Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический портал страны

Архив "Кинолабиринта" Часть 6


 



ФИЛЬМ «ПОДРАНКИ»

ПОДВОДИМ ИТОГИ

 

Дорогие друзья!

 

Жюри конкурса «Исторический кинолабиринт – VI» с большим вниманием ознакомилось со всеми поступившими на конкурс работами, посвященными обсуждению одного из лучших произведений советской кинодраматургии — фильма «Подранки» режиссера Николая Губенко. Отметим, что все участники конкурса показали хорошее знание советской истории, умение размышлять и анализировать исторические сюжеты, в море исторической информации находить нужные факты и сопоставлять их с событийной конвой фильма. Выполняя конкурсные задания, ребята показали творческий подход к оценке художественного произведения, выразив искреннее сопереживание судьбам героев.

 

ИТОГИ КОНКУРСА

 

Первое место

(Диплом Победителя)

 

Присуждается

Дружинину Вадиму, ученику 8 «Б» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Ершова Саратовской области», г. Ершов, Саратовская область.

Руководитель: Громадюк Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания.

 

Второе место

(Диплом II степени)

 

Присуждается

Медведеву Егору, ученику 7 «Б» класса МОУ «Белозерская средняя школа №1», г. Белозерск, Вологодская область.

Руководитель: Ульянов Илья Александрович, учитель истории и обществознания.

 

Третье место

(Диплом III степени)

 

Присуждается

Корепанову Кириллу, ученику 9 «Б» класса МБОУ «Игринская средняя общеобразовательная школа №1», п. Игра, Удмуртская Республика.

Руководитель: Самойлова Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания.

 

Сертификатами Участников конкурса награждаются:

 

Александрова Оксана, 8 класс, МКОУ «Гвардейская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Дубенский район Тульской области», п. Гвардейский, Тульская область.

Руководитель: Петрухин Виктор Владимирович, учитель русского языка и литературы.

 

Сидорова Екатерина, 7 «А» класс, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», г. Воронеж.

Руководитель: Кочетова Елена Юрьевна, учитель истории.

 

Смолева Екатерина, 5 «А» класс, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №140», г. Пермь.

Руководитель: Шишкина Е.В., учитель истории.

 

Тодуа Лейла, ГБОУ «Школа №163», г. Санкт-Петербург.

Руководитель: Груздева Ольга Станиславовна, учитель истории и обществознания.

 

Трудолюбова Ада, 7 «А» класс, МБОУ «Игринская средняя общеобразовательная школа №1», п. Игра, Удмуртская Республика.

Руководитель: Корепанова Екатерина Васильевна, учитель истории и обществознания

 

Шевченко Софья, 5 «С» класс, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №140», г. Пермь.

Руководитель: Шишкина Е.В., учитель истории.

 

Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе, удивительных открытий и важных свершений! Мы очень надеемся, что вы станете постоянными активными участниками обсуждений и следующих выпусков нашего «Исторического кинолабиринта».

 

Благодарственными письмами Редакционного Совета Федерального портала История.РФ награждены руководители творческих работ:

 

Громадюк Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Ершова Саратовской области», г. Ершов, Саратовская область.

 

Груздева Ольга Станиславовна, учитель истории и обществознания ГБОУ «Школа №163», г. Санкт-Петербург.

 

Корепанова Екатерина Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Игринская средняя общеобразовательная школа №1», п. Игра, Удмуртская Республика.

 

Кочетова Елена Юрьевна, учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», г. Воронеж.

 

Петрухин Виктор Владимирович, учитель русского языка и литературы МКОУ «Гвардейская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Дубенский район Тульской области», п. Гвардейский, Тульская область.

 

Самойлова Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Игринская средняя общеобразовательная школа №1», п. Игра, Удмуртская Республика.

 

Ульянов Илья Александрович, учитель истории и обществознания МОУ «Белозерская средняя школа №1», г. Белозерск, Вологодская область.

 

Шишкина Е.В., учитель истории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №140», г. Пермь.

 

Надеемся, что вы и в дальнейшем с такой же заинтересованностью будете дарить своим ученикам постижение человеческого измерения истории. Успехов вам, здоровья и неиссякаемой энергии. У вас талантливые и очень любознательные ребята. Почаще давайте им шанс вместе с вами размышлять, спорить и творить.

 

ВНИМАНИЕ!

Наградные документы можно скачать здесь.

 

Редакция обращает внимание учителей истории на то, что материалы конкурсов «Исторический кинолабиринт» могут быть активно использованы во внеклассной работе, посвященной изучению «100 лучших отечественных фильмов».


Редакция публикует работу победителя конкурса Дружинина Вадима, ученика 8 «Б» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Ершова Саратовской области».

 

Вопросы по созданию фильма

 

1. Почему для автора фильма данная тема была очень важной?

 

Николай Губенко родился в 1941 году. Он сам, как и многие тысячи его ровесников, относится к тому самому послевоенному поколению, которое испытало на себе все трудности того сурового времени. Его отец погиб в сорок втором году, а мать убили. В своем фильме Николай Николаевич показал ту боль, которой были охвачены сердца всех людей нашей большой Родины: это боль потери близких людей, боль от страшных сцен войны, той смерти, которая была повсюду.

 

Война на долгие годы оставила шрамы на сердцах всех: и тех, кто ждал, и тех, кто убивал врагов на передовой. Были люди, которых война «сломала». Они сами чувствовали, как становились другими. Мне кажется причиной отчужденности, был еще и страх быть репрессированным в послевоенные годы.

 

В центре картины — судьба семьи, в которой после гибели отца и матери четверо детей остались сиротами. Писатель Алексей Бартенев вернулся в родные края и попытался прикоснуться к своему детдомовскому детству, которое прошло здесь во время войны и, несмотря на тяжелое время, было такое же счастливое, как у всех.

 

2. Как проходил подбор актеров, и что можно сказать об актерском составе?

