Версия для печати
ПОМНИТЬ ВОЙНУ – ДОЛГ ГРАЖДАНИНА, НАПОМИНАТЬ О НЕЙ – ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Мы по-прежнему живем в тылу той Войны.

Война всё дальше, но каждое новое поколение

входит в жизнь благодаря Победе.

И об этом ему надо непрестанно напоминать.

Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. 1939–1945.

 

75 лет назад победно завершилась Великая Отечественная война – самая тяжелая и кровопролитная война в истории нашего Отечества. По размаху и интенсивности боевых действий, по степени мобилизации и напряжения материальных, физических, духовных сил народа, по потерям и разрушениям, по стратегическому содержанию и значению она не имела себе равных в прошлом. 1418 бесконечно долгих и многотрудных дней и ночей советский народ и его армия вели войну – священную по историческому смыслу, великую по масштабам, отечественную по содержанию, освободительную по характеру, народную по составу участников.

В той войне, так сказал И.В. Сталин в выступлении 3 июля 1941 г., стоял вопрос «о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Через десятилетия эту оценку повторил В.В. Путин: «Речь шла не только о существовании нашей страны, речь шла о существовании самого нашего народа как этноса»i.

Явив миру беспримерное мужество и массовый героизмом, принеся великие жертвы, пережив неисчислимые лишения и страдания, народ устоял. Разгромив врага, он совершил подвиг всемирно-исторического масштаба и значения. Великая Отечественная война и победа Советского Союза в ней – эпохальные, судьбоносные события для страны и народа, для каждого из нас и для всего мира. Она занимает особое место в тысячелетней истории нашей страны и всего человечества.

Помнить об этом – гражданский долг нынешних и будущих поколений чье право на жизнь, свободу, счастье были обеспечены военной победой над фашизмом. Но помнят об этом, к сожалению, не все.

О ком же идёт речь? Дело в том, что в России есть люди, обладающие двумя и более гражданствами. Между тем, российское законодательство (Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ) и планируемая поправка в Конституцию, запрещающие гражданским служащим и высшим должностным лицам России иметь гражданство других стран, мотивированы пониманием того, что двойное гражданство человека «размывает» его обязанности перед государством.

С другой стороны, реальность такова, что есть коллаборанты – лица, формально являющиеся гражданами государства, которые добровольно и умышленно сотрудничают с другим государством, в его интересах и в ущерб собственной стране. Именно о них говорил, например, в ходе пленарного заседания Совета Федерации России министр обороны РФ Сергей Шойгу, когда заявил, что внутри страны существует проблема «пятой колонны», действует прозападный информационный дивизион, регулярно обучаемый за рубежомii. В этом «дивизионе» понимание гражданского долга очень специфическое. К нему в полной мере можно отнести оценку видного русского поэта Н.М. Языкова (1844 г.): «Вы, люд заносчивый и дерзкой, // Вы, опрометчивый оплот // Ученья школы богомерзкой, // Вы все – не русский вы народ!»iii

В предлагаемой поправке к Конституции РФ говорится: «Российская Федерация сохраняет память предков, чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».

В Программе патриотического воспитания граждан России на 2016-2020 гг. подчеркивается необходимость активизации интереса к изучению истории России и формирования чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранения памяти о подвигах защитников Отечестваiv. В 2014 г. принят Федеральный закон №128-ФЗ от 5.05.14 г., направленный на противодействие попыткам посягательств на историческую память в отношении событий Второй мировой войны. Он вводит уголовную ответственность за реабилитацию нацизма, за оправдание преступлений фашистов и умышленную ложь о деятельности СССР во Второй мировой войне, за публичное осквернение символов воинской славы России и изъявление неуважения к дням воинской славы и памятным датам России, связанным с защитой Отечестваv.

Что значит помнить войну? Каково содержание этого долга?

