Выступление Помощника Президента РФ В.Мединского на Форуме «Армия - 2021»
Выступление Помощника Президента РФ В.Мединского на конференции «Психологическая оборона. Информационное противоборство в условиях ментальной войны»
Форум «Армия - 2021», 25 августа 2021 г.
Тема конференции – «Психологическая оборона». Но военные знают – лучший способ обороны – это наступление. В такой парадигме – наступления, на фронте защиты исторической правды мы и поговорим. Но сначала хочу сказать, что многое делается в этом направлении Минобороны, лично Сергеем Кужугетовичем.
Всего не перечислить: этот форум «Армия», парки «Патриот», базы данных «Память и Подвиг народа», многолетнее сотрудничество РВИО и Минобороны (как соучредителя РВИО) – особенно в лице Управления по увековечиванию памяти погибших и Центрального архива, и общая работа над мемориалами и памятниками. Ближайшие примеры последнего года - не могу не отметить три новых мемориала, напрямую связанных с нашей воинской славой и исторической трагедией – Мемориал Невской битве у Чудского озера, мемориал к 100-летию Гражданской войны в Севастополе. Этот мемориал был недавно открыт при личном соучастии представителей, подчеркну, всех парламентских партий нашей страны. Кстати, это единственный такой мемориал на территории бывшего Советского Союза.
Специальная программа увековечивания памяти видных командиров царской армии, потом РККА, советской разведки, чей вклад в подготовку и строительство нашей обороны мы совсем забыли, потому что их имена оказались стерты из учебников, из памяти, отовсюду в конце 30х. Таких фигур как маршал Егоров, генерал Штерн, генерал Смушкевич, разведчик Берзин, десятки. Мы проявим уважение к их памяти хотя бы сейчас, 80 лет спустя. Их именами назовут улицы, скверы, появятся бюсты, памятные доски.
Не могу не отметить и уникальный Музей истории военной формы на Большой Никитской. Ему всего год, но он уже обрел поразительную популярность среди всех любителей истории нашей армии, особенно молодежи. <…>
Помимо этого, на счету нашего общего детища только в части военной монументальной пропаганды за последний год - Ржевский мемориал, памятники военачальникам от Рокоссовского до Василевского. Установлены памятники генералу Котляревскому, маршалу Неделину, десятки мемориалов Героям Первой мировой войны от Москвы до Калининграда, десятки восстановленных воинских захоронений, благоустроенные парки с новыми воинскими мемориалами в регионах, сотни бюстов героям и более 3 000 памятных досок на школах и училищах, где учились герои Советского Союза, полные кавалеры Орденов Славы и полные Георгиевские кавалеры. Памятники нашим воинам за рубежом – в Словении, Австрии, Франции, Сербии - если я только возьмусь перечислять элементы этой одной программы – программы мемориальной пропаганды, реализуемой в основном скромными внебюджетными силами РВИО при поддержке Минобороны и Минкультуры – это займет все время моего выступления.
***
Во исполнение Указа Президента недавно создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению – это также рубеж защиты культурного суверенитета нашей страны. В состав МВК от Минобороны войдет статс-секретарь – замминистра обороны Николай Александрович Панков. Уверен, это будет новый этап нашего сотрудничества и взаимодействия.
Несколько слов о будущей комиссии. Она еще не оформлена поименно, только Указ вышел. Однако реакция на это событие части общественности показательна. Мы внимательно ее изучили.
«Коммерсант» сообщает: «По оценкам Международной федерации за права человека (FIDH), в России растет давление государства на историков и журналистов, изучающих историю советского периода».
«Радио Свобода»: Комиссия будет «очередным органом подавления свободной мысли»; страшно за «судьбу исторической науки в России»; «от нее нужно ждать угроз… Будут бить по рукам, по головам... Будет опасная комиссия».
«Новая газета»: «Табуированными для научного обсуждения оказываются целые эпохи. Если вы российский исследователь, вам лучше ничего не писать про Вторую мировую войну вообще».
