Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

Архив "Кинолабиринта" Часть 3


ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОЛАБИРИНТ
ФИЛЬМ «КОММУНИСТ»
ПОДВОДИМ ИТОГИ.

 

Конкурсное жюри с большим интересом ознакомилось со всеми поступившими на конкурс работами. Мы внимательно их прочитали и проанализировали. Отметим, что все участники конкурса показали хорошее знание истории нашей страны. При ответах на конкурсные задания ребята продемонстрировали творческий подход, умение размышлять, отыскивать исторические факты и сопоставлять их с событиями фильма, показали искреннюю заинтересованность в судьбах киногероев.

 

ИТОГИ КОНКУРСА

 

Средняя возрастная группа

 

Первое место (Диплом Победителя):
Федоровский Иннокентий, ученик 8 «Б» класса школы №640 г. Санкт-Петербурга.
Руководитель: учитель истории Головина Елена Борисовна.

 

Второе место (Диплом II cтепени):
Давиденко Елизавета, ученица 8 «А» класса школы №640 г. Санкт-Петербурга.
Руководитель: учитель истории Головина Елена Борисовна.

 

Третье место присуждено двум работам участниц конкурса (Диплом III степени):
Грошева Юлия,
ученица 7 «В» класса МАОУ СОШ №140 г. Перми.
Руководитель: учитель истории Пьянкова Елизавета Викторовна.

Саяпина Дарья, ученица 8 «В» класса МОШИ «Лицей-интернат г. Балашова Саратовской области».
Руководитель: учитель истории и обществознания Булгаков Алексей Олегович.

 

Старшая возрастная группа

 

Первое место (Диплом Победителя):
Богомолова Дарья, ученица 10 «А» класса МАОУ «Средняя школа №2» г. Балаково Саратовской области.
Руководители: учитель русского языка и литературы Мясникова Татьяна Владимировна; учитель истории и обществознания Селифонова Наталья Леонидовна.

 

Второе место (Диплом II cтепени):
Кочурова Наталья, ученица 10 «А» класса, МОУ Белозерская СОШ №1 г. Белозерска, Вологодской области.
Руководитель: учитель истории и обществознания Ульянов Илья Александрович.

 

Третье место присуждено двум работам участниц конкурса (Диплом III степени):
Дуненкова Яна
, ученица 11 класса МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева г. Балашова Саратовской области».
Руководитель: учитель истории Руднева Надежда Михайловна.

 

Сертификатами Участников конкурса награждаются:

 

Балабонина Алина, ученица 6 «А» класса школы №640 г. Санкт-Петербурга.
Руководитель: учитель истории Головина Елена Борисовна.

 

Бало Денис, ученик 6 «Б» класса школы № 640 г. Санкт-Петербурга.
Руководитель: учитель истории Головина Елена Борисовна.

 

Бахтин Михаил, ученик 8 «А» класса школы №640 г. Санкт-Петербурга.
Руководитель: учитель истории Головина Елена Борисовна.

 

Вахрушева Алёна, ученица 7 класса МБОУ СОШ №6 п. Новоасбест Свердловской области, Горноуральский городской округ.
Руководитель: учитель истории и обществознания Ищенко Галина Викторовна.

 

Голубев Артем, ученик 10 «А» класса МОУ Белозерская СОШ №1, г. Белозерск Вологодской области.
Руководитель: учитель истории и обществознания Ульянов Илья Александрович.

 

Григорьева Софья, ученица 10 «Б» класса ГБОУ СОШ №581 г. Москвы.
Руководитель: учитель истории и обществознания Петкова Юлия Владимировна.

 

Громова Евгения, ученица 10 класса МБОУ СОШ №6 п. Новоасбест Свердловской области, Горноуральский городской округ.
Руководитель: учитель истории и обществознания Ищенко Галина Викторовна.

 

Егунова Валентина, ученица 11 класса МОУ «СОШ с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области».
Руководитель: учитель истории, географии Бычкова Нина Владимировна.

 

Есина Виолетта, ученица 8 «В» класса МОШИ «Лицей-интернат г. Балашова Саратовской области».
Руководитель: учитель истории и обществознания Булгаков Алексей Олегович.

 

Ильина Екатерина, ученица 8 «Б» класса МБОУ «СОШ №19» г. Чебоксары.
Руководитель: учитель истории и обществознания Груздева Ольга Станиславовна.

 

Маковейчук Александр, ученик 11 класса МОУ СОШ №4 г. Вольска Саратовской области.
Руководитель: учитель истории и обществознания Лубенец Ольга Александровна.

 

Милаев Денис, ученик 8 «А» класса школы №640 г. Санкт-Петербурга.
Руководитель: учитель истории Головина Елена Борисовна.

 

Назина Анна, ученица 9 класса филиала МОУ «Ряжская СОШ №4» «Петровская основная общеобразовательная школа» с. Петрово Ряжского района Рязанской области.
Руководитель: учитель истории Попова Людмила Николаевна.

 

Новосёлова Алина, ученица 7 класса МБОУ СОШ №6 п. Новоасбест Свердловской области, Горноуральский городской округ.
Руководитель: учитель истории и обществознания Ищенко Галина Викторовна.

 

Орешкина Мария, ученица 10 класса МОУ «СОШ с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области».
Руководитель: учитель истории, географии Бычкова Нина Владимировна.

 

Паньшина Анна, ученица 9 класса МБОУ СОШ №6 п. Новоасбест Свердловской области, Горноуральский городской округ.
Руководитель: учитель истории и обществознания Ищенко Галина Викторовна.

 

Паутова Мария, ученица 9 класса МБОУ СОШ №6 п. Новоасбест Свердловской области, Горноуральский городской округ.
Руководитель: учитель истории и обществознания Ищенко Галина Викторовна.

 

Перевозчикова Алена, ученица 9 «Б» класса МОУ «СОШ имени Г.И. Марчука районного поселка Духовницкое Духовницкого района Саратовской области».
Руководитель: учитель истории и обществознания Лашевский Михаил Александрович.

 

Рождественская Дарья, ученица 11 «А» класса МАОУ СОШ №19 г. Балаково Саратовской области.
Руководитель: учитель истории и обществознания Чанкина Людмила Владимировна.

 

Семенёнок Владислав, ученик 8 «Б» класса школы №640 г. Санкт-Петербурга.
Руководитель: учитель истории Головина Елена Борисовна.

 

Столбов Владимир, ученик 6 «А» класса школы №640 г. Санкт-Петербурга.
Руководитель: учитель истории Головина Елена Борисовна.

 

Толмачёва Александра, 9 «А» класса школы №42 г. Томска.
Руководитель: учитель истории и обществознания Часовских Арина Сергеевна.

 

Тукмачева Дарья, ученица 10 «Б» класса МБОУ Игринская СОШ №1 п. Игра Удмуртской Республики.
Руководитель: учитель истории и обществознания Самойлова Татьяна Анатольевна.

 

Федорова Анастасия, ученица 8 класса МООУ Санаторно-лесная школа г. Ярославля.
Руководитель: учитель педагог-психолог Путреников Андрей Юрьевич.

 

Чаевцев Руслан, ученик 9 «Б» класса МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары.
Руководитель: учитель истории и обществознания Груздева Ольга Станиславовна.

 

Шашкова Ирина, ученица 10 класса МОУ «СОШ имени Г.И. Марчука районного поселка Духовницкое Духовницкого района Саратовской области».
Руководитель: учитель истории и обществознания Аксенова Татьяна Александровна.

 

Желаем вам, дорогие ребята, успехов в учебе, удивительных открытий и важных свершений! Мы очень надеемся, что вы станете постоянными активными участниками обсуждений и следующих выпусков нашего «Исторического кинолабиринта».

 

ВНИМАНИЕ!

 

Жюри конкурса Исторический Кинолабиринт приняло решение о формировании Детского Жюри конкурса. В его состав будут входить участники конкурса, занявшие первые места и получившие Диплом Победителя. По итогам трех конкурсов в состав Детского Жюри предложено включить:

 

Богомолову Дарью, ученицу 10 «А» класса МАОУ «Средняя школа №2» г. Балаково Саратовской области;

Охматовскую Елизавету, ученицу ГБОУ СПО «Технический Пожарно-спасательный колледж №57 им. Героя России В.М. Максимчука», г. Москва;

Федоровского Иннокентия, ученика 8 «Б» класса школы №640 г. Санкт-Петербурга;

Южакову Эльмиру, ученицу 11 класса МБОУ СОШ №6 п. Новоасбест Свердловской области.