История Великой Отечественной войны полна драматических, трагических и героических событий, участниками и свидетелями которых были десятки миллионов человек на огромной территории. Вот лишь несколько цифр. 1418 дней и ночей продолжалась война. За годы войны Красной Армией проведено 14 стратегических оборонительных и 37 наступательных операций, важнейшие из которых развертывались на фронте свыше 1000 км и на глубину до 500–800 км, и около 250 фронтовых операцийvi. Согласно статистике, в начальный период Великой Отечественной войны из прифронтовых областей СССР вглубь страны были эвакуированы почти 30 тысяч крупных и средних предприятий и около 17 миллионов гражданvii. В годы войны за боевые подвиги орденами и медалями были награждены более 7 млн человек, свыше 11 000 стали Героями Советского Союза; свыше 16 млн. трудящихся были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Никакой отдельно взятый человек физически не в состоянии в деталях познать и помнить все это. Поэтому в памяти каждого свой набор событий, фактов, фигур, составляющих образ войны и Победы. Но есть знаковые события, имена, топонимы, предметы, ставшие символами народного подвига и образа Великой Отечественной войны, не знать которые значит уподобиться Иванам, не помнящим родства. И ещё, пожалуй, более важное состоит в том, что с войной связаны факты и обстоятельства, память о которых бесценна для понимания и организации современного социального жизнеустройства.

Помнить войну – это значит:

Во-первых, сохранять в памяти, не забывать, что страна и народ в 1941-1945 гг. находились в «смертельной схватке» (И.В. Сталин), вели «смертный бой» (песня «Священная война») с жестоким и сильным врагом. «Война на уничтожение» – так охарактеризовал будущую войну против СССР сам Адольф Гитлерviii. Советский Союз оказался втянутым в войну в результате германской агрессии, которая, как было установлено Нюрнбергским трибуналом, была задумана и спланирована преднамеренно, без какого-либо повода к тому со стороны СССРix.

Во-вторых, понимать, что та война не на жизнь, а на смерть потребовала невероятного напряжения всех сил нации и повлекла неисчислимые жертвы и разрушения.

В-третьих, исходить из того, что война, навязанная нашей стране, являлась священной по историческому смыслу, великой по масштабам, отечественной по содержанию, освободительной по характеру, народной по составу участников.

В-четвёртых, осознавать, что достигнутая огромной ценой Победа обеспечила право и возможность жить стране и народу, каждому из нас.

В-пятых, испытывать благодарность к дедам и прадедам, проявлять заботу о ветеранах и бережное отношение к памятникам и захоронениям павших.

В-шестых, строить собственную жизнь по нравственным меркам военного поколения.

Почему общество заинтересовано в том, чтобы новые поколения благодарно помнили Победу и какое значение память о ней имеет для человека?

Как известно, народ – это исторически сложившаяся на определённой территории общность людей. Как таковая, она имеет историю, запечатленную в народной памяти. Не бывает государства и народа без памяти о своем прошлом. «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю», – писал русский советский писатель Ф. Абрамов. Великая Отечественная война занимает исключительное место в ряду многих событий тысячелетней истории, определивших облик и судьбу нашего народа. Победа в ней, по оценке В.В. Путина, «навсегда останется героической вершиной истории нашей страны»x. Память об этом, с одной стороны, является важной частью национального сознания – представления об идеалах, нормах, менталитете народа, его положении и роли в мире, а с другой стороны, укрепляет чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, является источником их национальной гордости. Память о войне является мощным фактором формирования российской идентичности. Она утверждает сознание и чувство принадлежности к стране, формирует гордость за принадлежность к победоносному народу.

«История человечества, в основном, – писал Г. Уэллс, – это история идей». Великая Отечественная война прояснила и возвеличила идеи, что определяли и характеризовали духовный потенциал воюющих армии и народа. Война обострила понимание того, что многонациональный народ страны является носителем духовной и культурной самобытности, которая представляет собой общую, надличностную ценность, что в экстремальных ситуациях выживание общества важнее личного выживания. В общественном сознании с новой силой зазвучали идеи державности и патриотизма – самоотверженного подчинения своих интересов и жертвования ими во имя Родины. Память о войне актуализирует эти идеи, придавая им современное звучание, способствует формированию у новых поколений гражданской ответственности и чувства патриотизма.

