Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Уроки истории. Продолжение

Ведущая: - Радио станция "Радонеж" продолжает вещание. И как обещали, мы сегодня вновь пригласили в нашу студию Игоря Олеговича Елеференко,  депутата Мосгордумы 4 созыва, почетного профессора Испанского Королевского института истории и культуры имени короля Альфонсо 13-го. Игорь Олегович, мы с Вами в прошлой беседе говорили об этом замечательном короле. Я думаю, почему у нас нет подобного Института истории культуры имени кого-то из наших выдающихся государственных деятелей прошлого. Выходит, на Западе свою историю любят и берегут гораздо лучше нас?


И.О.Елеференко: - Конечно, вот эти годы безбожия, которые мы пережили, выбили из нас традиции уважительного отношения к истории и ее изучению, к отечественной культуре. Нас так учили, что государство возникло в 1917-м году, до этого ничего примечательного не было, одни только жестокие помещики, эксплуататоры, капиталисты, слабый безвольный царь… Вспомнишь в каком-то окружении, например, имя Николая Первого…


Ведущая: - И сразу нелестные эпитеты.


И.О.Елеференко: - Первая ассоциация, конечно, - Николай Палкин, а Николай II был Николай Кровавый.


Ведущая: - Как вбили в сознание крепко.


И.О.Елеференко: - Да, и не дают себе труда разобраться до сих пор историки и написанные ими учебники, а что же хорошего было создано во время царствования каждого русского монарха. Ну еще как-то о Петре пишут, а времена Николая I практически неизвестны. Не хотят у нас об этом помнить, потому что Палкин. И как-то все забывают, вот царь, а вот огромный русский народ, народ созидательный, народ-защитник, который просто верит этому государю, совершает дела и подвиги. Например, интересный эпизод из Крымской войны. Вы знаете, почему крейсер "Аврора" так называется?


Ведущая: - Богиня была Аврора. В ее честь?


И.О.Елеференко: - Вовсе нет. В канун Крымской войны в российском флоте была шхуна «Аврора». Занималась научной деятельностью. Остановилась в одном из портов Южной Америки на ремонт, воды набрать, продуктов. И тут вдруг на рейде появилась французско- английская эскадра. Это было буквально за несколько дней до начала Крымской войны. И до наших моряков дошли слухи, что начинается война с Францией и Англией. Экипаж «Авроры» ночью, не пополнив запасов продовольствия, не пополнив запасов воды, блокированные в порту, на лодках под покровом темноты вытянул свою шхуну в открытое море, и они взяли курс на Петропавловск. Не просто дошли, организовали оборону! И когда туда пришла англо-французская флотилия, её разбили. Маленький гарнизон, так далеко от столицы. А ведь планировалось в клещи взять Россию и с Крыма, и с Дальнего Востока. Об этом эпизоде никто не знает ничего.


Тогда государь повелел, что отныне всегда в русском флоте будет корабль, носящий имя "Аврора". Мы в прошлый раз вспоминали Военно-историческое общество, вот энтузиасты там раскапывают эти факты истории, чтобы сделать их всеобщим достоянием. Пытаются найти финансирование, чтобы снять фильм об этом удивительном подвиге русских моряков.


Ведущая: - Надо восстановить справедливость. Ведь у нас теперь "Аврора" символизирует совсем другое.


И.О.Елеференко: - Да, но дело в том, что, к сожалению, у частных инвесторов всегда находятся деньги на фильмы, которые не возвеличивают Россию, а наоборот её принижают. Как будто есть на это заказ, невольно подумаешь. Вот возвращаюсь к вопросу, который вы мне задали, об отношении других стран к своей истории. Конечно, тут надо разделить два понятия: это знание истории обществом и отношение ученых к истории. Общество, к сожалению, свою историю не знает, она не интересна.


Ведущая: - Ленивы и не любопытны?


