сергеевичу Пушкину. На этот раз он изображен в компании своей жены, Натальи Гончаровой, на одном из светских мероприятий. Автора интересуют атрибуты светской жизни 19-го века - внешний вид представителей высших слоев российского общества, их манеры и занятия. Пушкин и Гончарова, являющиеся главными героями ее работы, заметно выделяются среди остальных - а выделяет их мечтательное выражение лица, словно они погружены в себя, отрешены от окружающей их обстановки.

"По Дону гуляет". Автор: Афонина Рита, 11 лет.
Данная работа является иллюстрацией к старой казачьей песне "По Дону гуляет казак...". Именно она вдохновила автора на создание минималистичного и в то же время яркого рисунка, в котором царит атмосфера задумчивости. Автор не конкретизирует личность казака, давая зрителю возможность лишь созерцать его силуэт, что позволяет додумывать самостоятельно или же просто наслаждаться изображением чего-то вечного, незыблемого..

"Расстрел Белого дома". Автор: Мусалова Мария, 16 лет.
Рисунок изображает роковые события 1993 г., в свое время потрясшие всю страну. При этом автор изображает отражение происходящего в широко, словно от удивления, открытом человеческом глазу. Как мне кажется, Мария пытается таким образом обратить внимание зрителя на отпечаток, впечатление, которое расстрел Белого дома оставил в сознаниях современников данного происшествия. Различные происшествия зачастую оцениваются по самым разным критериям, и лишь изредка во внимание берется их влияние на человеческое сознание.

"Выход в открытый космос". Автор: Антиликаторова Елизавета, 12 лет.
В своей работе Елизавета изобразила один из величайших моментов 20-го столетия. Значимость данного события не ограничивается масштабами России - выход в открытый космос был огромным шаго вперед для науки и человечества. Елизавете удалось передать свое оригинальное видение произошедшего - хочется отметить, что рисунок очень красивый и цвета подобраны прекрасно - также ей удалось запечатлеть торжество открытия и храбрости во всей своей красе.

Щербинин Александр дмитриевич

Вначале, хочется выразить огромную благодарность организаторам этого конкурса. Я, как и многие мои коллеги получил прекрасные эмоции при просмотре работ детишек. Но самое главное, самое важное, что привнес этот конкурс, так это то, что он открыл детям историю нашего государства с другой стороны.
1. Возвращение с фронта. Автор: Галанова Арина Батуевна. Этот рисунок меня поразил, заставил содрогнуться…Насколько сильно переданы эмоции, тоска и страсть, с которой красавец-юноша прижимает к себе свою молодую жену. Любая война – это страшное событие, а Великая Отечественная Война, в частности для нашего народа, - это катастрофической сложности испытание. Эта пара пережила испытание и сейчас, они самые счастливые люди на Земле, правда они не могут ещё осознать это…Невозможно передать то, что чувствуют эти ребята, но Арина сотворила невозможное…Я не могу оторваться от этого рисунка…не могу и всё, слов нет! Это лучшее произведение детского творчества, котоое я когда либо видел!

2 Иван Грозный. Автор: Кострова Ирина, 14 лет Меня впечатлил тот факт, что девочка поддерживает отличную от школьной программы точку зрения, на итоги правления Ивана 4. Это прекрасно, я думаю это девушка станет имеющий и отстаивающий своё мнение. Девушка изобразила Ивана очень умным и строгим, а не злым и бездарным, как любили его изображать некоторые художники и историки.В правления Иоанна Грозного были проведено много реформ, значимых для Руси, и я считаю, что забывать этот факт никак нельзя,рассматривая Ивана, как сугубо отрицательного персонажа.
3, Евпатий Коловрат. Автор: Блохина Маргарита, 12 лет. Великий богатырь вместе со своей дружиной изображен на этом рисунке. Я думаю, это было правильным решением выделить их яркими цветами на фоне серого декабрьского снега. Серого, из-за скорби по своим родным, погибшим от татаро-монгольских захватчиков. Евпатий жестко отомстит Батыю, ну а пока, мы видим на картине яростных и страстных войнов, мчащихся на встречу смерти.
4, Казаки. Автор: Батаков Данил 14 лет. Гордые, сильные, дерзкие мужи защищали границы России на протяжение многих веков. Именно такими их изобразил Даниил. Имя этим мужам – казаки! Это сословие сыграло огромную роль в истории России. Сословие войнов, сословие победителей, сословие героев! Казачьи полки наводили страх на немцев и французов,турков и австрийцев, шведов и поляков. Кол-во войн в которых участвовали эти бравые молодцы не исчислимо, как и кол-во пользы, принесенной России ими.
5, Репрессии. Автор: Конышева Светлана. Черно-белый рисунок, черно-белые жизни этих людей. Белая жизнь – жизнь до лагеря, черная жизнь – жизнь в лагере. Страшное было время, тяжело было людям, наверно, не найдется ни одной семьи в которой, никто из предков не пострадал бы от репрессий. Репрессии наложили страшный отпечаток на судьбы миллионов. Если вернуться к рисунку, то можно увидеть снег и колючую проволоку. Снег, не тот, которому мы радуемся,как элементу зимы, а снег, приносящий смерть, вечная мерзлота и голод – именно это подстерегало репрессированных в многочисленных Сталинских лагерях…