Война явила миру невиданное мужество и самопожертвование, образцы боевого и трудового героизма миллионов. Совершенный ими бессмертный подвиг – предмет поклонения, мотив самоуважения на века. Память о нем выступает механизмом передачи от поколения к поколению установок, морально-нравственных ценностей и убеждений. Она представляет собой санкционирование от имени прошлого определенных норм поведения, установок, оценок в настоящем. Смысл и значение памяти о войне в том, что она идентифицирует современников с военным поколением, культивирует их духовное родство, формирует у современников жизненную позицию и личностные качества, что стали важнейшим фактором Победы. Перефразируя В.В. Маяковского, можно сказать: «Юноше, обдумывающему житье, решающему сделать бы жизнь с кого, скажу не задумываясь: делай ее с героев Великой Отечественной войны».

Смертельная опасность сплотила многонациональный народ страны. Говоря словами В. Распутина, народ страны слился «в единую плоть и единый дух, в цельную неодолимую преграду»xi. Убежденные коммунисты и их идейные противники, атеисты и верующие, питомцы Советской власти и ее изгои, люди самых различных национальностей бок о бок стояли против фашистов. Их судьба – это великий пример единства народа и служения Отечеству, пример для всех последующих поколений. День Победы «стал символом священного родства России и её народа»xii. В наши дни память о Великой Отечественной войне остается фактором единения общества. Празднование Дня Победы, в том числе шествие «Бессмертного полка», играет большую роль в консолидации общества. Такой сплачивающей силой не обладает никакое другое историческое событие.

Война – это народная трагедия. Память о ней – это не только радость победы, но и боль невосполнимых утрат. Память о Великой Победе в России не должна вытеснять память о самой войне, о тех страданиях, лишениях, жертвах, которые были связаны с ней. Память – это форма благодарности миллионам людей, чьи мужество, героизм на фронте и в тылу привели страну к Победе. И потому, скажу словами пронзительного стихотворения Р. Рождественского: «Люди! / Покуда сердца стучатся, —/ Помните! / Какою / ценой / завоевано счастье, —/ пожалуйста, помните! … Детям своим расскажите о них / Чтоб запомнили! / Детям детей / Расскажите о них, / Чтобы тоже / запомнили!/ Во все времена бессмертной Земли / Помните!»

Вероломное нападение на Советский Союз «коллективного Запада»xiii научает необходимости руководствоваться в политике призывом адмирала С.О. Макарова «Помни войну». Память об этом пробуждает личную и коллективную ответственность за предотвращение любых попыток устроить нечто подобное. Она взывает: надо сделать все возможное, чтобы подобная трагедия не повторилась.

Помнить войну – значит понимать, что, как и любая война вообще, Великая Отечественная война возникла не из-за идеологических разногласий. Причины войны не только и даже не столько в классовых и идеологических различиях стран, сколько в богатстве сырьевыми ресурсами, мощи и цивилизационном своеобразии России, являющейся по многим вопросам антагонистом западной цивилизации. Рассуждения о том, что то была война двух тиранов или двух тоталитарных режимов, что главной целью Германии в ней было уничтожение сталинского режима, означает показывать полное непонимание истории. Целью было уничтожение не Сталина и не сталинского режима, а России как государства и славян как этноса (небольшая часть их в лучшем случае могла быть использована в качестве рабов). «Споры о том, плохим или хорошим было наше (Советское – О.Б.) государство, – пишет Н.А. Нарочницкая, – совершенно неуместны, потому что беда тогда случилась не с государством – политическим институтом, вселенская угроза нависла не над государством, а над Отечеством»xiv. Война шла за ресурсы – пространственные («Lebensraum», жизненное пространство намеревалась Германия завоевать для себя), природные, людские, статусные, за право владеть, распоряжаться и пользоваться ими.

И этот мотив отнюдь не устранен из мировой политики в наши дни. Из мира никуда не исчезли силы, являющиеся извечным и органическим геополитическим антагонистом России – имперской ли, советской или современной. А это означает, что мы не застрахованы от войны. И поэтому в политике надо руководствоваться принципом древнекитайского военачальника и теоретика Сунь-Цзы: «Не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него»xv.

Именно на этом принципе строится современная оборонная политика российского государства. Его военная мощь, говорит В.В. Путин, поддерживается на таком уровне, что «если кто-то посмеет сделать что-то подобное, мы повторим»xvi. Сейчас многие доброхоты-«гуманисты» не просто возражают, а со злой агрессивностью осуждают «вопли и кликушествования на тему «можем повторить»xvii, обвиняя тех, кто навешивает на свои автомобили стикеры «Можем повторить» в том, «насколько кощунственно они поступают»xviii.