И.О.Елеференко: - Нет, дело даже не в этом. Эта психология потребления и жизни сегодняшним днём  вынуждает людей только об этом и заботиться. Хотя напрасно думать, что на Западе жизнь легка и приятна. Она очень дорогая, человек живет в кредитах, большие налоги, много за что надо платить. Хотя мы сейчас тоже платим. Но мы только начали, у нас ещё есть запас прочности, некий задел, который мы получили, а там такой уклад существует веками. Но при этом научное сообщество, заметьте, очень бережно относится к истории своего государства. Даже часто пытается явно её обелить. В последнее время, например, в Испании очень активно пропагандируется новый взгляд на тему борьбы с  коренным населением их колоний. И оказывается по новой версии, что они индейцев в Южной Америке не уничтожали и преступлений не совершали, а несли просвещение. А вот индейцы были плохие. Еще более страшный момент в истории Испании - это инквизиция. Ее не замолчишь. По крайне мере, пытаются объяснить это варварством эпохи. Но никто не выносит эту тему для того, чтобы вся нация постоянно об этом вспоминала и, как в прошлый раз мы упоминали, каялась за своё прошлое. А что Французская революция бескровной была? Сколько людей было уничтожено во Франции. Реки просто краснели от крови людей, плыли виселицы, отрубались головы, невиданная жестокость. Такой жестокости Россия никогда не знала. Может быть, отдельные эпизоды в истории при Петре I, да и тоне сравнить по масштабам. Но посмотрите, Наполеон национальный герой Франции. Сохранены памятники, и все с радостью пьют коньяк "Наполеон".


Ведущая: - Да и мы его почему-то очень почитаем.


И.О.Елеференко: - А ведь это просто потому, что там признали, да вот этот факт был. Его не надо отрицать, но и не надо раздувать. Давайте идти дальше, развиваться, опираясь на лучшее, и всегда в любом историческом событии, прежде всего, надо искать истину. И воспринимать его сбалансировано:  посмотреть, что сделано хорошего, а что было плохо. Это так же, как история испанского диктатора Франко. Да, страна до сих пор идеологически поделена. Но когда я в молодости, ярый сторонник республиканцев, певший великую песню "Гранада моя", правда, в русском языке почему-то звучало "Гренада". И я, всегда восхищавшийся интербригадами, когда получил возможность увидеть документы тех лет, узнать, какие же жестокости творились республиканцами, сколько священников было уничтожено, сколько монастырей женских и мужских были вырезаны под корень… Это было для меня шоком. А потом разве наше общество знает о том, что на стороне Франко тоже воевали русские интербригады? Русские офицеры Белой армии, они тоже воевали за свою идею. Но весь ужас в том, что  в Гражданской войне не бывает победителей, в ней не бывает правых и левых. Это Божье испытание, которое посылается народу. Но я ещё раз подчеркну, что никогда, ни в одном научном издании не встречал там нападок на людей, которые ищут и говорят правду. С ними дискутируют, спорят, но чтобы на этих людей ополчались, как это у нас иногда происходит? Такого просто не может быть.  И в этой связи я вновь вернусь к разговору о нашем министре культуры и нападках на его диссертацию. Меня это настолько заинтересовало, что я сам прочел диссертацию, о которой так много говорят, даже пытаются отменить. И знаете, меня поразила аргументация этих горе-оппонентов. Он, мол, не историк. А разве обстоятельные труды,  посвященные мифам о России, это не историческая работа? Как и одноименный документальный фильм на ТВ центре, - если кто хочет, владеет возможностью в You Tube посмотреть, - есть фильм, а потом многочисленные, углубленные исследования. Разве это не научно-историческая работа? Я прочитал и другой, не менее удивительный аргумент, что диссертация Мединского  противоречит историческим знаниям. Вопрос, а кто запретил исследователю взглянуть на любую проблему с другой стороны, со своей точки зрения? Это наоборот должно поощряться, это новый взгляд, свежий, вы его анализируйте.