 

Благодарственными письмами Редакционного Совета федерального портала История.РФ отмечена активная работа по приобщению современных школьников к лучшим образцам отечественного кинематографа и изучению специфики художественного фильма как исторического источника эпохи

 

учителей истории и обществознания:

 

Аксеновой Татьяны Александровны

Булгакова Алексея Олеговича

Головиной Елены Борисовны

Груздевой Ольги Станиславовны

Ищенко Галины Викторовны

Лашевского Михаила Александровича

Лубенец Ольги Александровны

Петковой Юлии Владимировны

Поповой Людмилы Николаевны

Пьянковой Елизаветы Викторовны

Рудневой Надежды Михайловны

Самойловой Татьяны Анатольевны

Селифоновой Натальи Леонидовны

Ульянова Ильи Александровича

Чанкиной Людмилы Владимировны

Часовских Арины Сергеевны

 

учителя истории и обществознания, географии Бычковой Нины Владимировны

учителя русского языка и литературы Мясниковой Татьяны Владимировны

учителя педагога-психолога Путреникова Андрея Юрьевича.

 

Особая благодарность выражается Ищенко Галине Викторовне за постоянное внимание к конкурсам портала История.РФ и активному воспитанию уважения Ваших учеников к истории нашей Родины и Головиной Елене Борисовне за широкое и активное участие Ваших учеников в обсуждении фильма «Коммунист».

 

Мы очень надеемся, что материалы конкурсов «Исторический кинолабиринт» будут активно использоваться экспертами портала во внеклассной работе, посвященной изучению «100 лучших отечественных фильмов».


Редакция публикует работу победительницы конкурса в старшей подгруппе Богомоловой Дарьи, ученицы 10 «А» класса МАОУ «Средняя школа №2» г. Балаково Саратовской области. Руководители: учитель русского языка и литературы Мясникова Татьяна Владимировна; учитель истории и обществознания Селифонова Наталья Леонидовна.

 

Вопросы исторического характера

 

Предположите, как в реальности называлась электростанция, строительство которой легло в основу сюжета фильма. Обоснуйте свое предположение. (max. 15 баллов)

 

 

На мой взгляд, в фильме идёт речь о строительстве Шатурской ГРЭС.

 

Идея строительства Шатурской ГЭС возникла ещё до Октябрьской революции. Место для ее строительства было выбрано ещё в 1914 году Р.Э. Классоном по причине богатых залежей торфа. В марте 1917 года Московская городская управа поручает И.И. Радченко и А.В. Винтеру начать подготовку строительства электростанции на Шатурских торфяных болотах, однако в связи с последующими событиями в истории страны работы были приостановлены.

 

 

Весной 1918 года Советское правительство возобновляет работы по строительству Шатурской электростанции, для чего организуется управление «Шатурстрой», начальником которого назначается А.В. Винтер. Первоначально сооружается так называемая «Малая Шатура» — опытная электростанция небольшой мощности для отработки технологии сжигания торфа. Одновременно ведутся работы по осушению торфяных болот, разработке залежей торфа, сооружаются складские помещения, подсобные мастерские, прокладываются подъездные железнодорожные пути. Также строится рабочий посёлок, столовая, школа, больница и другие бытовые службы. Для электроснабжения стройки проводится линия электропередачи от Зуевской подстанции.

 

Вывод о том, что речь в фильме «Коммунист» идёт именно о Шатурской ГРЭС, я сделала на следующих фрагментах фильма и исторических фактах. Во-первых, именно Шатурская ГРЭС  наряду с Каширской ГРЭС стала строиться большевиками сразу после свершения Октябрьской революции. Во-вторых, в фильме, убегая от своей любви к Василию Губанову, Анна уходит со стройки работать на болота. Её подруги предупреждают, что работать на болотах очень тяжело и опасно. А Шатурская ГРЭС как раз и работала на торфяном топливе в отличие от других первых электростанциях.

 

В-третьих, Василий Губанов вместе с Денисом едут добывать гвозди в Москву, значит, электростанция находится недалеко от Москвы, а Шатурская ГРЭС расположена в Московской области.

 

Какие эпизоды фильма и детали быта свидетельствуют о несовершенстве механизма государственного управления? Сделайте вывод о характере взаимоотношений власти и населения в первые годы после революции. (max. 20 баллов)

 

Фильм «Коммунист» ярко нам демонстрирует несовершенство механизма государственного управления. Так, при строительстве электростанции мы видим, что нет чёткой поставки необходимых строительных материалов, например, остро не хватает гвоздей, за которыми Василий Губанов с Денисом едут в Москву.

 

Во-вторых, когда Губанов устраивается на работу, то назначение на должность завхоза даёт ему партийный комитет. Он назначается на должность не в соответствии с полученным образованием или трудовыми навыками и умениями, а по партийной принадлежности. Когда Василий хочет отказаться от этой должности ему предлагают выйти из состава Коммунистической партии и положить партбилет на стол.

 

В-третьих, в эпизоде фильма, когда Губанов и Денис ходят по Москве в поисках гвоздей, мы видим, что чёткой налаженной системы снабжения в стране не существует. Ходоки обращаются непосредственно к руководителю государства – председателю правительства Совета народных комиссаров Владимиру Ильичу Ленину для того, чтобы тот сам лично решил вопрос с гвоздями.

 

В-четвёртых, когда приходит состав с кирпичом, то нет рабочих, чтобы разгрузить его, и Василию Губанову приходится обращаться к строителям электростанции после рабочей смены, призывая их выйти на субботник для разгрузки состава.

 

В-пятых, люди на строительстве живут в бараках без элементарных бытовых условий, без необходимого личного пространства.

 

В первые годы советской власти мы видим, что взаимоотношения между властью и населением были непосредственными. Простые люди могли прийти к руководителю государства без предварительной записи, постоять в приёмной. Конечно, солдат на посту пытался задержать Василия и Дениса, но кто-то из аппарата управления запросто по своему слову провёл их в правительство. На мой взгляд, в настоящее время, несмотря на то, что у нас демократический политический режим, простой человек, подобный Василию Губанову, никогда не сможет даже близко подойти к государственным учреждениям такого уровня, и тем более так запросто пообщаться с руководителем государства. Современные политические деятели ездят только в бронированных машинах и с многочисленной охраной.

 

На основании материала фильма (событий, мнений, взаимоотношений) сделайте вывод о состоянии экономики в стране в данный период и обоснуйте его. (max. 20 баллов)

 

Экономика Советской России в 1918-1920-е годы находилась в состоянии кризиса. В подтверждении данного вывода можно привести следующие фрагменты фильма:

 

1. Когда Василий Губанов стал завхозом на складе при электростанции, то мы видим, что он столкнулся с острой нехваткой строительных материалов — значит, промышленные заводы работали не на полную мощность и не могли обеспечить полностью нужды государства.

2. Денис, чтобы накормить строителей электростанции, едет за продовольствием на Украину, т.е. пересекает огромные расстояния — значит, центральные чернозёмные районы не могли обеспечить страну хлебом, сельское хозяйство также было в кризисе. И из истории мы знаем тому подтверждение: крестьяне, получившие землю от советской власти,  не спешат сдавать хлеб государству, так как на вырученные деньги ничего всё равно купить для собственных нужд не могут. Начинается национализация промышленности, которая влечёт за собой спад производства.

3. Железные дороги работают с перебоями, не хватает топлива — состав с хлебом застрял в пути из-за нехватки топлива.

4. Муж Анюты едет в город, чтобы выменять самодельную ткань на продовольствие, а это ещё один пример кризиса с продовольствием. А ведь едет с Фёдором целый состав людей, вынужденных любыми путями находить продовольствие для своих семей.

5. Строители станции живут в наспех сколоченных бараках, не хватает рабочих рук и строительных материалов, для того чтобы обеспечить рабочих нормальным или хотя бы сносным жильём.

 

Источник: Левандовский А.А. и др. История России, XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. 7-е изд., дораб. М., 2013. 384 с.

 

 

Вопросы по содержанию фильма

 

Назовите те черты характера Василия Губанова, которые вы считаете самыми главными. С какими художественными персонажами его можно сравнить? (max. 10 баллов)

 

 

Василий Губанов тот человек, в котором господствуют сильные и волевые качества человека, такие как: трудолюбие, храбрость, самопожертвование во имя процветания страны, мужественность, любовь к своему делу, бескорыстие, ответственность, преданность, именно эти качества помогали ему твердо стоять на ногах и помогать своей стране.

