Фильм о Зое Космодемьянской. Сделать пожертвование

Фильм о Зое Космодемьянской

Пожертвовать

На памятнике героя 1-й мировой православные скауты увековечили себя

Ранее я уже писал о том диком инцеденте в Калининградской области, когда общественная группа "Последние герои империи" (Михаил Черенков и о. Георгий Бирюков) под видом братской могилы русских воинов, героически погибших в фервале 1915 г., обустроили немецкое гражданское кладбище. На этом они не остановились ,и даже начали в социальной сети обсуждать установку памятника погибшему там поручику Нечаеву, правда, сопроводив это обсуждение фотографией нигилиста С. Нечаева (за замечание поблагодарили, а потом послали в одно неопределенное место). Однако дилетантство людей граничит с тщеславием. Наблюдать за этой деятельностью и сопровождающейся жесткой полемикой потому интересно, т.к. это вскрывает особенности нашего отношения к прошлому.

Так вот на днях в пос. Лесное на братском захоронении русских солдат они установили плиту и православный крест! Можно лишь радоваться общественной инициативе, которая не забывает о героях, но, увы, и о себе. Под надписью "Помолись путник о последних героях империи. 11 неизвестных русских воинов лежат здесь" красуется некий логотип. По фотографии сложно различить подпись: "Ятвягия". Именно так называлась одна из земель языческой Пруссии, а ныне - молодежная общественная организация русских патриотов во главе с православным (!) священнником о. Георгием.

Оставим коммерческую деятельность калининградских скаутов в стороне и зафиксируем факт, пусть ясные и ранее, но ныне подтвержденный неопровержимыми доказательствами: для определенного круга людей саморепрезентация и самоувековечение (пока еще в камне) значит намного больше, нежели память о защитниках отечества. К сожаление, это можно связать лишь с доминированием индивидуализма, когда даже самая правильная, высокая и священная деятельность выхолащивается, поскольку те, кто ее осуществляют, тем самым стремятся к утверждению самих себя в публичном пространстве.

Высекать собственный логотип на памятнике русским воинам-героям есть кощунство, о котором нельзя молчать

2 Комментария

Коваленко Надежда Вячеславовна / Преподаватель архивоведения, ГАУГН

Такие вещи, по-моему являются в том числе следствием отсутствия внятной и обстоятельной политики в области восприятия героического прошлого и своей истории со стороны государства. В отсутствии продуманной и удовлетворяющей запросы линии сверху снизу будут возникать самые разные, в том числе одиозные формы с участием и не вполне порядочных личностей. Здесь ситуация отчасти напоминает происходившее в области религии в синодальный период и отчасти в период Перестройки (и возможно в наше время в недалекой перспективе): нет достойных и достаточных действий и линии сверху, в результате создается как бы духовный вакуум, который наполняется всем, чем угодно. В качестве примера этой негативной ситуации, кстати, и коммерциализация что ли в историческом поле, создание на наиболее значимых исторических сюжетах типичных продуктов массовой культуры с претензией на историзм.

Бакус Григорий Владимирович / руководитель проекта Russian Warfare. XX Century.

В связи с Вашим сообщением мне вспомнилась история восьмилетней давности, которую рассказывала моя знакомая. На археологической практике группа студентов-историков в порядке оказания помощи была привлечена к уборке территории, прилегающей к церкви (сельская местность в одном из районов Тверской области). Тамошняя бабушка, взявшая на себя роль распорядителя, выдвинула требования: облагородить кладбище внутри церковной ограды. Понимала она эту задачу весьма креативно и требовала, чтобы надгробия попредставительней были перенесены на самые видные места, а то что на этих местах располагалось на тот момент... - я думаю, далее Вы можете догадаться о сути пожеланий. Как я понимаю, эту милую бабулю не тяготили комплексы индивидуализма, равно как и недостатки государственной политики. Как быть с таким благонамеренным вандализмом? Мое мнение - здесь проблема в недостатке элементарной культуры и пассивной роли историков. Результат: большая часть населения "варится в собственном соку", строит мифологические картины исходя из собственных утилитарных потребностей. Проблема в том, что существенная часть населения воспринимает прошлое как сферу непосредственного приложения своей жизненной активности. Воспринимает могилы людей, которые жили всего на 3-4 поколения раньше нас, как объект отходного промысла ровно также, как народы Крайнего Севера в XIX веке относились к ископаемым мамонтам. Ровно поэтому Молоток.ру забит свеженькой "копаниной". В любом случае все эти эпизоды необходимо вытаскивать на свет божий и предавать огласке. Здесь должен действовать принцип zero tolerance со стороны профессионального сообщества историков. Hier stehe ich und Ich kann nicht anders

Пахалюк Константин Александрович

согласен. Думаю, проблема лежит на фундаментальном уровне, а именно: в обществе (именно в обществе, а не проф. сообществе историков) не решено, как относиться к истории. И тем более вопрос должен решаться особо в "пограничном" (в социологическом, а не географическом) плане регионе- Калининградская область. Принцип "история есть священная ценность" и любую историю надо сохранять очень удобен для "центральных" земель (там где и шло историческое зарождение государства), поскольку он прекрасно совмещается с национальной идеей и подхватывается различными группами патриотов и националистов. В Калининграде же этот самый принцип ведет к увековечению немецкого прошлого, развитию толерантности. Соответственно, происходит конфликт, с одной стороны, между т.н. "либералами" (которые исповедуют этот принцип), а с другой, т.н. "националистами", которые за русскость и уничтожение немецкого. И здесь мы видим парадокс: именно те силы, которые громче всех говорят о Высоком, Великом и Прекрасном, те силы, которые в любом государстве обычно стоят за защиту истории, готовы собственными руками конструировать прошлое так, что кости летят в разные стороны.
Проблема того, что мы никак не можем определиться к нашему отношению к прошлому, отражается и на лингвистическом уровне. Мы все привыкли: "праздновать день Победы", "праздновать победу в Бородинском сражении" и пр. Мы все время празднуем. На обыденном уровне слова траура прекрасно употребляются лишь к 22 июня. И вот стает проблема: как обозначить те мероприятия, которые будут проводиться к 1 августа (день начала 1-й мировой). Отмечать ее начало (как пишут часто)? Жестоко. Торжественные мероприятия? Возможно, он опять-то - торжественностью здесь и не должно пахнуть. "Торжественные мероприятия в честь Первой мировой" - звучит дико. Конечно, можно подумать и написать, что-то типа: "почтить память погибших и пр.", однако наш общественный дискурс, судя по материалам газет, сторонится подобной трагичности. Мы все привыкли либо праздновать, либо, как минимум, устраивать торжественные мероприятия. Сопротивление со стороны дискурса приводит, например, к появлению вот таких уродцев: "11 ноября 2013 года в 12.00 на захоронении русских и немецких солдат расположенном, на территории МОУ ФОК г.Гусева, состоится траурно-праздничное мероприятие посвященное 95-годовщине окончания Первой мировой войны." (http://www.gusev-online.ru/news/obshestvo/3469-11-noyabrya-na-zahoronenii-soldat-raspolozhennyh-na-territorii-foka-proydet-traurno-prazdnichnoe-meropriyatie.html).