«Повторим» – это не милитаристская угроза миру, а предупреждение потенциальному агрессору о том, что Россия очень ответственно относится к обеспечению своей военной безопасности, способна и готова отразить любую агрессию. Победа в Великой Отечественной войне, сошлюсь еще раз на В.В. Путина, – «это грозное предостережение тем, кто захотел бы испытать нас на прочность»xix.

Миролюбие России строится на принципе, насчитывающем многовековую историю. «Хочешь мира — готовься к войне» – латинское крылатое выражение, авторство которого приписывается римскому историку Корнелию Непоту (ок. 100 – ок. 25 г. до н. э.), этот принцип повторил римский военный писатель Флавий Вегеций Ренат (конец IV — нач. V вв.): «Кто хочет мира, пусть готовится к войне; кто хочет победы, пусть старательно обучает воинов», а затем Никколо Макиавелли (1469–1527): «Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне». И кощунственны как раз те, кто тщится убедить нас в том, что надежной гарантией мира является свертывание какой бы то ни было оборонной активности. Это о них писал К. Шмитт: «Лишь нетвердо держась на ногах, можно верить, что безоружный народ имеет только друзей, и лишь спьяну можно рассчитывать, будто врага тронет отсутствие сопротивления».

«Лучшее, что нам дает история, – утверждал И. Гёте, – это возбуждаемый ею энтузиазм»xx. Оптимистический смысл Победы в Великой Отечественной войне состоит в том, что она – да, ценой неимоверных потерь и страданий – спасла жизнь и будущее огромной и великой нации, спасла великую цивилизацию и культуру. Война была трагедией, но трагедией оптимистической. И потому Победа – «это праздник с сединою на висках, это радость со слезами на глазах». Память о ней важна и потому, что она оказывается источником духовной силы и патриотического воодушевления общества, формирует у него уверенность в собственных силах и возможность преодоления современных бед.

И ещё одно, теперь неполиткорректное соображение. В годы войны советские люди проявили массовый – без всякого преувеличения – героизм на фронте и в тылу. Это делает правомерными, понятными и принятым обороты типа «мужество армии», «народ-воин», «подвиг народа».

Однако нельзя закрывать глаза на то, что народы и граждане СССР отнюдь не «все как один» встали на защиту своей Отчизны. По немецким данным, в той или иной степени с оккупантами сотрудничали около миллиона человекxxi. Одни – по идейным соображениям, другие – по личностно-психологическим свойствам, третьи – по житейским обстоятельствам оказались «по ту сторону баррикад», сознательно встали на сторону врага, ведшего войну на уничтожение России как государства и русских как народа. В их числе – власовцы из так называемой Русской освободительной армии (в которой русские составляли 35-45%xxii), украинские бандеровцы, легионеры прибалтийских, кавказских, туркестанских и других формирований.

Они, подобно генералу Власову, прокламировали, что борются за «освобождение России от коммунизма». Но на деле воевали против собственного народа на стороне тех, кто считал: «Русский должен умереть, чтобы мы жили».

Память об этом может и должна быть оселком для оценки гражданственности тех, кого С.К. Шойгу назвал «пятой колонной». Она подсказывает имя «дивизиона», о котором он говорил: «власовцы».

Характерно, что именно в их рядах восславляется предатель Власов. Архиерейский Синод Русской православной церкви за рубежом заявил в 2009 г., что «генерал А.А. Власов был и остается своего рода символом сопротивления безбожному большевизму во имя возрождения исторической России»xxiii. Г.Х. Попов издал апологетическую книгу, озаглавленную «Вызываю дух генерала Власова». «Вы, – написал он, – были родоначальником того варианта антисталинизма и антисоциализма, который основан на идеях, актуальных и сейчас».

Не следует заблуждаться: идеи и призывы декоммунизации, десоветизации, десталинизации объективно направлены на уничижение России. Характерно признание А.А. Зиновьева: «Целились в коммунизм, а попали в Россию… Борьба против коммунизма послужила только поводом, а суть дела, сущность этой атаки была направлена именно против России»xxiv. Так, прозрев в эмиграции, он сокрушенно выразил смысл антисоветской борьбы. О том же сказал в интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну В.В. Путин: «Излишняя демонизация Сталина – это один из путей атаки на Советский Союз и Россиюxxv».