 

На мой взгляд, Василия Губанова можно сравнить с художественным персонажем Данко, который вырвал свое сердце из груди для того, что помочь другим людям пройти через темный мрак леса. Он пожертвовал собой ради того, чтобы его народ стал свободным и счастливым. Также его можно сравнить с главным героем романа «Война и мир» Пьером Безуховым, который беззаветно любил свою страну, и во время войны отдал почти все свое состояние на обмундирование полка, а сам остался в захваченной французами Москве, для того чтобы убить Наполеона. Он не думал о собственной жизни, он хотел сделать все возможное для своего народа.

 

Как менялась Анюта Фокина по ходу развития сюжета фильма? Как вы думаете, под влиянием кого или чего происходили эти изменения? Обоснуйте конкретными примерами. (max. 10 баллов)

 

Анюта Фокина по ходу развития сюжета фильма очень сильно меняется под влиянием Василия Губанова и тех событий, которые происходят вокруг.  В начале фильма она очень замкнутая женщина и верная жена, которая не знает, что творится в стране. Все свое время она уделяла домашним обязанностям, и даже не представляла, какая может быть жизнь за пределами дома. До встречи с Василием Губановым она не имела ни работы, ни образования, но вскоре поняв, что это необходимое условие для жизни человека, она устроилась работать на стройку, а в свободное время занималась своим образованием. Теперь она так же, как и Василий понимала, что обязана делать все для развития и благополучия страны.

 

Наряду с явными противниками революции в фильме присутствуют персонажи, про которых можно сказать, что «их хата с краю» (равнодушные люди). Одни из них поддаются и следуют яркому самоотверженному примеру, другие духовно так и остаются на уровне удовлетворения примитивных потребностей и защиты своих личных интересов. О ком из персонажей можно так сказать? Почему? (max. 30 баллов)

 

В фильме «Коммунист» идет противостояние двух категорий людей, одни, действительно, поддаются и следуют яркому самоотверженному примеру, другие духовно так и остаются на уровне удовлетворения примитивных потребностей и защиты своих личных интересов. К первой категории можно отнести железнодорожников, которые, находясь в окружении леса, остановили свое движение в город из-за того, что закончились дрова.  Они спокойно отдыхают и ждут, когда дрова привезут, но  после того как они увидели, что Василий Губанов начал  без перерыва колоть дрова, они тоже остались неравнодушными и принялись помогать ему.

 

К этой же категории мы можем отнести Анну, которая относительно благополучно живёт за спиной мужа, но после встречи с Василием она понимает, что такая жизнь неправильная.

 

Ко второй категории можно отнести Степана, который, несмотря на тяжёлое положение в стране, живёт только своими интересами. Даже, отправившись на Гражданскую войну, он быстро оттуда сбегает, так как не находит личной выгоды.

 

Также к этой категории относятся завхоз и группа безымянных крестьян, которые приехали на стройку, но их не интересует общее дело, они стараются только для себя. Например,  завхоз ворует гвозди.  И они, в конце концов, совершают преступление: растаскивают мешки с хлебом.

 

Можно ли Дениса Ивановича отнести к тем людям, про которых сказано, что они – это «Россия, которая опрокинула старый мир»? Почему? (max. 20 баллов)

 

Я считаю, что Дениса Ивановича можно отнести к людям, про которых сказано,  что они – это «Россия, которая опрокинула старый мир».  Денис Иванович – представитель крестьянской России, который  преодолел в себе собственнические интересы. Он трудолюбив, может быть, он приехал на эту стройку, для того чтобы заработать что-то для себя, но он проникается общей идеей и становится частью великого дела.  Мы видим, что он может переживать за общее дело, он честен: сопровождая состав с продовольствием,  он ничего не берёт для себя, хотя при этом испытывает сильный голод и нужду. И пусть он не герой, и не обладает яркими качествами Василия Губанова, он как раз из тех людей, которые будут строить и обязательно построят эту электростанцию, восстановят страну из разрухи, победят голод и в Великую Отечественную войну отстоят свободу своей Родины.

 

В чем выражалась любовь Федора Фокина к своей жене? (max. 15 баллов)

 

Федор Фокин по-своему любил свою жену, он заботился о ней, старался, чтобы в доме все было, ездил в город, чтобы добыть продукты и купить гостинцы для нее. Он даже готов простить ей измену, а после гибели Василия предлагает Анне вернуться к нему, понимая, как ей будет тяжело одной с ребенком. Казалось бы, что еще нужно для семейного счастья?

 

Федор живет по старому, патриархальному укладу, он считает свою жену собственностью и думает, что самое главное в семье – это материальное благополучие. Ему и в голову не приходит поинтересоваться, о чем думает жена, что ее интересует, что заботит, и когда ему рассказывают об «измене», жестоко избивает ее. Он не понимает ее интереса к строительству станции, по его мнению, место женщины дома, она не может быть думающей, самостоятельной личностью. Поэтому в его любви к Анне нет уважения, доверия, а без этого не может быть настоящей любви, семейного счастья.

 

Вопросы для размышления

 

Ваше мнение: можно ли сегодня встретить людей такого масштаба и жизненных устремлений как Василий Губанов? Нужны ли такие люди в наше время? (max. 15 баллов)

 

На мой взгляд, сегодня можно встретить людей такого масштаба и жизненных устремлений как Василий Губанов. Такие люди способны изменить мир, повести людей за собой, стать примером для других, потому что  они живут не ради своих интересов.

 

Примером может послужить российский педиатр и хирург Л.М Рошаль, который в 1988 году, рискуя своей жизнью, участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. Кроме этого, Л. Рошаль помогал детям, пострадавшим во время революции в Румынии, войн в Ираке, Югославии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане, Турции и Индии, вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке: благодаря его участию из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты.

 

Другим примером самопожертвования и ответственности за судьбы других людей является поступок Сергея Александровича Солнечникова. 28 марта 2012 года, во время учений, солдат, проходящий военную службу по призыву,  19-летний рядовой Максим Журавлёв, неудачно бросил гранату, которая могла разорваться в любую секунду и унести жизни нескольких человек. С. Солнечников мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату.

 

Трижды в своей жизни спасал других людей, рискуя собой Шаварш Владимирович Карапетян. Одним из самых ярких его поступков было спасение людей из утонувшего троллейбуса. Не думая о себе, он нырял раз за разом в озеро и спас 20 человек. Его знаменитая фраза: «Просто я был ближе всех…» говорит о его скромности и о том, что он считает, что каждый на его месте поступил бы так же.

 

 

Я считаю, что такие люди были, есть и будут во все времена. Именно они составляют нравственную основу общества, потому что им присущи такие качества как честность, мужество, самоотречение  во имя других людей.

 

Эпическая история в определенном смысле противостоит истории реальной, освобождает ее от трагических ошибок и несправедливостей, а также наполнена определенным настроением. Можно ли в этом смысле назвать фильм эпическим произведением? Почему? (max. 20 баллов)

 

Я считаю, что данный фильм можно назвать эпическим и героическим произведением. На мой взгляд, этот  фильм очень хорошо отражает дух той эпохи. Главный герой  максимально приближен к русскому богатырю: он необыкновенно силён, могуч духом, ему не страшен любой враг и любые препятствия, он готов сражаться с врагами, которые мешают процветанию его родины. Он мечтает о счастье для всех людей своей страны.

 

 

В фильме в отличие от эпических произведений есть воровство гвоздей завхозом, стяжательство Фёдора, который за кусок хлеба и сала раздевает Дениса до нижнего белья, много бытовых мелочей, несправедливости, но все они лишь оттеняют образ главного героя фильма и олицетворяют собой собирательный образ врага.

 

Мы видим в фильме, как Василий Губанов рубит лес, для того чтобы доставить состав с продовольствием для строителей электростанции, в этом эпизоде он похож на богатыря: он безостановочно работает много часов подряд без еды и отдыха. А в момент расхищения состава с хлебом, он героически погибает, сражаясь с многочисленными врагами. Его били, несколько раз ударили ножом, стреляли, а он находил в себе мужество и опять шёл на врага, пугая его своей стойкостью и храбростью.  И хотя в этом фильме Василий Губанов погибает (что не характерно для эпических произведений), он  всё равно является русским эпическим героем, потому что воплощает  в себе все лучшие качества русского народа.

 

Основываясь на материале фильма, определитесь, насколько реалистичной вам представляется идея социалистического переустройства общества. (max. 30 баллов)

 

По идее фильма социалистическое переустройство общества кажется возможным. Глядя на главного героя фильма, веришь в то, что если  каждый человек будет таким как Василий Губанов: честным, порядочным, беззаветно служащим своему народу и своей стране,  общество должно стать идеальным. Но для этого нужно суметь отказаться от собственных интересов, эгоизма.

