Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

«Круглый стол» в Государственной Думе РФ

8 апреля Комитет по образованию Государственной Думы РФ провел «круглый  стол» по теме «Российская историческая традиция: содержание учебников истории».


 


«Яблоку негде упасть».


Форум вызвал повышенный интерес:  малый зал заседаний ГД, рассчитанный на 120 мест, напоминал театральный при премьере  популярного спектакля  – свободных мест не было, представители прессы и студенчества сидели на ступеньках. Аншлаг объяснялся высоким уровнем участников: академические институты представляли первые лица – А.О. Чубарьян, академик РАН, директор Института всеобщей истории РАН, Ю.А. Петров, директор института российской истории РАН, В.А. Тишков, академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова представлял академик РАН, декан исторического факультета С.П. Карпов, среди депутатов Государственной думы, почтивших своим вниманием «круглый стол» выделялись такие знаковые фигуры как В.В. Жириновский, лидер ЛДПР и председатель комитета по безопасности И.А. Яровая.


 


О чем говорили?


Как отметил во вступительном слове руководивший «круглым столом» председатель Комитета по образованию Государственной Думы В.А. Никонов, в зале присутствовало 90% авторов современных российских учебников истории. Помимо них, в обсуждении проблемы участвовали представители Министерства образования и науки РФ, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, ректоры вузов и директора школ, музейные работники, духовенство.


Председатель Комитета по образованию, д.и.н. В.А. Никонов задал тон работе «круглого стола», выступив с программным сообщением «Российская историческая традиция». 22-х страничный доклад, текст которого находился на руках у участников мероприятия, по сути представлял квинтэссенцию его же книги «Российская матрица», вышедшей в издательстве «Русское слово» и также розданной участникам «круглого стола».


Председательствующий предложил не ломать копья вокруг частных вопросов типа «Как лучше назвать монголов» или «Как охарактеризовать Сталина?», а сосредоточиться на глобальных проблемах, которые должны найти своё отражение в будущем едином учебнике истории: «Что такое Россия? Кто мы? Почему мы такие, какие мы есть? Что мы представляем собой в современном мире? И что отличает Россию от других стран?».


А.О. Чубарьян подчеркнул, что история – важнейшая часть формирования российской идентичности, главнейший из школьных предметов, изучая который школьники должны делать шаги к стабилизации и консолидации общества, а не противодействовать этому.


И.А. Яровая, председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы, привела  в своём выступлении такой интересный факт:  238 лет, как образовались США и ровно столько же – 238 лет – исполнилось Большому театру.  Одно это говорит о самобытности и значимости российской истории, вкладе нашего многонационального народа в мировую культуру.  Она же заявила о необходимости соблюдения единых исторических требований к учебникам по другим гуманитарным предметам, показав присутствующим учебник русского языка, где опубликована карта России без Калининградской области.


В.В. Жириновский, лидер ЛДПР, обратил внимание присутствующих на значение событий на Украине для сегодняшней России. По его  мнению,  майдан в Киеве разбудил русских не только в Крыму и на юго-востоке Украины, но и в России. Русский мир получил толчок, который можно назвать «побудкой».  Владимир Вольфович призвал историков в своих трудах, а тем более, в школьных и вузовских учебниках, не искажать правду и факты.


Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре,  просил авторов будущего единого учебника истории, не забывать о воспитательном аспекте истории, обязательно включив в текст пантеон героев отечественной истории.


И.Я. Фроянов, доктор исторических наук, с 1982 по 2001 г. возглавлявший исторический факультет Санкт-Петербургского университета,  подчеркнул феномен России, в которой государство является плотью от плоти общества, фактически являясь продолжением российского народа, что, по мнению петербургского историка, должно найти отражение и в новом едином учебнике.


Ю.А. Петров, директор ИРИ РАН, акцентировал внимание на расхождении между федеральными и региональными учебниками истории. Он же подчеркнул, что только в учебниках истории Белоруссии и Армении общая история с Россией  подается как история общих побед и временных неудач. В других бывших советских республиках есть, например, такие тома исторических исследований, как «Казахстан – колония России» или «Борьба казахов за национальное освобождение» понятно, что от российского колониального ига.


С.В. Мироненко, д.и.н., директор Государственного архива Российской Федерации, подчеркнул, что учебники истории должны говорить правду и только правду, какой бы горькой она не была для страны. Поэтому, наряду с пантеоном героев, о необходимости освещения которых в учебниках говорил архимандрит Тихон, по мнению С.В. Мироненко, необходимо говорить и об антигероях, встречавшихся за всю российскую историю.


Н.С. Борисов, д.и.н., заведующий кафедрой истории России до начала  XIX в. исторического факультета МГУ, заострил внимание на необходимости обновления всего комплекса исторического образования как в школе, так и в вузе.


Всего желающих выступить на «круглом столе» было 55 человек. Естественно, что за два с половиной часа работы все желающие выступить не смогли. Организаторы обещали включить в стенограмму заседания тексты выступления всех, кто передал их в аппарат Комитета по образованию.


 


Впечатления участника.


