Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Уроки истории

- Я рада представить нашего давнего автора Игоря Олеговича Елеференко, депутата Московской городской думы 4 созыва, почетного профессора испанского королевского Института истории и культуры имени короля Альфонсо XIII.


- Пути Господни неисповедимы, и хотя я по образованию педагог, но с детства, со школьных лет, история была моим увлечением, и особенно история южно-европейских государств средних веков. Я владею испанским, португальским и даже переводил средневековую испанскую поэзию, это было темой моего диплома. А не так давно я узнал о существовании в Испании неизвестного для России, для нас, архива, связанного с последним периодом жизни семьи государя императора Николая II, страстотерпца. Получив доступ к этим архивам, начав их изучать, я нашел единомышленников среди испанских историков, и меня пригласили сотрудничать с этим Институтом истории и культуры имени Альфонсо XIII. Мало кто у нас знает, что Альфонсо XIII, правившего в начале прошлого века, называли королем-миротворцем. И что Испания - одна из немногих стран, которая не участвовала в Первой мировой войне. Альфонсо XIII делал всё, чтобы примирить противоборствующие стороны и каким-то образом найти выход из той конфликтной ситуации, которая пожаром прошла по всей Европе.


- То есть он современник нашего государя страстотерпца Николая Александровича?


- Да, и когда начались все известные события с якобы отречением государя от власти и с последующими его крестными страданиями, испанский монарх предпринял немало усилий, чтобы спасти царскую семью. Сохранились документы и переписка. К сожалению, он нашел не того адресата, он обратился к королевскому дому Великобритании, пытался найти там союзников, вывезти царскую семью из России.


- Это можно понять, они же были самыми близкими родственниками.


- Да. К сожалению, в Лондоне не пошли ему на встречу и ему не удалось сделать то, что он считал для себя очень важным делом. Сейчас я занимаюсь изучением этих документов. Надеюсь, что они увидят свет здесь в одном из изданий, для того, чтобы мы открыли для себя еще одну неизвестную страницу жизни императорской семьи.


- Дай Бог, мы тоже будем рады из первых рук в свое время узнать больше подробностей об этом.


- Принято считать, что императорскую семью никто не хотел на Западе поддержать, это неправда. Попытки были, и не только на Западе. Располагаю копиями документов о намерениях королевского дома нынешнего Таиланда, а тогда Сиама, каким-то образом спасти царскую семью. Они не удались, но надо восстанавливать справедливость и изучать историю этой великой трагедии в истории России, трагедию русских людей.


- Это нам действительно жизненно необходимо. Ведь не редко люди, озабоченные нашими сегодняшними скорбями и бедами, считают, что не к чему ворошить прошлое, что это уводит от проблем нынешних. Они не понимают, что многие из этих проблем уходят корнями в то самое прошлое, и мы не избавимся от них, если не извлечем исторических уроков. Беда в том, что мы толком не знаем своей истории, а попыток исказить ее так много. Тот же скандальный фильм «Матильда»… И сколько еще желающих нас оболванить делают это с успехом.


- Кто-то считает, что это только сейчас началось: нападки и санкции Запада на нас в связи с нашими какими-то действиями. Мы должны помнить, что попытки исказить нашу историю и само представление о России и о русских людях начались очень давно, со времен возникновения русского государства. Своим ростом, своей просвещенностью, своим божественным предначертанием оно всегда было костью в горле у наших партнеров. Причем любых партнеров, с востока или с запада. Много в последнее время говорят и пишут об Иоанне Грозном, его эпохе. Я ни в коей мере не поклонник этого царя и его деяний. Но здесь я позволю себе сослаться на труды, с моей точки зрения, очень глубокие труды председателя российского Военно-исторического общества и министра культуры России Владимира Ростиславовича Мединского, который очень давно работает над темой мифов о России. Очень интересно сопоставить, так как я занимаюсь сейчас западной культурой и историей, сопоставить те события, которые происходили одновременно с эпохой Иоанна Грозного. Вообще мы, русские люди, очень любим каяться. Вот и он, как только совершал не богоугодное дело, тут же каялся, даже и на площади.


- Без этого же нет спасения.


- Да, каяться – дело важное и полезное. Но давайте вспомним из истории Франции хотя бы Варфоломеевскую ночь, когда уничтожено было гораздо больше людей, чем за все правление Иоанна.


- И кто там каялся?


- Никто! Или вспомним, как уничтожалось крестьянство Англии. Или преступления Англии в Ирландии, Шотландии. Но никому на Западе в голову не приходило и тогда, и сейчас просить за это прощение, признать вину. Я утверждаю это ответственно, я сейчас изучаю это. А факты нашей истории бесконечно муссируют и пытаются выставить нас варварами.


- В нас скорее воспитывают самоуничижение, как Вам кажется, Игорь Олегович?


