Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

«Бывали хуже времена, но не было подлей»…

Совсем недавно на нашем портале прошел конкурс  на лучший школьный учебник по истории России. В конкурсе  было подано около 7500 голосов зарегистрированных пользователей портала. Об итогах конкурса 13 января  писала наш коллега М.Бобкова, д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН:


http://histrf.ru/ru/uchenim/otkritoe-obsuzhdenie/post-219


 По мнению пользователей портала История.РФ – а это цвет исторической науки и лучшие учителя истории страны -  линейка лучших учебников для школы по истории России в основном состоит из трех УМК – А.Ф. Киселева – В.П. Попова (издательство «Дрофа»), Издательского центра «Вентана-Граф» - УМК под ред. Р.Ш. Ганелина и УМК авторского коллектива под руководством Д.Д. Данилова (издательство «Баласс», ОС «Школа 2100»).


Между тем в проекте приказа «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», который выложен на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти  проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения,


http://regulation.gov.ru/project/13055.html?point=view_project&stage=2&stage_id=8348


 НЕТ НИ ОДНОГО УЧЕБНИКА не только истории, но и вообще остальных предметов издательства «Баласс» - ОС «Школа 2100».


Если коллеги не знают, хочу напомнить… На основе Образовательной системы "Школа 2100" , которая существует два десятка лет, создан новый ФГОС - начального, основного и полного образования. Только в "Школе 2100" - издательстве "Баласс" есть учебники, по которым по всем предметам с 1 по 11 класс уже сегодня можно учить по новым стандартам. Другим издательствам это только предстоит создавать.


Наш коллега М. Бобкова, подводя итоги конкурса, писала: «Таким образом, совершенно очевидно, что ситуация на "рынке" учебников несколько изменилась. Линии издательства «Просвещение» практически не вошли в число лидеров, в то же время серьезно укрепили свои позиции линии издательств «Баласс», «Вентана-граф» и «Дрофа».


Делаю вывод:  исключение из списков рекомендованных и допущенных ВСЕХ учебников "Школы 2100" - издательства "Баласс", лауреата премии правительства РФ в области образования 2008 года (постановление подписано тогдашним Председателем правительства РФ, а нынче Президентом В.В. Путиным)  - это конкурентная борьба за передел прибыльного рынка учебников. И в этой борьбе побеждают не умнейшие, а сильнейшие, те, у кого есть административный ресурс.


Время для удара в спину историкам (да и всему школьному образованию в целом) выбрано удачно: общественность следит за событиями в Крыму, руководители государства заняты поддержкой крымчан, на этом фоне какой-то там приказ о рекомендованных и допущенных учебниках кажется мелочью…. Креативщикам, пробравшимся в минобрнауки (выражение В.В. Путина)  уж прямо надо сказать: новые стандарты стране не нужны, пусть господствуют устаревшие учебники методики…


Способны ли мы, историческое научное сообщество, помешать развалу школьного исторического образования, искоренению из него развивающих систем? Да, если мы будем отстаивать свою точку зрения. Пример для подражания есть.


Александр Асмолов, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования, 22 февраля, в день своего 65-летия, написал заявление  о выходе из президиума Российской академии образования, в знак протеста против уничтожения культуры достоинства образования, отрицания ценности идей вариативного образования, разрушения уникального направления культуры, связанного с замыслами выдающегося психолога Льва Выготского, создателя образовательной системы «Школа 2100» Алексея Леонтьева и др.


Александр Григорьевич в интервью «Учительской газете» (№ 9 от 4 марта, с.9) верно подметил: «…сегодняшняя ситуация кажется мне яркой иллюстрацией некрасовской строки «Бывали хуже времена, но не было подлей».(…) образование не для прибыли, оно для достоинства, для жизни, для развития».