 

Фильм пронизывает до дрожи. Мне кажется, что так эмоционально воспринимать сюжет помогает игра актеров.  Даже эпизодические роли играли актеры высочайшего уровня. Это сам Н. Губенко, С. Будрайтис, Н. Гундарева, А. Калягин, Р. Быков, Г. Бурков, Е. Евстигнеев.

 

С. Будрайтис родился в 1940 году. Ему предстояло сыграть Алексея Бартенева, поэт и писателя. В фильме Алексей очень хочет найти своих двух братьев. В жизни сам Юозас прошел сложный путь, попав в 1945 году из деревни в большой город. А вот Зоя Евсеева сыграла мальчика Вальку. Ей удалось так сыграть эту роль, что когда смотрел фильм просто комок стоял в горле. Ребенок  выносит свой приговор. Только вот из этого не выходит ничего. При взрыве он сам погибает. По смерти мальчика классу зачитывают его грустное сочинение, где он описал гибель своего отца. Что это было? Желание мести за отца? Нежелание видеть обидчиков ненаказанными в понимании ребенка? Каждый из нас по-своему поймет этот поступок. Страшно то, что война оставила в душе ребенка такой след – он не мог простить.

 

«Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных понятий». Евгений Евстигнеев тоже знал о войне, успев окончить до ее начала семилетку. Мне кажется, что у большинства актеров этого фильма «были личные счеты с войной».

 

3. Можно ли назвать фильм авторским?

 

Думаю, что это не просто авторский фильм, так как он снят на основе личных воспоминаний Николая Николаевича.  Он авторский, потому что в нем детство главного героя показанное отрывочными сюжетами, показывает суровый быт послевоенной Одессы, той Одессы, которая помнил сам Губенко. Это — фильм поколения Губенко. Н. Губенко сам воспитывался в послевоенные годы в интернате. Так же, как главный герой фильма на многие годы потерял связь со своими родными и встретился  с ними через много лет. Даже фамилию воспитателя Криворучко Губенко взял из реальной жизни, его воспитатель носил такую же фамилию.

 

Вопросы по содержанию фильма

 

1. В каких эпизодах отражен отрицательный опыт беспризорного существования? Как этот опыт влиял на формирование характера и на судьбу героя фильма?

 

Отрицательный опыт беспризорного существования детей показан в таких эпизодах, как:

а) обмен украденного патефона на буханку хлеба у старьёвщика;

б) попытка обокрасть квартиру Фроси;

в) грязная оборванная одежда.

 

Все это, конечно, повлияло на характер Алёши. Об этом очень точно говорит военрук Громов в эпизоде обсуждения Григория Альбертовича: «Бартенева я знаю и люблю, и мне жалко пацаненка… Ненависть к фашистам… это не самое худшее качество в человеке… У Алексея за плечами тяжёлый путь, и, слава Богу, что он сохранил в себе искренность, правдивость».

 

2. Почему Алеша Бартенев сначала доверился дяде Коле, а потом ушел из его дома? Как в дальнейшем складывались их отношения?

 

А. Бартенев сначала доверился дяде Коле, как другу отца. Но после эпизода с тарелкой супа и подслушанным разговором Николая с женой, он понял, какая жизнь ждет его в этой семье. Дядя Коля любил мальчика и чувствовал свою вину, он навещал его в интернате.

 

3.  Кого из работников школы-интерната вы можете назвать настоящими учителями? Объясните свое мнение.

 

Настоящими учителями в интернате можно назвать учителя биологии Анну Константиновну, военрука Владимира Громова, учителя литературы Сергея Макаровича, директора интерната. Все они жалели детей, иногда их подкармливали, старались не обращать внимания на недостатки и развивать их лучшие качества, старались вернуть им детство. Они в сложное время не давали очерстветь душам своих подопечных. Мне кажется, что в послевоенные годы это было самым главным — научить сохранить человека в человеке.

 

4.  Войну можно назвать одним из «незримых героев» фильма. Перечислите те внешние детали жизни и быта детей, которые свидетельствуют о ее постоянном присутствии.

 

Война — «незримый герой» фильма. Весь фильм пронизан духом отгремевшей войны и ее последствиями.  Это чувствуется буквально во всем:

 

Мне кажется главное присутствие войны — это большое количество беспризорных детей, голодных, плохо одетых, ворующих вещи или продукты.

 

Вторым признаком я бы назвал присутствие лагеря для военнопленных немецких солдат недалеко от города.

 

В-третьих, эхо войны — огромное количество оружия, игравшего порой коварную роль в судьбе людей. Именно оружие сыграло роковую роль в судьбе Вальки Ганьдина. В фильме даже дважды слышны взрывы снарядов, найденных саперами.

 

Военная тематика передач по радио.

 

В городе видна разруха, здание интерната требует ремонта.

 

В интернате все педагоги — бывшие военные, не имеющие педагогического образования. Все они носят ордена и медали — это и дядя Коля, и военрук Громов, сторож, воспитатели Криворучко и Вадим Федотович.

 

5. Назовите те фрагменты фильма, которые помогают понять причины конфликта между Алешей и Григорием Альбертовичем.

 

Первопричина конфликта между Алешей и Григорием Альбертовичем — это ревность подростка к взрослому мужчине из-за учительницы Аллы Константиновны. Это была первая юношеская любовь Алеши. Фрагменты фильма говорящие об этом: совместное выступление на празднике Аллы Константиновны и Григория Альбертовича, фотографирование на пляже, катание на велосипеде и поцелуй Аллы Константиновны с воспитателем. Да и сам Григорий Альбертович не производит приятного впечатления со своей любимой фразой: «Два наряда вне очереди».

 

6. Какие эпизоды фильма связаны с желанием взрослых вернуть ребятам детство? Какое впечатление производят на вас эти фрагменты?

