Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Марина Бобкова

д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН

Ad fontеs – К источникам!

Начал свою работу сайт «100 главных документов российской истории» портала История.РФ. На сайте опубликованы цифровые копии архивных документов, представленные и в текстовом формате. Каждый из ста исторических источников сопровождается научно-популярной статьей, небольшим списком научной литературы и рядом вопросов, позволяющих лучше понять и усвоить содержание представленного источника.


В связи с глобальным расширением информационного пространства, практически любой пользователь интернета, может найти в нем довольно значительный комплекс документов по истории России. Они размещены на сайтах российских архивов, которые в последние годы ведут большую работу по оцифровке документов, хранящихся в их фондах. Но неискушенному пользователю, не владеющему профессионально навыками источниковеда, довольно сложно в электронных базах отыскать тот или иной документ и оценить его значимость. На этой уйдет много времени и сил. Документы по российской истории также представлены и на многих тематических интернет-сайтах, посвященных тем или иным направлениям презентации российской истории. Но здесь, в подавляющем большинстве случаев, представлены скопированные из открытых источников образы, сомнительного происхождения и невысокого качества по изображению.


Проект «Сто ключевых документов российской истории» представляет собой новую виртуальную исследовательскую и образовательную платформу, ориентированную на самый широкий круг пользователей ­– школьников, студентов, аспирантов, учителей, университетскую профессуру и всех, у кого возникнут вопросы, связанные с российской историей.


Сайт позволяет реконструировать историю России на основе систематизированных по хронологии ключевых исторических источников. Оцифрованная копия архивного документа дает возможность получить визуальное представление о том, как выглядел документ той или иной эпохи – каким он был по объему, каким образом был зафиксирован (рукописно или печатно), на какой бумаге написан, какие пометы имел и многое другое.


Текстовая форма источника позволяет легко и просто работать с ним современному пользователю, не владеющему палеографией.  


Документ предоставляет информацию о событии, имевшем ключевое значение для истории. Но для того, чтобы оценить этот исторический источник, необходима характеристика времени, ситуации, в которой он появился. Эта информация содержится в небольшой по объему, но исчерпывающей по содержанию, научно-популярной статье. Краткий список литературы, подготовленный учеными-авторами проекта, отражает современное состояние исторических исследований, связанных с заявленным документом.


Вопросы к документу позволяют выделить главное в нем и лучше понять его содержание.


Раздел «Медиа» предназначен для размещения аудио- и видео- документов, которые могут также рассматриваться как исторический источник.


Раздел «Дополнительно» предполагает размещение ссылок на документы, дополняющие основной ряд, и документы, реализующие принцип синхронизма, т.е. аналогичные по теме источники по истории зарубежных стран. Следую принципу «к источнику», мы планируем их представлять на языке оригинала.


Концепция проекта изложена в разделе «О проекте». О работе с документами и сопровождающими их материалами можно узнать из раздела «Инструкция пользователю».


Еще одна важная особенность проекта – он содержит в себе интерактивную составляющую. Любой эксперт портала История.РФ может высказывать свои предложения, оценки, мнения о дополнении списка, о документах и сопроводительных материалах и проекте в целом через функцию комментария.


В первые дни работы сайта «100 главных документов российской истории» нам были заданы вопросы, на которые следует ответить.



  • На основе чего отбирались документы в список «100 главных документов»?


На первом этапе реализации проекта критерием отбора документов являлась их значимость для становления и развития нашего государства, а именно, на основе каких правовых актов происходили территориальные приобретения и потери; какие документы отражали динамику изменений формы политического управления, фиксировали различные этапы развития общества; на основе каких документов формировалась система управления государством; отражались этапы становления законодательной, исполнительной и судебной власти. Включены документы, отражающие историю церкви, которая являлась государственным институтом Российской империи; историю борьбы за власть.



  • В список не вошла "Повесть временных лет"


Русско-византийский договор 911 г., представленный на сайте, содержится только в списке "Повести временных лет". Так что нужно быть просто внимательнее.