Таким образом, память о Великой Отечественной войне, положительный образ Победы остаются в ряду тех величин, которые формируют духовно-нравственный облик народа, социальное самочувствие и политическую позицию масс. Сбережение наследия военного поколения, сохранение верности ценностям и идеалам, которые оно отстояло, – безусловно, дань уважения и благодарности фронтовикам, отвоевавшим свободу и независимость для всех последующих поколений. Но, как сказал Р. Рождественский, «это нужно не павшим, это надо живым».

Между тем, человеческая память не априорна и не трансцендентна; она – не раз и навсегда обретенная или полученная свыше данность, но всегда конструируемая реальность.

Знания о войне у нынешних поколений вторичны. Для них война, прогремевшая 75 лет тому назад, не является физической реальностью, непосредственно воспринимаемой органами чувств или замеряемой приборами. Сегодня осталось крайне мало тех, кто является носителем и хранителем живой личной памяти о Великой Отечественной войне, и их число стремительно сокращается. Материалом восприятия давно минувших исторических событий современниками являются не сами события, а рассказы о них (архивы, книги, фильмы, телевидение, мемориалы, Интернет, компьютерные игры и т. д.). Можно сказать по-другому: память формируется сознательной систематической и целенаправленной деятельностью социальных институтов (государство, структуры гражданского общества, школа, церковь и объединения иных религий и др.; по другому основанию – наука, публицистика, литература и искусство, Интернет и т.п.).

Сложность в том, что субъектами, участвующими в формировании образа Победы, являются разные по идейной направленности акторы. Вследствие этого в российском обществе формировались в прошлом и формируются сейчас разные образы. Порою они искажаются – с одной стороны, апологетикой, а с другой – хулой. Поэтому вовсе не праздным является вопрос, какой образ войны и Победы адекватно отражает прошлую действительность и тем самым дает ориентиры деятельности в настоящем и будущем. На этот вопрос дал ответ В.В. Путин: «Память о том, что произошло в годы Великой Отечественной войны, должна сплачивать наше общество и укреплять наше государство на будущие времена»xxvi.

Государство не может мириться ни с забвением Великой Отечественной войны, ни с деформацией памяти о ней. Оно по определению призвано нести правду о войне, которая по факту имеет положительную и победоносную коннотацию, и активно, последовательно разоблачать измышления так называемой «альтернативной истории». Это нужно для легитимации действующей власти (напомню, что Российская Федерация является правопреемником СССР – победителя в той войне), для консолидации общества и патриотического воспитания граждан. Между тем, в медиапространстве нередко звучат голоса недоброжелателей России, выражающих возражения против информационной активности государства.

Так, Евгений Додолев поместил в своем блоге материал коллеги из Киева Татьяны Кроп. В нем, в частности, она, касаясь публикации о значении нашей страны в Победе над фашизмом, пафосно заявляет: «Я не понимаю: в России и так все знают, кто сыграл главную роль в победе над фашистской Германией. Зачем же тогда нужна соответствующая статья? И вообще, с какой целью ведется эта война взглядов на историю: если РФ – самодостаточная страна и ей никто не указ, зачем вообще с такой пеной у рта кому-то доказывать очевидные вещи?»xxvii

Хотелось бы объяснить.

Во-первых, «войну взглядов на историю» развязала отнюдь не Россия, а ее геополитические антагонисты. И развязали они ее не вчера. Фальсификация истории Второй мировой и Великой Отечественной войн началась сразу после их окончания. В 1946 г. государственный департамент США в сотрудничестве с английским и французским министерствами иностранных дел опубликовал сборник тенденциозно подобранных различных донесений и записей из дневников гитлеровских дипломатических чиновников, назвав его «Нацистско-советские отношения 1939–1941 гг.». Ответом на него стала публикация в СССР в 1948 г. брошюры Совинформбюро «Фальсификаторы истории (Историческая справка)».

С тех пор «коллективный Запад» в целях сдерживания России постоянно использует избирательный подход к истории Второй мировой войны и послевоенного периода. Оставлять медийные атаки на российское государство безответными государство не имеет права.