Мы можем высказать своё мнение на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти  проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения,


http://regulation.gov.ru/project/13055.html?point=view_project&stage=2&stage_id=8348


Обращаюсь к нашему коллеге В.Р. Мединскому не только как министру культуры и  председателю РВИО, но, прежде всего, как к заместителю председателя рабочей группы по разработке Концепции единого учебника истории и всего Историко-культурного стандарта с просьбой поднять вопрос на заседании правительства о компетентности тех, кто в Министерстве образования и науки не услышал наше мнение, мнение  профессионалов … До конца обсуждения проекта приказа о рекомендации и допуске учебников осталось 8 дней. Еще можно успеть всё исправить…


 


 

11 Комментариев

  • Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

    Я понимаю остроту момента. Понимаю Ваши эмоции. Но считаю себя обязанным обозначить некоторые вещи, которые должны быть названы своими именами в этой ситуации.
    1. Боюсь, что мы до сих пор не понимаем алгоритма принятия решений в системе госуправления. Логика чиновника существенно отличается от логики ученого или педагога (да и последних две не тождественны между собой). В этой логике имя Выготского или ОС "Школа 2100" не являются решающими аргументами и, скорее всего, такие заявления будут истолкованы не верно. Есть подозрение, что для Минобра сам по себе учебник (да и стандарт) ПО ОДНОЙ ИЗ ДИСЦИПЛИН - является проблемой даже не третьестепенной важности. Очевидно, приоритет отдается работе по проработки нормативной базы в соответствие с новым "Законом об образовании" и потому любые резкие заявления по менее значимым проблемам будут скорее всего игнорироваться. Да, это можно понимать как оскорбление профессионального сообществу и нарушение этики принятия решений после конкурса и всей проделанной работы, но разница приоритетов очевидна.
    2. Проблема усугубляется тем, что МинОбр очевидно не видит какого-то коллективного консолидированного партнера в лице проф. сообщества историков. Как показали события вокруг реорганизации РАН, общество и государство видит в историках (вернее - в работниках науки и образования) исключительно госслужащих особой категории, но никак не профессиональное сообщество. Для государства речь идет о вопросах субординации, для общества - это внутриведомственная проблема. Ученые, как правило, не являются участниками экономических процессов, находятся на госфинансировании и, самое прискорбное, не создают самостоятельной повестки вопросов. Даже там, где они обязаны - в декабре 2012 года был принят новый Закон об образовании (правоустанавливающий документ в этой сфере!). В сентябре 2013 г. он вступил в силу (уже прошла половина учебного года!) - есть ли какая-то консолидированная реакция? Были ли отрефлексированы базовые параметры этого документа? Вот уже почти полтора года живем с этим документом, а профессиональное сообщество историков что-нибудь сказало на тему "Дополнительные профессиональные образовательные программы по истории"? "Дополнительные образовательные программы по истории"? "Дистанционное обучение"? А ведь это базовые параметры нового закона (и новый концепции образования), которые, по идее, вполне способны компенсировать даже заведомо ошибочное решение с учебником. А поскольку такой активности нет, с нами и не считаются. И не будет считаться никто, пока мы не начнем реагировать на эти вещи. Увы.
    М.б. я пишу сейчас резко, но я надеюсь на понимание.

  • Наумов Леонид Анатольевич / к.и.н., Заслуженный учитель РФ

    Убежден, что учебники линии "Школы 2100" необходимы в современной школе. По моему мнению это на данный момент одна из лучших по истории. Отказ от нее - большая ошибка.
    Л.А.Наумов. к.и.н., Заслуженный учитель РФ, директор гимназии 1505 (Москва)

  • Соловьева Елена Анатольевна / к.и.н.

    Полностью поддерживаю. Формирование федерального перечня вызывает сплошные вопросы. В последние годы наконец-то появилась возможность и работать с удовольствием, и получать результат, используя УМК "Школы 2100". Такого проработанного комплекса, включающего и тетради, и контролирующие материалы, и электронную поддержку больше просто нет. Учитывая то, что учебники истории прошли все экспертизы, тем более непонятно составление перечня, который лишает нас права выбирать.

  • Горожанина Марина Юрьевна / к.и.н., доцент

    Новый федеральный перечень рекомендуемых учебников, является ярким доказательством истинных целей, реформирования отечественной системы образования. Мы делаем вид, что реформируем, вы делаете вид, что реформируетесь! Главное не повышение качества знания, а сам процесс. Вот ответ на вопрос: «почему мы все ходим по замкнутому кругу». Сегодня реформы идут по принципу: " шаг вперед, два назад". Очень грустно от такой ситуации!
    Полностью поддерживаю мнение Г. Бакуса. Но в то же время считаю, что еще не все потеряно. Предлагаю написать открытое письмо в министерство обрнауки и во все сопутствующие инстанции с аргументацией необходимости включения учебников "Школы 2100" - издательства "Баласс"в список рекомендуемых изданий. Я думаю, проблем со сбором подписей не будет. Просто промолчать в этой ситуации, с моей точки зрения, более чем не уместно.