Нет, задача этих критиков иная, и  я предполагаю, они не совсем бескорыстны в материальном, да и моральном плане.  Сами посудите, человек, возникнув вдруг из ниоткуда, превратился едва ли не самого главного историка нашей страны.


Ведущая: - Сделали можно сказать на этом карьеру?


И.О.Елеференко: - Они имя себе сделали. Я даже не стал бы говорить тут о своем мнении. Но нашел и прочитал очень интересное интервью, которое почему-то нигде не распространили.  Но в закоулках интернета есть интервью известного историка, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории ИРИ РАН, причем специализирующегося именно на том периоде, который и отражен в диссертации Мединского, это Константин Александрович Аверьянов. Он хорошо известен в исторических кругах и, кстати, говорит о том, что число специалистов по этой теме до такой степени узкое, что все знают друг друга наперечет. А главным персонажем и зачинщиком нападок на диссертацию министра культуры выступил господин Иван Бабицкий. Так вот уважаемого профессора спрашивают, вы вообще такого знаете? Он ответил, что до его скандальной публикации такой фамилии никогда не слышал.


Ведущая: - А судьи кто, что называется?


И.О.Елеференко: - Да, а судьи кто. Начнем с того, что господин Бабицкий признает, что диссертация не является плагиатом. Это подтверждено. Разбираемся дальше с персонажем. Господин Бабицкий подписывается как доктор философии почему-то Флорентийского университета. У него нет степени, подтвержденной в России. Причем, специалист в области филологии. Может, он там нашел пару каких-то ошибок филологических в диссертации, но это его специальность, будем это уважать. А потом следы человека теряются. Гумбольдский университет в Берлине. Но в России-то он не защищался, трудов его никто не видел. Я не хочу называть его псевдоученым, может, он прекрасный ученый в свой области, но был никому не известен. И он нашел свою нишу - взять и кинуть ком грязи в уважаемого известного человека. Вот если бы речь шла о рядовом ученом, даже о декане факультета или о каком-то профессоре, это было бы не интересно, не было бы оценено ни теми, кто, как я предполагаю, заказал это, ни теми, на кого это рассчитано. Значит, надо было найти персонаж, за счет которого и ты точно станешь известен.


Ведущая: - Такая геростратова слава? Вспоминается сразу бессмертный Иван Андреевич Крылов: "Ай Моська, знать она сильна, коль лает на слона".


И.О.Елеференко: - Я не хочу опять же унижать, оскорблять.


Ведущая: - Мы не о нем конкретно, мы о ситуации.


И.О.Елеференко: - Это примерно так, как у нас есть дежурная "Моська",  господин Навальный. Облили его зеленкой, и мне больше всего понравилось, - он по лицу ее размазал и на фотографии напоминает кадр из фильма "Маска". Он зря это сделал, потому что там персонаж был больно негативный. И второй вопрос к господину Бабицкому: он еще двух привлек человек в сообщники, но поступил с ними подло. Они-то подписались, но задвинул он их так, что никто их имен больше и не слышал, кроме того, что они подписали письма.


Ведущая: - Поделом.


И.О.Елеференко: - Вообще, чем дольше живешь, тем больше удивляешься. Честно говоря, я совершенно по-другому относился многие годы к человеку, и только события последнего времени, связанные с ним, меня просто убили. Это господин Сергей Мироненко, Госархив наш.


Ведущая: - Он в отставке сейчас.


И.О.Елеференко: - Так вот, видимо, человек обиделся. А до этого решил, что он не просто хранитель архива, он ещё и комментатор, а это разные специальности. Начал он с того, что оспорил подвиг 28-ми героев-панфиловцев.


Ведущая: - А это им была инициирована эта тема?


И.О.Елеференко: - Да, как и  пятно на памяти Зои Космодемьянской. Но самое страшное -лишить людей прошлого, их героического прошлого. Если убрать у любой нации её героев, она перестанет существовать. Ведь она живет этим. И в трудные времена, - а они именно такие – нация опирается на плечи своих героев, а не ниспровергает их, опять к слову об отношении к своей истории у нас и на Западе.  Там из ничего создают национальный символ, мы пытаемся оспорить очевидное, позволяя таким архивистам разрушать историческое сознание. Мы помним из жития, что Александру Невскому было видение святых князей Бориса и Глеба перед битвой.


