Системная работа – главное оружие в борьбе за историческую правду
Когда ученые и общественники говорят о недопустимости радикального пересмотра истории Второй мировой войны и сопутствующих рисках, им зачастую отвечают: «Вы перегибаете палку». Ответом скептикам такого рода может служить простая отсылка к ситуации во многих постсоветских республиках, в первую очередь – на Украине.
В декабре 2018 года на площадке Общественной палаты РФ мы организовали закрытый показ художественного фильма польского режиссера Войцеха Смажовского «Волынь», чтобы вспомнить те страницы истории Украины, которыми там сейчас принято гордиться. Жуткая картина о трагических событиях 1943 года, о страшной Волынской резне, о «подвигах» тех людей, которых чествуют на Украине весь этот год. Я не преувеличиваю: напомню, что Львовский областной совет объявил 2019 год в регионе Годом Степана Бандеры – одного из создателей Организации украинских националистов (ОУН, запрещена в России).
Мы показали украинских «героев», показали их «подвиги». Причем глазами польских кинематографистов, которых нельзя заподозрить в симпатии к нашей стране. То есть не «по заказу» это было снято. Фильм непредвзятый; создан не на наши деньги, не в каких-то пропагандистских целях (украинцы любят переживать по этому поводу)!
А еще они любят переживать по поводу памятников победителям над фашизмом на своей территории. Оно и понятно: до тех пор, пока убийцы женщин и детей будут считаться на Украине героями, памятники борцам с нацизмом будут вызывать там неизбежную изжогу.
Пример Украины наглядно демонстрирует нам, чем чревато, с одной стороны, благодушное отношение к переписыванию истории, а с другой – пренебрежение к использованию инструментов «мягкой силы» для сохранения и трансляции собственного взгляда на события прошлого.
Американский кинотеатр снял с показа российский фильм «Т-34» о событиях Второй мировой войны. Речь идет о кинозале West Newton Cinema, расположенном в пригороде Бостона. Как сообщают СМИ, владелец площадки спасовал под давлением группы украинских активистов, которые называют себя Arts Against Aggression. Лидер группы – Дмитрий Смелянский – развернул в социальной сети Facebook целую кампанию, в результате которой фильм был снят с проката.
Мы много говорим про политику «мягкой силы», о ее необходимости. Но так получается, что она у нас не работает: складывается ощущение, что в последнее время ей уделяется мало внимания и нужно активно вовлекать в эту борьбу неправительственные, некоммерческие организации. Потому что наша «мягкая сила», которая сейчас дремлет, сталкивается с «грубой силой» со стороны реально фашистских группировок, которые начинают нагло и разнузданно действовать по всему миру; они срывают концерты наших музыкантов и показы российских фильмов.
Я прошу обратить внимание на совершенно безобразные и хамские формулировки, которые они используют. Украинский активист Дмитрий Смелянский, проживающий в США, Великую Отечественную войну, фашизм и победу над фашизмом называет «спорными страницами истории». Но для всех очевидно, что эти события неоспоримы… для всех, кроме украинских последователей Бандеры.
Хочу заострить ваше внимание еще на одном моменте – флешмобе последних дней: рядовые и высокопоставленные работники МВД Украины стали массово признаваться в соцсетях в любви к Бандере и, в частности, писать: «Я – бандеровец». Такая акция была запущена после событий, связанных с Подольским РОВД в Киеве: спецназ задержал радикалов, которые со штурмом ворвались в управление полиции, и один из бойцов спецназначения при этом в сердцах прокричал фразу: «Ложись, Бандера!»
Считаю, мы должны ответить на попытку сорвать показ российского фильма «Т-34». Кроме того, наша Комиссия планирует обратиться к коммерческим и некоммерческим организациям с предложением купить права на картину Войцеха Смажовского «Волынь» и организовать показ киноленты о преступлениях бандеровцев по всему миру.
Тем самым мы продемонстрируем нашу реальную «мягкую силу». И расскажем всему миру, чьими наследниками являются украинские радикалы.
Наиболее наглядно кампания по уничтожению памяти о подвиге воинов-освободителей за рубежом проявляется через снос и осквернение посвященных им памятников.
В апреле 2019 г. в Вене был в очередной раз осквернен памятник советским воинам, погибшим при освобождении Австрии. В Польше с 2014 года снесли около 100 памятников советским солдатам. В том числе был уничтожен монумент на месте гибели генерала армии Ивана Черняховского – командующего войсками 3-го Белорусского фронта. В апреле 2019 г. года в польском городе Явор неизвестные осквернили центральный обелиск на местном кладбище, где покоится прах более 500 солдат и офицеров Красной Армии.