  • В список не вошли документы, связанные с репрессиями.


Представлено "Постановление СНК о красном терроре"



  • Почему в список не вошла Конституция 1993 г.?


Конституция 1993 г. не вошла в список, потому что является действующим документом – основным законом страны – и не может быть по определению отнесена к историческим источникам. В тоже время мы довольно последовательно проследили историю констиционализма в России, представив конституции декабристов, сталинскую конституцию 1936 г., последнюю советскую конституцию 1977 г.



  • Тогда почему в список включено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Беловежское соглашение) от 8 января 1991 г., которое тоже является действующим документом?


В списке есть «Декларация и договор об образовании СССР» и поскольку все события, связанные с СССР уже в прошлом, то мы сочли возможным и логичным представить и документ, завершивший историю Советского Союза.



  • Будут ли появляться на сайте новые документы?


Проект носит открытый характер и проделанную работу мы рассматриваем как его первый этап. Далее, будут опубликованы важнейшие документы, касающиеся экономической и политической истории, истории культуры, образования и воспитания молодежи, истории российской науки, истории церкви, истории международных отношений, социальной истории. Расширение списка будет проводится в открытом режиме, т.е. любой пользователь портала может принять участие в его пополнении, приведя соответствующую аргументацию, и в теснейшем контакте с широкой научной общественностью (учеными и архивистами).


 Краткое резюме: Итак, положено начало большому и сложному в исполнении проекту. Еще раз определимся для чего и почему мы выступили с этой инициативой.


Мы нацелены на то, чтобы уже начиная со школьной скамьи формировалось понимание того, что основой истории является исторический источник. И разговор о прошлом может быть корректным только при знании этой основы.


Мы надеемся, что с развитием ресурса, любой человек сможет легко и просто найти нужный документ и проверить им надежность расхожих мнений о прошлом. Мы надеемся, что сайт положит начало переосмыслению легковесного обращения с историей и сделает сначала возможным, а со временем и необходимым обращаться к первоисточникам, а не брать материал из вторых рук, т. е. из пересказов или интерпретаций.


И наконец, памятуя о том, что исторические факты всегда использовались, используются и будут использоваться в качестве аргумента в активной политике мы надеемся, что современная политическая полемика будет основана не на выдумках и мифах, продиктованных сиюминутной конъюнктурой, а на документах прошлого, конституирующих историю. 

7 Комментариев

  • Шубин Александр Владленович / д.и.н., в.н.с. ИВИ РАН

    Очень полезное дело. По существу начинает создаваться еще одна полная история России, которая идет от источника. Любой желающий может не только прочитать выводы комментатора, но и проверить - а соответствуют ли они самому документу. Конечно, нельзя останавливаться на этой стадии - пока сетка событий только намечена. Необходимо публиковать новые источники и новые комментарии, заполняя лакуны, создавая все более подробную и объемную картину прошлого.