С чего бы такие тревоги?
Потому что есть такая выдуманная картина мира, в которой наше государство, исторически, так сказать, является «врагом свободы» и собственных граждан. Вспомните титульный ролик в Ельцин-Центре о смыслах истории России, встречающий на входе каждого посетителя, в свое время изящно разложенный Никитой Сергеевичем – он именно об этом.
Кому нужен негативистский взгляд на отечественную историю и пройденный страной путь? Тем и тому, кто хочет заменить у народа свое самоощущение и свою самоидентификацию народа-победителя, сменить ее на самоощущение и самоидентификацию народа-жертвы, народа-преступника.
На самом деле – задумайтесь: любая секта вербует новых адептов на базе отрицания «официальной» науки, будь то физика, биология, медицина и т.д. На самом деле земля плоская, так? - А движение солнца и луны – проекции на куполе, которым она сверху накрыта. Об этом просто «вопиют» в медиа отдельные деятели культуры. Так почему об этом молчит официальная наука? – Всех запугали, или купили. - Кто? – Власти. Мировая закулиса. Инопланетяне.
Тот же прием применяется и в нашем случае: сначала утверждается, что история России веками переписывалась, искажалась в угоду власти. Какой власти? Романовым, Советам, теперь, наверное, «Единой России». Поэтому все, кто верит официальной науке – профаны. «Подлинным», тайным знанием владеют только какие-то «вольные историки». Вольные, но очень публичные. Правда, когда дело доходит до конкретных примеров, получается анекдот. В эфире на исторической передаче в канун Куликовской битвы заявляют, что Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского, а Пересвет и Челубей вообще никогда не существовали в природе. Хочу прямо пригласить их в церковь Рождества в Симоновой слободе, посмотреть на место захоронения Пересвета. Хотя, подозреваю, скажут, что «единороссы его подделали в тайном сговоре с монахами Симонова монастыря и Карамзиным, летописи тоже искусственно состарили».
Причем, заявляется - таково мнение «исторической науки».
Хочу в рамках психологической разрядки на заседании комиссии обсудить с представителями Академии наук, которые войдут в состав комиссии, такой случай. Какой-то персонаж из Новосибирска умудрился оказаться в кабинете у следователя с объяснительной из-за публикации где он написал, что «Александр Невский – коллаборационист, «власовец», Ледового побоища не было, это «пограничная стычка». Он там побывал, сразу стал звездой медиа, обиженной жертвой, и, не моргнув глазом, начинает сетовать:
«я думал, что кабинет следователя не место для академических дискуссий», «об истории надо дискутировать на страницах академических журналов…».
Но если все историки на страницах своих журналов начнут дискутировать на языке Фейсбука, то действительно – в науке наступит полный крах. Я, конечно, не считаю, что подобных персонажей надо как-то мучить, у СК много другой более важной работы. Но этот пример – типичен, имя им – легион. Пока мы все отмалчивались «в тряпочку», пока все 90-е экспериментировали с преподаванием в школе по сотне взаимоисключающих учебников истории, написанных под копирку на иностранные гранты, выросло целое поколение, воспитанное на сознательной лжи, на манипуляциях с фактами. Поколение, которому можно заложить в голову все что угодно, и подобный бред в Фейсбуке они воспримут как 100% истину, как факт истории.
Кстати, интересно, у меня давно напрашивается вопрос – с какой стати, мы продолжаем называть этих людей пропагандистов от антиистории либералами? Потому что они сами себя так называют?
Ведь основные ценности либерализма — это свобода, разум и собственность. Это вера в человека и его способность к развитию.
Для людей, «приватизировавших» понятие либерализма в России, характерно обратное.
- Они абсолютно нетерпимы к чужому мнению; они понимают свободу слова исключительно как свободу для себя и своей собственной точки зрения.
- Их свобода исторической мысли – это право на переписывание прошлого, в основе которого - уничижительное, ерническое отношение к нашим героям.
