Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Виктория Уколова

д.и.н., проф.

Нужна ли синхронная история?

«Испытательной лабораторией» новых подходов к практике исторических исследований и особенно к преподаванию истории может стать синхронизация, переосмысленная на основе огромного опыта, накопленного современной исторической наукой.


Синхронизация истории позволит преодолеть «разомкнутость» истории Востока, Запада и России, в результате которой складывается несовместимость знаний по истории разных регионов мира, а отсюда и непонимание не только прошлого, но и исторических основ и перспектив их современных взаимодействий.


При синхронистическом подходе к изложению истории базовая вертикальная хронологическая система складывается из горизонтально синхронизированных описаний исторических процессов и событий с максимально широким территориальным охватом при сохранении «крупного плана» освещения. Примером такой синхронизации может служить открытие “Осевого времени” культурного развития человечества, когда за несколько веков (VI-II вв. до н.э.) на территориях от Северного Индостана до Средиземного моря возникли духовные явления, радикально изменившие культурный облик мира и определившие его дальнейшее развитие.


Синхронизация осуществляется с учетом нескольких смысловых уровней – цивилизационного, социального, материально-экономического, культурно-антропологического – и выделением крупных проблемно-аналитических блоков.


Английский историк Норманн Дэвис, автор одной из наиболее удачных «Историй Европы», справедливо отметил: «Всякое повествование, которое отображает ход истории за долгий период, по необходимости устроено иначе, чем образ, который увязывает друг с другом все важные особенности какого-то определенного этапа или момента. Первый – хронологический – подход призван подчеркнуть случаи и события необычные, которые, хотя и были нетипичными в моменты своего появления, то затем приобрели большое значение. Второй подход – синхронный – должен отмечать инновационное и традиционное в их взаимодействии» (Дэвис Н. История Европы. М. 2005. С. 5).


Обычно понятие «синхронный» относят прежде всего к хронологическим таблицам, придавая ему чисто инструментальное значение для констатации чего-то, происходящего в один и тот же момент времени. Но синхронность может пониматься не только как внешнее совпадение событий и процессов во времени, но как специфическая «связь состояний» в истории, основанная на разнообразных формах взаимообусловленности и взаимозависимости.


Понятие «состояние» и «связь состояний» отражают наличие обладающих качественной определенностью ступеней в развитии социальных объектов, их обусловленность. Они резюмируют тот факт, что состояние социальной системы в определенный момент времени при фиксированных условиях так или иначе детерминирует цепь ее последующих состояний в различные моменты. Это означает, что все явления и процессы в обществе развиваются в соответствии с внутренней необходимостью и определяются связями различных уровней. Изучая прошлое, воспроизводя предшествующие этапы исторической реальности в процессе познания, историк восстанавливает их как специфические состояния социальных систем, связанные генетически. Невозможно создать историческую картину развития какой-либо системы, рассматривая изолированно ее состояния и элементы. Только взятые в комплексе, в их связи они дают возможность познать исторический объект. Универсальное взаимодействие всех элементов и объективная связь состояний в рамках определенных этапов социального развития отчасти нашли отражение в категории «цивилизация», которая позволяет  вычленять основные состояния жизни общества.


На каждое новое состояние общества необходимо влияют прежние состояния, более того, фрагментарно они сохраняются в трансформированном виде в последующих состояниях, что позволяет идентифицировать разные состояния в рамках одного исторического объекта. Рассмотренные связи состояний также дают возможность определять движение и качественное содержание исторического времени, поскольку конкретное историческое состояние социального объекта связано с направленностью, длительностью, темпом и ритмом протекания процессов в рамках данного состояния, классифицируемого как определенный этап в развитии общества. Это позволяет учитывать не только объективное хронологическое время исторического объекта, но и его собственное историческое время.


Особое значение приобретает синхронизация состояния различных цивилизаций, социальных систем и исторических субъектов в контексте общего состояния мира в определенные периоды времени, что собственно и является одной из важнейших научно-исследовательских задач всеобщей истории.


