Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Дуэль на французских булках. К гонениям на фильм «Матильда»

Уважаемые читатели!


Заочная схватка между депутатом Государственной думы Н. Поклонской и кинорежиссёром А. Учителем, несмотря на то, что в ней были зачем-то упомянуты В.И. Ленин, И.В. Сталин и М. Цзэдун, - не имеет к последним никакого отношения. Просто не проклясть вождей красного XX века в перепалке - для монархиста так же немыслимо, как для украинского публициста написать о чём-нибудь и не проклясть В.В. Путина.


Напомним суть баталии: А. Учитель снял художественный фильм, каких он уже за двадцать лет снял несколько - о старинной Русской Страсти в особняках и тенистых беседках. Ранее жертвами творчества режиссёра уже становились балерина Спесивцева и сожительницы писателя Бунина, а теперь - М. Кшесинская, бывшая сожительницей как императора Николая II, так и его дяди.


Депутат Поклонская, которая ещё в бытность украинской госслужащей не скрывала своей более чем симпатии к фигуре последнего царя, выступила за проверку данного кинофильма и даже его снятие с экранов.


...Что хотелось бы отметить.


Причина схватки не в том, что пристрастие Н. Поклонской к Николаю II чрезмерно или иррационально. Объяснить и рационализировать можно всё, а апология Николая от сотен авторов занимает сотни томов.


Причина схватки также и не в том, что для творческой интеллигенции, особенно с отчеством "Ефимович", нет ничего святого. Русская Церковь пошла на причисление покойного царя к святым в период воссоединения с зарубежной церковью. Признание Николая "страстотерпцем", пострадавшим по причине своего беззлобия, никогда не отменяло для верующих исторические факты - от любовных связей канонизированного монарха до Кровавого воскресенья.


На деле перед нами - великая внутренняя баталия двух течений в таком культурном явлении, как Рокомпот (сокр. от "Россия, которую мы потеряли").


Рокомпот как ностальгия по эпохе, окончившейся сотню лет назад - всегда был противоречив. Он содержал в себе совершенно разные мотивы.


С одной стороны, потерянную Россию прославляли и прославляют как державу живой нравственности; страну высокой духовной миссии; Последний Христианский Рим; некую высшую стадию развития Святой Руси - подло, в тяжёлую минуту убитую ножом в спину врагами, внутренними и внешними.


С другой стороны, о потерянной России мечтали и мечтают как о державе безудержного шика, страстей и костюмированного кутежа. Посещение музеев, устроенных большевиками во дворцах вельмож, а также съёмки исторических фильмов сильно подорвали массовое сознание позднесоветских детей. Неслучайно именно этому виду утраченной России посвящены две, пожалуй, самые пошлые песни отечественной эстрады.




Как легко понять, эти две потерянные России в принципе друг дружку взаимно исключают. Достаточно было одной искры, малейшего пересечения, чтобы вспыхнула "битва на французских булках".


И вот она вспыхнула. Две ностальгические школы сошлись, и всем лично не заинтересованным лучше держаться подальше.


К сказанному стоит добавить одно соображение.


Как уже было сказано, монархия в России перестала существовать сотню лет назад. Гражданская война, в которой сбросившие монарха "белые" потерпели поражение от "красных" - закончилась спустя ещё четыре года, то есть тоже весьма давно. И даже формальные наследники тех "красных", поздняя советское партэлита, уже поколение тому назад совершила против своей идеологии отважную буржуазную революцию.


В связи с этим дуэли на багетах могут рассматриваться нами строго как личные причуды отечественных общественных и государственных деятелей. Которые могли бы точно так же дуэлировать по поводу рыцарского вооружения XV века, шекспировского вопроса и любых других хобби.


Важно лишь, чтобы государство не давало их увлечениям статус законов.


Источник: На Линии

0 Комментариев


Яндекс.Метрика