6, Дорога жизни. Автор: Фролова Ольга. Ольга изобразила один из легендарных примеров мужества русского народа. Дорога жизни, для меня нечто особенное, волнующее, героическое. Я на всю жизнь запомнил, как в детстве бабушка пересказывала мне историю своей мамы, простой школьницы из Ленинграда. Дорога жизни спасла сотни тысяч жизней и оставила нам всем шанс, что добро где-то рядом. На рисунке не случайно изображен молодой светловолосый парень, символ простого русского мальчика, именно он является главным героем и защитником женщин и детей, которых он спасает из кровавого плена – Ленинграда.
7, Царь Пётр. Автор: Краснодымская Анна. Анна в своем рисунке открывает Первого Императора с обратной стороны, как, в первую очередь, человека любознательного. Да ещё такого любознательного, каких свет не видывал! Не было такого дела, которым Петр не хотел бы овладеть:медициной, строительство кораблей, ткацкое ремесло. Не для кого не секрет, что Пётр спал не более 4-х часов в сутки и обладал прекрасной работоспособностью. Будучи правителем крупнейшего гос-ва, не менее 2-х часов в день Царь проводил у станка.Также Царь был прост в общении, и часто удивлял народ, когда появлялся без охраны в рабочих районах Петербурга.О Петре можно говорить бесконечно, но если подытожить идею Анны, то главная задача её рисунка выполнена блестяще, каким-то маленьким поступом,как ловля рыбки, девочка открывает нам простого работягу в лице Великого Государя.
8. На улице Санкт-Петербурга. XIX век. Автор: Пономарёва Ангелина Анатольевна
Я люблю 19 век, именно этот век, является веком расцвета русской культуры. Россия была самой могущественным государством Европы, а Петербург – одним из самых красивых и образованных городов Мира. В этот город приезжали знаменитые музыканты, художники и дизайнеры. Петербург был столицей моды 19 века. Молодая барышня очень точно подметила образ навеянный Антоном Павловичем Чеховым - «Дама с собачкой». Для меня это также собирательный образ той эпохи, он символизирует эстетику века, русский романтизм и светскую культуру. «Это образ прошлой эпохи, таинственной и прекрасной.» - как хотелось бы, почувствовать эту эпоху….
9. Наставление тренера. Автор Сивцев Коля 10 лет. На рисунке тренер настраивает спортсмена на соревнования. Важно помнить, что тренер для любого спортсмена - главный наставник в профессиональной деятельности. Это замечательно, что дети в 10-ти летнем возрасте осознают значимость тренерской работы. Рисунок Коли очень яркий - это говорит о том, что он вкладывал в работу только самые светлые мысли, настраивая своего спортсмена на победу. Уверен, атлет со своим наставником достигнут самых высоких результатов
10. Медвежонок – символ Олимпиады 1980г в Москве. Автор- Пурнемцева Варвара.9лет.Совсем недавно на территории нашей страны проходила зимняя Олимпиада в Сочи. Пусть "Олимпийский Мишка" относится к летним московским Играм, глядя на русскую спортивную символику невольно вспоминаешь все памятные спортивные события государства. А теплые тона рисунка, позволяют наблюдателю погрузиться в мир грез, где наши спортсмены занимают только самые высокие места.
Подводя итоги, стоит сказать, что все работы были интересны и заставили меня переживать вместе с детьми великие исторические события России!