 

Мне кажется, что даже если бы он не был коммунистом, он всё равно поступал бы точно так же, потому что он борется не за идею, не за интересы партии, а за счастье своего народа, счастье людей, которые находятся рядом с ним, и по- другому поступать он просто не может.

 

Он не только борец за счастье всей страны, мы его видим как личность, как мужчину, способного по-настоящему любить, быть  нежным, трогательным. По моему мнению, фильм, снятый в 1957 году  во время периода оттепели, наиболее полно  отражает веру в светлое будущее,  в то, что можно построить новое коммунистическое общество, не только  поколения 1918 года, но и поколения конца 50-х – начала 60-х годов.

 

И идея фильма  о переустройстве общества, на мой взгляд, во многом схожа с современной идеей гражданского общества, где настоящее  и будущее каждого зависит от  участия каждого в общественных делах.

 

К сожалению,  в настоящее время эта идея от нас гораздо дальше, чем в начале  и середине 20 века.

 

Почему? В фильме он показа как рядовой коммунист как один из многих таких же, как и он. Поэтому  и фильм называется «Коммунист», имеет обобщённое название, а не назван по имени главного героя «Василий Губанов». Потому что подразумевается, что таких людей тысячи, сотни тысяч и за ними идут все остальные. А в наше время таких людей, к сожалению, нет.

 

В наше время люди более прагматичны, расчётливы и в первую очередь многих из нас заботят личные интересы.

 

Отзыв о фильме «Коммунист» (max. 30 баллов)

 

Фильм режиссёра Юлия Райзмана «Коммунист» был снят в 1957 году и рассказывает о событиях 1918 года. Актёрский состав очень молодой, но каждый из актёров яркая, харизматичная личность, особенно актёр, играющий главную роль Евгений Урбанский. На момент съёмок он учился на последнем курсе школы-студии МХАТа.

 

Фильм безусловно идеологический. Основная мысль фильма  -  становление советской власти и молодой социалистической республики. В фильме рассказывается о том, как в годы советской власти,  несмотря на разруху и голод, в условиях неслыханных трудностей и лишений зажигаются огни грандиозной стройки.  Режиссёр убеждает нас в том, что если жить  не только ради себя, но и ради других людей, можно совершить великие дела.

 

Главный герой фильма — обычный человек, который может достать гвозди, нарубить дрова, отдать кусок хлеба, он честен, много работает, и поэтому ему верят другие и идут за ним. И поэтому ему верит зритель.

 

Яркие образы героев мы видим через гениальную актёрскую игру, и мне кажется, что актёры по-настоящему верят в то, что они играют, так как только искренняя убеждённость в правоте своих героев помогает актёрам убедить зрителя, в том числе и современного, что именно так всё и было по-настоящему, что это непридуманная история. Мы проникаемся духом эпохи.

 

Из истории мы знаем, что строительство социализма в нашей стране потерпело крах, но просматривая фильм, испытываешь глубокое уважение к людям того времени, которые забывая об отдыхе, о еде, живя в общих бараках, строят электростанцию, которая нужна больше не для них лично, а для развития страны, для её будущего.

 

Но особенно ценно, что в фильме мы видим не механических героев, а настоящих, живых людей, способных на сильные чувства: они любят, страдают, верят. И центральное место здесь занимает любовь Василия Губанова и Анны Фокиной. Анюта Фокина до встречи с Василием была забитой, необразованной женщиной, живущей в семье, устроенной по старому патриархальному укладу. И только любовь  к Василию будит в ней понимание, что такое настоящее счастье, настоящая жизнь. Она уходит на стройку, начинает учиться грамоте и становится личностью.

 

Я начала рецензию с того, что фильм идеологический, но по мере просмотра фильма идеология отходит на дальний план. Начинаешь жить жизнью героев, переживаешь за них, сочувствуешь им. И, в конце концов, ты  гордишься тем, что  родился и вырос в такой великой стране, в которой есть такие одновременно  обыкновенные и великие люди.

 

Отзыв о Конкурсе «Исторический кинолабиринт» (max. 30 баллов)

 

Когда учителя предложили мне принять участие в конкурсе, согласилась, но подумала, что это будет очередной скучный конкурс со стандартным набором заданий, с которыми я быстренько справлюсь.

 

Я начала работать, сначала  прочитала вопросы, а потом села смотреть фильм. Я никогда не смотрела таких фильмов и не ожидала, что он оставит такое сильное впечатление и заставит задуматься о многих вещах: о долге, чести, настоящей любви  и, как не покажется странным, о дне сегодняшнем. Я по-настоящему переживала за героя фильма, гордилась им, жалела о том, что в наше время таких людей, беззаветно любящих свою страну, свой народ, очень мало.

 

Вопросы по фильму заставили меня обратиться к истории России, и я увидела ее живую, настоящую, историю, которую делали люди. Мне захотелось узнать историю и своей семьи, и, оказалось, что мой прапрадед по маминой линии воевал во время Первой мировой войны, а потом перешел на сторону большевиков и в 20-е годы стал коммунистом, он много работал, а во время Отечественной войны погиб, защищая Родину.

 

Этот конкурс оказался очень необычным и интересным, задания, на первый взгляд, совсем простые, но на самом деле требующие глубоких знаний по истории  и серьезных размышлений об ответственности каждого человека перед обществом, перед своей страной. 


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К КОНКУРСУ
«ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОЛАБИРИНТ. ФИЛЬМ «КОММУНИСТ»
.

 

1. Какое историческое событие было отражено в искаженном слухе о том, что «…Ленин из Петрограда сбежал», и какие причины вызвали это событие?

 

Данный слух связан с переездом Советского правительства из Петрограда в Москву в марте 1918 года. Основная причина заключалась в необходимости обеспечить безопасность правительству. Реально эта угроза была осознана в условиях начавшегося немецкого наступления на Петроград после провала Брестских переговоров в феврале 1918 года. Но были и другие, менее очевидные причины: резолюции, принятые на митингах многих петроградских заводов (Обуховском, Семяниковском, Алексанрровско-Паровозостроительном и др.) указывали на постепенную потерю авторитета правительства большевиков и поддержки его со стороны революционных масс. Москва была в этом отношении намного спокойнее. Кроме того, А.И. Рыков, возглавлявший продовольственное ведомство в Москве, сумел наладить товарообмен с Югом, и продовольственное снабжение Москвы было намного благополучнее.

 

2. Какие эпизоды фильма и детали быта свидетельствуют о неоформленности механизма государственного управления? Сделайте вывод о характере взаимоотношений власти и населения в первые годы после революции.

 

Во-первых, очевидно, что для простых, рядовых граждан реально существовала «доступность» власти. Попасть в Кремль, на прием к людям самого высокого положения в правительстве было просто: достаточно было предъявить бумажный пропуск, либо заручиться устным распоряжением (как показано в фильме) без соответствующей проверки.

 

Во-вторых, мнение даже тех, кто не занимал постов, а был просто носителем объективной информации, выслушивалось и учитывалось при принятии решений. 

 

В-третьих, очевидно, что были разрушены старые экономические структуры, а новые еще не созданы, или не могли работать эффективно по целому ряду причин. (об этом – в отдельном вопросе).

 

Вывод: власть не была оформлена в четкие государственные институты со своей иерархией, т.е. системно не оформилась, поэтому активно привлекала революционный энтузиазм и созидательную инициативу самых широких слоев населения. На данном этапе власть была поистине народной, составляла с народом единое целое, нуждаясь в его поддержке.

 

3. Назовите имя реального человека, который делал в кабинете В.И. Ленина доклад о будущих электростанциях (какова была тема доклада?).  Можно ли утверждать, что его интересы ограничивались только организационно-практической и научной деятельностью?

 

Этим человеком был Глеб Максимилианович Кржижановский. В начале 1920 г. по заданию Ленина написал работу «Основные задачи электрификации России».

 

В феврале 1920 г. стал председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), был руководителем работ и автором нескольких разделов плана ГОЭЛРО, выступил с докладом о плане электрификации России на VIII Всероссийском съезде Советов 23 декабря 1920 г. В вводной части к «Трудам ГОЭЛРО» Г.М. Кржижановский писал: «Составить проект электрификации России — это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства».