 

В эпизоде приема на работу Вадима Федотовича директор интерната произносит такую фразу: «Надо как-то постараться вернуть ребятам детство, все худшее уже случилось у них. Надо, чтобы мы отдали им все, что умеем». Для ребят устраивались самодеятельные концерты, их обучали игре на музыкальных инструментах. Эпизод проведения летнего дня на пляже показывает радость и веселье ребят. Невольно поддаешься их настроению и понимаешь, что, несмотря на тяготы времени, они имели короткие моменты счастья.

 

7. Какой эпизод фильма запомнился вам больше всего? Расскажите, почему.

 

Больше всего запомнился эпизод обсуждения работниками интерната поступка Григория Альбертовича, здесь был раскрыт смысл названия фильма: военрук Громов назвал ребят подранками. Эти дети, действительно похожи на раненых птиц. Война ранила их так сильно, что восстанавливать представления о доброте, счастье будет очень сложно. Мне кажется, что показанные минуты счастья этих детей, и нам дают веру, силы, надежду. Этот фрагмент мне показал, что все чему я могу радоваться сейчас, я обязан и тем, кто отдавал жизнь на фронте, и тем, кто восстанавливал мирную жизнь, и этим «подранкам», вершившим историю нашей страны.

 

8. Изменилось ли ваше отношение к Григорию Альбертовичу к концу фильма? Как вы думаете, что заставило его плакать?

 

Да, мое отношение к этому герою фильма поменялось, хотя что-то неприятное в сердце осталось. Наши учителя всегда стараются с нами быть честными и неравнодушными. В начале фильма Григорий Альбертович был совершенно незаметен, может даже весел и добр, затем его любимая фраза «два наряда вне очереди» не производит приятного впечатления. Эпизод отнятия кортика у Алеши и избиение мальчика показывает, что воспитатель равнодушен к своим воспитанникам. Но к концу фильма видя его искалеченные руки, его слезы, понимаешь, какой нелегкий путь пройден этим человеком. Его становится жаль, он вызывает симпатию. Его слезы были вызваны осознанием и пониманием своего поступка. Это слезы о трагичности своей судьбы и целого поколения, израненного и телом, и душой.

 

Вопросы для размышления

 

3. Что вы можете сказать о роли, сыгранной Евгением Евстигнеевым? Что она привносит в фильм и замысел автора?

 

Роль сторожа интерната, сыгранная Евгением Евстигнеевым, кажется, второстепенной, немногословной. Это простоватый старик, на его фуфайке одна медаль. На самом деле он, как лакмусовая бумажка, отражает на своем лице все события,  происходящие в интернате.

 

Первая встреча со сторожем происходит в кабинете директора, когда другие ведут разговоры о воспитании детей, он, просто молча, подкладывает дрова в печку, как будто ему все равно. Но мне запомнились моменты, в которых чувствуется боль этого человека. Например, в эпизоде, когда Криворучко встречает Ястребова, катящегося с горы в колесе, и наказывает его, Евгений Евстигнеев так по-настоящему изображает на своем лице удивление и осуждение, что становится понятно: у этого героя есть свои счеты с войной. Он практически не произносит в фильме реплик, а вот мимика, жесты заставляют нас думать о том, что в душе у этого человека. Единственные слова сторожа во всем фильме: «Скажите, Вадим Федотович, а Вас когда-нибудь били?» дают понять, что у этого человека за плечами нелегкая судьба. Эта пронзительная роль, сыгранная не с помощью слов, а с помощью выражения глаз.


 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ФИЛЬМУ «ПОДРАНКИ»

 

Вопросы по созданию фильма

 

1. Почему для автора фильма данная тема была очень важной?

 

Николай Губенко — тот самый ребенок, на детство которого пришлось страшное военное лихолетье. Он родился в августе 1941 года в одесских катакомбах. Погибшего отца он никогда не видел, а мать казнили оккупанты. Так в 11 месяцев от роду Николай стал круглым сиротой. Детей, подобных ему, по окончанию оккупации и войны в стране было около 19 миллионов. В душе каждого ребенка жила страшная незаживающая рана. Об этом сказано в эпиграфе к фильму, об этом же писал В. Астафьев в своей повести «Кража»: «Если мир расколется, трещина пойдет прежде всего по судьбам детей». Разоренная страна и измученный войной народ все-таки находили средства, и огромные материальные и духовные силы направляли на поддержание детей, на заживление этой трещины. Школ для сирот, подобно одесской, где Коля Губенко жил и учился 10 лет, было множество по всей стране. Фильм Губенко — это голос целого поколения. В отличие от реальной биографии режиссера в «Подранках» изменены некоторые сюжетные линии, имена, факты, но в основе своей фильм остается почти документальным свидетельством военного детства. В фильме своем Губенко выговорился. Он — из «пацанов-подранков». Он все пережил сам — и об этом его разговор с нынешними зрителями. Он показывает, как ребят подбирали, заменяя им погибших родителей, поседелые в битвах и невзгодах солдаты, чьи сердца, растравленные, но и закаленные войной, не могла не захватить детская беда. Так, по-мужски сдержанно, горестно и мудро, ярким языком экрана автор повествует о трагедии сиротства, о детстве, отмеченном бедой, потому что, лично преодолел этот страшный опыт, смог вырасти и стать художником, имеющим право говорить от лица того самого послевоенного поколения..

 

2. Как проходил подбор актеров, и что можно сказать об актерском составе?