Неоднократно подвергался надругательству памятник советскому воину-освободителю «Алеша» в болгарском Пловдиве. В 2011–2014 гг. памятник советской армии-освободительнице в Софии (столице Болгарии) трижды подвергался атакам вандалов. В первый раз изображения героев, отдавших жизнь за освобождение Болгарии, перекрасили так, чтобы они напоминали Супермена, Джокера, Санта-Клауса и клоуна Рональда Макдональда. Акт надругательства над памятником дополняла издевательская надпись «В ногу со временем». В августе 2013 г. монумент залили розовой краской. Это позиционировалось как «извинение Болгарии» за участие в подавлении «пражской весны» 1968 г. В феврале 2014 г. памятник раскрасили в цвета флага Украины. На монументе также появились надписи «Слава Україні» и «Капутин».
22 августа 2019 г. был осквернен памятник Маршалу Коневу в Праге, после чего местные власти начали обсуждать вопрос о его переносе на территорию посольства РФ или передаче монумента в частную коллекцию. В ноябре 2019 года всерьёз занялись вопросом об установке памятника генералу-предателю Власову.
Подвергались осквернению памятники советским воинам-освободителям и в других странах Европы, включая бывшие республики СССР. По данным «РИА Новости – Украина», за последние годы в «незалежной» были разрушены или подвергнуты надругательству более 400 мемориальных объектов. Так, в январе 2014 г. в городке Глиняны Львовской области вандалы разрушили памятник 32 воинам-освободителям на месте их мемориального захоронения. Через месяц после этого вандалы повредили памятник погибшим морякам и кораблям Черноморского морского пароходства в Одессе. В ноябре 2017 г. дважды был залит цементом мемориал «Вечный огонь» в Киеве. В марте 2019 г. был снесен Монумент Славы во Львове.
В апреле 2019 г. тысячи жителей Латвии активно протестовали против инициативы по сносу памятника освободителям Риги, с которой выступили некоторые латвийские политики. А в декабре 2018 года на воинском кладбище в Зиепниеккалнсе, где погребены несколько тысяч советских военнопленных, погибших в 1941–1944 гг., а также сотни жертв Холокоста, был поврежден и разрисован похабными надписями постамент памятника.
Было бы наивно считать, что процессы десакрализации памяти о подвиге солдат-освободителей протекают исключительно за рубежом.
В начале января вокруг мизансцены из выпуска Comedy Woman 2013 года поднялся поистине «девятый вал» всенародного возмущения. В сценке прозвучала откровенно глупая и глумливая шутка о легендарном Герое Советского Союза генерале Дмитрии Карбышеве, и, что важно, миниатюра вышла в эфир за пару дней до 68-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Все свои мысли по поводу этой «шутки» я уже высказал ранее. Отмечу еще один тревожный «звоночек»: в соцсетях некоторые блогеры пытаются до сих пор поднимать шумиху, утверждая, что, мол, «смеяться можно над любыми забавными историями» и ничего страшного в этой сценке нет. Вслед за Михаилом Борисовичем Пиотровским хочется сказать одно: «Наше общество больно!»
Тем страшнее простодушное признание 33-летней Натальи Медведевой, которая заявила, что на момент исполнения юмористического номера не знала, кто такой генерал Карбышев, и думала, что это вымышленный персонаж! Можно представить, что подобные оправдания могли звучать из уст человека, проживающего в глухой деревне, но речь идет о Москве, и мы говорим про актрису, получившую в своё время не только среднее, но и высшее образование. Выходит, что названия улиц, учебных заведений, упоминания героя в литературе и прочие культурные знаки и коды не работают.
Не могу промолчать и про фильмы, которые паразитируют на исторической памяти народа; их суть сводится только лишь к «хайпу», и не более. Речь идет о «Празднике» Алексея Красовского. Никто не против, чтобы историю Блокады Ленинграда рассказывали, скажем так, с разных точек зрения, но смеяться над страшными событиями, которые унесли сотни тысяч жизней – это значит оскорблять память людей, покоящихся на Пискаревском кладбище. Это абсолютно неприемлемо – и, как в некоторых странах отрицание Холокоста – должно преследоваться по закону!
Согласно исследованию Росмолодежи, 20% молодых ребят не считают себя патриотами. Они и не будут считать себя таковыми, пока не проникнутся историей своей Родины. Воспитание патриотизма — это многогранный процесс, который требует больших усилий, причем не в последнюю очередь от средств массовой информации, кинематографа и массовой культуры в целом. Ведь ответственность журналистов, актеров, ведущих телевизионных и радиопрограмм сегодня в обществе и для общества не меньше, чем у врачей.
