Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Простые истины

Вместе с публицистом, членом Научного совета Российского Военно-исторического общества Игорем Олеговичем Елеференко мы продолжаем размышлять над актуальными проблемами  нашей повседневности  с христианской точки зрения. 


- Христос воскресе! Воистину воскресе! Прежде всего, позвольте поздравить всех с величайшим праздником, торжеством из торжеств – Пасхой Христовой. На душе радость, удивительный подъем и еще так свежи чувства, охватившие нас в пасхальную ночь. Давайте сохранять их как можно дольше, чтобы укреплялось наша православная вера, которая является ни чем иным, как основой, стержнем нашей жизни и жизни нашей страны.


Игорь Олегович, а Вы где встречали Пасху, как прославили Господа воскресшего?


- Мы с вами как-то уже вспоминали один маленький деревенский храм, возрождению которого я стараюсь посильно содействовать,  являясь старостой. Храм удивительный -Успения Пресвятой Богородицы села Щапово-Александрово, построенный в конце XVIII века. Богоборческой властью он был превращен в склад ядохимикатов, богоборцы всё полностью уничтожили - и живопись, и иконы. Слава Богу, верующие старушки спасли две больших алтарных иконы, с которых и началось восстановление храма. Совсем недавно последняя печатная икона была заменена писаной – образ святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. И я счастлив, что посильно могу помогать и своему духовнику, настоятелю храма митрофорному протоиерею Георгию Еварестову, внуку новомученика.  Его  деда, тоже священнослужителя, расстреляли в годы гонений на веру.


И я люблю все двунадесятые праздники встречать именно в такой маленькой церкви, где всех знаю и меня знают - входишь и каждый человек тебе улыбается, здоровается. И эти наши церковные старушки, матушки, которые всегда тебе помогут, а если опоздаешь - святой водички оставят. Это непередаваемая атмосфера именно сельского храма. И праздник был задушевный, особенно радостный еще и оттого, что в нашем храме уже не осталось ничего от той разрухи, которая когда-то была учинена силами тьмы. К тому же в таких храмах не бывает посторонних людей.


- Захожан?


- Да, на днях в интернете попалась на глаза фотография, как люди во время службы делают селфи в храме Христа Спасителя! Девушка крестится и в это время себя фотографирует. Но нельзя уж так-то, нельзя! Вспомнился тоже рисунок, который меня очень впечатлил: две двери, на одной написано «в храм», на другой – «к Богу». В храм стоит большая очередь, а к Богу пока, к сожалению, маленькая. Давайте вместе соработничать, чтобы та очередь, которая к Богу,  была равна той очереди, которая в храм.


- Будем верить, что люди, раз они уже пришли в храм, всё равно ощутили благодать.


- И слава Богу. Нет, я ни в коем случае их не осуждаю, самое главное, что человек вообще пришел в храм. Рано или поздно он придет и к настоящей вере.


- Дай Господь, и хотя борцов против веры и Церкви не так уж много, но голоса их очень слышны. Я поневоле вспоминаю все еще продолжающуюся шумиху, даже истерию вокруг Исаакиевского собора.


- Я очень переживаю все эти события, хотя прекрасно понимаю, что ни к Церкви, ни к Исаакию никакого отношения они не имеют. Это очередная провокация врагов Отечества из серии сегодняшних нападок на власть, для которых используют любой повод. В Петербурге это -  Исаакий, в Москве - недавние  несанкционированные шествия по другому поводу. Просто есть люди, которые готовы на самом святом делать политическую карьеру, к сожалению. Но немало и тех, кто обманулись, не разобрались в ситуации. Здесь есть и наша вина, прессы, и вина властей, потому что, когда принимаются столь значимые решения, их надо согласовывать  и разъяснять общественности, чтобы не было спекуляций от малой информированности.  Я прочел в интернете листовки, которые распространялись организаторами протеста против передачи собора - это же уму непостижимо! Это гапонщина, сразу вспоминается февраль 17-го года, та подготовка напряженности и слухи.