- Они не приемлют ценности разума – ибо считают несогласное с ними общество (большинство) «неразумным», присваивая себе право выступать от имени «всех порядочных людей». Каждый раз, когда оказывается, что большинство расходятся с ними во мнениях, они объявляют это большинство «больным», «отсталым», купленным или запуганным властью.
Истинные либералы - уж по правде говоря – это мы.
И поэтому всегда говорю о необходимости разговаривать с обществом об истории не языком оценок и манипуляций, а только с опорой на факты и документы. Призываю не навязывать оценки, а отталкиваться от того, что называется коллективной народной памятью. Споры же и дискуссии о той или иной личности, событии были, есть и будут. Это нормально. Ненормально что-то вычеркивать из исторической памяти, впадать в бездумное восхваление или порицание, давать оценки, исходя из сегодняшних представлений о морали, праве, добре и зле.
Исходя из принципа историзма, мы не имеем права сравнивать Петра I и Ивана Грозного с Махатмой Ганди и принцессой Дианой, даже сравнивать их с современными им правителями. Если сравнить Ивана Грозного с современными ему правителями, то по нашим гуманистическим меркам он может и ужас, но совсем не ужас-ужас по меркам той эпохи. Как говорил Лао-Цзы, никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.
Нам нужны не «оловянные солдатики» с уровнем знания своей френд-ленты в соцсетях, нам, здравомыслящим людям, подлинным либералам (я, конечно слегка троллю),нужны сложные люди, способные мыслить не в двоичной системе простых ответов да/нет, черное/белое, и даже не в системе мальтипл чоис ЕГЭ _ уж простите меня – а люди с развитым критическим мышлением, способные отличить факт от его интерпретации, а знание – от мнения. Люди, способные выстроить свое мнение на основе собственных размышлений, а не на основе эмоциональных постов в соцсетях.
Что касается преподавания истории в школе. Многие из здесь собравшихся крайне скептически относятся к ЕГЭ. Его, безусловно, надо очень сильно совершенствовать и доводить до ума, и точно не оставлять единственным критерием оценки, особенно в гуманитарных науках. В этих условиях, конечно, я убежден, когда образование сориентировано в основном на сдачу обязательных ЕГЭ, а их у нас два для получения аттестата, если система ЕГЭ сохраняется и будет совершенствоваться, нужен обязательный ЕГЭ по истории. Я не могу понять, почему история менее важный предмет, чем математика и русский язык.
Помимо этого, мы должны дать больше свободы учителям истории в определении форм и методов преподавания. Мы должны сделать так, чтобы инициативный творческий учитель мог рассказать об истории в театре на историческом спектакле, в музее, в кино, сдвоить уроки. Мы почему-то думаем, если у нас на уроках в курсе преподавания истории не будет нашей идеологии, не будет нашей научной концепции, как это было в советские годы, то преподавание истории в школе будет чистеньким, беленьким, объективным, деидеологизированным. Не будет. Жизнь показывает – если нет нашей идеологии и нашей концепции, будет чужая идеология и чужая научная концепция. Дети – это святое, а свято место пусто не бывает.
Поэтому я вижу будущую деятельность МВК не в обороне против клеветников России, отрицателей и хулителей памяти. Я вижу будущую деятельность комиссии в улучшении качества преподавания и популяризации истории на всех уровнях школ, в активной контрпропаганде, наступлении на невежество, в разоблачении технологии манипуляций историческими фактами. Это и есть историческое просвещение в широком смысле.
История - не только наука о прошлом. Это также наука о настоящем и будущем. Какое будет наше будущее – во многом зависит от того, как мы относимся к изучению опыта прошлого, как оно нас мотивирует на движение вперед, какой опыт мы извлекаем из ошибок.
Призываю вас всех, кто понимает это, к общей совместной работе.
Новое
Видео
Разрядка и второй этап «Холодной войны»
Разрядка и второй этап «Холодной войны»
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.