Ведущая: - Они укрепили князя.


И.О.Елеференко: - Да, он увидел великих предков, и они ему придали силы для победы. Вот нам сейчас надо победить, кто нам может придать силы? Есть такие образы. Уж на них-то никто не посягнет, но и не напишут лишний раз. Я последнее время очень много читаю о Суворове. Меня заинтересовало, почему Суворов, известнейший в Европе, в мире полководец, победителем вернулся в Санкт-Петербург и не был принят Павлом I, хотя ему было обещано триумфальное шествие.


Ведущая: - Зависть, видимо?


И.О.Елеференко: - Не только. Политический расчет. Заговорщики, которые готовили убийство Павла, а мы знаем, что это инспирировалось масонами и вовсе не из Санкт-Петербурга, они убрали человека просто наветами, клеветой. Ведь Суворов имел безграничный авторитет в армии и мог стать на защиту императора, а так оболгали, убрали, как бы сейчас сказали, из публичного пространства,  обеспечили ему опалу.


Да еще все-то живуч миф, что он был масоном. А там история  такая была, что ему нужно было помочь своему отцу на территории современной Прибалтики. И он внедряется действительно в масонскую ложу, назвавшись представителем Санкт-Петербургской ложи «Три звезды». На самом деле, ложи-то такой не существовало.


Ведущая: - Военная хитрость?


И.О.Елеференко: - С моей точки зрения, что Александр Васильевич Суворов своим образом, отношением к солдату, к жизни, к быту, к служению Отечеству, к вере достоин того, чтобы рассмотреть вопрос о его канонизации. Я очень в свое время порадовался канонизации адмирала Ф. Ушакова.


Ведущая: - Мы продолжаем тему нашего отношения к истории и шире исторической памяти, чтобы не сказать беспамятства.


И.О.Елеференко: - В Европе тоже выросло поколение, которое не просто не помнит преступления фашизма, а общественное сознание настроено на то, чтобы их забыли. А у нас постоянно напоминают о преступлениях сталинизма. Однако кто-то из поэтов, Довлатов, по-моему, справедливо напомнил о миллионах доносчиков. Это не потому, что я каким-то образом хочу обелить Сталина. Но почему, говоря о репрессиях, забыли о Ленине, который все это начал? А памятники все стоят и лежит мумия в сердце столицы.


Ведущая: - Да, и как речь ни заходит об этом, ответ один: не трожь, не моги!


И.О.Елеференко: - А вы где-нибудь видели критические статьи о Троцком? И никогда не увидите. Я как латиноамериканист, изучал много материала, связанного с Троцким. Нет нигде критики Троцкого, а он был главным инициатором пожара мирового революционного, уничтожал русский народ. Но нашим оппонентам выгодно и любо, когда Россию продают, когда её разрушают, этих не трожь. Да, Сталин для меня преступник, но где миллионы доносчиков и вертухаев, мы хотим на одного человека списать преступления режима, строя и огромного числа людей? А почему именно на него, а потому что он Россию поднял, другое дело какими методами, он войну выиграл. Значит, для тех кукловодов он первейший враг.


Проведем некую параллель между началом 90-х и тем, что происходит сейчас. Когда Россию раздавали, распродавали, мы всем были милы, и правители наши были хорошие,  хотя и смеялись над ними. И вдруг в стране появился лидер, защитник духовных ценностей наших,  первый лидер, искренне верующий в Бога, в этом нельзя сомневаться. Лидер, получивший благословение старцев на Афоне, причем, не забывайте, его путь на Афон был тернистый. Господь его проверял несколько раз, и только на третий раз он туда смог приехать. И я стал невольным свидетелем этого визита и видел особую сосредоточенность президента  в тот момент. И тогда я ему поверил и пошел за ним.