Синхронизация истории может иметь важное значение для совершенствования преподавания истории, особенно в вузах. Модернизация образования требует введения новых системных курсов истории, позволяющих сформировать у студентов способность к историческому синтезу, научить их выявлять основные линии исторического движения к современному миру. Совершенно очевидно, что сегодня невозможно увеличивать объем преподавания исторических дисциплин. Интенсификация образовательного процесса, напротив, требует концентрации материала, предлагаемого для изучения, изменения масштаба и методик преподавания исторических курсов.


Курс «Синхронная история мира» может быть включен в систему подготовки бакалавров. Цель данного курса – создание комплексного, системного представления об истории Востока, Запада и России с древнейших времен до конца XIX века, научная синхронизация важнейших этапов всемирно-исторического процесса для различных регионов мира. Выявление линий исторического движения к современному миру в пространственно-временном континууме прошлого.


Совершенно очевидно, что в таком курсе изложение материала не может быть преимущественно фактологическим. Он должен быть построен с использованием компаративного анализа, междисциплинарного, цивилизационного и культурно-антропологического подходов, теорий модернизации. Это позволило более глубоко соотнести основные линии исторического развития Востока, Запада и России, в русле всемирной истории показать исторические судьбы регионов в их сопоставлении и комплексе взаимосвязей, выделить условные перекрестки их взаимодействий и понимания человеческой составляющей истории. Курс может быть построен по проблемно-блоковому принципу, сформированному в контексте исторической синхронизации.


Введение такого курса синхронной истории способствовало бы решению важных образовательных и мировоззренческих задач: Дать углубленные знания мировой истории, адекватные современному состоянию науки. Выработать понимание синхронности и асинхронности мирового развития, умение сопоставлять различные формы исторической реальности и их осмысления. Сформировать навыки компаративистского анализа исторических явлений и процессов. Научить видеть и учитывать специфику исторических оснований специфики развития Запада, Востока и России, их взаимодействий и взаимовлияния в прошлом при оценке современного состояния и перспектив глобализирующегося мира. Научить использовать полученные знания для решения научно-исследовательских и практических задач, формирования навыков конкретно-исторического анализа и глобального видения исторического процесса и современных ситуаций. Выработать у студентов комплекс компетенций, необходимых для их профессиональной подготовки.


 

1 Комментарий

  • Ляхович Лариса Владимировна / к.и.н., доцент

    Полностью согласна и присоединяюсь к сказанному автором. Синхронная история - превосходное средство исторической компаративистики, сопоставления процессов и явлений, формирования объемного панорамного видения исторического процесса. На протяжении всей своей преподавательской деятельности применяю методику синхронизации,это дает эффект, поэтому позиция автора мне близка и понятна.В свое время в методических работах я обращала внимание и на интенсификацию преподавания при невозможности увеличения количества аудиторных часов, и на межпредметные и межкурсовыые связи, и формирование целостной картины мира и т.д.. Синхронизация в датах - это как раз элементарный, первичный уровень. Самое же интересное - синхронизация процессов, состояний и т.д. Если отвлечься от сугубо методического ракурса преподавания, то в принципе синхронная история может претендовать на признание статуса направления в историографии, т.к. это - воплощение идеи междисциплинарности со всеми ее возможностями.Нужно сказать, что в той или иной мере синхронизация была и есть в нарративном материале. К сожалению, это характерно в основном для западной историографии, и книга Н. Дэвиса - тому пример. Действительно, работа интересная, нестандартная, к которой я не только обращаюсь сама, но и рекомендую студентам.В наших же условиях создание пособия - это прекрасная идея. Другое дело - мобилизация интеллектуальных и материальных ресурсов на ее воплощение. Ведь это - "первая ласточка", и утвердиться, показать научную и практическую значимость и востребованность здесь жизненно необходимо. Если же смотреть в перспективе, то критерии, аспекты и "фокусы" синхронизации предоставляют огромный материал. Это - еще неосвоенное поле деятельности с созданием работ, которые будут интересны не только для студентов, но и для всего сообщества историков.


Яндекс.Метрика