Губиев Аслан Мусаевич

Приветствую участников, критиков и организаторов арт-эстафеты "Лента времени". Этот конкурс помогает раскрыть способности детей как в рисовании, так и в истории нашей Родины, и как мы видим участники проявили себя очень ярко. Выделить кого-то было нелегко, но я постараюсь отметить тех, чьи работы нашли наибольший отклик в моей душе.
"Талалихин". Автор: Шеремянкин Максим, 6 лет, МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 182", город Воронеж. Руководитель: Шедько Анна Николаевна. На рисунке изображен герой Великой Отечественной войны Виктор Васильевич Талалихин, который истребил множество фашистских самолетов и одним из первых применил ночной таран, пожертвовав собою во имя Родины. Этот человек, безусловно, является хорошим примером для подражания. Восхищает и то, что в столь раннем возрасте автор знает о подвиге Талалихина, который остается неизвестным и многим из взрослых.
"Конь-камень". Автор: Волков Дима, 6 лет. МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №14», г. Ефремов, Тульская область. Руководитель: Пылева Наталья Алексеевна. На этом рисунке отображена местность, которая воспевается в местной легенде про коня, превратившегося в камень, когда его хозяин, богатырь-великан (аналог Святогора?) утопился в озере. Это очень трогательная история о преданности, которая наталкивает на глубокие размышления. Хорошо удалось передать это настроение с помощью контраста светлых тонов травы и солнца и темных камня и меча. Кстати, узнал об этой легенде юный автор узнал при посещении кружка "История России"
Вечная память. Автор: Челнокова Екатерина, 12 лет. МБОУ ДОД "Чурилковская ДШИ", д. Чурилково, Рязанская область. Руководитель: Оконечников Александр Юрьевич. Автор изобразил Вечный огонь у Кремлевской стены, у которого встречаются 2 военных: один - ветеран Великой Отечественной Войны, другой- молодой солдат. Автор хочет сказать этим рисунком, что существует преемственность поколений, и всегда есть те люди, которые не задумываясь встанут на защиту своей Родины, и никогда не будут забыты те, кто уже это сделал. Вечный огонь, как символ этого вечного чувства патриотизма в сердцах.
Бегемот Ганс во время Великой Отечественной Войны. Автор: Прошин Назар, 5 лет. Россия, г. Калининград, МАДОУ ЦРР № 116. Автор изобразил бегемота из местного зоопарка, который погибает под обстрелом фашистского самолета. Этот бесхитростный рисунок в то же время является очень трогательным. На лице бегемотика отображена вся грусть. Здорово, что Назар показал и эту сторону войны, в которой страдают, как правило, самые беззащитные.
Чужой боли не бывает. Автор: Нестеров Паша, 6 лет. МБДОУ Детский сад №4 «Берёзка», ст. Багаевская, Ростовская область. Руководитель: Пазина Эмилия Андреевна. На рисунке изображена встреча гуманитарной помощи на Украине, это делают как военный, так и мирная жительница, что подчеркивает единение перед общей бедой. Название попадает не в бровь, а в глаз-чужой боли не бывает, об этом всегда надо помнить и в первую очередь оставаться человечным.
В окопе. Женская доля. Автор: Стебливец Александр 12 лет. МБОУ ДОД "ДШИ ст. Холмской". Руководитель: Стебливец Наталия Васильевна. Прекрасной половине человечества в годы войны приходилось с оружием в руках защищать свою родную землю от захватчиков. Но ничто так не поднимает боевой дух, не укрепляет веру в победу, как надежный товарищ, готовый поддержать тебя в любую минуту. Именно дружеские отношения стали сюжетной линией работы Александра, которому удалось донести до зрителя искреннюю дружбу двух девушек, чья молодость пришлась на трудные военные годы. Пусть летят над головой вражеские самолеты, пока они вместе-им ничего нестрашно.
Долгожданная встреча. Автор: Карнаухов Никита, 16 лет, МБОУ ДОД "Ревдинская детская художественная школа". г. Ревда. Руководитель: Куренкова Анна Михайловна. На рисунке показана встреча отца и сына после войны. Их фигуры являются центральными, как бы отодвигая все на второй план. Главное- это люди и их эмоции. Работа сделана технически великолепно и заставляет задуматься о самом важном в нашей жизни- о родных и близких. Мы никогда не забываем про них, несмотря ни на какие лишения.
Малолетний узник - император Иван Антонович. Автор: Репина Анастасия, 10 лет. МКУДОД "ДМШ" Курганская область, р.п. Юргамыш. Руководитель: Жикина Ольга Анатольевна. У Ивана Антоновича поистине страшная судьба, он всю свою сознательную жизнь провел в заключении. Автор сумел передать весь ужас этой ситуации. Мы видим голову мальчика в белом цвете- то ли это игра света, то ли он уже поседел от переживаний. Да и сам свет не обманчив ли? Возможно, скоро Ивана перевезут в Шлиссельбургскую крепость, где все еще мрачнее. Все это отражается в грустных глазах мальчика.
Сердце матери. Автор: Забусова Полина, 12 лет, г. Волгодонск, МОУ лицей "Политэк". Руководитель: Овсянникова Светлана Ивановна. На рисунке с одной стороны-фигура солдата, с другой-лицо плачущей матери, а в центре ее сердце, которое всегда ждет своего сына домой. И пусть эта страшная война унесла много жизней, мама всегда верит и ждет, вопреки разуму, но по зову сердца.
Судьбы Европы в руках Войны. Автор: Куцеро Анна, 14 лет. Руководитель:Ключникова Лариса Геннадиевна. Начало Первой Мировой войны. . Миг - и в ее горниле сгорают империи, рушатся города, хороня под своими обломками миллионы людей. Война неумолима и именно она диктует свои правила не только простым смертным, но и коронованным особам. Как мы видим на рисунке Европа сгорает,уничтожая миллионы жизней.
Таким образом, мы видим, что все работы были оригинальны и несли в себе глубокий исторический подтекст.