Историки, кто бы они не были – академические ученые, преподаватели вузов или школьные учителя – самый креативный отряд российской интеллигенции, знающий, что необходимо менять в стране.


Мне кажется, что создание единого учебника истории – а конкурс на его создание предусмотрен поручением Президента РФ В.В. Путина – не решит все накопившиеся проблемы школьного и вузовского исторического образования. Даже если в течение двух-трех лет будет создан идеальный (а таковых быть не может на практике) учебник истории – на самом деле идет речь о создании линейки учебников российской истории с 6 по 11 класс, - это еще не означает, что все школяры страны станут с интересом заниматься именно историей.


Нужен комплекс мер для повышения статуса истории как предмета. Главной такой мерой, как мне кажется, должно стать обязательная сдача ЕГЭ по истории ВСЕМИ выпускниками полной средней школы. Гражданин любого государства должен знать государственный язык и историю своей страны. Русский язык является обязательным экзаменом, но почему вторым многие годы подряд идет математика – совершенно не понятно. В реалиях сегодняшнего дня именно история должна заменить математику, сдача которой будет нужна только тем выпускникам школ, кто собирается поступать в вузы на специальности, где математика является профилирующим предметом.


Необходимо увеличить число часов на изучение истории в школе, особенно в 10-11 классах. Невозможно в 11-м классе пройти весь пласт российской истории с середины XIX до начала  XXI века за 48 часов.


Фактически на грань выживания поставлена подготовка историков в вузах. Число бюджетных мест постоянно сокращается, уходят в прошлое заочная и вечерняя система обучения в вузах, сокращаются вузовские преподаватели,  из-за этого падает качество подготовки будущих учителей. Мы создадим новые учебники, но кто будет преподавать по ним?


Принципиально новые учебники истории должны быть рассчитаны, прежде всего, на конечного потребителя – школьника. В этой связи хотелось бы привести высказывание девятиклассницы одной из саратовских школ: «Мой любимый предмет - история и я бы хотела, чтобы в учебниках по истории произошли изменения! Хотелось бы, чтобы материал излагался более понятным для каждого учащегося языком. Чтобы в учебниках приводилось больше примеров, историй. Мы должны знать, как жили наши предки, что они читали, чем увлекались, как проводили свой досуг. Тогда учебники будут легче читаться, а параграфы – запоминаться».


Правы те участники обсуждения, которые говорили о подлинной интеграции всех гуманитарных предметов в школе. Я всегда преподавал наряду с историей и литературу в старших классах. Но сейчас  произведениям, в которых можно проследить весь масштаб исторического процесса в стране, просто нет места в школьной программе.


Необходима стыковка истории регионов с историей страны. Для этого надо предусмотреть за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, введение хотя бы в 8-11 классах всех школ страны предмета «Региональная история» с предварительным созданием региональных историко-культурных стандартов. Уверен, что российским регионам есть что рассказать (на примере Саратовской области можно говорить о первом в провинциальной России общедоступном художественном музее – музей им. А.Н. Радищева (основан в 1885), старейшем цирке им. братьев Никитиных (основан в 1876), первой консерватории в провинциальной России (основана в 1912), «рассаднике национальной культуры» (К.С. Станиславский)  - Саратовском театре драмы им. Слонова (основан в 1803) и т.д.).


Притчей во языцех стала концентрическая система образования, принесшая огромный вред школьному историческому образованию. В своей реплике по итогам «круглого стола» А.О. Чубарьян предложил включить в рекомендации «круглого стола» предложение министерству образования и науки  о переводе школ страны на линейную систему обучения одновременно с внедрением новых УМК, написанных на основе «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» - процесс как раз займет несколько лет.


Думаю, что стоит организовать сбор подписей под этим предложением на соответствующих сайтах.


Хочется верить, что проведенный «круглый стол» станет точкой отсчета для действенных изменений в системе исторического образования в российских школах и вузах.


 


Постскриптум.


На обратной  дороге в Саратов в купе поезда начал читать огромный, почти на тысячу страниц, труд В.А. Никонова, который автор скромно называет эссе. «Российская матрица» охватывает всю историю государства от первых упоминаний в исторических источниках до сегодняшних дней. Труд этот надо читать с карандашом в руке (по старинке) или у компьютера, создавая, как я лично намерен, презентацию по этой книге для работы с учителями на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, например, по теме «Русский мир». Книга нужна как ученым, так и преподавателям истории в вузах и школьным учителям. Хочется процитировать только одну мысль автора: «У нашего Отечества великое прошлое. Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала Форт Росс, впитала в себя соки богатейших культур Византии, Европы, Азии, разгромила страшного врага человечества – нацизм, проложила человечеству дорогу в космос. Но мало где так слабо знают и недорого ценят своё прошлое и настоящее.


Крайне важно, опираясь на знание прошлого, предложить образ достойного завтра. Ведь российская цивилизация всегда была, есть и будет не воспоминанием о прошлом, а мечтой о будущем!»


Страна на подъеме. Нас разбудили события в Крыму и на Украине вообще. Русский мир умеет себя защищать и побеждать. Впереди у нас великое будущее. Это найдет своё отражение и в школьных учебниках истории.

0 Комментариев


Яндекс.Метрика