Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Историческое просвещение

Весной этого года был проведен опрос среди экспертов портала по теме «Историческое просвещение». Мы благодарим наших коллег, ответивших на вопросы анкеты и подтвердивших свой экспертный статус.


Мы вынесли эту тему на обсуждение, потому что, на наш взгляд, значимость исторического просвещения в нашей стране осознается не в полной мере. Хотя, очевидно, что историческое просвещение, наряду с историческим образованием, играет важную роль в понимании и оценке событий прошлого в нашем обществе и касается каждого гражданина нашей страны. Историческое просвещение, в основном, реализуется посредством создания «мест памяти», т.е. определенных символических элементов наследия национальной памяти общества. Историческое просвещение должно последовательно выстраиваться на основе совместной работы государства и профессиональных историков.  Поэтому, на наш взгляд, важно определиться с отношением профессионального сообщества к существующей ситуации в области исторического просвещения.


Этим анкетированием мы хотели привлечь ваше внимание к самому понятию «историческое просвещение» и поставить перед каждым из вас вопрос о том, насколько эффективно оно реализуется сегодня в нашей стране.


Мы сделали небольшую подборку или наиболее типичных, или наиболее интересных ответов, касающихся только официальных праздников. Надеемся, что эта тема вас заинтересует и разговор об историческом просвещении будет продолжен.


 Вопрос: Какой смысл имеет праздник Защитника Отечества (23 февраля)? Праздник всех мужчин/праздник Советской армии/праздник Российской армии/другое? Нужен ли этот праздник сегодня?


 Ответ: Поскольку я являюсь историком Первой мировой войны, то исходная дата, к которой привязан праздник, для меня выглядит абсурдно: 23 февраля локально победили немцев, а 3 марта тотально капитулировали перед ними же.


Безусловно, День Защитника Отечества носит милитаристский характер и напоминает каждому мужчине о его гендерной роли независимо от его личного армейского опыта.


Таким образом, 23 Февраля и 8 Марта актуализируют традиционную бинарную оппозицию мужское/женское и в этом смысле полезны на фоне западной тенденции всеобщей гомогенизации, которую лично я не поддерживаю.


 Ответ: Конечно, праздник Советской армии (если ориентироваться на дату 23 февраля), который трансформировался в праздник всех мужчин (по образцу 8 марта). А иначе меня, старшину запаса, тоже поздравляли бы. Праздник нужен, но сначала нужно разобраться с преемственностью.


Ответ: Это один из праздников, несущий в себе огромный патриотический заряд. Праздник, несмотря на то, что он имеет корни в советском прошлом, необходим. Это интегрированная праздничная дата, не только тех, кто служил (служит) в Советской или Российской армии, независимо от пола, но и одновременно мужской праздник, как антипод 8 марта.


Ответ: Праздник нужен. Для меня праздник 23 февраля – день Защитника Отечества, который включает в себя все выше перечисленное. И очень хорошо, что в этот день мы вспоминаем и Советскую армию и Армию Российскую.


 Ответ: Для меня лично (старшего сержанта СА) день 23 февраля – это праздник всех тех мужчин, кто служил и служит в армии и на флоте. В последнее время его стараются сделать праздником всех мужчин, что, на мой взгляд, неверно. Представьте, человек «косил» от армии, а его поздравляют с этим праздником?! Конечно, такой праздник нужен сегодня. В том числе для того, чтобы повышать престиж службы в армии.


 Ответ: Никто, кроме историков, не знает об неоднозначных обстоятельствах учреждения этого праздника. Это – один из государственных символов. Пусть таковым и остается.


 Вопрос: Насколько внятно нашему обществу объясняется значение официального праздника Дня России 12 июня? Считаете ли Вы 12 июня 1990 г. праздником российской истории?


 Ответ: Вообще День России нужен, как и День Матери, День Защитника. Надеюсь, что находящаяся в разработке «Стратегия развития воспитания» сильно поможет со смысловым наполнением этого праздника. Пока он совершенно невнятный.


