Версия для печати
ВОСПИТАТЬ НАСЛЕДНИКОВ ПОБЕДЫ

Трагические события Великой Отечественной войны, предел которым положила Великая Победа советского народа над фашизмом, требуют от нас снова и снова оглянуться на бесчисленные примеры боевого и трудового героизма, которые мы находим в летописях тех времен.

В условиях стремительно меняющегося мира ценности и смыслы человеческой жизни меняются. Все чаще народы и страны сталкиваются с попыткой внешних сил навязать им чуждые представления о добре и зле, прекрасном и безобразном. И зачастую это делается умышленно, целенаправленно, с тайной и враждебной целью. Вспомним Доктрину Даллеса, в которой автор цинично рассуждает о способах борьбы с духовной силой нашего народа: «Мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! …будем насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства... В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. … Мыбудем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности…»(Ален Даллес. «Доктрина ″Россию надо поставить на место″»).

Как видим, культивировать, т.е. взращивать, развивать, можно не только образцы нравственного сознания, нравственных чувств, поступков, но можно также целенаправленно возделывать и развивать у людей деструктивное сознание, античеловеческие чувства и превращать в норму человеческие пороки. Очевидно, что векторы развития/деградации образования, искусства, культуры задаются: а) либо изнутри, отвечая духовно-нравственным основам, традициям и идеалами народной жизни, ее истории, воплощая представления народа о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о главных смыслах бытия; б) либо извне – в соответствии с теми или иными, чаще антинародными, интересами и приоритетами зарубежных элит.

В этой связи и само слово «культура» в своих изначальных значениях и смыслах раскрывает два пути ее развития. Так, слово культура, что взято из латинского языка, в буквальном переводе означает: «растить, выращивать..»; а слово культура в греческом языке означает и переводится как «культ света», «поклонение совершенству». Как видим, слово одно, а смысл и значение, которые вкладываются в него обществом, – разные. Если осмыслить их с точки зрения западной традиции, то растить и выращивать, как показала история, можно всякое, в том числе – если выгодно, то и ненависть, и жестокость. В традиции нашего народа культура – это стремление к совершенству, к свету, к гармонии тела, души и духа. Свет от тьмы не способен отличить только тот, кому это или не дано от природы, или тот, кого целенаправленно «вырастили во тьме».

В этих условиях педагогическая деятельность, труд родителей, учителей, воспитателей, преподавателей, всех, кто сеет доброе и вечное в детских и юношеских душах, этот труд становится бесконечно значимым для общества как основное средство трансляции культуры, высоких жизненных смыслов и духовных ценностей народа. Все более ясным становится значимость этого труда для самосохранения и безопасности общества, и приходит понимание, что педагогическую деятельность нельзя, невозможно определять словом «услуга», но вполне справедливо определить словом «служение» и придать ей государственную, общественную функцию защиты культурного кода нашего народа.

В качестве эффективного способа реализации указанных выше целей в педагогической среде Луганской Народной Республики широко используется метод проектов. Его применяют на всех уровнях образования. Приведем некоторые примеры. Именно на воспитание нравственных чувств детей и молодежи, на актуализацию их личного ценностного отношения к факту Победы советского народа над фашизмом, к геройским судьбам своих предков-победителей, на формирование личной позиции, формулу которой выдвинула сама молодежь: «Спасибо деду за Победу!», был направлен педагогические проект учителей г. Луганска «История одной фотографии». Перед учащимися старших классов была поставлена задача в ходе поисковой работы изучить историю семьи в тяжелые военные годы. Результатом поиска стали литературные зарисовки, рассказы, в сумме своей составившие удивительную и живую палитру из фактов, раскрывающих жизнь самых разных людей в годы Великой Отечественной войны. Среди них были рассказы о военных буднях и подвигах, о самоотверженном труде людей «для фронта, для победы», о трагических и тяжких судьбах тех, кто пережил фашистскую оккупацию.