 

По рассказам режиссера, самая большая трудность заключалась в подборе актеров-детей. Необходимо было, чтобы в их поведении, фигурах, выражении глаз — то есть во всем облике — ощущалась «печать отсутствия близкого человека». Поэтому режиссер привлек к предварительным просмотрам 13 тысяч претендентов. И все дети были из детских домов или интернатов. Так был найден Алеша Черствов, маленький Алексей Бартенев, и Зоя Евсеева, сыгравшая Вальку Ганьдина. То, что в фильме мальчишку играет девочка, странным кажется только на первый взгляд.  Губенко вспоминал, что, когда он увидел взгляд Зои, понял, что снимет ее в своем фильме, даже если роли для нее в сценарии нет. «Те глаза, о которых я говорю, вы увидите на экране, и поймете, что я правильно сделал», — сказал автор в одной из передач на телевидении. В итоге Зоя сыграла одного из самых драматичных героев картины. Губенко вспоминает, что работать с детдомовцами было непросто. Они и нежны, и жестоки одновременно, жестокость была частью их жизни. Но именно это странное сочетание режиссер искал в своих актерах.

 

Взрослых персонажей играют лучшие актеры: Юозас Будрайтис, Евгений Евстигнеев, Жанна Болотова, Ролан Быков, Александр Калягин, Бухути Закариадзе. Игра каждого просто замечательна! Чего только стоит образ посредственной и оголтелой в своей ограниченности особы, созданный Натальей Гундаревой в эпизоде, когда Николай Степанович решает усыновить Алешу и приводит его к себе домой! Роль Григория Криворучко, избившего Алешу, исполнил сам Губенко, он же озвучил роль Будрайтиса, играющего повзрослевшего Алешу Бартенева. Как рассказывал режиссер, ему пришлось взять эту роль на себя, так как никто из актеров не хотел играть воспитателя, который обижает несчастного ребенка. Взрослое военное поколение верило и надеялось, что братство, товарищество и любовь будут главными принципами будущей мирной жизни. Эти ценности они и старались передать своим воспитанникам. Губенко в «Подранках» хочет показать в том числе и реализацию тех самых надежд. Он не думает разжалобить нас картинами сиротства, не просит сочувствия, он вспоминает. И вместе с тем утверждает свое сегодняшнее настоящее, где все эти принципы сохранены и ежедневно присутствуют, несмотря на современную перевернутую действительность.

 

3. Можно ли назвать фильм авторским?

 

Фильм безусловно авторский. Николай Губенко является не только режиссером, но и сценаристом фильма. Сценарий, по его признанию, писался легко, так как в основе лежали собственные воспоминания детства, многократно обдуманные, мысленно проговоренные, «выношенные» и выстраданные. Оформить их в словесную форму было делом не трудным. Именно поэтому фильм от первого до последнего кадра пронизывает особо искренняя и доверительная интонация.

 

Душевное состояние героев передает и музыка картины. Она играет чрезвычайно важную роль для всего фильма.  Губенко, отказался от работы с композитором и подбирал всю музыку к фильму самостоятельно. Он нашел наиболее адекватное решение для передачи эмоционального состояния своего героя. В «Подранках» использованы всего несколько музыкальных фрагментов из произведений А. Вивальди, А. Марчелло и А. Корелли, повторяющихся каждый раз, когда повествование переключается с реального мира, который   Алеша видит перед собой, на изображение его внутреннего мира. Одновременно звучат фонограммы знакомых песен, звуковых «знаков» времени: вот дребезжит украденный беспризорниками патефон, который они пытаются обменять на хлеб у старьевщика; звучат «умопомрачительные», но и грустные старые танго «Мне бесконечно жаль...», и «Танго соловья»; вот классика фронтовых песен «Бьется в тесной печурке огонь...». Музыка обозначает границу между миром детдома и внутренним миром героя.

 

Наконец, автор сам подбирал натуру для съемок, выбирая подходящий дом-усадьбу в окружении природного ландшафта, дополняющего замысел деталями, необходимыми для более глубокого эмоционального восприятия.

 

Ему же пришлось играть одну из самых неоднозначных и тяжелых по фильму ролей.

 

Он — режиссер, сценарист, художник, музыкальный оформитель и актер в одном лице, человек, который свои личные детские переживания превратил в достояние огромного числа людей.

 

Вопросы по содержанию фильма

 

1. В каких эпизодах отражен отрицательный опыт беспризорного существования? Как этот опыт влиял на формирование характера и на судьбу героя фильма?

 

В фильме есть два ярких эпизода, связанных с опытом выживания беспризорников. В первом мы видим ватагу ребят, которые принесли старьевщику патефон для сбыта. Безусловно, это была краденая вещь, так как им приходиться обманывать, разыгрывая немоту, чтобы избежать ненужных дополнительных расспросов. Старьевщик, конечно же, все понимает, но жалеет ребят, зная, что для них это единственная возможность добыть еду. Во втором эпизоде с кражей курицы мы уже видим отлаженный механизм самого процесса воровства. У каждого есть свое место и своя роль, обеспечивающие успешное завершение «дела».

 

Такая жизнь учила детей и хорошему, и плохому.

 

С одной стороны, наиболее важным качеством было чувство единства, взаимопомощи и некоего «уличного братства», без которых выжить было бы невозможно. «Один — за всех, и все — за одного» — важный принцип, позволяющий формировать ответственность за друзей и готовность в нужный момент прийти им на помощь.

 

К этому следует добавить, что испытания и необходимость их преодолевать, закаляют характер, формируют человека как личность гораздо быстрее, чем благополучная и размеренная жизнь. Успех этого преодоления влияет на самооценку, и маленький человек начинает себя уважать, что со временем может превратиться в такое наиважнейшее качество, как чувство собственного достоинства. В фильме есть этому доказательства — эпизод за столом с каплей супа на тарелке и фрагмент противостояния с воспитателем, когда Алеша в ответ на угрозы и оскорбления взрослого и более сильного человека отвечает: «Я Вас не боюсь».

 

Нельзя также не отметить, что уличная жизнь раскрывала и развивала такие качества, как фантазия, предприимчивость и артистизм. Мы видим, как талантливо и убедительно ребята «прикидываются» перед взрослыми при необходимости. Все вместе это можно назвать находчивостью, с помощью которой преодолеваются многие непростые жизненные ситуации.