Во-вторых, далеко не все знают следующее. Социологические опросы показывают, что для абсолютного большинства населения России Победа 1945 г. – главное событие ХХ века. Ее назвали самым значительным событием для нашей страны в 1989 г. 73 % респондентов, в 2003 г. – 78 %xxviii, в 2018 г. – 71%xxix. Мощной демонстрацией кровного и духовного родства наших современников с поколением фронтовиков является марш «Бессмертного полка», в котором во всех городах и весях участвуют многие миллионы людей.

Тем более вызывает удивление и досаду другая сторона этих цифр. На встрече В.В. Путина с молодыми учёными и преподавателями истории 5 ноября 2014 г. представитель Общества «Знание» России Е. Куренкова сообщила, что 30 процентов из опрошенных молодых людей от 14-ти до 24 лет вообще не знают, что Великая Отечественная война имела местоxxx. Место исторической памяти в их сознании занято историческим беспамятством.

Теоретическим обоснованием и оправданием этого беспамятства являются, увы, не редкие инсинуации в адрес Великой Отечественной войны и тех, кто славит победу в ней. «Никакой «Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945 гг. – не было, – вещает П. Матвеев: Была – Германо-советская война 1941–1945 годов». Она, согласно его домыслам, являлась составной частью Второй мировой войны 1939–1945 годов, которая «была развязана двумя тоталитарными государствами – большевистским Советским Союзом и нацистской Германией». Празднование Дня Победы он, вслед за многими другими называет хлестко-язвительным по форме, но абсурдным по смыслу словом «победобесие». «Наша страна, – утверждает С. Мельков, – является одной из немногих, где война прошлого является главным событием современности. Думается, что это не совсем нормальная ситуация». «Неизбежная политизация истории, – пугает О. Малинова, – грозит превращением живой личной памяти в элемент грубой пропаганды»xxxi.

Все эти и подобные констатации находятся в противоречии с логикой, здравым смыслом и реальными фактами. Во Второй мировой войне противоборствующими силами выступали, с одной стороны, фашистский блок, с другой стороны, – антигитлеровская коалиция. Та война с первых дней была признана «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу» (выступление В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 г.), «Великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск, всенародной Отечественной освободительной войной» (выступление И.В. Сталина по радио 3 июля 1941 г.), народной и священной (песня «Священная война»), и такой она была с первого до последнего дня.

Война прошлого является не событием современности, а событием, определившим содержание и характер современности. По данным массовых социологических опросов, победа в Великой Отечественной войне для россиян выступает главным событием российской истории ХХ века. И это признается не только в нашей стране. В США, например, к 75-летнему юбилею победы во Второй мировой войне выпущена сувенирная монета, в описании к которой говорится, что она призвана напомнить о «всех тех, кто обеспечил нам свободу, которой мы наслаждаемся сегодня». В календаре Германии 8 мая – «День освобождения»; официальные мероприятия, приуроченные к этому дню, проходят, как правило, только в круглые годовщины. Но ныне в бундестаге обсуждают целесообразность введения общенационального праздника в честь освобождения страны от национал-социализмаxxxii.

Что касается политизации, то история всегда и везде была объектом и инструментом политики. Историческая политика, понимаемая как набор практик, с помощью которых отдельные политические силы стремятся утвердить определенные интерпретации исторических событий как доминирующиеxxxiii, – термин относительно недавний, но направление деятельности едва ли не извечно. Поэтому говорить о современной политизации неуместно.

Празднование Дня Победы – это не бесовство, не беснование, а осознанное исполнение миллионами людей священного долга памяти.

Есть немало активных авторов, которые рисуют негативный образ войны. Их трудами «очевидные вещи» переиначиваются от слов прямо наоборот. И с сожалением приходится признать, что их писания деформируют сознание некоторых наших соотечественников. Например, актриса Чулпан Хаматова в прошлогоднем интервью накануне 9 мая заявила: «Я ненавижу Великую Отечественную войну, я не могу ею гордиться. Для меня это боль, кровь и страдание не только русского народа, но и немецкого, солдат и мирного населения других стран»xxxiv. Заметим, что ни один нормальный человек не может любить войну, ее лишения и потери, а гордится он не тем, что она имела место быть, а тем, что в ней его страна добыла Победу над мировым злом. Как же объяснить Хаматовой, что культ Победы и культ войны – разные вещи, и первый нужен в том числе для того, чтобы не случилась новая война.