Из множества рассказов, хочется привести в качестве примера один, раскрывающий высоту души простой казачки, жительницы хутора Берестовка на Луганщине Анны Семеновны Матвиенко. Вот рассказ ее внука, О. Матвиенко: «Во время Великой Отечественной войны произошёл с моей бабушкой случай, который она вспоминала, крестясь и приговаривая: «Господь отвёл». Однажды летом 1942 года, в период оккупации, фашисты делали по хутору облаву: обходили хаты, искали евреев-беженцев. В наш двор, полный детворы (у бабушки в тот момент было уже пятеро ребятишек), забежал еврейский паренёк лет пятнадцати, кинулся моей бабушке в ноги: «Тётенька, спаси!» Бабушка, долго не думая, втолкнула мальчишку в хату, рывком сорвала с кровати одеяло: «Лягай. До стены повертайся. Спи». Тот лёг, затаился, спрятал лицо в подушку, а бабушка пошла из хаты навстречу судьбе. Фашисты заходили во двор лениво, разморённые летним солнцем, с автоматами на груди, орали: «Матка, юда?» Бабушка, обмирая от страха, трясла головой: «Ни, нету юда! Мои диты! Мои!» Детвора, вся как на подбор в мать – круглолицая, чернобровая, темноволосая – замерла, притихла. Немцы обошли двор, обшарили сарай, хлев и погреб, гремя сапогами, вошли в хату. В углу горницы на кровати лежал лицом к стене еврейский парнишка, казалось, он не дышал. Бабушка кинулась к нему, запричитала: «Сынок это мой, сынок. Животом мается! Болящий!» Она обхватила себя руками поперёк живота, согнулась и застонала. Немцы испугались, что в доме какая-то хворь, развернулись и быстро ушли. Бабушка вышла следом, стоять не смогла – ноги не держали, присела на порог и слушала, как затихают чужие голоса. Так моя бабушка спасла жизнь парню, которого где-то ждала и о котором где-то молилась его мама. После войны, 11 мая 1946 года, у моей бабушки родился младший сын Николай – мой папа. Бабушка всегда считала, что это ей награда за спасённую человеческую жизнь. Наверное, так оно и есть».

Приведем пример из педагогической практики высшей школы. Так, в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко в процессе изучения предмета «Методика преподавания школьного курса истории», в качестве реализации воспитательной задачи был задуман и осуществлен педагогический проект, направленный на формирование у студентов глубоко личностного осмысления нравственной сущности слова «служение», на воспитание ценностного и уважительного отношения к людям, проявившим себя на поприще такого служения в самый трудный для республик Донбасса период – в 2014–2016 гг. Проект назывался «Деятельность как служение». Результатом общих усилий преподавателя (как координатора и вдохновителя проекта) и студентов (как его активных и творческих участников) стал сборник рассказов, написанных студентами в результате проведенной поисковой работы, сбора и литературной обработки исторических фактов и биографических данных людей, которые стали героями этих рассказов. Сборник вышел под названием: «Люди, которым мы благодарны». В содержательных блоках сборника были обозначены те виды служения, в которых испокон веков проявляли себя и наши предки. Так, рассказы под рубрикой «Верные воинскому долгу» раскрывали факты воинского служения Отечеству. В подборках «Люди в белых халатах», «Учить – значит любить», «Наши спасатели» рассказывалось о служении людям и делу через самоотверженное, ответственное выполнение жителями Луганской Народной Республики своих профессиональных обязанностей. В подборке «Служить искусству» рассказывалось о судьбах тех деятелей культуры Луганщины, которые не оставили свой город после начала вооружённого конфликта с необандеровской Украиной и сохраняли лучшие культурные традиции даже в самые тяжелые дни лета 2014 года. На примере воинских и трудовых подвигов, на примере судеб защитников и жителей Республики раскрывали студенты для читателя значение слова «служить Отечеству, народу, делу».

Вот один из рассказов из этого сборника под названием: «Морпехи не сдаются» (автор Ярослав Шерстнев – студент 4 курса, специальность «История»). Рассказ посвящен подвигу луганского ополченца Рубана Виталия Юрьевича (1975–2014 гг.).