  • Горожанина Марина Юрьевна / к.и.н., доцент

    Появление данного сайта весьма актуально. Большое спасибо его разработчикам, особенно за публикацию первоисточников. Это хороший материал для работы на практических занятиях по палеографии и источниковедению особенно для студентов, таких регионов как Кубань, так как в нашем гос. архиве по объективным причинам самые древние документы датируется лишь второй половиной ХVIII в. Благодаря же данному сайту у моих студентов появилась уникальная возможность расширить свои представление о почерках древней Руси и попрактиковаться в их анализе и чтение.
    Структура сайта достаточно продумана. Представленный материал направлен на популяризацию исторического знания.
    Вместе с тем, учитывая, что среда пользователей весьма разнообразна, может быть стоило бы дать общую характеристику историческому источнику и показать специфику его анализа и отбора. Тем более, что в средней школе сегодня все чаще стали уделять внимание работе с историческими документами, а вот особенности их изучения чаще всего остаются вне поля зрения школьников. Данный подход находит отражение и при составлении заданий ЕГЭ по истории, части «С». Доходит до абсурда, так согласно положению, в качестве верного ответа (еще раз подчеркиваю, речь идет об анализе документа) засчитывается «тупое» переписывания текста источника.
    Как мне кажется, сегодня важно не только предоставить школьнику возможность воочию увидеть исторический документ, но и обучить его азам анализа и самое главное отбора. Так в качестве задания я предложила бы аргументировать выбор документов, представленных на данном сайте, а также определить, что это за вид источника. В этом плане очень верно, что на сайте представлены разные виды исторических источников, как публицистика, законодательные документы, так и актовые материалы. На будущее можно сделать еще один раздел: «историческая дата в исторических документах», где поместить материал, показывающий, как одно и тоже событие представлено в разных источниках; скажем, летописи, публицистике, житийной литературе. Очень интересно сравнение данных периодической печати и законодательных документов, или материалов делопроизводства или же мемуаров.
    Как мне кажется, это позволит сформировать более глубокое представление об историческом источнике.
    Учитывая современную тенденцию политизации истории, есть опасение, что может быть предпринята очередная попытка манипуляции историческим знанием. В России, да и не только в нашей стране, не раз были такие периоды, когда доказывая ту или иную идею, в подтверждение ее верности, выдергивался текст из исторического источника, что вело к искажению его содержания. Вспоминаю свои студенческие годы, мы не редко тогда так развлекались, изучая труды классиков марксизма-ленинизма. Отдыхая от тщательного анализа их творений, на досуге, выдергивали различные цитаты из их трактатов. Благодаря нашим стараниям, они превращались то в защитников буржуазии, то в сторонников либерализма. Такие развлечения наглядно демонстрировали опасность фривольного обращения с историческим документом. Как мне кажется, сегодня это особенно важно, перед тем, как дать школьнику в руки исторический источник надо преподать азы его анализа и отбора. В связи с чем, с моей точки зрения, на данном сайте будет весьма уместен раздел «лаборатория историка» (можно и другое название), где в публицистической форме, весьма кратко рассказывалось бы о важности правильного изучения и прочтения исторического источника, давалась бы краткая характеристика их видов. Было бы весьма ни плохо предоставить пользователям возможность познакомиться (на уровне азов) с методикой источниковедческого и исторического анализа, чтобы они воочию увидели всю сложность процесса изучения исторического документа. В этом плане на серьезные размышления наводит работа И.Н. Данилевского «Древняя Русь глазами современников». Со временем можно добавить еще один раздел «Источниковедческий анализ», где помещать работы, посвященные всестороннему анализу приведенных на сайте документов, скажем выдержки из известных работ М.Н. Тихомирова, Л.В. Черепнина, С.М.Каштанова, а также современные исследования.

  • Тихонов Виталий Витальевич / к.и.н., с.н.с. ИРИ РАН

    Чрезвычайно полезный ресурс. Серьезно поможет в преподавательской работе и популяризации отечественной истории. К сожалению, документы не расположены в хронологическом порядке, что затрудняет их поиск.

  • Бобкова Марина Станиславовна / д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН

