Фильм о Зое Космодемьянской. Сделать пожертвование

Фильм о Зое Космодемьянской

Пожертвовать

Алексей Сизов

Пост не опубликован и находится на модерации.

Искусство войны. Первая мировая: минная война и крейсерский блеф русских

Грозный и в наши дни вид вооружения - морские мины - был известен как минимум с середины XIX века. Но именно Россия в Первую мировую войну поставила минное дело на поток, заодно наши впервые догадались маскировать минные заградители под корабли других типов.

Расклад сил на Балтийском море в Первую мировую войну был явно не в пользу России. Преимущество немцев трудно даже классифицировать — слово «подавляющее» не совсем подходит. Скорее можно сказать, что по сравнению с Германией у России флота на Балтике фактически не существовало. К примеру, одним из лучших русских кораблей был броненосец «Слава» с четырьмя 305-мм орудиями главного калибра, построенный по тому же типу, что и погибшие в Цусимском сражении 1905 года «Князь Суворов» и «Бородино». В немецком же «Флоте открытого моря» насчитывалось 16 линкоров дредноутного типа, каждый из которых превосходил «Славу» в огневой мощи в 2-3 раза. На первом этапе войны Россию спасало одно обстоятельство — мелководность Балтики, по которой немецкие сверхлинкоры пройти не могли. Однако, начиная с 1914 года, обе стороны постоянно вели дноуглубительные работы, чтобы обеспечить проход своим крупным кораблям. В этой ситуации для России минная война была чуть ли не единственным методом успешной обороны. Надо отдать должное русским минёрам — в своём деле они достигли просто-таки шедевральных успехов. Один из ярких примеров — операция 19 ноября 1914 года.

Морские мины Первой мировой войны.

Здесь необходимо сделать уточнение по терминам: класс кораблей «миноносцы», несмотря на название, не имел отношения к установке мин. Эти суда правильнее было бы назвать «торпедоносцами», но именно торпеды на русском флоте изначально назывались самодвижущимися минами — отсюда и «миноносец», «эсминец» (т. е. эскадренный миноносец). Оружие впоследствии переименовали, а имя кораблей осталось прежним. Непосредственно же установкой морских мин занимались совсем другие суда — минные заградители, первый из которых накануне русско-японской войны 1904-1905 годов построил выдающийся и ныне незаслуженно забытый изобретатель, морской офицер В.А.Степанов. Судно могло устанавливать до десятка мин в минуту. К сожалению, первый корабль под названием «Енисей» погубил своего создателя и капитана (при очередном минировании одна из мин всплыла и, пытаясь её уничтожить, «Енисей» подорвался на собственном заграждении — Степанов погиб вместе с судном). Впрочем, несчастный случай не помешал оценить преимущества нового вида вооружения. Цифра говорит сама за себя: на коммуникациях Балтики в Первую мировую войну были установлены 35 тысяч морских мин!

Главный идеолог операции 1914 года, начальник отряда заградителей Василий Александрович Канин. Год спустя ушел на повышение, став вице-адмиралом и возглавив весь Балтийский флот.

Однако заградитель должен был работать скрытно, и в то же время его нежелательно было оставлять без конвоя. Командование Балтийского флота (в первую очередь — контр-адмирал В. А. Канин, начальник отряда заградителей), планируя очередную операцию, придумало хитрую уловку — замаскировать минирование под обычный рейд крейсеров. Крейсерские рейды — этакое законное пиратство: несколько кораблей отправлялись на морские коммуникации противника — перехватывать торговые суда, обстреливать прибрежные города, в общем, натурально разбойничать. Как правило, неприятельский флот не успевал перехватить этих «пиратов», которые, сделав своё черное дело, благополучно скрывались в портах. Для немецких разведчиков русский минный заградитель «Амур» должен был изображать крейсер-рейдер, для чего ему даже установили третью, фальшивую трубу. Отряд из четырех «крейсеров» (три из них, впрочем, были настоящими, а четвертый — замаскированный заградитель) в ночь на 19 ноября вышел к острову Эланд, где предполагалось установить мины. Место было выбрано не случайно — на морских путях у шведского Эланда (эта страна, формально оставаясь нейтралом, на деле всячески поддерживала Германию) шла активная морская торговля.

Минный заградитель «Амур», сыгравший роль лже-крейсера. Корабль был друхтрубным, так что для полного сходства с крейсерами пришлось приделать третью, фальшивую трубу.

Чтобы придать лже-рейду убедительности, три крейсера, которые сопровождали «Амур» — «Рюрик», «Олег» и «Богатырь» — отделились и направились к острову Готланд, стремясь «засветиться» перед противником именно там. Минному же заградителю предстояла нелегкая задача: поставить у Эланда мины в штормящем море, в темноте, на палубах, по колено залитых водой. Тем не менее, всё заграждение было успешно выставлено — корабль не потерял ни одной мины и ни одного человека, что говорит о высоком профессионализме русских минёров. Утром 19 ноября ложный «крейсер» благополучно соединился с остальным отрядом. Немцы, как и рассчитывало русское командование, сочли эту вылазку обычным рейдом — абсолютная мелочь в масштабах глобальной войны.

Современная карта местности, где прошла операция.

Такое невнимание дорого обошлось немецким стратегам: на русских минах они с самого начала войны теряли не только торговые, но и серьезные боевые суда. Так, ровно пару лет спустя после операции «крейсеров», в ноябре 1916-го, германский отряд из 11 новеньких миноносцев потерял на минах сразу семь кораблей! А вот англичане, которым с их сильнейшим флотом в мире, казалось бы, можно было не опасаться вообще никого, русскую тактику оценили: британцы даже выписывали себе нашу технику и специалистов.

Это интересно! Изобретатель минных заградителей В.А.Степанов предложил русскому флоту еще один судьбоносный проект — первого в мире броненосца дредноутного типа. Причем это произошло еще в 1884 году, то есть за 20 лет до начала «дредноутной эры»! К сожалению, проект не оценили и сдали в архив. Если бы «степановские» броненосцы участвовали, скажем, в Цусимском сражении в 1905 году, это увеличило бы мощь главных калибров русского флота как минимум вдвое.

 

Чертеж корабля дредноутного типа — британского «Ориона». «Степановские» материалы, увы, не сохранились.


Просмотры: 3
Оценить:
0 Комментариев