 

Кржижановскому принадлежит перевод революционной песни «Варшавянка», которая изначально была национально- освободительной песней студентов Львовского университета. Польская версия была опубликована в 1894 г. под заглавием «Песня вольного духа». Автором перевода был польский социал-демократ К. Петкевич. 

 

В ноябре 1896 г. Петкевич был приговорен к ссылке в Сибирь. По дороге на место переселения он был в числе других поляков переведен в Бутырскую пересыльную тюрьму, где ожидали ссылки и русские социал-демократы, в том числе член петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Глеб Кржижановский. Кржижановский узнал польский текст непосредственно от Петкевича. По прибытии в минусинскую ссылку (1898) Кржижановский создал русский текст. По другой версии текст был написан им самостоятельно в камере Бутырской тюрьмы. Так что, как любая творческая личность, Глеб Максимилианович не ограничивался только своей профессиональной деятельностью.

 

4. По поводу гибели Василия Губанова высказались несколько человек. Кто эти люди, и чьи слова    кажутся вам наиболее искренними и значимыми?

 

Этими людьми были: В.И. Ленин, Иван Хромченко (один из руководителей стройки, «марксист» по словам Губанова), один из машинистов и друг Василия — Денис Иванович. Вторая часть вопроса должна соответствовать собственным представлениям участников конкурса. Однако хотелось бы, чтобы ребята отметили «митинговый характер» слов, произносимых людьми, имеющими более высокий статус. В этих словах почти пропадает живой образ реального человека, хотя говорится вроде бы и о нем. И только последние слова Ленина о необходимости поддержать семью Василия Губанова, по-человечески снижают отвлеченный пафос его монолога.

 

5. Предположите, как в реальности называлась электростанция, строительство которой легло в основу сюжета фильма. Обоснуйте свое предположение.

 

Это могла быть Шатурская тепловая электростанция. Еще в ноябре 1917 года Владимир Ильич в беседе с инженером И. И. Радченко выяснил возможность развития торфяной промышленности и перспективы использования торфа для электрических станций. В середине декабря 1917 года В. И. Ленин принял в Смольном инженера А.В. Винтера. Во время этой встречи родилась идея строительства мощной электростанции на огромном Шатурском торфяном массиве под Москвой. Владимир Ильич предложил немедленно приступить к строительству, обещав оказать всемерную помощь и поддержку.

 

Апрель 1918 года... Лениным подписаны декреты о разработке торфяного топлива и о главном торфяном комитете. Это строительство было признано срочной работой государственной важности. В трудное для страны время Советское правительство выделило Шатурстрою для первоначальных работ необходимые средства. До постройки бараков приходилось набирать рабочих из местных жителей, а инженерно-технический персонал расселять в домах близлежащих деревень (все это полностью соответствует материалу фильма).

 

Два года — 1918 и 1919 (а это соответствует времени сюжета фильма) — велась подготовка к разработке шатурского торфяного массива: сооружение центрального участка с жилыми домами и мастерскими, укладка узкоколейных путей к полям добычи и устройство электрической распределительной сети на болотах. 25 июля 1920 года - день пуска временной электростанции. Он явился большим праздником не только для строителей Шатуры, но и для всех трудящихся страны. Вступала в эксплуатацию первая тепловая электростанция, построенная при советской власти.  На основании этих фактов, а также на совпадении звучания «Загура» (в фильме) и «Шатура» (в реальности) можно предположить об их совпадении. 

 

6. На основании материала фильма (событий, мнений, взаимоотношений) сделайте вывод о состоянии экономики в стране, и обоснуйте его.

 

В результате целого ряда событий – Первой мировой войны, 2-х революций 1917 года, гражданской войны, которая совпадает с временем, показанном в фильме, экономике страны был нанесен огромный урон, она находилась в катастрофическом состоянии. Требовались поистине героические усилия, чтобы пытаться поднять страну из глубокого экономического кризиса, в котором она находилась.

 

Во-первых, финансовая система разрушена: деньги не имеют цены. Василий Губанов получает ночлег только в обмен на сахар; население занимается натуральным обменом – целые составы «мешочников» (подобно Федору Фокину) и других людей (подобно Денису Ивановичу) перемещаются по стране в поисках нужных товаров.

 

Во-вторых, в стране реальный голод: существует карточная система на продовольствие, и еда является главной ценностью, ради которой масса людей перемещается по стране. У государства нет средств, чтобы решить эту проблему.

 

В-третьих, отсутствует система учета и контроля за теми минимальными средствами, которые государство выделяет на решение разных проблем (первоначально складом промышленных товаров «заведует» бывший поп-расстрига, который успешно разворовывает вверенное ему имущество вместе с дружками).

 

В-четвертых, катастрофическая нехватка товаров промышленного производства косвенно указывает на кризис промышленности, на закрытые корпуса многих заводов и фабрик.

 

В-пятых, необходимость строить электростанцию (а по плану ГОЭЛРО – систему таких электростанций), а также эпизод с машинистами свидетельствует о топливном кризисе, что влечет за собой и кризис транспортный.

 

7. Как менялась Анюта Фокина по сюжету фильма? Как вы думаете, под влиянием кого или чего происходили эти изменения?

 

Можно сказать, что по своим качествам героиня в начала фильма, и в конце его – это два разных человека. Безграмотная, задавленная предрассудками, озабоченная только узкими интересами личного хозяйства, полностью подчиненная воле мужа – такой предстает перед нами Анюта в момент ее знакомства с Василием Губановым. Она не поднимает глаз, до обморока боится досужих пересудов, полностью согласна со своим местом за занавеской, не осознает унизительности намеков, жестов, а иногда и действий в отношении ее со стороны деревенского мужского окружения. И вдруг появляется человек, который рассмотрел в ней красоту, своим уважением и любовью пробудил в ней скрытое достоинство, своим необузданным темпераментом помог обрести силу, свей верой в будущее всеобщее (!) счастье будто бы раздвинул горизонты ее отношения к жизни. Она учится, становится главным агитатором, поднимающим подруг на субботник, она принимает необыкновенное по силе преодоления решение уйти от мужа. Не к другому, а в никуда. Внутренне очень чистая, она боится не досужего мнения, а внутреннего самоосуждения и всячески борется со своим чувством. И только насильное возвращение в темную жестокую действительность помогает ей принять окончательное решение. Да и мог ли ее мелочный, слабенький и никчемный муж сравниться с тем, кто обладал таким яростным жизненным азартом, такими великими устремлениями, таким умением повести за собой людей личным (!) примером. Так же мощно он обрушил не нее свою любовь, в основе которой была не просто страсть, а в первую очередь -  уважение и нежность. В конце фильма мы видим зрелую сильную женщину, способную брать на себя ответственность и преодолевать любые испытания.

 

8. В чем выражалась любовь Федора Фокина к своей жене?

 

Наверно, Фокин любил свою жену. Как мог. Но его возможности не шли дальше скопидомства и накопительства, которые создают обустроенный мирок, где и его жене должно быть тепло и сытно. В Анне он любил прежде всего покорную сноровистую служанку, существо, которое не должно иметь никаких своих мыслей, кроме мужниных. Ну кормят и согревают же домашнюю скотину.  При этом и любят ее, и признательны ей за пользу, которую она приносит. Таковы нравы, так было заведено давно, и он очень боится, что другие мужики сочтут его слабым, если он не сможет отстоять этот порядок. Бить за самоуправство – единственное понятное и доступное средство, которое применялось исстари. Он и бьет, подстрекаемый и дружками, и своей обидой («Все для тебя…все для тебя…»), и растерянностью от того молчаливого упорства, которое по непонятным для него причинам проявляет избитая до крови жена. Но главное, он чувствует свое бессилие перед теми новыми смыслами, которыми наполнена теперь ее жизнь. Он пытается вернуть ее в самые по-бытовому трудные моменты: приносит хлеб в голодную пору, зовет вернуться после гибели Василия, подчеркивая, что обеспечит ей и ребенку еду и кров. Но не испытывает никакого страдания при отказе: «…мне больше достанется... мне же лучше будет…»  Может быть, это такая защитная реакция, но скорее всего — попытка заманить калачом в прежнюю жизнь ту, которая далеко ушла от него вперед и для которой прошлое стало невозвратным.

 

9. Что вы считаете главным в любви Василия Губанова и Анюты?

 

10. Назовите те черты характера Василия Губанова, которые вы считаете самыми главными. С какими художественными персонажами его можно сравнить?

 

11. Ваше мнение: можно ли встретить сегодня людей такого масштаба, и жизненных устремлений как Василий Губанов? Нужны ли такие люди в наше время?

