Культура как основа национальной идентичности: о концепции первого в России учебного пособия для вузов «Основы государственной культурной политики в Российской Федерации»
Аннотация. Первое в нашей стране учебное пособие «Основы государственной культурной политики», выпущенное Санкт-Петербургским институтом культуры, является предметом анализа представленной статьи. Автор рассматривает культурную политику как системную, структурированную, нормативно-оформленную деятельность, осуществляемую органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленную на поддержку, сохранение и развитие отрасли культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системе ценностей. Отмечается, что концепция пособия базируется на политологическом подходе и методах политических наук, именно поэтому в работе особое внимание уделяется таким вопросам, как государство и культура, государство как субъект культурной политики, государственные органы управления в сфере культуры, государственные модели культурной политики и др. По оценке автора, создание пособия – результат значительных усилий авторского коллектива, а обсуждение отдельных тем и проблематики учебного пособия прошло широкую и глубокую апробацию в научных статьях, публиковавшихся в научных периодических изданиях вузов Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: государственная культурная политика, культура, политика, учебное пособие, ценностно-ориентированная модель.

Abstract. The article considers the cultural policy as a systematic, structured, normative and formalized activity carried out by the public authorities of the Russian Federation and public institutions aimed at supporting, preserving and developing the cultural sector, all kinds of creative activities of the citizens of Russia and the formation of personality on the basis of the inherent in the Russian society system of values. The author refers to the first in our country textbook «Basics of State Cultural Policy», which published by the St. Petersburg University of Culture. In the review the author shows that the concept of the textbook is based on the political science approach and methods of political science, due to which it focuses on issues such as the State and culture, the State as a subject of cultural policy, public authorities in the field of culture, models of cultural policy, etc. The author concludes that the creation of the textbook is the result of a considerable efforts of the author's team and the discussion of certain topics and problems of the cultural policy has been widely and deeply tested in different articles published in academic magazines of St. Petersburg universities.
Key words: State cultural policy, Culture, Policy, Text book, Value-oriented model of State cultural policy.

