Современный украинский национализм: личины и генеалогия
В сентябре 2019 года американская think tanks – The Soufan Center (TSC) – опубликовала весьма показательный доклад на тему: «Экстремизм белого превосходства: транснациональный подъем насильственного движения сторонников белого превосходства». В тексте этого документа (помимо фиксации проникновения неонацистской и радикальной символики в общественное сознание, соответствующих дискурсов в социальных сетях, а также основных положений «идеологической концепции белых экстремистов») отмечается, что именно Украина стала «лабораторией», «полем боя» радикалов из 50 стран мира общей численностью 17 000 человек.
Более того, американскими аналитиками указывается на то, что неонацистский батальон «Азов» здесь выполняет функцию сбора, обучения и воспитания интернациональных бойцов для иррегулярной войны в Донбассе1.
В этой связи необходимо обратиться к концепции фашизма (нацизма/ неонацизма), поскольку последний является угрозой для Российской Федерации и ЛДНР, равно как и для мирового сообщества.
Для понимания актуального положения дел следует присмотреться к фокусу проблемы, некогда заданному известным итальянским писателем и философом Умберто Эко. Последний не так давно опубликовал достаточно резонансное эссе «Вечный фашизм». В данном эссе, помимо анализа вариантов итальянского и немецкого фашизма, автор предложил гипотезу о существовании «вечного фашизма». Последний наделен целым рядом черт, которые – в определенных социокультурных условиях – могут складываться в мощную комбинацию политической силы.
Среди них, между прочим, значатся: 1) культ традиции; 2) неприятие модернизма; 3) культ действия ради действия; 4) рассмотрение несогласия (в мнениях) как предательство; 5) расизм; 6) социальная основа в лице средних классов; 7) крайний национализм; 8) идея «врага» с соответствующими «заговорами»; 9) представление о жизни как «вечной борьбе»; 10) презрение к слабому; 11) культ смерти2.
Конечно, такой тип «вечного» фашизма может показаться более совершенным, тем более на фоне постулатов концепции участника известного «спора историков» в ФРГ Эрнста Нольте3, в которой немецкий учёный отстаивал тезис о том, что коммунистическая идея – суть предпосылка фашизма и тем самым пытался оправдать агрессию Третьего Рейха против СССР4. Тем не менее, это положение давно осознано большинством учёных как явное заблуждение.
Возвращаясь к теме статьи, нужно подчеркнуть, что при рассмотрении положения дел на современной Украине можно увидеть принципиально иной генезис и форму развертывания нацизма / неонацизма.
Говоря о нацизме, нужно понимать, что нацизм в широком смысле – это мировоззренческая система, в которой заложен принцип превосходства этноса (нации, расы) над другими социальными структурами (семьей, классами, другими этническими группами) при стремлении к минимизации их роли в социально-политических процессах; нацизм в узком смысле – маркер идеологии и политической практики гитлеровского режима, занятого строительством государства нордической расы («вечного Рейха»), тоталитарным администрированием и упразднением «унтерменшей» («недочеловеков»). В свою очередь неонацизм – это результирующее и оценочное понятие, связанное с современными проявлениями в области нарушения прав человека, разрушения основ демократического устройства общества и последовательного ухода от принципа верховенства права.
В интересующем нас контексте важно вспомнить, что 18 декабря 2014 года в ООН Украина и США в очередной раз отказались поддержать резолюцию о борьбе с героизацией нацизма (подчеркну, на фоне начатых киевским режимом антиконституционных военный действий в Донбассе в апреле 2014 года). То же самое произошло в 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годах, причем, резолюцию всякий раз вносила Российская Федерация.
Тем не менее, сегодня вполне справедливо суждение о «реинкарнации» такового (нацизма) на Украине, причем в самых уродливых, антигуманных и антиисторических формах. Естественно, что нужен шаг для понимания основ и феноменологии нынешнего его украинского варианта, тем более что украинская политика сама говорит за себя: националисты в Донбассе не только против «формулы Штайнмайера», но и против мира (в собственной, казалось бы, стране) как такового5.
Глядя на современную Украину, на её политико-идеологический ландшафт, формы политического и военного участия, невольно задаешься вопросом о реинкарнации фашизма в Восточной Европе. Причем не только в привязке к деятельности националистических батальонов. Речь идет о целом спектре мероприятий, узаконивающих фашистское прошлое, легитимирующих настоящее и генерирующих будущее.
Так, показательно, что 23 августа 2019 года главный раввин Украины Яков Дов Блайх вместе с послом Канады и главой украинской греко-католической церкви Святославом, а также главой т.н. ПЦУ Епифанием Думенко открыли и освятили памятник «героям» ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ) на еврейском кладбище Самбора. В этот ряд также можно поставить, например, переименование улицы Рихарда Зорге в «честь» командира УПА-Юг Омельяна Грабця (на счету последнего – по разным оценкам убитыми около 2500 евреев).