- Конечно. Потому что нашу историю изначально писали на Западе, навязывая мнение, что государство наше создали варяги. Но ведь они пришли в славный город Новгород, который в то время был уже большим городом! И потом завоевали славный город Киев, который тоже тогда был большим городом. А оказывается, даже государства не было, по мнению некоторых горе-историков. Эти мифы и разоблачает Мединский. И потому он стал для них неудобен.


Но давайте вспомним, что князь в понимании того времени - это всего лишь наемный вождь военной дружины. Это не государственный деятель, это не человек, управлявший чем-то. Русский народ слишком миролюбивый, очевидно мы не сильно-то умели воевать в тот период, вот и пригласили наемников, а во главе дружины - князя. Но государство-то уже было! Или когда у нас с помпой, широко идет фильм, где показывают русских людей до появления варягов не просто убогими, грязными, пьяными… Вы понимаете, о каком фильме я говорю. Именно против этого Мединский в своих трудах и выступает. Ведь он разоблачает мифы о пьянстве, например. Вы знаете, я тоже было считал, что русская водка – это наш продукт. И вдруг узнаю, что водка, точнее, в то время виноградный спирт к нам завезли иностранные купцы. До этого русские люди пили исключительно перебродивший квас, а это чуть больше, чем пиво, в лучшем случае, 5-6 градусов.


- А в былинах упоминаются медовые браги.


- Да. И больше того, постоянно российское государство, российские императоры боролись против пьянства. Исключением является период правления Петра I и начало прошлого века. Вот тогда был зарегистрирован резкий скачок потребления алкоголя на душу населения. До этого мы занимали одно из последних мест. Мало кто знает, какие бунты против спаивания населения проходили в сельской местности в те годы в России. Целые деревни, села выходили и протестовали именно против того, что людей спаивают. Это вот, к слову, вспоминая «Мифы о России» Владимира Ростиславовича Мединского.


А есть ведь вообще вопиющие вещи. Я понимаю, что в свое время, когда у нас при дворе появилось много немецких якобы ученых, которые писали историю в угоду каждому новому правителю, многое из прошлого было забыто. Но спросите сегодня не просто у студента, ученика школы, я не говорю даже про начинающего историка, а что такое битва при Молодях? А это историческая битва, она стоит в одном ряду с Невской битвой, сражением на Куликовом поле или при Бородино. А проблема в том, что она случилась во время правления Иоанна Грозного. О ней не принято говорить, а ведь это всего в 50-ти километрах от Москвы было, когда малочисленная русская дружина смогла уничтожить наступавшие войска Османской империи, ногайских ханов и Крымского хана, превосходящие в десятки раз по численности русскую дружину. Но умением, воинской хитростью они были не просто остановлены, а практически уничтожены. А если бы они взяли Москву, уничтожили бы ее и создали новую Орду.


- Тогда бы и Европе не поздоровилось.


 - Да нет, в том случае была целью Россия, прежде всего. Я думаю, что они действовали не самостоятельно, подстрекаемые опять же определенными силами в католической Европе. Мы же прекрасно понимаем это, и фактов достаточно. И я просто счастлив, что мы сейчас возвращаемся к пониманию истории, к пересмотру некоторых её факторов далекого или ближнего прошлого. Вопрос в одном - не надо крайностей! У нас зачастую история писалась под конкретную политику, под правителя. Достаточно вспомнить - я уже немолодой человек - наши школьные учебники, где героем был, да и остается, Емельян Пугачев, который вешал, уничтожал просто за одно то, что люди относились к определенному сословию. Я уже не говорю об отображении и оценке в учебниках событий Октябрьского переворота и последующий истории.


- Это ладно, в советский период много чего было. Но сейчас, когда нет над нами такого идеологического меча карающего, мы почему-то продолжаем искажать историю и верить в мифы. Я надеюсь, Вам со временем удастся записать с тем же уважаемым министром культуры цикл бесед по его книге «Мифы о России». Но ведь и на него сколько нападок в последнее время!


- А именно поэтому и идут нападки. Люди, которые концентрируются вокруг президента Владимира Владимировича Путина с его четкой государственной и исторической позицией, всегда будут представлять собой мишень для ударов тех, кто хотел бы видеть нас серой массой. Ведь ни для кого не секрет, что сейчас мы находимся в состоянии войны, хотя внешне вроде всё хорошо. Но когда бомбили Сербию, в многих городах было спокойствие, даже в Белграде, пока его не начали бомбить, вроде и война не ощущалась. А мы находимся в войне с силами ада, с демоническими силами. Я очень хорошо знаю Европу, переписываюсь со многими людьми, страдающими в ситуации, когда закрывают, уничтожают храмы, когда люди теряют веру. И приходит не просто эпоха безверия, а эпоха демона, царство тьмы, понимаете? Мы должны знать, что там очень много людей, которые этому хотят противостоять. Но, к несчастью, дьявол управляет так, что силы, служащие ему очень часто, не только сегодня, но и раньше в истории случалось, что они приходили к власти.