Российский школьник из Нового Уренгоя с трибуны бундестага рассказал, что, посетив захоронение солдат вермахта в Челябинской области, «увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать»xxxv. Вся Германия испытывает чувство вины за то, что развязала и вела Вторую мировую войну, а русский мальчик говорит о невиновности тех, кто творил зло на территории нашей страны.

Вот почему «без пены у рта» нужно спокойно, но настойчиво, целенаправленно и аргументированно вести историческое просвещение. Государственная политика памяти по определению призвана культивировать позитивную историю страны и активно, последовательно разоблачать измышления так называемой «альтернативной истории».

Государство обладает мощными рычагами формирования памяти о Великой Отечественной войне. Это – общеобразовательная школа, исторические музеи, архивы и библиотеки, государственная символика, поддерживаемые государством каналы пропаганды (телевидение, кинопродукция и пр.), издательства, мемориалы и памятники, награды и почетные наименования (например, Город воинской славы, школа имени Героя и др.), исторические объекты культурного наследия, топонимы, законодательно установленные государственные праздники, памятные даты и Дни воинской славы и др.

С помощью этих институтов государство собирает, сохраняет, популяризирует и защищает правду о Великой Отечественной войне, правду, которая, возвеличивает народ и государство, победившие мировое зло, и служит источником гордости каждого гражданина.

Победа в Великой Отечественной войне закрепила в исторической памяти мира, наших друзей и геополитических соперников понимание бесперспективности силового противоборства с Россией. Она служит грозным предостережением тем, кто захотел бы испытать нас на прочность: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет». Как восклицал гоголевский Тарас Бульба, «нет, не найдется на свете таких огней, мук и такой силы, которая бы переселила русскую силу».

Русская сила извечна и неизбывна.

 

Список литературы

iТоржественный приём по случаю Дня Победы 9 мая 2017 года// http://kremlin.ru/events/president/news/54469.

ii Шойгу: Внутри России действует НАТОвская «пятая колонна»// https://newsland.com/community/7451/content/shoigu-vnutri-rossii-deistvuet-natovskaia-piataia-kolonna/7071337. Дата обращения 31 марта 2020 г.

iiiЯзыков Н.М. К не нашим // Языков Н.М. Стихотворения и поэмы Л.: Советский писатель, 1988. С. 350–351.

iv О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493// https://sch1251s.mskobr.ru/users_files/sc1251_uk1/files/attach_files/progr.pdf

vО внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ФедерацииФедеральный закон от 05.05.2014 г. № 128-ФЗ// http://www.kremlin.ru/acts/bank/38395

vi Военная энциклопедия. В 8 т. Т. 2. М.: Воениздат, 1994.

viiiДмитрий Goblin ПучковЕгор Яковлев. Война на уничтожение. Что готовил Третий рейх для России. СПб.: Питер, 2017.

ix В частности, бывший руководитель германской прессы и радиовещания Г. Фриче в своих показаниях заявил, что он «организовал широкую кампанию антисоветской пропаганды, пытаясь убедить общественность в том, что в этой войне повинна не Германия, а Советский Союз… Никаких оснований к тому, чтобы обвинять СССР в подготовке военного нападения на Германию, у нас не было». (Жевалов С. Анти-Суворов. «Ледокол» опровергнут. М.: Алгоритм, 2016.)

x Выступление Президента России на военном параде 9 мая 2015 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/49438

xi Выступление Валентина Распутина, IX Всемирный русский народный собор. Москва, 9 марта 2005 г.// http://troitsa1.livejournal.com/396431.html.

xiiВыступление В.В. Путина на военном параде 9 мая 2016 г.// http://kremlin.ru/events/president/news/51888.