  • Петрович Владимир Глебович / к.и.н.

    Спасибо, уважаемая Марина, за поддержку! Предлагаю текст открытого письма министру образования и науки Д.В. Ливанову. Министру образования и науки РФ
    Д.В. Ливанову

    Уважаемый Дмитрий Викторович!

    7 марта 2014 г. на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения размещен проект приказа «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
    Мы с удивлением обнаружили, что в проекте данного приказа совершенно отсутствуют учебники ОС «Школа 2100» - издательства «Баласс». Между тем, 13 января с.г. нами были подведены итоги конкурса на лучший школьный учебник истории, в ходе которого было подано около 7 500 голосов зарегистрированных пользователей портала.
    По мнению пользователей портала История.РФ – а это цвет исторической науки и наиболее квалифицированные учителя истории страны - линейка лучших учебников для школы по истории России в основном состоит из трех УМК – А.Ф. Киселева – В.П. Попова (издательство «Дрофа»), издательского центра «Вентана-Граф» - УМК под ред. Р.Ш. Ганелина и УМК авторского коллектива под руководством Д.Д. Данилова (издательство «Баласс», ОС «Школа 2100»).
    На основе Образовательной системы "Школа 2100" , которая существует два десятка лет, создан новый ФГОС - начального, основного и полного образования. Только в "Школе 2100" - издательстве "Баласс" есть учебники, по которым по всем предметам с 1 по 11 класс уже сегодня можно учить по новым стандартам. Другим издательствам это только предстоит создавать.
    В 2008 году авторы этих учебников получили Премию Правительства Российской Федерации за подписью В.В.Путина за научную разработку образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках, а в 2014 году комиссия Минобрнауки отказалась даже принимать к рассмотрению эти учебники, несмотря на положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертиз! В результате более 100 учебников "Школы 2100" по всем предметам для 1 - 11 классов не включены в проект Федерального перечня учебников на 2014-2017 годы.
    Мы просим Вас, как министра образования и науки РФ и заместителя председателя рабочей группы по созданию Историко-культурного стандарта и концепции единого учебника истории пересмотреть безответственное, несправедливое и противоправное решение чиновников Минобрнауки РФ и включить учебники Образовательной системы "Школа 2100" в новый Федеральный перечень. Дайте возможность думающим учителям России самим выбирать, какие учебные книги больше подходят для их детей!

  • Горожанина Марина Юрьевна / к.и.н., доцент

    Мне кажется, звучит достаточно аргументировано. Единственное, я бы слегка смягчила концовку. " Мы просим Вас, как министра образования и науки РФ и заместителя председателя рабочей группы по созданию Историко-культурного стандарта и концепции единого учебника истории, как человека, которому не безразлична судьба российского образования не допустить пренебрежительного отношения к мнению профессионалов, к мнению, тех, кто многие годы занимается преподаванием истории и включить учебники Образовательной системы "Школа 2100" в новый Федеральный перечень. Дайте возможность учителям, радеющим за свое дело самим выбирать, какие учебные книги больше подходят для их детей!"
    И можно начинать сбор подписей, задействовав все возможные эл. ресурсы. Надеюсь, эксперты портала истории РФ, поддержат это письмо и окажут содействие в его продвижение.

    • Петрович Владимир Глебович / к.и.н.

      Спасибо, уважаемая Марина, за предложение! Женщинам свойственно смягчать ситуацию и в данном случае это верный ход.Согласен с Вашим вариантом концовки. Думаю, теперь слово за редакцией нашего портала, которая выполнит необходимую процедуру - опубликует текст письма и организует сбор подписей. У нас ТОЛЬКО неделя до возможного принятия решения Министерством образования и науки...

  • Петрович Владимир Глебович / к.и.н.

    Таким образом, окончательный текст открытого письма Д.В. Ливанову будет выглядеть следующим образом:
    Министру образования и науки РФ
    Д.В. Ливанову

    Уважаемый Дмитрий Викторович!