Думаю, что выстраивать его следует как «День российской идентичности». К примеру, в Латвии есть официально утверждённый «Латвийский культурный канон» - знаковые, определяющие, единичные и массовые вещи, явления. Что-то подобное могло бы пригодиться и нам.


Прошлая реинкарнация Дня России – День независимости – вообще никуда не годилась, ибо Россия не была ни от кого зависима. По большому счёту, даже от Золотой Орды.


Ответ: Мне понятно и без объяснений власти. Поэтому не прислушивалась, аргументов не знаю, а у других не спрашивала. Для меня это не праздник, т.к. многое, произошедшее после этой даты, постыдно.


 Ответ: До сих пор невнятное объяснение превалирует. Народ больше чтит эту дату, не как историческую, а как очередной выходной. Да и повода к гордости особой-то и нет, т.к. дата 12 июня- одна из длинного перечня преступных деяний тогдашней элиты, направленной на развал супердержавы. Кстати, распад СССР В.В. Путин недаром назвал «крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века». Кроме того, В.Путин отметил, что «Кто не сожалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а у того, кто желает его возрождения, нет головы».


Ответ: В принципе, достаточно внятно, как день принятия "Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации".


 Ответ: Власть пытается объяснить значение этого праздника, но это трудно сделать, так как сам документ, принятый 12 июня (независимость от кого и от чего?) является весьма спорным. Я не считаю 12 июня 1990 г. праздником российской истории. Если праздновать День России, то можно найти другие даты. Например, 12 апреля.


 Ответ: Практически не объясняет и правильно делает. Независимость от себя – это «шедевр» политической мысли! Реально это была попытка Ельцина стать независимым от Горбачева. Это, фактически, было началом преступной акции по уничтожению СССР.


 Ответ: Власти внятно объясняют празднование этого праздника. В нашей школе даже разрабатывается план празднования Дня России


 Вопрос: Видели ли Вы официальное празднование Дня России на Красной площади в 2014 г.? Если да, то какое отношение к истории закладывается в таких концертах и закладывается ли вообще?


Ответ: Нет, не видела.


 Ответ: Я не сторонник такого формата. Наверно, на площади существует особая атмосфера, но я площадные действа плохо воспринимаю. 


Ответ: Да, видел. Это просто шоу, рекламирующее российскую государственную символику. Ничего плохого в этом нет. Но и повода гордиться этой датой оно не вызывает.


Ответ: Пусть лучше в такие Дни на большом экране покажут фильмы о истории российской государственности, нежели будут на сцене плясать и петь песни, которые и так всем надоели.


Вопрос: Введённый в 2005 г. официальный нерабочий День народного единства (4 ноября) должен был заменить собой праздник Октябрьской революции 7 ноября. Удалось ли это?


 Ответ: Нет, праздником 4 ноября не стало. Как и 23 февраля, и 12 июня – нечего праздновать, нет конкретного ясного повода. Но и 7 ноября уже мало кого касается. Поддерживаю В.В. Путина – пора оставить историю историкам (сказано в адрес поляков по поводу Катыни).


 Ответ: Как сохранение выходного дня – удалось. Но события XVII века по своей сути и значимости так невнятно усвоены гражданами (сужу по вопросам, задаваемым детьми в школе, т.к. родители не могут на них ответить), что в чем именно состоит это национальное единство мало кто понимает. Тем более, что в реальности его на настоящий момент просто нет: сравните условия жизни людей в разных регионах – огромная разница.


 Ответ: Частично удалось. По мере взросления нового поколения память об Октябрьской революции сойдёт на нет. Да и нужно ли праздновать событие, которое привело к кровопролитной гражданской войне… Сомневаюсь.