Ведь из-за чего началась революция? По Питеру прошел слух, что хлеба не будет. Такой же слух пустили сейчас. Совершенно абсурдный. Что из-за снижения доходов от музея повысятся тарифы на транспорт, ЖКХ и прочее, так как деньги на содержание собора будут изымать из бюджета города. Одна дама в интернете так и написала, что попы отбирают у народа последнее, нашу народную собственность. Хотел бы спросить её, а когда заводы приватизировали, что ж вы не кричали, где вы были? Вот там народная собственность, а это – церковная. Исаакий  и строился как собор, а не музей


- Тем более он и передан церковному народу.


- А кто-то вообще написал, что Исаакиевский собор якобы был построен специально для торжественных мероприятий, коронации и прочее. Люди, вы хотя бы загляните в историю, не принимайте все домыслы на веру! Давайте разберемся. Вот вы приходите в Большой театр, а на нем вывеска – музей Большого театра. И вместо спектаклей вам будут рассказывать, как строился Большой театр, что в нем было и есть. И будут ходить экскурсии китайских или японских туристов, которым будут показывать: вот здесь гримерка была, а там сцена. Так на секундочку себе представьте. То же самое -  и храм. И само понятие экскурсий меня тоже несколько смущает. Конечно, в храм зайти, осмотреть его может человек любого вероисповедания, насладиться его красотой и росписью, это принято во всем мире. Но бывая заграницей, я никогда не видел в храмах потока организованных экскурсий. В музеях - да. Индивидуальный туризм - да. Но как можно, чтобы в Петропавловской крепости, в соборе между гробницами императоров ходил гид-переводчик и во весь голос вещал: «Посмотрите направо, это могила императора Александра III. Посмотрите налево, Петр I у нас тут лежит». Это кощунственно.


- А в Кремлёвских соборах испытываешь ощущение, что эти разноязыкие и шумные толпы там главные, все для них! И мне рассказывали, что смотрители не имеют права сделать никакого замечания туристам, куда бы они ни шли, и как бы себя вольно ни чувствовали.


- Взаимоотношения соборов и музеев – материя тонкая, тут надо быть взаимно очень деликатными. Меня еще другое удивило в истории с Исаакием, что во главе этой вакханалии встали люди, называющие себя либералами. Они же нам всегда говорят, смотрите на Европу, там  образец всего, надо и нам идти по их пути. Давайте посмотрим на Европу, вот собор Парижской Богоматери. Он принадлежит Парижской епархии католической Церкви. Там идут службы, ни у кого не возникает вопроса, что этот собор должен принадлежать не Церкви, а кому-то ещё. Это юридически закреплено. Собор, кстати говоря, закрывали лишь однажды -якобинцы во время Французской революции. Но Наполеон это быстро пресек и уже сам там короновался. А теперь вопрос экономический. А кому принадлежат стены? А стены действительно принадлежат государству, оно берет на себя ответственность их ремонтировать, реставрировать и прочее. Далее посмотрим на Ватикан. Есть музеи, а есть храмы Ватикана. В храм вход, как и в собор Парижской Богоматери, бесплатный. В музей нужно билет купить и очередь выстоять. В храме Парижской Богоматери платные лишь экскурсии на смотровую площадку и в хранилище исторических ценностей, это что-то вроде нашего Алмазного фонда. Там хранится, кстати говоря, великая христианская святыня - Терновый венец Спасителя. Но всё остальное доступно бесплатно! И святое совершенно дело - это время мессы. Служба закончилась, и только тогда  пускают туристов.