До этого много времени не верил нашим правителям, уж простите. Которые нас не раз предавали, вы знаете, что я служил в Анголе. И Советский Союз не признал, что наши ребята там воевали и, нас там не было, как говорили наши власти. У нас человек попал в плен и советский Союз не признал, что он русский, советский и только Красный Крест его каким-то образом обменял. Так что у меня есть горький опыт. А тут я перекрестился и сказал, я этому человеку верю, я пойду за ним, и пускай меня критикуют.


И я хочу вселить веру наших слушателей, что у нас есть позитивные силы и люди, преданные России. К сожалению, в СМИ у нас другие «герои». Но слушайте православное радио, смотрите православные каналы, и тогда вы будете знать действительную правду о России, а не мифы о ней .


Ведущая: - Игорь Олегович, мы помним, что в свою бытность депутатом Мосгордумы Вы возглавляли комиссию по межконфессиональным и межнациональным отношениям. И много делали по программе возрождения храмов.


И.О.Елеференко: - В заключение давайте вспомним и отчитаемся. Во-первых, я здесь преклоняю голову перед В.И. Ресиным и хочу сказать самые добрые слова о нем в связи м программой строительства 200 храмлв в Москве. Ведь он уже в преклонных годах крестился, я часто встречаюсь с ним на службах. И посмотрите, как он с жесткостью управленцев ещё советской школы и с великой верой осуществляет программу строительства храмов в Москве. Как он противостоит храмоборцам, которые кочуют с протестами от одного храма к другому. Ну, ясно же - кто и за что.


Но я рад, что когда-то начатая работа с минимальным моим участием, но с огромной помощью префектуры Восточного округа, где я был депутатом, завершена, удалось восстановить Преображенский храм. Он освящен Патриархом, и это большая радость для всех и для меня. Я долгие годы ездил мимо, и крест, который стоял одиноко на месте будущего строительства и напоминал, что здесь был уничтожен храм, был кук укор совести. А сейчас еду и радуюсь. И наконец-то удалось заложить в Москве первый храм во имя преподобного Саввы Сторожевского, это на пересечении одной из Парковых улиц с Сиреневым бульваром. Чудное место, чудный батюшка, с которым мы ещё лет семь назад начинали всё это делать. Сегодня цокольный этаж уже закончен. А при закладке владыка Пантелеймон благословил мне участвовать и подписать грамоту, которую заложили в основание. Вот уж великая честь, великая радость. К сожалению, времена сейчас сложные, жертвователей мало, поэтому позволю себе через радиостанцию "Радонеж" обратиться к слушателям. Если у кого-то есть возможность помочь в завершении строительства этого великого храма, внесите свою лепту. Ведь речь идет об ученике преподобного Сергия Радонежского, защитнике Москвы, Саввино-Сторожевский монастырь мы все любим, там такая красота и древняя намоленность.


Ведущая: - Надо помнить, что в самые трудные времена и строились храмы и благодаря этому опять и опять возрождались и жили.


И.О.Елеференко: - Это давало людям надежду и веру. Поэтому сейчас самое главное не отчаиваться, не впадать в грех уныния, а именно сплотиться, и если мы будем все вместе, не думая, что кто-то за нас что-то сделает, а по камушку, но сами. Ведь всегда так было. Интересно, радиослушатели знают, что такое обыденный храм или никто не знает наверно?


Ведущая: - Теперь знают. В Коломенском недавно строили обыденный храм.


И.О.Елеференко: - А что значит обыденный? Об един день. Все собрались и возвели храм за день. Конечно, моментально храм все не возведем, но поможем ему подняться хотя бы на наш кирпичик. Так что я призываю всех не терять оптимизм. Россия есть, была и будет. И все эти санкции, - знаете ,по той восточной мудрости, что собака лает, а караван идет. Россия - это непотопляемый крейсер, она шхуна "Аврора", которую не смогли победить враги. 

0 Комментариев


Яндекс.Метрика