Ответ: Нет, не удалось. В массе своей народ смутно понимает, о чем идет речь. Отмена одних праздников, замена их на другие ни к чему хорошему не приводит. Только говорит о нашем «непредсказуемом прошлом», о нашей привычке свергать одних кумиров и на их место воздвигать новых.


 Ответ: Конечно же это удалось –Октябрьская революция помнится только старшим поколением, а о традициях празднования вообще молчу


Вопрос: Участвовали ли Вы когда-нибудь в праздновании 4 ноября? А 7 ноября? Что оставило более яркое впечатление?


 Ответ: Да и Да. В детстве всё выглядит заманчивым… Цветы из гофрированной бумаги, шарики разноцветные, кумачовые банты, машины украшенные с платформами… Особенно на фоне почти полного отсутствия в Советском Союзе «зрелищ» кроме концертов по ТВ. А в прошлом году у нас на главной площади духовой оркестр играл, очень симпатично было. Атмосферно, я бы сказала.


 Ответ: Да - школьницей, студенткой и т.д. Чем дальше от детства, тем более формально воспринимался этот праздник. Тем более, что на работе нас обязывали (!) проводить его только в коллективе, списки отсутствующих составляли и т.д.


Ответ: Да, участвовал. У нас  4 ноября проводится концерт художественной самодеятельности представителей народов, проживающих на территории нашего района. Неплохая традиция формируется.


Ответ: В праздновании 4 ноября не участвовала, а в праздновании 7 ноября – да. Конечно яркое впечатление оставило празднование 7 ноября.


 Ответ: Никогда не участвовал в праздновании 4 ноября. А вот в юности и в молодости всегда принимал участие в демонстрациях 7 ноября. Запомнилась радость общения с друзьями, коллегами, праздничное настроение, музыка, революционные песни. Приходилось носить и транспаранты, портреты вождей. Конечно, в этом последнем случае было много формализма.


 Ответ: В праздновании 4 ноября – нет, а 7 ноября - да, пару раз. Воспринимал как «обязаловку» .


 Ответ: К счастью, я могу сравнить и хочу сказать, что 7 ноября отмечали понимая, что это за праздник, а вот  4 ноября – мало кто представляет, какое событие стоит за этой датой.


 Вопрос: Считаете ли Вы официальные празднования вышеперечисленных дней политизированными? Если да, то какие идеи проводятся через эти культурно-массовые мероприятия?


 Ответ: Поскольку это гражданские праздники, учреждённые властью, существование которых поддерживается тоже властью, то эти мероприятия, безусловно, политизированы. Полагаю при этом, что с конкретным ценностным наполнением власть не определилась в силу отсутствия сформулированной официальной идеологии. То есть подготовлена оболочка, а наполнения нет.


 Ответ: Да, конечно. Для властей (возможно) смысл заключается в попытке консолидировать общество, находящееся в гражданском противостоянии.


Ответ: Любой светский праздник несёт в себе элемент политизированности. Это вполне допустимо. Особенно тогда, когда в мире у России столько недругов и, кроме того, необходимо возрождать патриотические настроения у молодых поколений.


Ответ: Идея одна – объединить российский народ. Поэтому отменили 7 ноября, чтобы не сеять рознь между коммунистами и либералами, «красными» и «белыми».


 Ответ: Трудно сказать. Кажется, сама власть еще не определилась, оставив все на усмотрение граждан. 4 ноября – это вообще нонсенс.


Ответ: Конечно политизированы в большей степени. На мой взгляд желание праздновать должно исходить от народа, а не навязывать это государством. Для этого нужно выбрать несколько крупных праздников и отмечать их по-особому, а у нас сегодня «море» праздников и для каждого месячник.


Вопрос: Ваше отношение к современной российской политике в области исторического просвещения. Что для Вас видится верным, неверным, эффективным, неэффективным в ней?


