Урок истории в 6 классе «Монголо-татарское нашествие на русские земли»

Скачать

О.С. Уколова
МАОУ гимназия 37,
г. Екатеринбург

Урок истории в 6 классе
«Монголо-татарское нашествие на русские земли»

Цель урока - достичь образовательных результатов:

 

  1. Личностный результат – осознавать трагедию монголо-татарского нашествия для русского народа, губительность политической раздробленности перед лицом внешней опасности.
  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
  3. Предметный результат – знать основные события, связанные с монголо-татарским нашествием на Русь, понимать причины поражения русских княжеств, уметь читать историческую карту и соотносить ее данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

 

Средства обучения:

 

  1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2010.
  2. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Просвещение, 2011.
  3. Анимированная презентация «Монголо-татарское нашествие» / История России. Часть 1. Электронный образовательный комплекс. М.: 1С-Паблишинг, 2008.
  4. Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы.

 

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

 

Ход урока:

1. Стадия вызова. Запись и обсуждение темы урока, постановка познавательных задач - на основе выполненного опережающего домашнего задания по теме и работы с анимированной презентацией.

Объясните, кто такие монголо-татары?
Почему мы говорим «набеги половцев» или «набеги печенегов», но – «монголо-татарское нашествие»?
В каком веке оно произошло?
Какой этап в своем развитии переживали тогда русские земли?
Работа с анимированной презентацией «Монголо-татарское нашествие». В ходе беседы после просмотра презентации - заполнение первой части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».
Какие вопросы у вас появились после просмотра презентации и выполнения домашнего задания по теме? Коллективное обсуждение и запись наиболее важных вопросов во вторую часть таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

Знаю Хочу узнать Узнал
     

2. Стадия осмысления содержания. Самостоятельная работа с текстом на с. 96–106 в учебнике: заполнение третьей части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

 

Коллективное обсуждение результатов работы. Главная проблема: почему русские княжества, несмотря на попытки сопротивления, были разгромлены монголо-татарами? Именно эту познавательную задачу формулируют ученики на стадии вызова.

 

Самостоятельная работа в парах: выполнение задания на дидактических карточках (задание разработано в лаборатории В.В. Сухова):

Нашествие Батыя на Русь

Используя карту на с. 101 в учебнике, расставьте в хронологической последовательности отрывки из русских летописей. Цифры впишите в таблицу:

 

 

 

 

 

 

1. «С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов».

2. «Потом пошли на Коломну, в ту же зиму. Пошел Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар, и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича, и иных мужей много. И прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве».

3. «Той же осенью пришли из восточной стороны в Булгарскую землю безбожные татары и взяли славный Великий город Булгарский, и перебили оружием всех жителей от старца и до младенца, и захватили много имущества, а город их сожгли огнем и всю землю их пленили».

4. «Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожные татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли, и князя убили».

5. «И пошли безбожные татары на реку Сить против великого князя Юрия. Услышав об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром, и с мужами своими пошел против поганых, и встретились оба войска, и была сеча злая, и побегли наши перед иноплеменниками».

6.«В субботу мясопустную начали татары готовить лес и до самого вечера ставили пороки, а за ночь огородили весь город Владимир тыном. В неделю мясопустную рано утром начали штурм города месяца февраля в седьмой день. И взяли город до обеда, ворвавшись от Золотых ворот».

Примечания: темник – монгольский военачальник, сеча – битва, пороки – стенобитные орудия, тын – забор из бревен.

 

Коллективная проверка выполнения задания.

 

Ответ:

3 4 2 6 5 1

 

3. Стадия рефлексии и подведения итогов урока. Игра «Верю – не верю». Согласны ли вы с этими утверждениями? Если согласны – хлопните в ладошки. Если не согласны – поднимите руку и исправьте утверждение.

  1. Монголо-татары были кочевниками-скотоводами.
  2. Все русские князья объединили свои дружины, чтобы дать отпор войскам Батыя.
  3. Рязанское княжество первым из русских земель приняло на себя удар войск хана Батыя.
  4. Первая встреча русских дружин с монголо-татарами произошла на р. Калке в 1223 г.
  5. Великий Новгород, Псков, Смоленск и Полоцк не были захвачены монголо-татарами.

 

С какими еще иноземными захватчиками Русь встретилась в XIII в.?

 

Домашнее задание (опережающее): прочитать § 13 в учебнике и выполнить задания 1–4 в рабочей тетради.


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 354
0 Комментариев