 

Но! Самый важный вопрос — с какой целью и ради чего все эти навыки используются. Та жизнь, в которую не по своей воле попали ребята, могла убедить их и в существовании несправедливости, и в праве силы, и в стремлении добиваться цели любой ценой. Эта жизнь ставила под угрозу понимание добра и веры в его существование. Эта жизнь могла стать средой для появления талантливых и безжалостных преступников. Вот почему так важно было выправить это искажение. Мы видим эту готовность у тех учителей и воспитателей, которые вместе со всем народом убеждали «подранков»: «Все люди — братья! Ничего не надо бояться, потому что важнее всего — любовь человека к человеку.  И она есть!».

 

2. Почему Алеша Бартенев сначала доверился дяде Коле, а потом ушел из его дома? Как в дальнейшем складывались их отношения?

 

Для Алеши дядя Коля был другом отца, который с ним воевал и хорошо его знал. Уже одно это делало его в глазах Алеши почитаемым. Конечно, сначала Николай Степанович олицетворял все лучшие мужские качества, которым хотелось подражать: мужество, немногословную уверенность, военную выправку, несмотря на ранение. Но попав в его семью, он понял, что верховодит там некая Тася — себялюбивая, жадная, бесцеремонная и нищая душевно. Ее раздражает и то, что муж без ее согласия принял решение взять Алешу в дом, и то, что появился новый нахлебник, и то, что теперь придется уделять ему часть своего времени. Алеша прекрасно понимает, что жена Николая Степановича в раздражении и неприятии унизила его во время обеда. Он неотрывно смотрит ей в глаза, и этот взгляд бьет наотмашь. Каплю супа, так издевательски-аккуратно размещенную на большой тарелке, он медленно вытирает хлебом и съедает, не отводя глаз. Он отвечает ей так убийственно и неожиданно спокойно, что мы видим смятение в глазах этой примитивной эгоистичной мещаночки. Услышав ее ночной разговор с мужем, эпитет «подкидыш» и предположение о корысти («взял его ради ордера на квартиру»), он без колебания уходит из дома, где тепло и сытно, но при этом унизительно и для него самого, и для дяди Коли — бывшего фронтовика и боевого друга отца. В дальнейшем особой близости между ними не возникло. Старший чувствовал свою вину и мучился от нереализованной ответственности, младший чувствовал слабость старшего в сложившихся обстоятельствах. Во время недолгих встреч возникала между ними теплота, связанная с памятью о погибшем отце и товарище, но стояла между ними женщина с холодными глазами, наполненными презрением.

 

3. Кого из работников школы-интерната вы можете назвать настоящими учителями? Объясните свое мнение.

 

Ответ на этот вопрос оценивается по степени самостоятельности, аргументированности и эмоциональности изложения. Наиболее ожидаемыми персонажами являются учитель литературы Сергей Макарович, военрук Владимир Громов, директор интерната, учительница биологии, учитель физкультуры.

 

4. Войну можно назвать одним из «незримых героев» фильма. Перечислите те внешние детали жизни и быта детей, которые свидетельствуют о ее постоянном присутствии.

 

Жизнь ребят в школе-интернате построена по военному образцу: они по команде едят, ходят строем, хором декламируют речёвки, и наказывают их по-военному — «два наряда вне очереди»! В их учебной программе большое место занимают занятия по военной подготовке: они должны знать, из чего состоят основные части и механизмы винтовки, уметь с завязанными глазами ее разбирать и собирать. Они по-военному приветствуют преподавателей, и даже лирическую фронтовую песню «Землянка» все вместе переделали как маршевую. Во время уроков слышатся взрывы от мин – это работают минеры, обезвреживая их; по радио передают новости о суровом суде и приговоре над предателями, которые сотрудничали с оккупантами; детей учат боевым действиям с винтовкой Мосина, которую многие едва удерживают в руках. Но самым страшным напоминанием о войне является лагерь с немецкими военнопленными, к которым не утихает ненависть и присутствие которых постоянно напоминает о неизбывной боли и перенесенных несчастьях.

 

5. Назовите те фрагменты фильма, которые помогают понять причины конфликта между Алешей и Григорием Альбертовичем.

 

Первый фрагмент — это прогулка Григория Альбертовича с учительницей биологии. Алла Константиновна для Алеши является трепетным образом Прекрасной Дамы, с которым связано еще незнакомое, едва зарождающееся чувство любви.  Эта любовь возвышенна, она направлена на почитание и рыцарское служение Женщине и Красоте.  Эти чувства приносят мальчику первые муки творчества, когда он с трудом ищет и не находит слов для их выражения. Эта женщина для него — неприкосновенная ценность, фантастический ореол, сочетание красоты, нежности и ощущения тепла, которые так необходимы в жизни. Алеша потрясен увиденным, воспитатель кажется ему разрушителем прекрасного образа, который привносит в его жизнь новую потерю в добавление ко всему пережитому. Весь облик Криворучко раздражает мальчика: от самоуверенности, которую усиливает военная выправка, до перчаток, которые Григорий Альбертович никогда не снимает и воспринимается как прихоть щеголеватого солдафона.

 

Второй фрагмент — это «дознание», которое устраивает своим подопечным Криворучко.  Он пытается выяснить, у кого из пацанов осталось припрятанное оружие. Для этого он использует прямое давление на ребят, держит их ночью в одном белье в коридоре, угрожает вообще лишить сна в случае непослушания и разговаривает с ними в издевательском тоне, пользуясь правом сильного, что прямо подчеркивает фразой: «…попробовал бы — я бы тебе живо всыпал». Алешу он безосновательно обвиняет в сговоре с Гандиным, обзывает «головорезом» и грозит отправить в колонию. Правда, позже он пытается сменить тон и вдруг начинает говорить просто и убедительно с теплотой в голосе, вызывая доверие и сочувствие. Но поздно. Дети стоят перед ним босые, в шеренгу, без права шевельнуться и подать голос. Они не слышат и не верят.