Вы говорите о нападках на министра культуры. С одной стороны, понятно, министерство культуры наконец-то занялось культурой. Я знал всех предшественников нынешнего министра культуры ввиду своей телевизионной деятельности, но кто из обычных людей мог назвать имя министра культуры после Фурцевой? Вот давайте даже за так называемый демократический период вспомним. Мне запомнился Швыдкой, и то лишь тем, что он вел передачи на телевидении. Прежние министры как-то странно служили, как я предполагаю, не России, а в угоду тем, кто хотел бы видеть Россию малоразвитой в отношении культуры страной, забывшей свою великую историю. Почему у нас начали дискуссии, что вернуть Германии по репарациям, и вообще-де мы варвары, которые захватили их культурные ценности. А кто вспомнил уничтоженную святыню - Новоиерусалимский монастырь, святыни Петергофа? Множество других, исчезнувших в военном пожаре. Об этом как-то все забыли. И вдруг появилась яркая, самостоятельная личность, со своими взглядами. И тут вдруг этот молодой министр создает Военно-историческое общество, которое начинает напластованиями снимать грязь с нашей истории, эти наветы, придумки, эту чистую ложь, и открывать нам правду о самих себе. Разве могут быть таким человеком довольны определенные силы? Я не боюсь их назвать предательскими, потому что только что произнес слово «война». Во время войны бывают наши и не наши. Для меня Мединский и целый ряд людей, составляющих окружение Путина, это наши, а те - это мои враги, противники. Это к вопросу о Мединском, о войне и исторической культуре. Но я просто перечислю, что связано осязаемо с его деятельностью команды нынешнего министра культуры, прекрасно образованной, энергичной, куда привлечены действительно исторические светила. Мы столько лет не могли отдать дань памяти героям Первой Мировой войны. А Военно-историческое общество поставило памятник на Поклонной горе. Этот памятник построен, мало кто обращает внимание, весьма символично, - это прямая линия от Бородинской панорамы, в середине этот памятник, а дальше на этой оси - музей Великой Отечественной войны. Это зримая связь истории наших военных побед. Второй пример: уже, наверно, забыли, что памятник крестителю Руси, великому равноапостольному князю Владимиру, тоже воплотило военно-историческое общество по инициативе министра культуры. И мните, как пытались этому противостоять, на каких уровнях, включая Юнеско, но побороли. И теперь в самом сердце Москвы есть этот величественный памятник. Ещё один пример приведу, в мире существует всего лишь один памятник военному капеллану, и тот за границей. А в России есть памятник военному священнику, который тоже создало и открыло Военно-историческое общество. Об этом никто не пишет, не говорит. А когда у нас, не дай Бог, священник в автоаварию попал, все тут как тут, или чего-нибудь напридумывают про священнослужителя какого, у нас тут же все тиражируют. А кто из прессы рассказал, что в Малоярославце воздвигнут первый памятник военному священнику. Причем у него есть прототип, это герой войны 1812-го года, когда погибли командиры, он с крестом, без оружия, повел за собой войска, и одержали победу они там, под Малоярославцем. Это батюшка был единственный священник, удостоенный военной награды - крест Святого Георгия. Но об этом в прессе тишина, как и о том, что Военно-историческое общество воздвигло и отремонтировало множество исторических и новых памятников. Приезжаешь на Белорусский вокзал и когда видишь памятник «Прощание славянки», - слезы на глазах и мелодия бессмертного марша в ушах. Опять дело Военно-исторического общества.


- Тут справедливости ради надо сказать, что они по-христиански поступают, делая добрые дела, не трубят о них на всех углах. Но упрек нам справедлив, об этом надо рассказывать.


- Не они должны трубить, что мне обидно. Да, действительно общество, министр, его соработники должны держать все это втайне, это просто их послушание перед Господом. Но в наших православных СМИ хоть что-то говорится, а все остальные - только скандалы, только проблемы.


- И, к сожалению полномочия министров и образования, и культуры не так широки, как нам хотелось бы, так что нам нужно помогать им, создавая общественное мнение по поводу тех или иных значимых проблем, формируя запрос на разумное, доброе, вечное.


- Да, и при этом понимаете, когда Мединский и его сотрудники пытаются затронуть проблемы нравственности на экране, в театре, - тут же начинаются крики о цензуре. Подождите, господа, о какой цензуре вы говорите? Мы живем в государстве, вся культура и история, которого построена на христианстве. Так жили наши отцы, деды, прадеды и прапрапрадеды. Почему мне запрещено в своей стране, в христианской стране защищать свои права христианина? Почему одному можно свои права извращенца защищать, а мне свои ценности нельзя? Я же не говорю о том, что нужно защищать их с вилами в руках. Но суды должны действовать и принимать иски и соответствующие решения, а не бояться сказать честно, в каком государстве, с какой историей великой и как мы живем.


- Я думаю, что на этом мы с вами сегодня закончим. Но тема обширная и важная и мы к ней еще вернемся.


Беседовала Антонина АРЕНДАРЕНКО

0 Комментариев


Яндекс.Метрика