 

Ответы на эти вопросы должны быть самостоятельными и обоснованными, но ориентиры даны в предыдущих пояснениях. Особенно важными и значимыми должны быть ответы о сравнении героя с художественными персонажами и о значимости таких личностей в наше время.

 

12. Индустриализация страны началась спустя десятилетие.  Итоги и масштабы ее безусловно великие, если еще иметь в виду и рекордные темпы. Цена этого свершения неоднозначна и трагична. Но есть один значимый и положительный фактор, который был решающим для успеха и в событиях фильма, и в первые годы индустриализации. Назовите его и проиллюстрируйте примерами из фильма.

 

Безусловно, положительным фактором был трудовой энтузиазм и героизм народа, который верил в мечту о справедливом обществе и чувствовал себя активным участником важных исторических событий. Фильм в полной мере передает чувство подъема от осознания своей значимости, которое испытывали люди, участвующие в строительстве нового общества. Огромное значение имело также и единение людей, их сплоченность между собой. Были в их жизни и общая мечта, и общее дело, и общие трудности, и общие радости.

 

Пример с субботником по разгрузке кирпичей: не отдохнувшие, почти без сна люди включились в работу и почувствовали подъем сил, радостное удивление и азарт от открывшихся для них возможностей, когда «всем миром навалимся». Чувство локтя, взаимная поддержка ради высокой цели – вот что делало их сильными, позволяло уважать себя, придавало этой трудной жизни высокий смысл.

 

Сильнейшая по накалу и эмоциональному воздействию сцена, когда Губанов валит лес, заставляет сопереживать и действовать не только машинистов. Кажется, зрители тоже поддаются магии этого почти мистического действия, связанного с высотой человеческого духа, мысленно присоединяются и участвуют в этом событии.

 

Люди собираются вместе, узнав о покушении на Ленина, вместе они героически тушат пожар, спасая стройку, а не свои личные дома, вместе поют и пляшут, разделяя общую радость.

 

13. Эпическая история в определенном смысле противостоит истории реальной, освобождает ее от трагических ошибок и несправедливостей.  Можно ли в этом смысле назвать фильм эпическим произведением? Почему?

 

Основываясь на определении, можно с уверенностью назвать фильм эпическим. Мы видим только положительные, мифологизированные стороны того гигантского социального эксперимента, который называется «построением социалистического общества». В этой трактовке нет ни малейшего намека на трагедию страны и народа, разъятого революцией и истребляемого гражданской войной. Мы не задумываемся о том, сколько достойных, честных, любящих Россию людей оказались на другой стороне и были либо убиты, либо выдворены прочь, либо внутренне сломлены. Мы не замечаем ни малейшего намека на будущее общее помутнение, когда целыми коллективами выступали с требованиями расстрелять «врагов», которых никогда не видели, о доказательствах вины которых не задумывались. Трагедия крестьянства, судьбой которого были обеспечены «великие победы и свершения» тоже остается за кадрами фильма. Многое из того, что породило наши сегодняшние проблемы, было заложено в те годы, которым посвящен фильм.

 

Василия Губанова также можно назвать эпическим героем. Во-первых, он может характеризоваться как «герой служения», т.е.  персонаж, вся жизнь которого есть целенаправленный путь к героической смерти. Ведь недаром в Интернационале есть слова о разуме, который «в смертный бой вести готов». Во-вторых, он безусловно эпический «герой поступка», т.е. простой человек, который в нужное время и в нужном месте совершает единственно возможный героический шаг. В–третьих, его невероятная внутренняя сила, масштабность личности, мощь и заразительность деятельности с полным правом позволяют отнести его к эпическим героям.

 

14. Можно ли Дениса Ивановича отнести к тем людям, про которых сказано, что это «Россия, которая опрокинула старый мир»? Почему?

 

Конечно можно. Он беззаветно предан идее. Он не ищет личной корысти. Он готов на любые лишения ради выполнения любой по масштабу задачи. Трудно сегодня представить человека, который ради общего дела, доставляя голодным товарищам продовольствие, будет страдать от голода и менять еду на собственную одежду и обувь. Он очень искренний и он умеет глубоко любить и понимать других людей. Людей такой глубины сопереживания непросто встретить в любое время, но именно они готовы жертвовать последним ради высоких целей. И он единственный, который понимает, что нет слов, которые могут утешить Анну, хоть бы их и было «миллион».

 

15. Наряду с явными противниками революции в фильме присутствуют персонажи, про которых можно сказать, что «их хата с краю». Одни из них поддаются и следуют яркому самоотверженному примеру, другие духовно так и остаются на уровне удовлетворения примитивных потребностей и защиты своих личных интересов. О ком из персонажей можно так сказать? Почему?

 

Во-первых, это один из учеников ликбеза, который отказывается идти на субботник, потому что он «плотник, а разгрузка кирпичей – не его дело». Но он не смог противостоять аргументам Губанова и пойти против общего настроения.

 

Во-вторых, это машинисты паровоза, которые не собирались самостоятельно обеспечивать себя дровами и восприняли действия Василия Губанова как демонстративные, имеющие лишь агитационную цель. Они так думали почти всю ночь, пока не поняли, с кем имеют дело. Они злились на него за его беспримерное упорство и волю, на себя за свою совестливость, но сраженные силой характера, взялись-таки за топоры.

 

В-третьих, это Федор Фокин, который несмотря ни на какие обстоятельства, не испытывая никаких угрызений совести, и ни в чем непосредственно не участвуя, продолжал стягивать в свою избушку имущество, всячески его преумножая, и видел в этом главную задачу своей жизни.

 

16. Основываясь на материале фильма, определитесь, насколько реалистичной вам представляется идея социалистического переустройства общества.

 

Этот ответ должен быть полностью самостоятельным. Оценивать его нужно по степени глубины, неоднозначности выводов и аргументированности.


ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА О ФИЛЬМЕ «КОММУНИСТ»

 

Бало Денис: «Фильм о человеке у которого была вера в то, что он строит и делает, отдает всего себя, лишь бы помочь людям, находящимся в беде».

 

Балабонина Алина: «Мне очень понравился фильм «Коммунист», потому что в нем показана для нас жизнь, которая была в те годы. Как хорошо, что такие фильмы еще «живут», а ведь сейчас мало кто смотрит отечественные фильмы, рассказывающие о том, как жили наши далекие, но такие родные люди. Я бы хотела сохранить фильм «Коммунист» и не только, как можно дольше, чтобы мы могли не только рассказать своим детям о том, как жили раньше, но и показать. Такие фильмы должны еще «жить» очень долго, потому что даже нынешнее поколение очень мало знает о таких простых, но отважных людях, которые готовы отдать свою жизнь за жизнь других!»

 

Вахрушева Алёна: «Фильм «Коммунист» произвёл на меня большое впечатление. Я с удовольствием его посмотрела со своей семьёй. Он поразил меня игрой актёров, о которых я никогда не знала.

Замечательный фильм о человеке, у которого была ВЕРА в то, что он строит и делает. В фильме показан характер рядового члена партии коммунистов.

Фильм «Коммунист» можно назвать историческим, эпическим, рассказывающем об одной из самых трудных страниц жизни нашей страны, о первой стройке Ленинского плана ГОЭЛРО. Центральный характер фильма-характер Губанова получился живым, целеустремлённым и человечным. Характеры и поступки героев фильма отражают трагизм и мужество первых лет советского государства.

Фильм о настоящих людях, о вере в доброе и светлое, о готовности пожертвовать собой ради других. Такие, как Василий Губанов, всегда помогут в трудную минуту и поделятся последним».

 

Голубев Артем: «Картина социалистического переустройства общества, согласно фильму, кажется одновременно реальной, но в тоже время и нет. Кадры фильма показывают нам, как яростно, безвозмездно, с полной отдачей кидает народ все свои силы на благо Родины. Энтузиазм этих людей поражает и, если можно так сказать, вдохновляет, внушает, что такими темпами все будет устроено, что, приложив такие грандиозные усилия, общество будет преобразовано в нечто новое, качественно лучшее. В мире давно уже был бы рай на земле, если бы люди были такими коммунистами, как в фильме Райзмана: честными, неподкупными, жизни своей не жалеющими ради счастья других людей и торжества справедливости на земле.

Но с другой стороны велик и противовес всем этим начинаниям: идут военные действия, белые наступают; много кто не верит новой власти и ведет себя попросту грабительски по отношению к тем, кто поверил в светлое будущее. И сила противодействия велика. Она ставит под сомнение возможность что-то изменить к лучшему…».