«Просторна и прекрасна наша Донбасская земля. На ней всегда добросовестно трудились, растили детей, радовались солнцу, протягивали руку дружбы соседям разных национальностей и разных религий. Мы мужественно защищали свою землю, свою семью, свойдом во время Великой Отечественной войны от захватчиков. Нам не нужно чужого. Народ Донбасса всегда хотел жить мирно, спокойно. Но времена наступили кровавые.

А цена любой войны – это человеческие жизни. Одна из них принадлежала Виталию Юрьевичу Рубану с позывным «Слон», родившемуся 9 июля 1975 года в городе Артемовске Перевальского района. Как и все дети, по достижении семилетнего возраста он в 1982 году пошел в школу. Октябренок, пионер, комсомолец – вот фундамент патриотического самосознания паренька. На примерах подвигов «Молодой гвардии», Зои Космодемьянской, Александра Матросова и тысяч советских людей, вставших на защиту родной земли, был воспитан Виталий. Сразу после школы, в 1993 году, он был призван в военно-морские силы Украины. По окончанию службы в 1995 в звании «старшина» вернулся в родной город. Коллектив шахты имени Артемастал ему родным на многие годы. Шахтёрский труд является самым опасным и трудным подвигом в мирное время. В течение 15 лет Виталий Юрьевич добывалценные породы угля, буквально вгрызаясь в недра земли, обеспечивал их доставку на поверхность.

С началом АТО, в мае 2014 года, В. Рубан добровольно вступил в народное ополчение, в спецподразделение «Афганец». Затем в боевом строю с батальоном «Заря» в роте разведки принимал самое активное участие по отражению агрессии со стороны украинских карателей. Как опытный боец был переведен на службу в Перевальскую комендатуру.

18 августа 2014 года в комендатуру поступил сигнал о прорыве диверсионной группы наемников ВСУ. Виталий Юрьевич выехал с группой из 5 человек на разведку. Со стороны села Баштевичи, из лесополосы выехал украинский БТР и открыл прямой огонь по машине, в которой продвигались разведчики. Ребята заняли оборону и приняли бой. Виталий Юрьевич Рубан был ранен в левое плечо, но принял решение прикрыть товарищей, чтобы они могли отойти в безопасное место. Когда кончились патроны, он был окружен и убит.

В. Рубан, как и другие защитники края, чувствовал ответственность за тех, кто живет на Донбасской земле. За то, чтобы здесь торжествовали добро и справедливость, чтобы мы говорили на русском языке и почитали православную веру наших предков».

Очевидно, что студенты, знакомясь с живыми участниками событий или слушая рассказы о людях, погибших в боях и при исполнении трудового долга, создавали свои очерки как результат глубокого личного осознания и переживания нравственной высоты этих людей. Понимали их отношение к родной земле, к исторической Родине – России, другим людям, к своим обязанностям как факт высокого личного служения делу, народу, Отечеству.

Многочисленныефакты современной военной истории народных республик свидетельствуют о том, что преподанные прадедами уроки мужества, отваги и любви, вполне были усвоены молодежью Донбасса. А это значит, что педагогическая деятельность, труд родителей, учителей, воспитателей, преподавателей, всех, кто сеял и сеет доброе и вечное в детских и юношеских душах, этот труд бесконечно значим для общества как основное средство трансляции культуры, высоких жизненных смыслов и духовных ценностей народа и его нельзя, невозможно определять словом «услуга», но вполне справедливо определить словом «служение».

События последних лет выдвинули воспитание патриотизма на первое место среди других дидактических целей образовательно-воспитательного процесса. Задача сегодня состоит в том, чтобы целенаправленно развивать систему эмоционально-ценностных отношений детей и молодежи к идеалам Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, которые позволят им быть духовно, душевно причастными к подвигу своих дедов и прадедов, гордиться этим подвигом в рядах «Бессмертного полка» в День Победы, быть готовыми начать путь своего собственного патриотического служения людям и Родине.