Можно было бы уделить много времени обсуждению вопроса «Кто виноват?». Но куда разумнее было бы потратить его на поиск ответа на вопрос «Что делать»? Тем более, что позитивный опыт решения проблем историко-мемориальной политики у нас уже имеется.
27 января 2019 г. Санкт-Петербург отметил свой второй день рождения — освобождение из блокадного кольца, в котором немецкие захватчики держали город с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
Я рад, что к этой дате у нас вышли сразу два хороших фильма – психологическая картина «Крик тишины» и «Спасти Ленинград» с элементами экшна. «Крик тишины» – это пронзительная военная драма, созданная при участии Российского военно-исторического общества. Кинолента рассказывает о двух детях-сиротах, которые вынуждены были бороться за выживание в осажденном городе, в «ледяном аду». Вторая кинолента вышла на экраны в канун 75-летия снятия Блокады и рассказывает о крушении «Баржи 752» на Ладожском озере в 1941 году.
Знаю, что так же, как и дальнейшая «оцифровка» музейного наследия, в планах у руководства города есть и создание нового масштабного музея Блокады Ленинграда. Надеюсь, в нем будут задействованы новые формы работы с молодежью, которые позволят нашим детям полностью погрузиться в то время, в ту обстановку – и через себя пропустить весь ужас, через который пришлось пройти защитникам и жителям блокадного Ленинграда.
Нельзя обойти вниманием и акцию «День памяти жертв Блокады»: на 60 площадках Санкт-Петербурга люди зачитывали имена погибших в осажденном Ленинграде. Акция была направлена на то, чтобы вспомнить всех, назвать их имена, сформировать точное представление о количестве жертв. По её итогам планируется создание общегородской Книги погибших в Блокаду, которая позволит увидеть имена ушедших на улицах и в домах вокруг нас в реальном времени и сделает историю близкой, а трагедию — видимой и осязаемой.
Российское Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций разработало правила выделения субсидий издательству «Большая российская энциклопедия». Конечно, Википедия популярна и во многом даже полезна. Но давайте скажем честно, Википедия — пользовательская история, в которой люди сами создают статьи, потом приходят другие читатели и что-то в них редактируют, затем третьи вносят свои правки — и так до бесконечности. То есть разные люди трактуют информацию по-своему. Было много случаев, когда реальные фотографии известных медийных людей меняли на обидные картинки, вписывали всякую ахинею, некоторые вещи просто невозможно читать без боли.
Мы понимаем, что будущее за виртуальными энциклопедиями, за электронными образовательными ресурсами. Значит, Россия должна сама в это вкладываться, создавать свои платформы. У нас есть успешный опыт в прошлом — знаменитая Большая советская энциклопедия. И наша задача сейчас — создать некое виртуальное энциклопедическое хранилище для всех, кому интересны знания.
Пока своего не было, мы пользовались иностранными ресурсами, сейчас пришло время разрабатывать самим. Кто-то скажет, что я слишком критично отношусь к иностранным разработкам, но это не так. Я не против, но нужно помнить, что там переписать историю можно вмиг: могут написать, что Россия проиграла Вторую мировую войну, и потом нужно будет потратить немало сил, чтобы восстановить очевидное и общеизвестное.
Не думаю, что нужно ждать появления тотального флешмоба «Кто быстрее фальсифицирует факты». Нужно добиться, чтобы жил и развивался информационный ресурс, который будет работать на благо нашей страны и ее жителей.
Все чаще с целью популяризации исторического и культурного наследия открываются интерактивные выставки, исторические парки, проводятся интеллектуальные игры, которые, замечу, пользуются большой популярностью среди молодежи. Известный проект «Россия — моя история» показывает, что прикоснуться к прошлому можно интересными и увлекательными способами. И дети, и взрослые, как зачарованные, ходят часами по этим историческим паркам. Я уверен, что они должны быть в каждом субъекте Федерации (в его административном центре!), должны открываться музеи, посвященные подвигам и героическим страницам Великой Отечественной войны, и другие интерактивные площадки. Возможно, стоит предусмотреть для этого специальные госпрограммы.
Современные технологии дают нам большие возможности, мы можем организовать обучение и воспитание молодого поколения так, чтобы память о войне вошла, что называется, в подкорку наших людей, чтобы общество и сегодня, и много лет спустя гордилось своими предками.