Что касается культуры поведения туристов в наших храмах. Конечно, надо делать замечания, не давать святыни на поругание. Хотя иностранцы зачастую -  люди более культурные и понятливые, чем некоторые наши гиды. Я ни разу не слышал, чтобы гид просил при входе в храм мужчин снять шапки, а женщин покрыть  голову. Благо, я на нескольких языках разговариваю, то при случае всегда очень деликатно прошу соблюдать правила поведения в православном храме. Туристы с удовольствием это делают, относятся с пониманием и уважением. Наши же гиды почему-то не видят разницы показывать им цирк или храм.


Но вернемся к слухам. Пошла вторая волна, что всех ученых, сотрудников музея лишат работы. Господа, читайте закон о возращении Церкви принадлежавших ей зданий. В нем четко прописано, что передача осуществляется путем предоставления музею адекватных по площади помещений. Именно при нынешнем министре культуры В. Мединском эта процедура была исключительно чётко  отработана, и ни один музей в подобной ситуации  не закрылся,  ни один сотрудник музея не оказался на улице. И наука никаким образом не пострадала. Так было с Казанским собором. Уверен, что прекрасное помещение со всеми условиями для дальнейшей научной деятельности будет предоставлено и музею Исаакия. А сам Собор как посещали многочисленные туристы, так и будут посещать.


Странно, что этот скандал возник, когда уже много лет как создан прецедент с теми же Соловками, да много чего было за эти 25 лет.


- Скандал нужен определенным политическим силам, чтобы напомнить о себе, как мы с вами уже не раз говорили. Ни для кого не секрет, что возглавляют протесты представители определенных политических партий, прежде всего  "Открытой России", "Яблока" и примкнувшие к ним депутаты. Но четко за этим всем прослеживается  небезызвестный зарубежный сиделец по фамилии Ходорковский, который никак не успокоится. И важно, чтобы люди поняли и не обманывались на их счет: каждый повод - будь-то церковный, будь-то обвинение в коррупции, -  имеет одну цель, чтобы их как стадо вести против действующей власти. Я убежден, что следующими на очереди будут  нападки тех же персонажей на Святейшего Патриарха, по одной простой причине, что в нем видят настоящую надежную духовную опору Президента нашей страны.


Кстати, посмотрите, как деградировала оппозиция. Вначале были коммунисты. Чего греха таить, некоторые считают, что они даже выиграли президентские выборы, но испугались и отдали победу. Потом персонажи, мнение которых я не разделяю, но  могу уважать -тот же Явлинский, Немцов и другие.


-Всё-таки это были личности.


- И в конце концов докатились до уголовника! Лидером российской оппозиции сегодня является условно осужденный. Даже бывшие лидеры правых отвернулись от него, потому что неловко с ним за одним столом сидеть. Но, тем не менее, с каждым днём делается всё больше попыток раскачать наше общество. Не случайно же Президент подчеркнул, что мы не позволим устроить цветную революцию в России. Но попытки будут. И их объектом прежде всего становится молодежь. Причем они прекрасно понимают, что молодежь студенческую оболванить труднее. Так теперь взялись за  школьников. Вот что страшно - наших детей пытаются втянуть в бойню. В своё время Степана Бандеру спросили, сколько украинцев должно погибнуть во славу свободной Украины? Он ответил, что сколько надо, столько пусть и погибнет. Заметьте, речь шла об украинцах, разделяющих его взгляды. Уж не говоря о его противниках, которых уничтожали, просто за людей не считая.


- За ценой не постоим?