    Спасибо вам, дорогие коллеги, за начавшееся обсуждение нового проекта "100 главных документов российской истории". Для нас крайне полезны и важны ваши рекомендации, советы, ваше видение презентации источников.
    Марина Юрьевна, хочу напомнить Вам, что в свое время, когда мы обсуждали концепцию развития портала, И.С. Огоновская вносила на обсуждение проект «Я - исследователь истории», адресованный школьникам и студентам. Планировалось, что он будет состоять из нескольких разделов, которые со временем могут видоизменяться или дополняться.
    В первом разделе можно представить методические рекомендации по написанию исследовательских работ по истории, более детально объяснить обучающимся алгоритм работы с историческими источниками, показать, как правильно поставить цель и задачи исследования, как сделать выводы и т.д.
    Во втором разделе может быть представлена возможная тематика работ по различным направлениям, которая будет расширяться по мере поступления предложений от пользователей сайта.
    В третьем могут размещаться работы, которые в какой-то мере могут служить образцовыми (к примеру, работы победителей различных конкурсов, включая «Человек в истории. XX век», «Интеграция», «Шаг в будущее» и др.). Очевидно, что нам следует вернуться к обсуждению этого проекта и подумать, как его реализовать. При этом можно дополнить его Вашими предложениями и развернуть раздел "Источниковедение для начинающих (для дилетантов)".
    Виталий Витальевич, документы систематизированы как раз по хронологии (по векам), после завершения тестирования сайта (а программисты планируют сделать еще несколько обновлений), внутри веков документы будут расположены по годам. Обращаю внимание, что возможно, в заблуждение вводит ТОП-10. Он формируется за счет количества обращений пользователей к документу. Чем чаще к нему обращаются, тем более высокое место в рейтинге он занимает.
    Уважаемый эксперты, скажите, а вы готовы подключится к формированию списка следующих 100 главных документов нашего прошлого??? Всегда Ваша, МБ

  • Buller Andreas

    Уважаемые коллеги,
    Дорогие друзья!

    Я хотел бы выразить своё мнение об актуальных изменениях на портале. Тем более, что в своё время я критически выражался о некоторых его элементах. Но сегодня я, однако, констатирую, что портал «История России» стал намного интереснее и содержательнее. Он вовсе не отягощён изображениями, он чётко и ясно построен, но самое главное он содержит очень интересные и оригинальные идеи. Хочется здесь применить немецкое слово «überzeugt», т. е. сайт «убеждает» - убеждает своей структурой и своим содержанием.

    Особо хотел бы отметить такую оригинальную идею портала как проект «100 главных документов российской истории», который можно было бы назвать и проектом «открытой истории», потому что проект этот действительно открывает доступ самому широкому читателю к важнейшим документам и источникам российской истории! Цифра «100» является в данном случае, как я понял, символичной. В рамках данного проекта будут публиковаться в будущем новые документы / источники российской истории. И это очень важная, хорошая, полезная идея. Спасибо инициаторам проекта! Появилась даже мысль - внести «исследовательские элементы» в проект «главных документов российской истории», чтобы показать школьникам и студентам, «как» специалисты работают с источниками и каким образом они «обрабатывают» их. Если это действительно удастся осуществить , то тогда, я думаю, Вы будете «первопроходцами» в совершенно новом деле - деле «детской научной истории».

    И если уж мы говорим о школьниках, то надо здесь упомянуть и «Конкурс детского рисунка», который в прямом смысле слова «оживил» портал российской истории. Если мы хотим понять или узнать, каким видится прошлое молодому поколению России, то мы должны бросить взгляд на детский исторический рисунок. Если мы серьёзно отнесёмся к рисункам детей, то тогда мы узнаем, «почему» дети видят прошлое именно так, а не иначе, а, возможно, и поймём, «как» мы сами видим прошлое. Я считаю, что к детским рисункам надо относиться серьёзно - ведь они являются отражением (детской) мысли. Детский исторический рисунок содержит в себе элементы будущей истории, потому что их рисуют будущие историки. В этом случае авторам проекта, надо признать, удалось успешно осуществить очень оригинальную идею.

    Замечу также, что видеолекции / видеоблоги, а также элементы «визуальной истории» (инфографика или видео) теперь очень гармонично вписываются в концепцию сайта. Они и раньше являлись «сильной» стороной портала, а теперь они ещё и органично дополнили систему его текстов и рисунков.

    Портал изменился и изменился в лучшую сторону. Спасибо за это надо сказать его авторам, инициаторам, техническим работникам и его простым участникам. «Жизнь» портала идёт дальше. Пожелаем ему успеха!