 

Третий эпизод — самый страшный и отвратительный, когда воспитатель устраивает обыск, находит кортик Алешиного отца и пытается отобрать его, невзирая на уговоры потрясенного мальчика. Отчаянное сопротивление, которое оказывает ему Алеша, приводит его в бешенство и он, потеряв всякое терпение, наотмашь бьет мальчишку по лицу.

 

6. Какие эпизоды фильма связаны с желанием взрослых вернуть ребятам детство? Какое впечатление производят на вас эти фрагменты?

 

Большинство воспитателей — бывшие фронтовики, также «подраненные» войной, как и дети. Среди них почти нет профессиональных учителей. Все что они знают — это то, что дети перенесли страшные душевные травмы, вызванные обстоятельствами войны и прошли скорбную науку ненависти. Однако эта ненависть обращена не только к фашистам. И Алеша, и его сестра, и друзья страдают непосредственно от циничного равнодушия «своих» — тех взрослых, которые относительно благополучно устроились в жизни и знать не хотят о разных там сиротах, об их полной обездоленности и жуткой нищете.   Вернуть ребятам веру в людей, отогреть их сердца, вытеснить любовью разрушительную мысль о мести — вот так взрослые герои фильма понимают свою основную задачу.  Дети есть дети, даже когда они обездолены.  Они шалят, разыгрывают взрослых (иногда эти розыгрыши на грани допустимого), придумывают себе разные забавы и развлечения, не всегда осознавая последствий. Они могут быть безжалостными, даже жестокими, но вернуть им доверие к миру можно только терпением и заботой. Взрослые делают все, что в их силах. Они внимательно и серьезно относятся к любым вопросам своих воспитанников, вместе ищут на них ответы и меняют душевное состояние детей. Они организовывают концерты, устраивают поездки на море. Ликующий пробег вдоль кромки моря, танцы под аккордеон… на золотистом песке растянута длинная лента ткани — и, несмотря на скудость угощения, сидят вместе дети и взрослые и чувствуют себя маленькими и счастливыми. Короткое забвение прошлого и возвращение в детство. Сверкает бликами море, греет своими лучами солнце, выстраивается «пирамида» для общей фотографии…все счастливы, полны любви и признательности друг к другу. Надолго ли?

 

7. Какой эпизод фильма запомнился вам больше всего? Расскажите, почему.

 

Этот ответ является полностью авторским. При его оценивании можно обратить особое внимание на стилистику, эмоциональность и глубину изложения.

 

8. Изменилось ли ваше отношение к Григорию Альбертовичу к концу фильма? Как вы думаете, что заставило его плакать?

 

Григорий Альбертович Криворучко с его спортивными значками, многолетней военной выправкой, умением пускать красивые табачные кольца и низкими бакенбардами «в ниточку» воспринимается как пошловатый и самоуверенный тип. Алеша не без основания считает его пижоном, каких полно на улицах Одессы. В сцене с ночным дознанием щеголеватость воспитателя воспринимается вообще как свидетельство утонченного садизма. На насилие со стороны Криворучко мальчик отвечает яростью и, бросает ему в лицо самое страшное обвинение, какое знает: «Фашист!» Всю свою ненависть вдохнул он в это слово.

 

На педагогическом совете горячо обсуждают этот неприятный инцидент. Большинство преподавателей гневно обличают Криворучко, хотя есть и такие, кто считает, что Бартенева нужно жестко наказать. Военрук Громов с искренней убежденностью произносит слова, который, видимо, выражают позицию и автора картины: «Ненависть к фашистам — я повторяю, к фашистам, а не просто к немцам, — это не самое худшее качество в человеке… Он назвал воспитателя фашистом! Вот тут он неправильно поступил. Он должен был двинуть этому воспитателю и зубы так, чтобы он помнил... Поднять руку - и на кого?! Они же и так подранки! А вам (Криворучко) я после этого руки не подам, хотя вы и были выше меня по званию».  Тишина повисла в комнате. Честные и совестливые педагоги, они не допускали мысли о рукоприкладстве именно потому, что время было крайне тяжелым.

 

Примечательна здесь и реакция самого Григория Альбертовича. Он вполне понимает, что не сдержался и совершил постыдный поступок и, возможно, работа в детдоме — вообще, не его призвание. Медленно, тяжелым шагом выходит он из учительской. Куда только девались его апломб и самоуверенность! Он присаживается на железную сетку кровати, один в пустом, огромном помещении и неожиданно заходится в плаче. И тут Криворучко впервые за весь фильм снимает перчатки, в которых он ходил постоянно, что воспринималось как безвкусное пижонство. Теперь, наконец, видны его руки. Он все в страшных рубцах, в глубоких следах от ожогов. Криворучко — танкист, фронтовик и он горел вместе со своим танком, воюя с фашистами. Нам, зрителям понятно, что весь жизненный опыт этого человека сосредоточился на жестокостях войны, что он так и не «вышел» из военного времени, где нет места жалости, и все вокруг жестко делится на черное и белое. Это его беда! С удивлением смотрит Алеша на плачущего мужчину, на его искалеченные руки, и впервые понимает, как важно понять человека, прежде чем судить его. Наверное, обида не прошла, но впервые он понимает, что сначала нужно предъявлять требования к себе самому. Так начинается его взросление и возмужание. В литературном сценарии Губенко напишет такие строки: «Впоследствии многие из моих детских убеждений потерпят страшное крушение, и я полюблю память о некоторых людях, которых больше всего ненавидел когда-то».

 

Вопросы для размышления

 

1. Повзрослевший Денис при встрече с братом производит вполне определенное впечатление благополучного и легковесного человека. Однако к завершению эпизода становится понятно, что его поведение можно объяснить конкретной причиной, и впечатление становится двойственным. В каких моментах встречи он кажется вам настоящим?