 

Григорьева Софья: «После просмотра фильма “Коммунист”, я еще пару минут сидела и смотрела в экран своего ноутбука. Строки титров бежали одна за другой, а в глазах так и застыл образ Василия Губанова. Я всерьез задумалась о себе, о своих поступках и даже о своей жизни. Это кино заставило меня посмотреть на себя совершенно с другой стороны.

Этот фильм о настоящих людях, на которых можно положиться в любую минуту. Фильм о человеке, который умеет любить и умеет жить. Глядя на таких людей, как Василий Губанов, ты понимаешь, как мало в нашем мире честности. Картина Райзмана зацепила меня тем, что в ней нет ни грамма фальши. Его хочется смотреть и пересматривать снова и снова. Фильм учит нас уметь жертвовать собой ради других, быть великодушными и верить во все доброе и светлое.

Безусловно, завораживает игра актеров. От каждого из них исходит колоссальная энергетика, и ты погружаешься в эту историю с первых минут. Я считаю, что картина очень актуальна и в наше время, когда мы почти утратили все то, что помогает нам считать себя людьми».

 

Громова Евгения: «Фильм «Коммунист» я посмотрела три раза. С каждым просмотром для меня фильм становился всё интереснее, и для себя я открыла новую эпоху в жизни людей нашей великой Родины. Мы, наши родители, бабушки и дедушки - счастливые поколения, не знавшие ни голода, ни холода, ни войны. По рассказам моей бабушке, я знаю, что в нашем роду было три поколения коммунистов. Мой прапрадед Ручкин Александр Васильевич был 25-тысячником, председателем одного из колхозов в Сибири. Он был таким же честным и одержимым идеей построения коммунизма, как и Василий Губанов, герой фильма «Коммунист». Моя прабабушка Драничникова Лидия Александровна была коммунистом во втором поколении, она также всю свою жизнь посвятила обучению детей в школе, была строгим и добросовестным педагогом. Моя бабушка Костицына Ольга Васильевна – коммунист уже в третьем поколении, до сих пор работает агрономом.

У героев фильма была общая идея, одна мечта, всё было просто и ясно – жить честно, учиться и работать во благо построения коммунистического общества.  Образы Василия Губанова и Дениса Ивановича воплотили самые лучшие качества личности - самоотверженность, справедливость, желание помогать другим людям».

 

Маковейчук Александр: «Фильм «Коммунист» — это пример того, каким должен быть НАСТОЯЩИЙ член партии. Как говорил Иван Андреевич Робченко «Ты- это лицо партии». В фильме показаны все те качества, которые, по моему мнению, должны присутствовать у каждого партийного деятеля. Это в первую очередь, безграничная любовь и вера в свой народ, готовность к самопожертвованию во имя всеобщего блага. Это идея выражается в эпизоде, когда Василий Губанов, в одиночку вторые сутки подряд рубит дрова, а на предложение машиниста отдохнуть, отвечает: «Людям хлеб нужен! Понимаешь?! Хлеб!».

Писатель великолепно описал своего героя, который не был ни политическим деятелем, ни выдающимся героем классовых битв, а был рядовым членом партии - простым коммунистом, таким как тысячи других. А Евгений Урбанский смог гениально сыграть эту не простую роль, наполнив фильм энергией. После просмотра этого фильма, хочется самому менять что-то к лучшему. А сейчас это еще более актуально: Советский Союз распался, и вместе с ним распалось то общество. Сегодняшние люди - одиночки, мы живем только ради себя, мы разучились безвозмездно делать добро. Мы упали духом и озабочены только добыванием денег. Поэтому фильм «Коммунист» очень важен для нас, ведь по сути, что такое деньги- это наши хозяева, а мы их рабы. А фильм учит жить не ради денег, тем самым поднимая человечество на новую ступень моральной эволюции».

 

Назина Анна: «Этот фильм я посмотрела благодаря своей учительнице истории Поповой Людмиле Николаевне. Правда, не всем ребятам был интересен сюжет фильма. Нашему поколению, наверное, все - таки ближе современные иностранные блокбастеры или сериалы. Но меня увлек фильм тем, что он реально показывает быт того времени и людей, с их плохими и хорошими качествами. Василий Губанов – открытый, правдивый человек, который стремился к идее построения светлого будущего для народа. Наверное, я бы так не смогла».

 

Рождественская Дарья: «Фильм «Коммунист» мне понравился своей искренностью. Показана жизнь простых людей. Мне понравился главный герой картины Василий Губанов. Он честен во всем: в работе, в любви, в борьбе с врагами. Он не лицемерен, не трус. Он смело смотрит в лицо смерти. В картине представлен не только сюжет стройки, но искренней большой любви. Чтобы в таких патриотических фильмах показать измену жены – это было аморально. А в этом фильме все по-честному: любовь и ненависть стоят рядом. Конечно жаль, что фильм заканчивается трагически, но так бывает и в жизни. Этот фильм глубоко реалистичен».

 

Тукмачева Дарья: «Существуют фильмы, в которых люди находят что-то свойственное им или же события, которые описываются в них знакомы им, такие фильмы сразу становятся для них любимыми.

А есть такие фильмы, которые восхищают каждого, вне зависимости от того было ли в его жизни что-то подобное или нет. Они являются как бы идеалом человеческих представлений. Именно к таким относится фильм «Коммунист». Он восхищает самоотверженностью героя Василия Губанова. Он презирает таких, как Фёдор Фокин и его окружение. Он заставляет, соизмерив свою жизнь и жизнь окружающих по тому высокому счёту, по которому жил, боролся и умирал рядовой коммунист Василий Губанов, задуматься и изменить взгляды на какие-то вещи. Этот фильм сильно врезается в память и становится точкой отсчёта для изменения некоторых сторон жизни. А в некоторых случаях такой фильм, будто фонарь в темноте, указывает человеку путь».

 

Толмачёва Александра: «Фильм «Коммунист» мне очень понравился, хороший исторический сюжет взятый за основу, полностью раскрывает то время. Этот фильм позволяет полностью осмыслить значение коммунизма и как он влиял на общество, экономику и развитие предпринимательства и каких-либо торговых примышлений в целом. Так же в фильме отраженна связь народа и власти во время распада стран и послевоенное время, показан Русский Дух, благодаря которому страна выжила и поднялась с колен».

 

Шашкова Ирина: «Фильм «Коммунист» уникальный по режиссерской постановке, по силе игры сильного человека и талантливого актера Евгения Урбанского.

Фильм о настоящих людях, о вере в доброе и светлое, о готовности пожертвовать собой ради других, о твердости духа и личной скромности. На таких, как Василий Губанов, всегда можно положиться и опереться в трудную минуту, такие люди не пройдут мимо чужого горя, не оскорбят старика, не унизят слабого. Это недоступно тем, кто считает, что количество материальных благ смысл жизни, эти люди смотрят свысока на тех, кто их беднее. Не нужно поливать грязью прошлое, если ничего в нем не смыслишь, а уж тем более, если ничего не можешь создать достойное взамен.

Каждый человек воспринимает мир по-своему, в зависимости от многих условий, в том числе от уровня развития своей души. Светлый, честный, добрый человек видит больше хорошего в жизни. Поэтому, фильм «Коммунист», в светлом человеке будит высокие, светлые чувства, а у остальных возникают мысли в меру их порочности.

Герой Урбанского, - образец железного мужика, который умрет, но сделает.

Чего стоит один единственный эпизод, когда Губанов, в одиночку орудуя двуручной пилой, двое суток подряд валит деревья, а на предложение машиниста поезда отдохнуть, отвечает: «Загоре хлеб нужен! Понимаешь, хлеб! Там люди голодают!»

«Если коммунисты такие, то я хочу быть коммунистом» — с этим утверждением соглашаются самые разные люди после просмотра этой потрясающей картины. И фильм не о мировой революции и социальном переустройстве, а о людях, у которых есть идеалы, честь и совесть, о тех, кто готов отдать даже свою собственную жизнь за то, чтобы жизнь других стала лучше. И пусть патриотов - а патриотизм включает в себя солидарность и сострадание - будет как можно больше, и не важно, как они себя называют – «коммунисты», «демократы», хорошие люди и т.д. Главное, чтобы у них были истинные ценности и любовь к стране, а не пустые и пространные рассуждения о благе народа. Кстати, сам режиссер фильма, Ю. Райзман говорил, что создавал образ героя, который сможет воссоздать и возродить страну после войны, которая тогда закончилась. И действительно, герою Урбанского веришь, и к его делам хочется быть сопричастным. И в этом, в частности, сила истинного художественного произведения...».