 Ответ: Убеждена, что история существует в двух ипостасях – как объективная (в идеале) наука, и как важнейшая основа национальной идентичности и официальной идеологии. Поскольку никто не озабочен просвещением народа, к примеру, в области органической химии, полагаю, что «историческое просвещение» представляет собой канал для трансляции некой официальной идеологии (по моему мнению, отсутствующей).


Столетний юбилей Первой мировой войны, к сожалению, наглядно это продемонстрировал: цели и интересы России в войне остались не определёнными, зачем была нужна эта война – как было сто лет непонятно рядовым её участникам, так и теперь неясно рядовым телезрителям. Когда 15 лет назад я начинала заниматься этой темой, она никому не была нужна кроме специалистов по истории России начала ХХ века, зато в прошлом году буквально все стали экспертами по Первой мировой и отметились в разного рода мероприятиях – от серьёзных конференций до проведённых «для галочки». Ну и бюджет освоили, кто сколько смог. В итоге приращения научного знания не произошло, действительного просвещения по этой теме – тоже (хотя теперь Первую мировую явно не назовёшь забытой), через год все переключились на другую тему (также, как и с Отечественной войной 1812 года).


Как резюме – много суеты и конъюнктурности, мало науки. С юбилеем Великой Отечественной ситуация лучше. Может, генетическая память помогает?


 Ответ: Считаю, что не только заучиванием гимна, толкованием государственных символов и участием в массовых мероприятиях можно и нужно формировать чувство истинного патриотизма и знание своей истории. Прекрасно, что с этого года сделали для школьников бесплатными посещения музеев федерального уровня, но они сосредоточены в центрах и малодоступны для детей из регионов. Ребята так же должны видеть(!) шедевры культуры, сохранившиеся в древнерусских городах. Думаю, что, хотя бы раз в год нужно государственное финансирование школьных поездок на экскурсии. Необходимо большее число краеведческих конференций и других форм, «оживляющих» историю. Нужно, чтобы события исторической давности воспринимались бы нашими детьми как часть собственной биографии. Исторического просвещения (т.е. процесса, результатом которого является самодостаточная, мыслящая и ответственная личность) вижу мало. Вся духовная сфера «переведена» в экономическую, приравнена к ее понятиям и категориям. Я думаю, что это чревато очень неожиданными и малоприятными последствиями.


 Ответ: Очень хорошо, что произошёл некоторый отход от очернительства советской истории, особенно 30-40-хх. годов. Стало больше объективности. Хотелось бы, чтобы в новом стандарте исторического образования было предусмотрено более объёмное преподавания отечественной истории синхронно с сокращением часов на изучение Всеобщей истории зарубежных стран.


Ответ: Положительное. Очень хорошо, что правительство заинтересовано в выяснении состояния и перспектив развития исторического образования и просвещения в России.


 Ответ: Я оцениваю отношение государства к современному историческому образованию по количеству часов на преподавание предмета «История». За последние 10 лет особо не изменилось отношение, т. к. 2 час в неделю остались и сегодня. На мой взгляд необходимо увеличение часов на «Историю». Ведь как скзал Л. Н. Толстой «Человек, не знающий своей истории, всегда остается ребенком». Так давайте не делать из будущих поколений «детей». И еще, государство не должно пересмотреть сетку вещания нашего телевидения. Не все имеют возможность смотреть спутниковое и кабельное телевидение. Основная масса детей приходит из школы в 16-00 и что же они смогут посмотреть??? Где старые добрые советские детские фильмы, мультфильмы и т. д.??? Сегодня все гонятся за рейтингами, а не думают о будущих поколениях. Если так и будет развиваться наше общество, то о настоящем историческом образовании говорить мы не сможем. В данном вопросе я обрисовал не очень радужную картину, но если всем вместе (а не только государству) сохранять свою историю можно быть спокойным за завтрашний день, который может быть уже сегодня.


 


Разговор продолжается...И нам важно ваше мнение.

0 Комментариев


Яндекс.Метрика