Но апогей здесь, пожалуй, содержится в выступлении Зеленского по поводу 78-й годовщины Бабьего Яра: «Трагические страницы истории следует помнить не только, чтобы чтить память о погибших, но и для того, чтобы сделать выводы из прошлого и не допустить ошибок в будущем. Память Бабьего Яра, Холокоста – это предупреждение для всего человечества о том, что идеология нетерпимости и насилия может вернуть нас в страшное прошлое, когда самое дорогое – человеческая жизнь – становилось лишь разменной монетой в руках диктаторов»6.
Некоторые исторические ошибки здесь равноценны каракулям первоклашек на учебной доске, которые без труда можно удалить и заменить на нечто иное. Но справедливости ради зададим вопрос: если у Украины между «палачами» и «жертвами» – в рамках собственной истории – возможен подобный компромисс, то что вообще ожидать Донбассу, более 5-ти лет борющемуся за свою независимость, от подобных политико-идеологических и культурных схем?
Ответом на этот вопрос может служить нижеследующее понимание нацистской истории, равно как и современности Украины. Генеалогия и эволюция украинского нацизма (неонацизма)7, по моему мнению, таковы: от Николая Михновского, представляющего Революционную украинскую партию, Украинскую народную партию с его 10 заповедями, и Дмитрия Донцова, создателя концепции «интегрального национализма» с четко очерченными «признаками» украинской нации и стратегии борьбы за создание «независимой украинской соборной державы» в большом евразийском пространстве – через его институционализацию (создание ОУН – организации украинских националистов Евгением Коновальцем – и её распадение на последующие «изводы» – ОУН (б) Степана Бандеры, ОУН (м) Андрея Мельника, ОУН (з) Зиновия Матла и Льва Ребета) – к оформлению в широкую властную структуру: партийно-парламентское движение (КУН – Конгресс украинских националистов) в 1994 / 1997 / 2002 – 2019 гг. с участием таких персонажей, как Слава Стецько, Валентин Наливайченко, Виктор Ющенко, Дмитрий Ярош, Андрей Билецкий, Ирина Геращенко, Николай Кохановский и т.д.
Результатом этих превращений является генерация новых неонацистско донцовско / бандеровских боевых организаций типа «Белого молота», «Правого сектора», «Патриота Украины», «Социал-националистической партии Украины», С-14 и т.д. Эти организации сегодня выполняют роль политической и военной сил, а их «героика» в Донбассе, как и героика ВСУ, стала предметом «художественного обобщения». Речь идет о «Киборгах», «Позывном Бандерасе», «Войне химер», «Дебальцево», «Иловайске» и киноленте «Донбасс»8. Так, по сути, был вылеплен образ наследников Бандеры – Шухевича, перманентно сражающихся с Россией и Русским Міром.
Конечно, тут свою зловещую роль сыграли Указы Президента Украины В. Ющенко о героизации С. Бандеры и войнов ОУН-УПА (2010).
С сущностной точки зрения важны пункты этого неонацистского «учения», практически ставящие под сомнение жизнь больших масс людей, не отличающихся «чистотой крови» в украинском контексте.
В этой связи нельзя не вспомнить некоторых положений теоретиков украинского нацизма (фашизма). Так, в «Катехизисе» Н. Михновского как выразителя идеи «Украина для украинцев»9 имеют место призывы «держаться кучи» ради Украины (заповедь 9), равно как и обозначены «враги нашего народа» (заповедь 10).
В свою очередь Д. Донцов, как теоретик ОУН и последующих её «клонов», декларировал10 такие пункты: 1) обязательное наличие «вождя»; 2) создание Украины как самостоятельной соборной державы; 3) общая воля для реализации этого плана; 4) насилие как решающий фактор борьбы за «жизненное пространство» (с учётом того, что насилие может привести к гибели половины нации; 5) террористическая экспансия в отношении соседей и прежде всего российских территорий; 6) фанатизм и ненависть.
Если к этим пунктам присовокупить «44 правила» современного украинского националиста, то картина будет более точной. Среди этих правил обращают на себя внимание следующие: № 2: «Величайший твой Закон и Твое желание – воля и идея Нации»; № 11: «Могущественный Бог княгини Ольги и князя Владимира Великого требует от Тебя не слез, не милосердия или пассивного размышления, но мужества и активной жизни»; № 14: «Твоими врагами являются враги Твоей Нации»; № 20: «Знай, что мир и жизнь – это борьба, а в борьбе побеждает тот, у кого сила»11.
Если подытожить вышеназванные тезисы, то перед нами вождистко-радикально-экстремистская конструкция национального строительства, опирающаяся на антихристианскую и антигуманистическую этику. Причем, это подтверждает и лозунг: «Слава нації, смерть ворогам!», сегодня повсеместно звучащий на родине А.И. Куинджи и М.А. Булгакова, Я.А. Галана и В.А. Сухомлинского, С.П. Королева, А.П. Довженко и Л.Ф. Быкова…
Но самое важное, что перед нами наиболее чудовищная инкарнация «вечного фашизма», интуитивно прочерченная У. Эко.
