Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Марина Бобкова

д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН

На нашем сайте опубликована "Дорожная карта" по подготовке единых учебников по истории России для средней школы

Мы разместили на портале перечень мероприятий по подготовке единой линейки учебников по российской истории для средней школы. Разумеется, что этот перечень не содержит и не должен содержать какие-то концептуальные позиции. Это своеобразный "технический регламент", в котором на разных этапах предполагается общественное обсуждение поступающих предложений.


Мне бы хотелось сказать о необходимости пересмотреть изучение русской культуры в новых школьных учебниках. Традиционно культура преподносится школьникам как набор фамилий писателей, поэтов, художников, архитекторов и др. деятелей культуры, в лучшем случае, художественных школ и направлений. На мой взгляд, культура-это особый феномен, который является базовой компонентой и социальной, и политической истории. Культура, как любое общественное явление, имеет свои характерные особенности, свою логику и этапы развития. Поэтому, новое прочтение истории культуры должно носить сущностный характер. Это не простая задача, но на мой взгляд, современный уровень развития исторического знания позволяет ее решить.

2 Комментария

  • Фокин Александр Александрович / к.и.н., доцент

    Показательно, что ассоциация учителей появляется только на 7 этапе, до этого везде стоит маловразумительное Российское историческое общество

    • Бобкова Марина Станиславовна / д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН

      В рабочую группу, разумеется, учителя истории и обществознания включены. Это первое, а во-вторых, прежде чем, предложить что-то к обсуждению, это "что-то" надо создать-продумать и написать. И только потом выносить ПРОЕКТ, прошу заметить, историко-культурного СТАНДАРТА на самое широкое обсуждение. О Российском историческом обществе можно узнать здесь http://rushistory.org/

      Теперь вопрос, связанный с запуском уникального межархивного проекта - сайта "Документы Советской Эпохи". Сейчас в Сети разместили 300 000 оцифрованных копий документов, находящихся, подчеркиваю, в ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ. Я считаю, что это настоящий прорыв в самом подходе к историческому источнику в России. Многие "пустые" дискуссии утратят свою силу и станут никому не интересны, потому что аргументами станут источники, доступные любому пользователю Сети. На мой взгляд, оцифровка источников по истории России - должна стать самым значимым, самым современным и важным проектом для всего российского общества.

      И в этом вопросе не надо смешивать все в одну кучу. Публикация источников и снятие грифа "Секретно" это совершенно разные вещи. Любому историку известно, что документы имеют разные степени доступа. Нельзя требовать оцифровать источники, имеющие "ограниченный доступ". Сначала надо поставить вопрос о снятии грифа "Секретно" и мне кажется совсем странным избранный некоторыми людьми путь поставить этот вопрос через преуменьшение значения той колоссальной работы, которую проделали архивисты и даже через наделение ее негативными коннотациями. Открытие "секретных файлов", безусловно, должно быть оправдано не около научным ажиотажем, которым изобилуют помойки Интернета, а логикой исследовательской работы.

  • Бобкова Марина Станиславовна / д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН

    Ваше предложение - Общероссийская общественная организация "Ассоциация учителей истории и обществознания". Александр Александрович, давайте внимательно изучать источник http://rushistory.org/?page_id=1083:
    Чубарьян-председатель этой Ассоциации, Пивовар-член Президиума этой Ассоциации, Секеринский-исполнительный директор этой же Ассоциации (http://www.snob.ru/profile/26804/blog/57987). Трое, а не двое, учителей истории-Лукутин, Молев, Шнейдер, члены этой же Ассоциации. Авторы школьных учебников по истории (Петров Ю.А., Данилевский, Левандовский, Волобуев, Уколова, Пивовар, Чубарьян) опять же имеют некоторое отношение к этой Ассоциации. Так что получается, что Ассоциация самым непосредственным образом участвует в работе по подготовке единой линейки школьных учебников по российской истории. Думаю, что Рабочая группа обладает и компетенциями, и опытом, для того, чтобы выработать единые подходы к новой линейки. А сами учебники будут создаваться на конкурсной основе (п. 14 ДК).

    А в отношении архивов: нужно там просто работать и решать профессиональные проблемы по мере поступления. Проблемы в диапазоне "предположим" не только не решаются, но и не существуют.
    И, про сериалы-это занимательно, но увы, даже доступ ко всем сохранившимся источникам, не предоставит Вам исчерпывающей возможности посмотреть "все серии интересного кино", в этом специфика и сложность предмета истории. И в связи с "охотой...": в руках историков - судьбы людей - и я не преувеличиваю ("История-трибунал"). Поэтому и ответственность - соответствующая.

    • Фокин Александр Александрович / к.и.н., доцент

      Но зачем в этой комиссии нужны - Нарышкин, Петров А.Ю., Васильева, Журавский, Кадохов, Когатько, Никонов, Третьяк, Шахрай. Этих людей в три раза больше чем учителей истории, и что без них проект не получится?
      п. 14 ДК это разработка учебника под готовую концепцию, а не стоило бы разработать несколько концепций и выбрать из них наиболее удачную?


Яндекс.Метрика