 

Огромная квартира, по коридору и комнатам можно ездить на велосипеде. Роскошная обстановка. Холодильник, полный отменных продуктов. Так живет преуспевающий архитектор Денис. Радушно, с купеческими замашками потчует Денис разыскавшего его брата и в каком-то неостановимом веселье уверяет его: «Ноу проблем! Ноу проблем!» Он безостановочно говорит, говорит, говорит, словно боится паузы и тишины. Он действительно боится, что Алексей напомнит ему свой визит в квартиру благополучных родителей, усыновивших только одного из братьев. Он помнит и стыдится своего «неузнавания», но набирается сил, чтобы повиниться самому, не дожидаясь прямого вопроса. И вот наступает момент, когда Денис наконец говорит тихо и искренне: «Я все помню…»

 

Опять автор подчеркивает неоднозначность человеческих чувств и поступков. Денис способен на признание, он совестлив. Во время телефонного разговора становится понятно, что он профессионал, способен самостоятельно принимать решения и готов лично нести за них ответственность. Его тон меняется: он собран, лаконичен и решителен. Понятно, что он знает свое дело и любит его.

 

Но Денис не забыл, что когда-то в детстве он, в сущности, отрекся от попавшего в беду младшего брата. Это — незаживающая рана у обоих. Может быть, она меньше ноет и напоминает о себе у Алексея. Он много пережил и понял, а, значит, и простил. Вероятно, слова оправдания находил для себя и Денис. Но при этом он сознавал, что это только слова, жалкое оправдание. И не разыскивал он брата не только от лени, но и потому, что совестно было. И вместе с тем оба они понимают, что прошлого не поправишь, и бесполезно за него цепляться…Если бы не война…

 

2. Что в разговоре Алексея с братом Сергеем кажется вам самым главным?

 

Алексей находит Сергея в колонии, где в убогой комнатке для свиданий и происходит безрадостная встреча.  Сергей — совершенно разбитый жизнью несчастный человек, выглядящий старше Алексея. Но как, почему дошел он до преступлений?

 

Нас снова обращают в прошлое героев. С надрывом и ненавистью говорит Сергей об их матери, которая, не выдержав трудностей, наложила на себя руки. «Нашла выход — в петлю полезла!.. Нет, милая! Родила четверых — поставь их на ножки сначала. Будь хоть война, хоть всемирный потом! Вот тогда ты мать! Не верю, не верю, чтоб она не подумала о том, что нас ждет без нее! Подумала! Подумала! Знала даже наверняка, что мы сдохнем, сдохнем! Знала! И в петлю полезла!.. А другие терпели...»

 

Что скажешь на это? Алексей молчит, но его молчание вряд ли означает согласие. Жизнь уже научила его не судить людей легко и скоро.  А судить родную мать - последнее дело, хотя и есть доля истины в горьких выкриках Сергея. Мать тоже надо пожалеть, оплакать. Она еще одна из бесчисленных жертв великой войны, точное количество которых не способна установить никакая статистика. Сергей - тоже подранок. Только в отличие от своих более сильных и удачливых братьев, выброшенный из общества, которое он яростно возненавидел. Но по ходу разговора выясняется, что злость у Сергея прежде всего на самого себя, потому что загубил свою жизнь прежде всего он сам. Многие были в обстоятельствах и более тяжких, но не все ломались, разуверялись и озлоблялись.

 

Сергей, если и преувеличивает, то ненамного, говоря Алексею, что никто по-человечески с ним раньше не разговаривал, что брат — первый человек, который не учит его жить. Наконец он задает самый главный вопрос своей жизни: как начать все сначала, с чистого листа? Нет однозначного ответа. И вновь страшной тенью надвигается война: не будь ее — «все было бы по-другому».

 

3. Что вы можете сказать о роли, сыгранной Евгением Евстигнеевым? Что она привносит в фильм и замысел автора?

 

Евгений Евстигнеев играет в фильме маленькую эпизодическую роль. Эта роль без слов. Все, что нужно было сказать, актер передает через выражение лица и жесты. Молча он наблюдает за воспитательными мерами воздействия («Два наряда вне очереди»), за ребятишками, которые едва удерживая винтовку, учатся колоть штыком воображаемого врага. Этот навык должен приучить их убивать себе подобных, а обучение должно довести это умение до автоматизма, до мастерства, не оставляя времени на сомнения и не вызывая внутреннего сопротивления. Только так можно выжить и победить. Таково мироощущение послевоенного времени, вторгающееся в детство. Герой Евстигнеева передразнивает движения военрука, доводя их до гротеска, раскрывая марионеточную сущность солдатчины. И в отчаянии он гладит головы воображаемых детей, наклоняясь, чтобы дотянуться до самого маленького. Но самое потрясающее душу — это его глаза — полные любви и какого-то непереносимого страдания. Мы видим взгляд человека, для которого ребенок — самая высшая ценность в жизни. За этим взглядом считывается целая биография, где были собственные невосполнимые потери, которые, тем не менее, не ожесточили и не засушили сердца. Мы понимаем, что это обобщающий образ, что он отражает общее настроение народа, пережившего страшные жестокости войны и не растерявшего при этом добра и милосердия.

 

4. Попытайтесь определить еще несколько «незримых героев» фильма. Какую смысловую нагрузку они несут?

 

Вместе с людьми «незримым героем» фильма является старинная усадьба с ее фресками и следами былого интерьера (бюст Сократа за решеткой окна), задумчивые скульптуры, мокнущие в саду под дождем, аллеи и фонтаны. Все происходящее будто бы изолировано от внешнего мира, пространство ограничено, что позволяет сгущать и концентрировать чувства и эмоции подобно сфокусированному лучу.