И как тут не признать правоту поэта, страстно желающего избавления этой страны и её народа от коричнево-желто-голубой чумы:
Зачем Украине герои,
Служившие в СС?
Неужель ничего не стоит
Нюрнбергский процесс?
Почему ничего не значат
Преступленья и приговор?
И седой ветеран плачет,
Не в силах терпеть позор.
Это он спас Европу от зверя,
Победил, себя превозмог.
Разве мог ветеран поверить,
Что будет такой итог?
Это он защитил Украину,
А потом её воссоздал.
А те, кто стреляли в спину,
Теперь влезли на пьедестал.
Неужели добро стало злом,
И продажные злопыхатели,
Рубят прошлое топором,
Как садисты или каратели,
Хотят на руинах забвения,
На крови советских бойцов
Сделать символами освобождения
Предателей и подлецов12.

И далее самое важное:
Правду нельзя убить,
Правда всегда одна.
И будет правнук хранить
Фотографии и ордена.
Замер солдат в граните.
Священный огонь – как душа.
Люди знают, кто Победитель,
И идут к нему не спеша.
Шелест красных знамен,
День Победы в цветах и слезах,
Нашей памяти вечный звон,
Так будет во всех веках!


1 White supremacy extremism: the transnational rise of the violent white supremacist movement // https://thesoufancenter.org/wp-content/uploads/2019/09/Report-by-The-Soufan-Center-White-Supremacy-Extremism-The-Transnational-Rise-of-The-Violent-White-Supremacist-Movement.pdf (дата обращения - 02.10.2019 г.). Р. 14–28, 32–33.
2 Эко У. Вечный фашизм // Эко У. Пять эссе на темы этики. М.: Астрель: CORPUS, 2012. С. 83–96.
3 Нольте Э. Европейская гражданская война (1917—1945). Национал-социализм и большевизм. М.: Логос, 2003. 528 с.
4 Эта концепция была преодолена в ходе известного «спора историков», который практически продлился до наших дней.
5 Абакумов И. Бунт националистов загнал Зеленского в тупик // https://vz.ru/world/2019/10/10/1002131.html (дата обращения - 04.10.2019 г.).
6 Цит. по: Игнатов Г. Зеленский и Бабий яр // Журналистская правда. 29.09.2019 г. Режим доступа: https://jpgazeta.ru/zelenskiy-i-babiy-yar/ (дата обращения - 30.09.2019 г.).
7  Далее в статье упоминаются организации, законодательно запрещенные в Российской Федерации и Донецкой / Луганской народных республиках.
8 Отмеченной на кинофестивале в Каннах в 2018 году.
9 Здесь приходится опустить сюжет, связанный с «Кирилло-Мефодиевским братством» как идейным предтечей многих интеллектуальных и политических движений ХХ и XXI века.
10 После перевода «Mеin Kampf» А. Гитлера и издания собственной программной работы «Национализм» в 1926 году.
11 Цыганок А.Д. Донбасс: неоконченная война. Гражданская война на Украине (2014 – 2016): русский взгляд. М.: АИРО-XXI, 2017. С. 598.
12 Шелухин Ю.Н. Нацизм не пройдет // Шелухин Ю.Н. Вера и изуверие. Сборник стихотворений разных лет. Донецк: б.и., 2018. С. 27.


Список литературы
1.    White supremacy extremism: the transnational rise of the violent white supremacist movement // https://thesoufancenter.org/wp-content/uploads/2019/09/Report-by-The-Soufan-Center-White-Supremacy-Extremism-The-Transnational-Rise-of-The-Violent-White-Supremacist-Movement.pdf (дата обращения - 02.10.2019 г.).
2.    Абакумов И. Бунт националистов загнал Зеленского в тупик // https://vz.ru/world/2019/10/10/1002131.html (дата обращения - 04.10.2019 г.).
3.    Игнатов Г. Зеленский и Бабий яр // Журналистская правда. 29.09.2019 г. Режим доступа: https://jpgazeta.ru/zelenskiy-i-babiy-yar/ (дата обращения - 30.09.2019 г.).
4.    Нольте Э. Европейская гражданская война (1917—1945). Национал-социализм и большевизм. М.: Логос, 2003. 528 с.
5.    Цыганок А.Д. Донбасс: неоконченная война. Гражданская война на Украине (2014 – 2016): русский взгляд. М.: АИРО-XXI, 2017. 680 с.
6.    Шелухин Ю.Н. Нацизм не пройдет // Шелухин Ю.Н. Вера и изуверие. Сборник стихотворений разных лет. Донецк: б.и., 2018. С. 27.
7.    Эко У. Вечный фашизм // Эко У. Пять эссе на темы этики. М.: Астрель: CORPUS, 2012. С. 61 – 98.