  • Чубарьян Александр Оганович / академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН

    Недавно презентованный на портале История.РФ сайт «100 главных документов российской истории» содержит интересные и очень полезные материалы, в том числе, и к новому учебнику истории. Если мы готовим в качестве приложения к учебнику отечественной истории шесть методических брошюр для учителя по «трудным вопросам», то почему не может быть приложения «Сто главных документов отечественной истории»? Вполне. Поэтому я, в принципе, идею развития этого интерактивного ресурса приветствую. Причем, эта работа может проходить в несколько этапов: в начале это — сто документов, затем – тысяча… и эту подборку можно и нужно расширять дальше.

    Тем более, что мы имеем уже один подобный международный опыт. У нас есть соглашение в рамках Комиссии историков России и Германии об осуществлении проекта «Сто документов истории России и Германии XX века», который практически завершен. Поэтому такая форма получила некоторое международное апробирование. И у нас сейчас с немцами идут переговоры, чтобы эти сто превратить в тысячу. Я это говорю к тому, что соответственно первый этап — сто документов отечественной истории — может иметь продолжение. Не обязательно, чтобы была тысяча, но просто, это может быть живая страница на сайте, которая будет расширяться и развиваться. Поэтому сама идея мне кажется очень разумной.

    Отдельно остановлюсь на форме подачи материала: что нужно, давать просто документ (название) или сопровождать этот документ некой аннотацией или кратким описанием сущности документа, оценкой его значения для той эпохи, когда он появился? Я — за второй путь все-таки, потому что простое перечисление или просто размещение копии архивного документа мало что даст для его понимания. Но комментаторские статьи не должны быть большими по объему. На сайте, если будет обратная связь с пользователями, я не исключаю, что, скажем, по их запросам (например, они могут сказать, что хотели бы получить большее представление о документе об отмене крепостного права в России или, к примеру, о каком-нибудь Соборном Уложении) будет вводится новая информация от Редакции или эксперты портала могут ее добавлять в своих комментариях. Тогда бы эта была живая система с таким очень полезным действием в обе стороны. Я скажу, что у нас ведь сейчас есть тенденция к тому, чтобы печатать документов как можно больше, но печатать документы — это не так-то просто. Все это теперь довольно дорого получается, да и скромные тиражи не могут сделать доступной книгу, скажем, каждому школьнику. А ведь есть большие документы и их издание требует целых книг, а иногда и томов. Именно, поэтому в учебных и просветительских целях издаются хрестоматии, т. е. тематические подборки, состоящие из фрагментов документов. Хотя, публикация фрагментов документов вещь довольно опасная.
    А интернет-публикация полнотекстовых документов это — такая, я бы сказал, приемлемая форма, которая может вызвать интерес довольно большой аудитории пользователей. Причем, это могут быть не только школьники, и не только студенты, а вообще все интересующиеся историей тоже. Поэтому, в принципе, я — «за» дальнейшее развитие этого проекта.

    Очень положительно следует оценить и публикацию архивных цифровых копий документов, а не просто их текстов. Это связано с тем, что все-таки… мы живем в такую эпоху, когда тексты документов могут изменяться и это уже будет интерпретация — это одно, а сам документ — другое. Публикация цифровых копий имеет и образовательное значение в том смысле, что для воспитания молодого поколения, приобщение к архиву, приобщение к документу, как говорится, в чистом виде, мне кажется, важнее, чем просто познакомится с его интерпретацией. Это важно и для составления некого представления о том, как выглядел этот документ. К примеру, мы говорим о Судебнике Ивана III. А то, что это несколько сотен страниц текста, ни один школьник не представляет. Не представляют, каким почерком он написан, на какой бумаге и так далее. А ведь это непосредственно обращает к традиции, например, того же самого законотворчества в России.