 

Очень важным «участником» сюжета является, конечно, музыка. Научные исследования о музыке в кино насчитывают множество статей и книг. Все они сходятся на том, что музыка, оставаясь собою, обретает на экране некое новое качество, как бы особую устремленность. В контексте сюжета классическая музыка отделяет внутреннее состояние главного героя от внешних событий с деталями, которые соответствуют времени и узнаваемы всеми, кто помнит его или изучал.

 

Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несут «пейзажные» кадры с картинами окружающей природы, состояние которой влияет на настроение и самого Алеши, и зрителей, позволяя всем вместе острее воспринимать красоту мира и получать эстетическое наслаждение, на которое способны творческие и мечтательные натуры.

 

И конечно без поэтического слова картина осталась бы не полной, обедненной и потеряла бы доверительную искреннюю интонацию. Совместные с учителем размышления о поэзии, так необходимые Алеше для понимания своей душевной маяты, щемящие строки Геннадия Шпаликова в финале фильма заставляют приостановить темп жизни и легковесную скачку мыслей для того, чтобы приобщиться к глубинным смыслам и вспомнить о главных вопросах бытия.

 

5. Кто из героев фильма является самым ярким воплощением трагедии войны и ее нечеловеческих разрушительных последствий? Почему вы так считаете?

 

Это Валя Гандин. Маленький мальчик с глазами, в которых нет ничего кроме боли и ненависти. Писать о нем невозможно трудно. Кажется, что мы, не пережившие таких страданий, не имеем даже права о них рассуждать, потому что любые слова будут пустыми и ложными.  Но совершенно ясно, что этот ребенок не имеет будущего. Внутри у него все выжжено. С этой болью он не сумеет жить, потому что ее может затушить только месть. Кровавая и безжалостная смерть ненавистных фашистов. Может, это покажется кому-то кощунством, но Губенко как автор поступает милосердно, не позволив несчастному мальчику стать палачом. Месть не получилась, но и жить дальше Валька уже не может. Что мы видим в его глазах, устремленных вверх в последние мгновения?  Мы, охваченные ужасом непоправимости, страдаем и молча кричим вместе с ним, но попробуйте найти этому состоянию подходящие слова! Кто отважится? Этот подранок получил смертельную рану и погиб задолго до страшного взрыва…. Если бы не война…

 

Автор и куратор проекта

Марина Анатольевна Горбунова


 

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА

О ФИЛЬМЕ «ПОДРАНКИ»

 

Дружинин Вадим: «Что я знаю о войне? Прекрасен месяц май. Именно в мае мы отмечаем праздник Великой Победы, которую одержал наш народ в самой кровопролитной в истории войне. Воскресным утром на рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. В нашей школе часто проходят мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Мы встречались с ветеранами, проводили акции «Ветеран живет рядом», но война казалась мне очень далекой. Этот фильм заставил меня по-другому ее увидеть, через судьбу «подранков». Война — это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Дети, пережившие войну, никогда уже ее не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди. У каждой войны есть свой герой. В истории этой войны остались имена тысячи героев».

 

Смолева Екатерина: «Этот фильм очень тронул меня. Я даже проронила слезинку, наблюдая за бедами и трудностями «подранок» — детей войны».

 

Тодуа Лейла: «Весьма увлекательный недетский фильм о подростках. Фильм, который можно смотреть много раз и каждый раз делать новые открытия и выводы. Он очень пронзительный, душераздирающий, проникновенный, искренний, несмотря на суровость времени и жизни. Фильм помогает почувствовать, что в душе у подростков. Этот фильм произвел на меня большое впечатление».


 

ОТЗЫВЫ ШКОЛЬНИКОВ

О КОНКУРСЕ «ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОЛАБИРИНТ»

 

Дружинин Вадим: «Конкурс понравился мне. Он заставил мне по-другому посмотреть на смысл жизни. Кстати, это первый конкурс, в котором мы с удовольствием участвовали всей семьей. Моя мама смотрела этот фильм в детстве, и с удовольствием смотрела его вместе со мной. Помогала понять сложные моменты. Даже всегда сильный и спокойный папа искренне переживал за судьбу Вальки».

 

Корепанов Кирилл: «Исторический кинолабиринт — это очень интересный и познавательный конкурс.

Я считаю, что, когда участвуешь в таких конкурсах, каждый раз узнаёшь много полезной информации из истории своей страны. Когда мне учитель истории Татьяна Анатольевна предложила участвовать в таком конкурсе, я с большой радостью согласился, так как тема показалась мне очень интересной, но в тоже время очень тяжёлой.

После просмотра фильма я долгое время находился под впечатлением от тяжёлой судьбы моих сверстников. Затем мы с учителем ещё раз разобрали фильм, обговорили основные идеи, и начали искать нужный материал, я пошёл в библиотеку отыскивать книги о детях военной поры, прочитал исторический материал. Полученная мною информация не оставила меня равнодушной, а заставила с ещё большим интересом изучать историю нашей страны, а также история зарубежных стран.

Никогда не нужно забывать о великих подвигах наших дедов и прадедов, которые отдали свои жизни, ради жизней следующих поколений.

Я хочу выразить огромную благодарность всем организаторам конкурса за прекрасный конкурс, большую проделанную работу, и конечно за знакомство с поистине вечным фильмом «Подранки»».

 

Смолева Екатерина: «Исторический кинолабиринт очень интересный конкурс, благодаря ему я узнала, как тяжело жилось детям после войны».

 

Тодуа Лейла: «Конкурс мне очень понравился. Очень увлекательный. Много интересных и поучительных вопросов и заданий. С большим удовольствием поучаствовала в нем».

АРХИВ КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОЛАБИРИНТ»

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Друг мой, Колька!..» (13.01.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Служили два товарища» (07.05.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Коммунист» (24.12.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Завтра была война» (07.04.2015)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Горячий снег» (16.06.2015)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Подранки» (20.12.2015)

Яндекс.Метрика