    7 марта 2014 г. на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения размещен проект приказа «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
    Мы с удивлением обнаружили, что в проекте данного приказа совершенно отсутствуют учебники ОС «Школа 2100» - издательства «Баласс». Между тем, 13 января с.г. нами были подведены итоги конкурса на лучший школьный учебник истории, в ходе которого было подано около 7 500 голосов зарегистрированных пользователей портала.
    По мнению пользователей портала История.РФ – а это цвет исторической науки и наиболее квалифицированные учителя истории страны - линейка лучших учебников для школы по истории России в основном состоит из трех УМК – А.Ф. Киселева – В.П. Попова (издательство «Дрофа»), издательского центра «Вентана-Граф» - УМК под ред. Р.Ш. Ганелина и УМК авторского коллектива под руководством Д.Д. Данилова (издательство «Баласс», ОС «Школа 2100»).
    На основе Образовательной системы "Школа 2100" , которая существует два десятка лет, создан новый ФГОС - начального, основного и полного образования. Только в "Школе 2100" - издательстве "Баласс" есть учебники, по которым по всем предметам с 1 по 11 класс уже сегодня можно учить по новым стандартам. Другим издательствам это только предстоит создавать.
    В 2008 году авторы этих учебников получили Премию Правительства Российской Федерации за подписью В.В.Путина за научную разработку образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках, а в 2014 году комиссия Минобрнауки отказалась даже принимать к рассмотрению эти учебники, несмотря на положительные заключения научной, педагогической и общественной экспертиз! В результате более 100 учебников "Школы 2100" по всем предметам для 1 - 11 классов не включены в проект Федерального перечня учебников на 2014-2017 годы.
    Мы просим Вас, как министра образования и науки РФ и заместителя председателя рабочей группы по созданию Историко-культурного стандарта и концепции единого учебника истории, как человека, которому не безразлична судьба российского образования, не допустить пренебрежительного отношения к мнению профессионалов, к мнению, тех, кто многие годы занимается преподаванием истории и включить учебники Образовательной системы "Школа 2100" в новый Федеральный перечень. Дайте возможность учителям, радеющим за свое дело, самим выбирать, какие учебные книги больше подходят для их детей!

  • Бобкова Марина Станиславовна / д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН

    Уважаемые коллеги! Подписать открытое письмо Министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову можно по адресу: https://mypetition.ru/petition/531
    Подписи собираются до 21 марта.

  • Петрович Владимир Глебович / к.и.н.

    Уважаемая Марина Станиславовна! Большое спасибо за размещение текста петиции от нашего портала! Подписал сам и буду рекомендовать всем заинтересованным в судьбе российского образования!

  • Бобкова Марина Станиславовна / д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН

    Рынку учебной литературы грозит передел и монополизация, написала сетевая "Газета.Ру" со ссылкой на анонимные источники в отрасли, знакомые с ситуацией http://www.gazeta.ru/social/2014/03/14/5950461.shtml

    Собеседники "Газеты" предположили, что официальные причины, по которым учебные пособия были исключены из перечня, - просрочка с предоставлением документов, ошибки в оформлении экспертиз - являются лишь предлогом для "зачистки" рынка учебной литературы в интересах одного из участников.

  • Петрович Владимир Глебович / к.и.н.

    Читал этот материал и совершенно с ним согласен. Просто чиновники Минобрнауки не ожидали такого шквала народного мнения об учебниках. Сегодня заканчивается всенародное обсуждение проекта приказа министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
    Для чего проекты основополагающих документов выкладываются на обсуждение? Смею надеяться, чтобы услышать мнение народа. За эти две недели профильное министерство это мнение услышало. Тысячи ученых, учителей, родителей выступили в защиту учебников издательства «Баласс» - ОС «Школа 2100», обратившись к высшему руководству страны, публикуя своё мнение в СМИ и Интернете, в том числе и на нашем портале. Это произошло не только потому, что Образовательная система «Школа 2100» – единственная развивающая, полностью соответствующая ФГОС основного и полного общего образования, охватывающая своими учебниками все ступени школьного образования, с 1 по 11 классы, официальной признанная, лауреат премии Правительства РФ в области образования 2008 г.
    Обсуждение проекта приказа об утверждении федерального перечня учебников пришлось на время революционных перемен в сознании россиян, которые на примере Крыма и его жителей воочию поняли, что народ является единственным источником власти в нашей стране. Сегодня нельзя не слышать свой народ. Чиновники не могут работать по-старому. Надеюсь, что лично министр Д.В. Ливанов покажет свою государственную мудрость и вернёт учебники издательства «Баласс» - ОС «Школа 2100» в школы России, дав возможность миллионам школьников и сотням тысяч учителей учиться и учить по тем учебникам, которые они выбирают...
    Слово за господином Д.В. Ливановым...


Яндекс.Метрика