    Далее, хотел бы отметить, что авторы проекта в принципе привели весомую аргументацию своего отбора документов в этот список «100». А ведь это трудно. Критерии достаточно субъективны, но в проекте найдена объективная основа. Список можно расширять за счет тех документов, которые характерны, важны для понимания эпохи, периодов; документов, которые имели продолжение, длительный характер. Может быть включить документы, которые вызывали большие споры, или которые возникли в результате столкновения разных мнений. Еще это могут быть документы, которые мало известны. Ну, например, почти никто не знает, об архивной копии записки Сперанского Александру I о возможной конституционной реформе в России. У нас была встреча с американцами, и они привезли нам письма американского президента Александру I, где они обсуждают и поддерживают вот этот проект реформы. Они сопоставляли процессы конституционного устройства Соединенных Штатов в тот период и возможности развития государственности в России.

    Но тут могут быть элементы некой субъективности... Как ее избежать? Думаю, эти документы должны дать полное представление об истории России; показывать не только ее достижения и успехи, но и периоды, когда допускались ошибки или даже преступления: например, документ о катынских расстрелах или постановление о репрессиях 37-го года. Не надо преувеличивать это, не надо, чтобы создавалось такое какое-то негативное представление об эпохе, но, чтобы интернет-пользователи поняли, что история — это не только сплошные победы, что в истории, в общем-то, победы чередуются и с трагедиями тоже.

    В этом проекте со временем может быть реализован и компаративный подход. Например, мы опубликовали документ такой-то, касающийся отмены крепостного права. Но у этого документы были и альтернативные проекты — такой-то, и такой-то — которые не были приняты, предположим. Почему бы и нет. Это интересно.

    Было бы хорошо реализовать в этом проекте и синхронный подход к изучению истории, то есть показать нашу историю через документы, в сравнении с теми документами, которые появлялись в других странах, в отношении характеристик одних и тех же процессов. Я вообще сторонник, чтоб показать, скажем, политогенез — создание — древнерусского государства на фоне тех же процессов в других странах… Скажем, норманны приходили сюда, но они приходили и в Англию... Показать, какую роль в становлении английской государственности они сыграли.

    Я считаю, что именно сейчас очень важно и актуально вводить исторические источники в публичную историю. Потому что слишком много вольных интерпретаций нашего прошлого. Слишком много вольных подходов к истории, основанных на невежестве либо на политической ангажированности. Поэтому желательно, чтобы были предъявлены документы. И это наш главный аргумент. Ну, вот яркий пример — это история, скажем, с освобождением Освенцима. Это чисто идеологизированные и политизированные оценки, которые прозвучали, и они основаны на полном невежестве. Поэтому я думаю, что развитие проекта «100 главных документов российской истории» имеет большое общественное значение.

    Этот интернет-проект отличается и от той работы, которую ведут архивы по оцифровке и размещению в открытом доступе архивных документов. Их каталоги и материалы в основном адресованы ученым. А сайт «100 главных документов…» имеет популяризаторский характер все-таки, потому что это — ну, как кто-то сказал, «история для всех», направленная на повышение, я бы сказал, общекультурного фона нации.

  • Редакция

    16 марта 2015 г. в Российской академии наук состоится междисциплинарный Круглый стол по обсуждению теоретических проблем исторической науки. В работе Круглого стола принимают участие ведущие историки, философы, психологи, этнографы РАН. С докладом «Источник в исторической науке и исторический источник в медийной среде» выступит д.и.н., главный редактор портала ИСТОРИЯ.РФ Российского военно-исторического общества М.С. Бобкова.

    Основное внимание в докладе будет уделено анализу реализации проекта «100 главных документов российской истории» в контексте развития русскоязычного исторического интернета и роли исторической науки в создании верифицируемого образа прошлого России в массовом историческом сознании нашего общества.

    15 марта, в годовщину отречения Николая II от престола, особым вниманием пользовался оригинал документ «Начальнику Штаба» (Акт отречения) http://dok.histrf.ru/20/akt-otrecheniya-ot-prestola-imperatora-nikolaya-ii/


Яндекс.Метрика