ОТЗЫВЫ ШКОЛЬНИКОВ
О КОНКУРСЕ «ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОЛАБИРИНТ»

 

Балабонина Алина: «Честно признаюсь, участвую первый раз в этом конкуре, но мне очень понравилось. Вопросы, конечно очень сложные, но в этом вся и прелесть этого конкурса, потому что пока ищешь ответ на вопрос, мрачное (в этом году) время осенних каникул пролетает так быстро, что просто не замечаешь. Когда смотришь фильм и отвечаешь на вопросы, ты погружаешься в атмосферу данного время истории и узнаешь для себя довольно много информации. Приношу огромную благодарность создателям такого великолепного и увлекательного конкурса. Желаю, чтобы таких конкурсов, как Ваш было еще больше. Спасибо!»

 

Вахрушева Алёна: «Участие в данном конкурсе позволило мне окунуться в сложную эпоху, которую пережила моя Родина. Я ощутила атмосферу созидания, увидела, как люди, забывая о себе и собственной выгоде, думали о будущем и создавали это будущее, как понимали, как могли.

Участие в таких конкурсах способствует стремлению узнать ещё больше из истории России. Кроме того, возникает желание узнать информацию и из истории семьи.

Спасибо, уважаемые организаторы конкурса!»

 

Григорьева Софья: «Я искренне благодарна тем людям, которые придумали этот конкурс. Он захватывает моментально и сразу же хочется приступить к работе. Поначалу мне казалось, что все просто и сделаю я это быстрее, чем домашнее задание. Но после просмотра фильма я поняла, что все будет совсем нелегко. Часовые поиски информаций, изучение истории. Все было тяжело, но нереально интересно. Не мало вопросов вызывали затруднение, особенно вопрос об искаженном слухе про Ленина. Сомнения зародились сразу, ведь информации оказалось много, и вся она несла разное содержание. Выбор стал между переносом столицы из Петрограда в Москву и тем, что Владимир Ильич сбежал с деньгами в Финляндию. Из-за более полной статьи я выбрала второй вариант, но вопрос так и остался открытым.

Конечно, появилось много того, чего раньше и не могло быть в моей голове. Я считаю, что этот конкурс прекрасная возможность узнать много нового об истории нашей страны. Также это шанс посмотреть действительно великолепные фильмы, на которые я бы точно не обратила внимание.

В общем, моем мнение заключается в том, что таких проектов должно быть больше, ведь они увлекают и дают нам шанс расширить свой кругозор».

 

Громова Евгения: «Замечательный конкурс! Благодаря данному конкурсу, я прикоснулась к истории своего народа, к судьбам людей начала двадцатого века – строителей социалистического общества, которые верили в идеалы этого общества. Мне захотелось прочитать книги по истории этого сложного периода нашей страны. По рассматриваемой в фильме «Коммунист» проблеме, я побеседовала со своей бабушкой, которая с удовольствием вместе со мной посмотрела его. Этот фильм я порекомендовала посмотреть своим друзьям. Огромное спасибо, за интересный конкурс.»

 

Дуненкова Яна: «Когда мы слышим слово «конкурс», многие представляют себе соревнование, злые лица соперников. Нет! Это не так. Конкурс – это средство проверки своих способностей в разных направлениях. 

Особенно полезны и интересны конкурсы, связанные с работой с историческими документами, фильмами. Очень занимательным для меня оказался Конкурс «Исторический лабиринт». Он посвящен фильму о той великой эпохе зарождения нового, индустриального общества. «Исторический лабиринт» предлагает нам ощутить дух того времени и обсудить период, связанный с Гражданской войной.

Я безгранично благодарна создателям этого Конкурса. Благодаря «Историческому лабиринту» я узнала много нового: познакомилась с биографией Г. М. Кржижановского, с творчеством Е.Я. Урбанского, получила более подробную информацию об идее социалистического переустройства общества, сравнила поколения. Я считаю, эта работа принесла немало пользы моему нравственному, духовному развитию. Также тема Гражданской войны возможно будет затрагиваться на ЕГЭ по истории, следовательно, Конкурс помог мне и в подготовке к экзамену.

Выполняя задания Конкурса, я испытала огромное удовольствие от просмотра фильма и от поиска интересующей меня информации. Проделанная мною работа надолго останется в моей памяти».

 

Кочурова Наталья: «Безусловно, данный конкурс является очень полезным по многим аспектам. Во-первых, он способствует развитию творческого потенциала учащихся, помогает расширить свой кругозор. Во-вторых, данный конкурс помогает в большей степени почувствовать себя настоящим историком-источниковедом, учит использовать фильмы в качестве исторического источника. В-третьих, он учит быть внимательнее вообще, относится ко всему более критично, смотреть вглубь явлений, а не обходиться поверхностным анализом. В-четвертых, конкурс способствует знакомству современной молодежи с «забытыми» шедеврами культуры нашей страны (большинство, возможно, никогда бы и не сподвигнулось посмотреть данный чудесный фильм, а, возможно, никогда бы и не узнало о его существовании в принципе). Спасибо огромное организаторам данного конкурса!».

 

Орешкина Мария: «Конкурс «Исторический кинолабиринт» очень интересный и познавательный. Думаю, что этот конкурс может предназначаться для учащихся разной возрастной группы. Так же он хорошо влияет на нашу умственную деятельность, саморазвитие и на нашу смекалку и сообразительность.

Конкурс рекомендует современному поколению смотреть фильмы, которые заставляют размышлять. Просмотр таких фильмов развивает в человеке его взгляды на жизнь, а написание работы помогает развивать исследовательские навыки.  Думается, что интересно сформулированы вопросы конкурсных заданий. Эти вопросы носят и познавательный характер, на такие вопросы хочется отвечать.  Очень хорошо, что есть такие конкурсы. Спасибо организаторам данного конкурса».

 

Рождественская Дарья: «Этот конкурс интересен тем, что все вопросы разделены на три категории, на знание истории, знание фильма и вопросы на размышление. Сами вопросы построены так, что их не скопируешь из Интернета. Здесь нужна своя точка зрения. Это очень важно особенно сейчас, когда старшеклассникам надо писать зачетное сочинение перед сдачей ЕГЭ».

 

Тукмачева Дарья: «Я участвую в конкурсе «Исторический кинолабиринт» впервые. Но, ответив на вопросы, я решила, что это не последний раз. Этот конкурс учит не просто просматривать фильмы, а внедряться в их суть, размышлять над судьбами героев, высказывать откровенное мнение о фильмах. Конкурс позволяет отвлечься от учебных будней и разнообразить их просмотром увлекательных и познавательных фильмов. В добавок к этому, мы учимся выражать своё мнение, размышлять и оформлять свои мысли. Поэтому такой конкурс помогает не только в изучении истории, но и в множестве других предметов. Спасибо!».

 

Чаевцев Руслан: «Конкурс очень понравился. Хочу и в будущем участвовать в подобных конкурсах. Конкурс помогает вникнуть в историю тех лет, узнать что-то новое и интересное, сравнить свои знания с другими».

 

Толмачёва Александра: «Исторический кинолабиринт» очень интересный конкурс, к моему большому сожалению, я учувствовала в нем лишь первый раз. Такие конкурсы очень важны для детей, ведь с их помощью школьная программа становиться интереснее и познавательнее, ребенок лучше развивается и стремиться к знаниям. Достаточно интересные и правильно составленные вопросы сыграли, пожалуй, главную роль в заинтересованности аудитории в самом конкурсе».

 

Шашкова Ирина: «Мне хочется сказать большое спасибо организаторам данного конкурса. Конкурс оказался познавательным и очень интересным. В ходе работы я не только посмотрела интересный фильм о событиях из истории нашего государства, но ещё узнала много новой информации. Например, о том, что первые электростанции планировали построить ещё в конце 19 века. Запущены были впервые Каширская ГРЭС в 1922 году, Волховская ГЭС в 1926 году, а работа на Шатурской ГРЭС велась даже в период Гражданский войны, когда в любой момент можно было ожидать нападения белогвардейцев».

 

С уважением, 

координатор проекта Горбунова М.А.

АРХИВ КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОЛАБИРИНТ»

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Друг мой, Колька!..» (13.01.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Служили два товарища» (07.05.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Коммунист» (24.12.2014)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Завтра была война» (07.04.2015)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Горячий снег» (16.06.2015)

Исторический кинолабиринт. Художественный фильм «Подранки» (20.12.2015)

Яндекс.Метрика