Подобно тому, как человек не замечает воздух, благодаря которому он живет, зачастую он и не замечает культуру, в которой он вырастает. И тем не менее культура составляет органическую основу человеческой жизни и неотделима от нее. Термин «культура», пришедший к нам из трактата о земледелии Марка Порция Катона Старшего, указывает «на возделывание» как способ существования человека. И уже сегодня мы находимся в громадном пространстве культуры от «возделывания земли» до «возделывания души».
Культура является особым измерением самосознания человека и народа. Представления о будущем так же значимы для культуры, как и представления о прошлом. И только в годы исторических испытаний, когда будущее выступает в качестве значимых альтернатив, возникает потребность осознать основы своего существования. Культура существует в интерсубъектном пространстве, в котором только и обретает свой смысл. В нем происходит постоянная борьба между носителями разных ценностей и смыслов. Между тем, обычный человек воспринимает себя в качестве потребителя артефактов и специфической деятельности круга людей, которых он относит к сфере культуры. Искушение чужим прошлым или чужим будущим в столкновениях культур является самым большим испытанием в жизни народов и государств. Одним из субъектов интерсубъектного пространства культуры является государство со своим специфическим образом деятельности, называемым политикой. В этом пространстве и возникает встреча культуры и политики.
Появление нового учебного пособия «Основы государственной культурной политики Российской Федерации»1 , созданного сообществом несомненно талантливых авторов, представляет собой значительное событие в научном осмыслении отношений государства и общества в пространстве культуры. Раскрытие государственной культурной политики в рамках учебного пособия – многоплановая задача, по определению требующая многогранного, всестороннего подхода.
Первый вопрос, который обычно возникает в рамках заданной темы, сводится к тому, а нужна ли какая-то политика в отношении сферы культуры? Если национальное государство хочет не только сохранить свою идентичность, но и определять ее в будущем, то ответ будет положительным. Концепция нового пособия базируется на политологическом подходе и методах политических наук. Именно по этой причине особое внимание в работе уделяется таким вопросам, как государство и культура, государство как субъект культурной политики, государственные органы управления в сфере культуры, государственные модели культурной политики и др. Необходимость политологического подхода в пособии возникла не случайно, а обусловлена длительными творческими поисками, отраженными в ряде предшествующих публикаций авторов учебного пособия.
Развернутая аргументация о необходимости культурной политики основывается на нормативно-ценностном цивилизационном подходе в трактовках культуры и культурной политики, представленном в первой главе пособия. В частности, под термином «культура» понимается исторически сложившаяся совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских).
По мнению авторов пособия, сегодня сама целостность сферы культуры в России подвергается глобальным угрозам. Авторы уделяют этому факту самое серьезное внимание. Ни в одном из существующих учебных пособий по культурологии культура не рассматривалась до сих пор как фактор национальной безопасности, как неотъемлемая часть стратегии государственной политики. Фрагментируют современное общество разные социальные разломы: языковые, этнические, религиозные, экономические. И все эти разломы отражаются на характере политической жизни. Интегратором национального и цивилизационного пространства должна быть культура.
Современным студентам важно понимать, что необходимость защиты культурного суверенитета страны и единой историко-культурной самоидентификации граждан и общества обусловлена правом страны и ее народа руководствоваться теми образцами, ценностями и нормами поведения, которые выработаны в ходе их истории, признаются и принимаются народом. Также точно государство и народ имеют полное право не принимать традиции, нормы и ценности, не соответствующие отечественным традициям и порождаемые западной массовой культурой общества потребления, а также прямой информационной агрессией внешних политических оппонентов.
Осмысление указанных проблем, безусловно, отражается в реальной практике современного российского государства. Исходя из этого, культурная политика рассматривается авторами как системная, структурированная, нормативно-оформленная деятельность, осуществляемая органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленная на поддержку, сохранение и развитие отрасли культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
Обращает на себя внимание глава, посвященная моделям государственной культурной политики. Рассмотрение роли государства в различных моделях убедительно показывает, сколь не безобидны могут быть политические практики в сфере культуры. Новая доктрина культурной политики строится на содержательном противоречии, требующем своего разрешения в практической деятельности. Государство и административные органы не должны вмешиваться в творческий процесс и культурную жизнь, хотя новейшие деструктивные псевдокультурные практики делают данный тезис небесспроным. Все ли процессы в сфере культуры должны быть обеспечены государственной поддержкой? Ещё один проблемный вопрос, ответ на который не может быть однозначным.
В действительности культура не является плодом разделения труда в обществе. Каждый человек в своей жизни отфильтровывает культурные коды, которые становятся основой развития всего народа и отечественной культуры.
Авторы совершенно справедливо трактуют российское государство как продукт и производное от отечественной культуры и утверждают, что защита отечественной культуры – обязанность государства. Подчеркивая, что устранение неравенства в доступе к культурным достижениям – одна из важнейших задач государственной политики в области культуры, авторы акцентируют внимание на необходимости обеспечить условия для свободного и достойного развития каждого человека, осуществления перехода от поддержки искусства по критерию его «элитности» и «модности» к поддержке по принципу талантливости и социальной значимости. Только это может обеспечить формирование не потребителя, а творца и созидателя. Именно поэтому государству следует поддерживать выдающихся мастеров и создавать условия для появления новых, обеспечивать государственную помощь подлинно талантливому художнику, чьи творения служат целям духовного созидания, а не разрушения.
Важной особенностью нового учебного пособия является новая расстановка акцентов в формировании основного корпуса тем. Существующие учебные пособия по культурологии делают акцент на истории культуры, развитии культурологических теорий и концепций, в то время как представленная концепция учебного пособия направлена на рассмотрение современного состояния культурных процессов в Российской Федерации на различных уровнях регулирования, сопровождаемое анализом соответствующей нормативно-правовой базы.
Необходимо отметить, что тематика государственной культурной политики очень многообразна, ее многоплановость и тесное переплетение с историческими процессами вызывают подчас острые научные дискуссии и широкий общественный интерес. Авторы учебного пособия учитывали дискуссионность ряда рассматриваемых вопросов, стремясь к научной объективности, исходя из принятой нормативно-правовой базы РФ, решений Министерства культуры России. В этой связи важно подчеркнуть, что данная работа соответствует требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО 3++) по области образования «Искусство и культура» и предназначена для преподавания дисциплин (модулей), направленных на формирование общепрофессиональной компетенции «Государственная культурная политика Российской Федерации», предусмотренной ФГОС ВО 3++ уровней бакалавриата и специалитета.
Не может не радовать и то обстоятельство, что пособие будет способствовать росту мировоззренческой зрелости студентов, избирающих в качестве направления подготовки «социально-культурную деятельность».
Создание нового учебного пособия является результатом большого труда и длительных усилий всего авторского коллектива.
В заключение отметим, что новое учебное пособие «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» написано хорошим литературным языком, увлекательно и вместе с тем серьезно. Авторы выдерживают строгие нормы научного стиля в рамках жанра учебной литературы, пособие имеет ярко выраженную ценностную ориентацию. Учебное пособие безусловно удалось, и хотелось бы пожелать авторам дальнейших творческих успехов.

1 Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017.
Список литературы
1.    Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с.