xiiiНа Советский Союз напала не одна Германия, а почти вся 400-миллионная Европа. То была война объединенной под эгидой Германии континентальной Европы против евразийской России, то есть война двух цивилизаций. У Гитлера было пять союзных ему и воюющих с нами стран (Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия), кроме того, регулярные или добровольческие формирования воевать против нашей страны направили Франция, Испания, Дания, Норвегия, Польша, Бельгия, Голландия, Албания и другие. К концу июля 1941 г. негерманские войска составили почти 30% фашистских сил. Десять стран, оккупированные Германией, старательно работали на немецкую армию, даже нейтральные Швеция и Швейцария укрепляли материальную базу «похода на Восток». Кстати сказать, многие страны демонизацией СССР и сталинского режима пытаются оправдать свое преступное участие в войне против них.

xiv Наталия Нарочницкая: права ли Валентина Терешкова// https://zen.yandex.ru/media/id/5e19da3fcddb7100b16e5f96/nataliia-narochnickaia-prava-li-valentina-tereshkova-5e74acc013b1b3019efe55f2. Дата обращения 25 апреля 2020 г.

xvСунь-цзы. Искусство стратегии. – М: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. С. 106.

xvi Послание Президента Федеральному Собранию. 15 января 2020 года// http://kremlin.ru/events/president/news/62582.

xvii Марш победобесия. Павел Матвеев: никакой «Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945» – не было// https://solvaigsamara.livejournal.com/5998269.html. Дата обращения 10 мая 2019 г.

xviii Новопрудский С. Для чего мы пишем кровью на песке// https://www.gazeta.ru/comments/column/novoprudsky/12399133.shtml. Дата обращения 7 июня 2019 г.

xixВыступление В.В. Путина на военном параде 9 мая 2016 г.// http://kremlin.ru/events/president/news/51888.

xx Люций Феррей . Высказывания, цитаты и афоризмы Гёте// https://stihi.ru/2010/01/27/4804. Дата обращения 17 апреля 2020 г.

xxi Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия для школьников. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС» 2001. С. 11.

xxii Грановский Г. Власовцы – тёмное пятно нашей истории// https://topwar.ru/169356-vlasovcy-temnoe-pjatno-na-nashej-istorii.html. Дата обращения 30 апреля 2020 г.

xxiii Кто он, генерал Власов?// https://www.svoboda.org/a/1819775.html. Дата обращения 10 сентября 2009 г.

xxiv Александр Зиновьев: "Мы целились в коммунизм, а попали в Россию!". Интервью радиостанции «Эхо Москвы» 25 сентября 2005 г.// https://aftershock.news/?q=node/587312&full. Дата обращения 21 ноября 2917 г.

xxv Путин считает, что излишняя демонизация Сталина – один из путей атаки на Россию// https://tass.ru/politika/4341427. Дата обращения 4 мая 2020 г.

xxvi Заседание оргкомитета «Победа». 12 декабря 2018 года//http://kremlin.ru/events/president/news/59388

xxvii Додолев Е. С какой целью ведется война взглядов на историю?// https://zen.yandex.ru/media/dodo/s-kakoi-celiu-vedetsia-voina-vzgliadov-na-istoriiu-5e57a015fe5c5f227ed9a0ff Дата обращения 27 февраля 2020 г.

xxviii Дубин Б. «Кровавая» война и «великая» победа// Отечестенные запички. 2004. № 5.

xxixhttps://icds.ee/ru/istoki-i-celi-pobedobesija/ Дата обращения 11 мая 2018 г. (ИСТОЧНИК – ЛИБЕРАЛЬНЫЙ, АНТИРУССКИЙ)

xxx Встреча с молодыми учёными и преподавателями истории. 5 ноября 2014 года // http://kremlin.ru/events/president/news/46951.

xxxi Марш победобесия. Павел Матвеев: никакой «Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945» – не было// https://solvaigsamara.livejournal.com/5998269.html. Дата обращения 10 мая 2019 г. Мельков С.А. Туманная сущность войны// Независимая газета, 2010, 9 апреля; Ольга Малинова. Память о войне: как великая Победа стала «нашим всем» и чем это грозит// https://www.rbc.ru/opinions/society/06/05/2016/572b1b209a794723991b17bb. Дата обращения 06 мая 2016 г.

xxxiii Миллер А. Россия: власть и история// Pro et Contra 2009 май – август. С. 10.

xxxiv ttps://www.gazeta.ru/culture/news/2019/05/07/n_12950077.shtml. Дата 7 мая обращения 2019 г.

xxxv https://macos.livejournal.com/1628408.html