- Да, они за ценой и не постоят. Для них это слишком серьезная игра, или есть у  финансирование и существование,  или его нет. Слава Богу, что митинги вокруг Исаакия прекратились, люди начали осознавать ситуацию. Но организаторам неймется, они подали заявку на референдум. Референдум о чем? О нарушении закона Российской Федерации? Ведь закон-то предписывает вернуть здание Церкви. Для любого юриста, законодателя, а я всё-таки какое-то время занимался законотворчеством, очевидна абсурдность ситуации. Но ещё раз подчеркну, я отслеживал заявления министра культуры Владимира Мединского,  общался с его первым заместителем Владимиром Аристарховым. Эти люди жестко и неизменно стоят на страже закона. Они абсолютно четко ратуют за укрепление музейного дела, воссоздают музеи, а не разрушают их. Они реставрируют, а не рушат. Министерство  культуры за последнее время провело огромную работу по обеспечению партнерского взаимодействия Церкви и учреждений культуры. И конечно, это провокационные выдумки некоторых, не слишком чистоплотных людей о том, что музей Исаакия реставрировался и существовал исключительно на деньги от посещения туристов. Конечно, нет. Он опирался на серьезные бюджетные средства, потому что никакие туристы не могут оплатить работы в этом фантастически огромном и великолепном здании. Кстати говоря, оно сейчас требует очень серьезных реставрационных усилий. По мнению некоторых экспертов, его инженерные конструкции и техническое состояние далеки от совершенства. Я убежден, что вот кто уж точно позаботится о нем, так это Церковь. Потому что она не возьмет на себя грех разрушения великого творения церковного зодчества. И убережёт дом Господа!


- Будем надеяться, тем более, что и суд отказался принять к производству иск противников передачи, то точка в этом деле вскоре будет поставлена.


- Я надеюсь также на твердую позицию в этом вопросе губернатора Г.С. Полтавченко, зная, что он является верующим человеком, немало сделавшим для Церкви. Я думаю, что вместе мы победим.


P.S. Казалось бы, ситуация вокруг Исаакиевского собора не имеет предмета для конфликта между Церковью и музейным сообществом. Ан нет! Друзья вот  прислали из Петербурга фотографии первомайского шабаша так называемой  либеральной оппозиции на Невском проспекте. Хочу уточнить. Речь идёт о тех, кто исповедует европейские ценности, обещает нам светлое будущее Свободы и Справедливости! Собралось их около трёх тысяч. Организаторы - все те же, что стояли за провокациями у стен собора! Ходорковцы из "Открытой России", "яблочники" и - куда же без них - питерские содомиты. Называлась эта вакханалия - "Марш в защиту Петербурга". От кого? Очевидно, от нас с вами, от русского народа! Бойко руководили действом уже знакомые нам "храмоборцы" Оксана Дмитриева, Алексей Ковалев и Михаил Амосов. Сотрудников музея и ученых в толпе как-то не наблюдалось. Чтобы вы поняли, кто же эти представители бесовского сообщества, процитирую лишь один из их плакатов, уж простите меня братья и сестры. "Исаакий - музей, а не кормушка Гундяева!"  Нет,  неуважаемые господа. Не музей вам нужен, а смута и, главное, власть. Досталось, естественно, и губернатору Георгию Полтавченко, и министру культуры Владимиру Мединскому, которых беснующиеся наши защитнички  потребовали отправить в отставку.


Напомню ещё раз позицию министра культуры, процитировав часть его интервью одной известной газете: "Собор должен находиться в ведении Церкви. Ключевая задача - заключить между городом и Церковью договор, в котором будут предусмотрены условия доступа вс посетителей,  условия его содержания". Обеспокоенным сотрудникам музея он ответил, что "если есть желание решать проблему, а не говорить о ней, то она решается".


А маршировавшим под  паскудными  плакатами следует сказать спасибо. Поливая грязью Святейшего Патриарха, питерского губернатора и министра культуры они, не желая того, ещё раз напомнили нам, русским православным людям, имена тех, кто в действительности истинные патриоты России, на кого уж точно может опереться наш Президент Владимир Владимирович Путин в его непримиримой борьбе за Достоинство нашего Отечества. А петербуржцам хотелось бы пожелать мудрости и крепко подумать в следующий раз, кого они выбирают, кто их ближние, а кто - настоящие бесноватые враги!

Беседовала Антонина Арендаренко

0 Комментариев


Яндекс.Метрика