Версия для печати
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОНБАССА (ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА)

Аннотация. В статье проанализированы особенности функционирования системы средств массовой информации Донбасса (на примере ГСУП ГТРК ЛНР) на современном этапе. Основной акцент сделан на содержании телевизионных проектов, посвящённых памяти о Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: средства массовой информации, Донбасс, Великая Отечественная война.

 

Abstract. The article analyzes the features of the functioning of the Donbass region mass media system (on the example of the State Unitary Enterprise GTRK LPR) at the present stage. The main emphasis is placed on the content of television projects dedicated to the memory of the Great Patriotic War.

Key words: mass media, Donbass, Great Patriotic War.

 

Неугасимая важность темы Великой Отечественной войны для исторической памяти народных республик Донбасса не удивительна, если вспомнить о чрезвычайной интенсивности и масштабах военного лихолетья в этой части Русского мира. Опыт войны оказался здесь особенно травматичным – беспрецедентные человеческие потери, разрушенная инфраструктура, проводимая нацистами тактика «выжженной земли». И, несмотря на неизмеримый масштаб страданий Донбасса, территория которого в годы Великой Отечественной войны подверглась полной оккупации и опустошению, в мировом медиавосприятии ЛНР и ДНР скорее фигурируют под знаком ныне продолжающегося конфликта, а затем исчезают из виду. Попробуем расширить фокус восприятия с учётом современных реалий.

В настоящее время исследователи отмечают настоящий взрыв новых практик, символов и различных подходов к изучению категории памяти, развивающихся в мировом информационном пространствеi. Сегодня их следует рассматривать в контексте всё большего сужения круга ветеранов Великой Отечественной войны как непосредственных свидетелей и участников тех событий. С учётом этого фактора сохранение исторической памяти о подвиге советского народа в 1941–1945 гг. призваны обеспечить, в том числе, средства массовой информации.

Особенностью информационного пространства Луганщины является представленность единственным государственным предприятием – Государственной телерадиокомпанией ЛНР (в отличие от ДНР, где действуют пять телекомпаний разных форм собственности, в том числе и государственных). Инициатива создания данного медиахолдинга принадлежала сотрудникам телекомпаний, ранее действовавших на территории Луганска и с началом боевых действий 2014 г. прекративших своё существование по причине выезда некоторых представителей руководстваii. Второй особенностью работы ГТРК ЛНР является действие в его структуре не только телевидения (канал «Луганск-24»), но и радио: «Своё радио», «Радио Республика» и «Радио Победа». 

Поскольку историко-генетическая связь конфликта на Юго-Востоке Украины и Великой Отечественной войны является очевидной, средствами массовой информации ЛНР осуществляется ряд проектов, призванных вовлечь граждан в более глубокое осмысление истории своей страны. Примерами такого вовлечения являются ежегодно проводимые телемарафоны «Победа! Одна на всех…». Проект включает видеосюжеты о подвигах луганчан – героев Великой Отечественной войны

В рамках проекта «Наши герои: подвиги мужества и славы» была поставлена задача актуализировать память об уроженцах Луганщины, внесших наибольший вклад в дело победы над нацизмом.

Проект «Письма с фронта» предполагает чтение писем фронтовиков устами современных деятелей культуры. Осуществляемое таким образом сближение исторического документа (которым является письмо) с современным искусством оказывает на зрителя серьёзное эмоциональное воздействие, создаёт ощущение личной причастности к историческим судьбам Отечества.

Помимо специальных проектов, сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне осуществляется и с помощью кинофильмов, которым редакция канала отдаёт предпочтение при формировании «эфирной сетки». С учётом того, что после боевых действий 2014–2015 гг. жизнь на Донбассе так и не вернулась в прежние рамки, «выиграть мир» оказалось сложнее, чем «выиграть войну». Пушки смолкли, но война продолжается. В таких условиях важно, с одной стороны, сохранять стойкость и духовное равновесие, а с другой – помочь согражданам понять, кто их истинный друг, а кто – враг. Средством достижения этих целей является искусство – способ, который на нравственном уровне скрепляет отношения людей и формирует их солидарное отношение к настоящему и будущему Республики, их готовность выстоять и победить.

Как известно, важнейшим по силе воздействия видом искусства является кино. Неспроста одним из первых шагов киевского режима был запрет на показ кинофильмов о подвигах героев Великой Отечественной войны, о советских повседневных буднях, полных труда и добра. По количеству и качеству фильмов показ лучших достижений российского кино прошлых десятилетий и нашего времени переживает настоящий ренессанс. Это картины, вошедшие в сокровищницу мировой классики: «А зори здесь тихие» (1972 г.), «В бой идут одни старики» (1973 г.), «Они сражались за Родину» (1975 г.), «Аты-баты, шли солдаты…» (1976 г.), «Первый после Бога» (2005 г.), «Мы из будущего» (2008 г.), «Брестская крепость» (2010 г.), «28 панфиловцев» (2016 г.) и др.iii

В современных условиях сплочение граждан перед угрозой украинского неонацизма происходит во многом благодаря актуализации тем, связанных с событиями Великой Отечественной войны. Это такие сюжеты, демонстрируемые в новостных выпусках Государственной телерадиокомпании ЛНР, как сохранение братских могил, памятников и мемориалов героям Великой Отечественной войны, судьбы соотечественников-фронтовиков и т.д. 

Сотрудникам медиасферы ЛНР удалось поддержать и усилить в регионе Донбасса под лозунгами ценностей Русского мира волну патриотического движения сопротивления прозападному режиму официального Киева и возрождению неонацистской идеологии. Во многом благодаря этому в провозглашённых в 2014 г. народных республиках произошло новое переосмысление и восприятие общественным сознанием советской (русской) ценностной системы, способствующей дальнейшей интеграции Донбасса в культурное и духовное пространство Российской Федерации.

 

i Камынин В.Д. Историческая память о Великой Отечественной войне как фактор формирования общественного сознания / В.Д. Камынин / Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 1 (86). С. 5965.

ii Шуркаева А. Мы раздвинем рамки / А. Щуркаева [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lug-info.com/comments/one/gendirektor-gtrk-lnr-anastasiya-shurkaeva-my-razdvinem-ramki-428.

iii Крысенко Д.С. История Луганской Народной Республики с древнейших времен до начала ХХI века: учебное пособие / Д.С. Крысенко, Г.И. Королёва. – Луганск: [Б. и.], 2019. – 448 с. С. 359–360.